Научная статья на тему 'МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гимнастки / художественная гимнастика / компонентная методика / групповые упражнения / специфические группы трудности / gymnasts / rhythmic gymnastics / component technique / group exercises / specific groups of difficulty

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Маргарита Александровна, Болотин Александр Эдуардович, Быстрова Инна Валентиновна

Обоснована многокомпонентная методика обеспечения надежности действий гимнасток при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях. Установлено, что обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике в значительной степени зависит от уровня технической, физической, психологической готовности спортсменок. Отмечено, что первостепенное внимание должно уделяться отбору в команду по показателям совместимости, композиционной и танцевально-двигатель-ной подготовленности гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удалова Маргарита Александровна, Болотин Александр Эдуардович, Быстрова Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICOMPONENT METHOD OF ENSURING RELIABILITY WHEN PERFORMING GROUP EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

It was established that ensuring reliability when performing specific groups of difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics largely depends on the level of technical, physical, psychological readiness of athletes. At the same time, great attention should be paid to the selection of gymnasts for compatibility indicators, compositional and dance-motor training. This indicates the need to use a component technique to ensure reliability when performing specific groups of difficulty in group exercises, which allows you to qualitatively prepare athletes for competitions.

Текст научной работы на тему «МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.41 001: 10.24411/2305-8404-2021-10219

МНОГОКОМПОНЕНТНАЯ МЕТОДИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

М.А. Удалова, А.Э. Болотин, И.В. Быстрова

Обоснована многокомпонентная методика обеспечения надежности действий гимнасток при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях. Установлено, что обеспечение надежности при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике в значительной степени зависит от уровня технической, физической, психологической готовности спортсменок. Отмечено, что первостепенное внимание должно уделяться отбору в команду по показателям совместимости, композиционной и танцевально-двигательной подготовленности гимнасток.

Ключевые слова: гимнастки, художественная гимнастика, компонентная методика, групповые упражнения, специфические группы трудности.

MULTICOMPONENT METHOD OF ENSURING RELIABILITY WHEN PERFORMING GROUP EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Udalova M.A., graduate student, margosha [email protected], Russia, St. Petersburg, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen,

Bolotin A.E., doctor of pedagogical sciences, professor, a [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Bystrova I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, honored coach of Russia, [email protected], Russia, St. Petersburg, Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

It was established that ensuring reliability when performing specific groups of difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics largely depends on the level of technical, physical, psychological readiness of athletes. At the same time, great attention should be paid to the selection of gymnasts for compatibility indicators, compositional and dance-motor training. This indicates the need to use a component technique to ensure reliability when performing specific groups of difficulty in group exercises, which allows you to qualitatively prepare athletes for competitions.

Key words: gymnasts, rhythmic gymnastics, component technique, group exercises, specific groups of difficulty

Удалова Маргарита Александровна, аспирант, margosha1991 [email protected]., Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Болотин Александр Эдуардович, д-р пед. наук, проф., a [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Быстрова Инна Валентиновна, канд. пед. наук, доц., заслуженный тренер России, babo4ka65 @mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В настоящее время студенческий спорт в значительной степени зависит от профессионального мастерства преподавателей по физической культуре вузов [1, 2, 4]. Это касается в полной мере и художественной гимнастики. На современном этапе развития групповых упражнений по художественной гимнастике преобладает тенденция к усложнению композиций.

При этом важной задачей тренировочного процесса является обеспечение надежности в ходе выполнении специфических групп трудности в группо-

вых упражнениях на соревнованиях. Это вызвано целым рядом причин: острейшей конкуренцией на международной арене, ростом сложности и технического мастерства гимнасток, увеличивающих вероятность появления ошибок и причин их возникновения. Все это приводит к срывам в экстремальных условиях соревнований.

Для того чтобы обеспечить стабильность выполнения бросковых действий с предметом и последующей его ловли, необходимо было выявить основные компоненты, обеспечивающие надежность выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике. В ходе опроса 37 специалистов, специализирующихся в групповых упражнениях, нами были выявлены эти компоненты (рис. 1).

Компоненты надежности исполнения специфических групп трудности

Техническая подготовленность гимнасток

Физическая подготовленность гимнасток

Психологическая подготовленность гимнасток

Отбор в команду по показателям совместимости

Композиционная подготовка (схема построений специфических групп)

Танцевально-двигательная подготовленность гимнасток

Рис. 1. Компоненты обеспечения надежности специфических

групп трудности

Специалистами было отмечено, что на обеспечение надежности перебросок и сотрудничеств в первую очередь влияет техническая и физическая готовность гимнасток [3]. Это, в свою очередь, обусловливает высокую значимость данных видов подготовки, так как уровень развития технического мастерства и физических качеств создает реальную возможность для повышения ценности композиции, это обеспечивает виртуозное владение «предметом» и «телом» с максимальным проявлением координационных способностей.

Грамотная композиционная подготовка также обеспечивает успешность выполнения перебросок и сотрудничеств. Специалистам важно понимать, какие построения и перемещения гимнасток и предметов будут способствовать результативному исполнению группового упражнения.

По мнению респондентов, большое внимание должно уделяться танцевально-двигательной подготовке гимнасток. Это в свете «новых» требований также имеет огромное значение для обеспечения надежности выступлений на соревнованиях, так как все перемещения во время исполнения бросковых действий с предметом следует исполнять не просто в беге или шагом. Рассмотрим подробнее основные компоненты надежности, выявленные в ходе опроса специалистов.

Первый компонент надежности - техническая готовность спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях. Одним из показателей стабильности перебросок и сотрудничеств может служить сопоставление суммарного количества выполненных групп трудности за одну соревновательную комбинацию с количеством потерь предмета на каждой технической группе. В основном ошибки возникают в момент выполнения броска вследствие некорректного технического исполнения.

Для совершенствования техники и повышения надежности выполнения специфических групп трудности нами были разработаны следующие рекомендации:

1. Для создания двигательного умения в начале подготовки соревновательной комбинации следует увеличивать объем бросковых действий с предметом в соответствии с «критериями» и их разновидностью в тренировке до 10-30 повторений. Следует обращать внимание на технику выполнения двигательных действий с предметом и без него. Добиваться правильного выполнения. Количество повторений может значительно превосходить заданное.

2. Для создания двигательного навыка применять схему подготовки «от 3 из 3, 5 из 5, 10 из 10 до 20 из 20». Данная схема подразумевает выполнение отдельной группы трудности подряд, без потери предмета, в заданном количестве. Если происходит потеря предмета, а количество правильных выполнений не достигло заданного, то повторение начинается сначала. На данном этапе стабильность исполнения обеспечивается также при работе в соединениях с другими группами трудности композиции. Соревновательная комбинация делится на части: от 5-6 до 2. Количество «прогонов» частей и целостной композиции зависит от степени физической и технической подготовленности гимнасток. Важно качественное выполнение, необходимо учитывать построения, синхронность, перестроения и темп, ритм, а также сводить к минимуму потери предмета. Кроме того, необходим учет информации о количестве и характере допускаемых ошибок и способах их устранения.

3. Для создания устойчивого двигательного навыка используются схема «от 10 из 10 до 20 из 20» повторений. Количество частей упражнений сокращается до 3-2. Основное внимание уделяется соревновательной комбинации ее целостному и качественному исполнению. Для успешности выполнения композиции на соревнованиях используется технология на определенное количество повторений (от 5 до 15 «прогонов») и технология по схеме «от 3 из 3 до 5 из 5». По истечении тренировочного процесса учитываются ошибки, совершенные в ходе многократного повторения соревновательной композиции за тренировку. В заключительной части тренировочного процесса продолжается работа над стабильностью наиболее отстающих в исполнении специфических групп трудности в соревновательной композиции путем повторения по схеме «от 5 из 5 до 10 из 10». Выполнение упражнений осуществляется на фоне утомления.

Второй компонент надежности - физическая готовность спортсменок, специализирующихся в групповых упражнениях. Для успешности выполнения перебросок и сотрудничеств в тренировочном и соревновательном процессах основное значение приобретают физические качества спортсменок, выступающих в групповых упражнениях по художественной гимнастике [3, 5, 8]. Содержание групповых упражнений насыщено сложно координационными элементами «тела» и «предмета», требующими проявления высоких физических кондиций.

Успешность выполнения упражнения определяется способностью сохранять равновесие в различных по сложности условиях, а также способностью изменять движения при смене положений тела в пространстве, высокой частотой двигательных координаций, сменой силы и скорости мышечных сокращений, требующих от двигательного аппарата мгновенной скорости информационного анализа.

Пространственная точность играет решающую роль при выполнении перебросок и сотрудничеств. Все движения должны выполняться автоматизирована. Работа с различными предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами, лентой) оказывает влияние на развитие тактильных ощущений, которые в совокупности с сенсорными системами (анализаторами) являются основой проприоцептивной чувствительности.

Третьим компонентом в обеспечении надежности является психологическая готовность гимнасток к выполнению специфических групп трудности, особенно в условиях соревнований. Существенным является вопрос о том, что представляют в психологическом плане процессы саморегуляции высшей нервной деятельности [6, 7].

Зачастую выполнение данных технических групп заметно усложняется на фоне раздражителя, будь то разлад в межличностных отношениях между гимнастками в команде, в борьбе за лидерство между командами, в случае неудачного выступления с первым видом многоборья, а также на фоне утомления. В этой связи важными являются проявления волевых усилий. Волевые усилия многообразны, как многообразны и конкретные проявления воли, получившие название волевых качеств.

С целью выявления основных черт, характеризующих надежность выполнения специфических групп трудности у гимнасток, выступающих в групповых упражнениях, было проведено анкетирование. Были опрошены тренеры гимнасток, выступавших на чемпионате вузов г. Санкт-Петербурга, а также студентки Института физической культуры и спорта Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Всего было опрошено 37 респондентов.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось (табл. 1 и 2), что для личности гимнастки, в первую очередь, характерны следующие качества (по значимости): активность и наблюдательность, организованность, настойчивость и трудолюбие, целеустремленность, решительность и сообразительность, самостоятельность. В меньшей степени респонденты отметили смелость, коммуникабельность и справедливость.

Таблица 1

Волевые качества гимнасток, влияющие на надежность выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях по художественной гимнастике, балл

Волевые качества Оценка в баллах (5 - высший балл)

1. Активность 4,4

2. Наблюдательность 4,4

3. Организованность 4,3

4. Настойчивость 4,3

5. Трудолюбие 4,3

6. Целеустремленность 4,0

7. Решительность 4,0

8. Сообразительность 4,0

9. Самостоятельность 3,6

10. Смелость 3,3

11. Коммуникабельность 3,3

12. Справедливость 3,2

Таблица 2

Характеристики гимнасток для успешного выполнения специфических групп трудности в групповых упражнениях

Характеристики гимнасток Оценка в баллах (5 - высший балл)

1. Частота выступлений на соревнованиях 4,70

2. Опыт 4,85

3. Стабильность на выступлениях 5,00

4. Умение ориентироваться по ситуации 3,00

5. Способность «выручать» партнеров по команде 2,30

Также из результатов анкетирования следует, что успешность выполнения перебросок и сотрудничеств гимнасткам характеризуется частотой выступлений на соревнованиях, опытом, стабильностью на выступлениях, умением ориентироваться по ситуации, способностью «выручать» партнеров по команде.

Из табл. 1 и 2 видна картина распределения ответов респондентов в процессе анкетирования. Было выявлено, что наибольшее влияние оказывают активность и наблюдательность (4,4 балла). Не менее значимым качеством в результате анкетирования респонденты отметили организованность, настойчивость и трудолюбие (4,3 балла).

В итоге самыми главными волевыми качествами гимнасток выделены активность и наблюдательность - по 4,4 балла. Менее значимым качеством является организованность, настойчивость и трудолюбие - по 4,3 балла. Среднее влияние оказывают такие качества, как сообразительность, решительность, целеустремленность - по 4 балла, самостоятельность - 3,6 балла. Меньше всего влияет на надежность выполнения специфических групп трудности коммуникабельность, смелость - по 3,3 балла и справедливость - 3,2 балла.

Самыми главными характеристиками гимнасток в групповых упражнениях являются стабильность на выступлениях и опыт - 5,00 и 4,85 балла соответственно. Затем следуют такие черты, как частота выступлений на соревнованиях - 4,7 балла. Самое низкое влияние оказывают умение ориентироваться по ситуации и способность «выручать» партнеров по команде - 3 и 2,3 балла соответственно.

Таким образом, в целях повышения надежности гимнастки должны обладать высокой степенью стабильности на выступлениях, как можно чаще принимать участие в соревнованиях, уметь ориентироваться в сложившейся обстановке. Гимнастки, выступающие в групповых упражнениях, должны обладать отличительной особенностью «выручать» партнера по команде в ходе выполнения соревновательной композиции.

Четвертым компонентом в обеспечении надежности является отбор гимнасток в команду. Отбор гимнасток в команду по групповым упражнениям является важным этапом, который предопределяет судьбу успешных выступлений. Каждая гимнастка является в первую очередь личностью, у которой имеются сильные и слабые стороны. Задача тренера найти эти достоинства и использовать их для компенсации недостатков других членов команды, тем самым сбалансировать способности команды на высоком уровне и повысить надежность исполнения упражнений. Основополагающим требованием к комплектованию команды является совместимость показателей спортсменок.

Основным показателем считается двигательная совместимость, которая определяется высокой степенью врабатываемости группы, сплоченностью, синхронностью двигательных действий, быстротой овладения

двигательными навыками и высокой степенью координации движений. Однако для того чтобы команда в процессе тренировок овладела высокой степенью двигательной совместимости, на стадии отбора гимнасткам необходимо обладать должным уровнем подготовленности, а также быть схожими по антропометрическим и морфофункциональным показателям.

В целях обеспечения надежности специфических групп трудности в тренировочной и соревновательной деятельности необходимо было определить основные показатели подготовленности гимнасток при отборе в команду по групповым упражнениям. Нами были опрошены 20 тренеров высокой квалификации г. Санкт-Петербурга, которые специализируются в групповых упражнениях. По результатам опроса были выявлены показатели надежности, а также определено процентное соотношение по значимости их применения в комплектовании команды для групповых упражне -ний (рис. 2).

□ техническая подготовленность

□ физическая подготовленность

□ психологическая подготовленность

□ танцевально-двигательная подготовленность

□ антропометрические и морфофункциональные показатели

□ показатели артистизма и выразительности

В ходе опроса было установлено, что тренеры при отборе в команды основное внимание уделяют технической (30 %) и физической подготовленности (25 %) гимнасток. Немалое значение приобретает психологическая подготовленность (20 %). Среднее влияние на комплектование команды оказывают антропометрические и морфофункциональные показатели и показатели танцевально-двигательной подготовленности (по 10 %), самое низкое - показатели артистизма и выразительности движений (5 %).

Рис. 2. Показатели надежности при отборе в команду гимнасток для групповых упражнений

Таким образом, было установлено, что для обеспечения надежности при отборе в команду по групповым упражнениям гимнастки должны обладать высоким уровнем физической и технической подготовленности, чем выше техническая и физическая подготовленность спортсменок, тем реалистичней становится возможность увеличивать ценность композиции. Гимнастки должны быть психологически устойчивыми к внешним факто -рам, схожими по антропометрическим и морфофункциональным показателям, способными к реализации любых композиционных и музыкальных решений при выборе стиля композиции.

Пятым компонентом в обеспечении надежности является композиционная подготовка. Чтобы обеспечить стабильность выполнения специфических групп трудности, тренерам и хореографам - постановщикам, необходимо учитывать композиционные особенности. К ним относятся построения и перестроения, различные динамические передвижения гимнасток. Следует учитывать разнородность и однородность предметов, а также их распределение между гимнастками и перемещение в полете. Современные правила соревнований предъявляют высокие требования к исполнению перебросок и сотрудничеств. В ходе проведенного видеоана -лиза были выявлены основные варианты исполнения перебросок и сотруд-ничеств в ходе выполнения соревновательной комбинации (табл. 3).

Таблица 3

Варианты исполнения перебросок

№ п/п Типы перебросок Способ исполнения

1 По типу броска и ловли предмета в соответствии с «критериями» - бросок и ловля на полу; - выполнение с броском или ловлей элемента тела ББ ценностью 0,10; - один элемент вращения во время броска или полета предмета; - бросок и ловля без зрительного контроля; - проход в предмет; - ловля в перекат; - бросок и ловля без помощи кистей и рук; - ловля во вращение предмета; - броски предмета в различных плоскостях; - ловля после отбива. - броски и ловля предмета, характерные для каждого предмета

2 По дальности полета предмета - от 6 м; - менее 6 м

3 По типу полета предмета - с пересечением траектории полета предмета; - без пересечения траектории полета предмета

Окончание табл. 3

№ п/п Типы перебросок Способ исполнения

4 По типу построений - диагональные; - вертикальные; - горизонтальные; - круговые; - Т-образные; - крестообразные; - угловые; - сложные построения

5 По типу коллективного движения - синхронные; - асинхронные (поточные, в подгруппах), 3+2, 2+2+1

6 По типу броска и ловли на месте и в движении - бросок или ловля в построении; - бросок или ловля в перемещении

По результатам опроса специалистов в групповых упражнениях, респонденты отметили, что наибольшей надежностью обладают переброски, выполненные без передвижения в парах и тройках, без пересекаемой траектории полета предмета. Данные переброски могут выполняться как единовременно, так и асинхронно. Следует отметить, что при выполнении броскового действия со сложной плоскостью предмета в парах следует избегать. Возможность столкновения предметов возрастает. Выполнять такую переброску следует по правому «коридору» выше или ниже.

Следующими по сложности являются переброски, выполняемые одновременно в построениях «конверт», «дом», «стрела», «диагональ», «3+2», «4+1» без пересекаемой траектории полета предметов. Сами по себе такие переброски просты в исполнении, но, как правило, они усложняются «критериями», такими, как бросок без помощи рук или без зрительного контроля, а также используют такой «критерий» сложности, как динамическое вращение во время «летящего» предмета. При ловле предметов также используются дополнительные «критерии». Чем больше «критериев» используется в переброске, тем сложнее она становится, в этом и заключается трудность выполнения данных типов перебросок. Как правило, на обеспечение стабильности таких перебросок уделяется наибольшее количество времени и сил.

Переброски с одновременным броском и ловлей предмета, а также с пересекаемой траекторией полета «звезда», «угловая», «Т-образная» респонденты определили как наиболее трудные, их сложность заключается в единовременном исполнении броскового действия с предметами всеми 5 гимнастками. Также необходимо соблюдать определенную высоту и «коридор» полета предметов. Как правило, в таких перебросках исполь-

зуют «критерий» сложности с броском или ловли элемента тела БЭ ценностью 0,10, а также ловли предмета, характерный для каждого предмета.

Наиболее сложными по исполнению были выявлены переброски «в передвижении». В таких перебросках используются «критерии» сложности с вращением во время «летящего» предмета и ловли предмета во вращении. Использование «критериев» в таких перебросках минимально, это обусловлено выполнением броскового действия с предметом на «точку», где впоследствии на ловле будет находиться гимнастка, принимающая предмет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе развития групповых упражнений художественной гимнастики варианты исполнения сотрудничеств весьма многообразны (табл. 4). Элементы сотрудничества с физическим контактом или без него - это те элементы, где успех каждой гимнастки зависит от ее хорошей координации действий с партнером (например, проход через движущийся предмет партнёра или под ним).

Таблица 4

Варианты исполнения сотрудничеств

№ п/п Типы сотрудничеств Способ исполнения

1 По базовой ценности оценивания - с динамическим вращением; - без динамического вращения

2 По способу взаимодействия с предметом - броском; - перекатом; - отбивом; - скольжением

3 По количеству брошенных и пойманных предметов за один бросок и ловлю - бросок 2-х, 3-х, 4-х предметов одновременно; - ловля 2-х и более предметов одновременно

4 По способу контактного взаимодействия между гимнастками - в поддержках; - прохождением над, под гимнасткой

5 По способу без контактного взаимодействия между гимнастками - проход в летящий предмет; - прохождением над, под, в удерживаемый предмет

6 По типу коллективного движения - синхронные; - асинхронные (поточные, в подгруппах)

7 По типу бросковых действий - индивидуальные бросовые действия; - различные бросковые действия с партнером

8 По типу броска и ловли предмета в соответствии с «критериями» - без помощи кистей и рук; - без зрительного контроля

Элементы сотрудничества определяются четкими правилами исполнения:

- в сотрудничестве должны принимать участие все пять гимнасток, как в группе, так и в подгруппах. Если хоть одна гимнастка не приняла участие во взаимодействии, сотрудничество не засчитывается. Взаимодействие может быть как между гимнастками, так и с предметом;

- элементами сотрудничества считаются взаимодействия с динамическим вращением, так и без него. При этом в сотрудничествах без динамического вращения должно быть определенное количество передач предмета, и они должны отличаться по характеру движения (бросок, отбив, перекат, скольжение);

- сотрудничества могут выполняться в поддержках, у которых существуют свои требования.

В ходе проведения опроса специалистов, мы выявили наиболее часто встречающиеся варианты исполнения сотрудничеств. Они схожи по типологическим характеристикам, но у каждого из них есть свои особенности, способы исполнения, проявляющиеся в количествах бросковых действий с предметами, по количествам «критериев», входящих в сотрудничество, по различным вариантам построений и перестроений, а также различным динамическим вращениям.

В результате проведенного опроса специалистов в групповых упражнениях было выявлено, что наибольшей надежностью обладают сотрудничества, выполняемые без динамического вращения, так как в данных сотрудничествах передачи предмета могут быть выполнены различными по характеру движениями. Они просты и выполняются без по -тери зрительного контроля над предметом.

Следующими по надежности из сотрудничеств специалисты выделили взаимодействия, выполняемые индивидуально в группе или подгруппах над, под гимнасткой(ми) или удерживаемым предметом. Бросковое действие регулируется самой гимнасткой, выполняющей динамическое вращение.

Сотрудничества с входом в удерживаемый предмет требуют от гимнасток, выполняющих динамическое вращение, умения подстраиваться под параметры предмета (умение группироваться, уменьшать или увеличивать амплитуду движений) и учитывать месторасположение гимнастки удерживающей предмет. Средней трудности исполнение специалисты отметили сотрудничества с динамическим вращением на поддержке, которое выполняется в группе или подгруппах, с индивидуальным броском или с различными бросковыми действиями партнера. Данные сотрудничества требуют проявления силовых способностей и выносливости, создания оптимальной техники исполнения, акробатической подготовленности гимнасток, а также точности исполнения движений.

Особо трудными взаимодействиями, по мнению специалистов, были сотрудничества с входом в «летящий» предмет и последующим динамическим вращением. Базовая ценность наивысшая. Такие сотрудничества отличаются высокой точностью движений и пространственной ориентировкой. Успешность выполнения зависит от броского действия партнера, если предмет брошен на неправильную высоту или направление броска сильно искажено, это сильно усложняет реализацию сотрудничества. Гимнастка, выполняющая динамическое вращение, сильно рискует не только баллами, но и здоровьем. Данные сотрудничества выполняют гимнастки, обладающие высоким уровнем технической и физической подготовленности.

Шестым компонентом в обеспечении надежности является танцевально-двигательная подготовка. Все двигательные действия, построения и перестроения в групповых упражнениях должны сочетаться с музыкальным сопровождением. Композиционное содержание определяется двигательными действиями гимнасток как с обменом предмета, так и без него, соединениями, их количеством и качеством, рискованностью, оригинальностью и четкостью исполнения. Танцевальные направления, в которых можно развивать двигательные способности, весьма разнообразны, к ним относятся народно-характерные танцы, эстрадные, современные и уличные танцы.

Правильно организованная танцевально-двигательная подготовка способствует формированию чувства ритма, выразительности движений у гимнасток, умению «слышать» музыку и творчески подходить к созданию образности композиции. Важную роль играет качество постановки группового упражнения, где оцениваются позы, связующие различные движения, элементы различной трудности, а также умение произвести впечатление на зрителей.

Выводы.

1. На основании результатов проведенных исследований была обоснована многокомпонентная методика для обеспечения надежности действий гимнасток при выполнении специфических групп трудности в групповых упражнениях.

2. Было установлено, что в первую очередь на обеспечение надежности влияет техническая и физическая готовность гимнасток. Это, в свою очередь, обусловливает высокую значимость данных видов подготовки, так как уровень развития технического мастерства и физических качеств создают реальную возможность для повышения ценности композиции.

3. Немаловажное внимание должно уделяться психологической подготовке, так как именно психологическая стабильность и проявление волевых усилий спортсменок способны обеспечить надежность выполнения специфических групп трудности вне стандартной ситуации.

4. Большое внимание следует уделять определению основных показателей подготовленности гимнасток при отборе в команду. Было установлено, что именно этот факт переопределяет судьбу успешных выступлений гимнасток на соревнованиях.

5. Для обеспечения стабильности выполнения специфических групп трудности необходимо учитывать композиционные особенности. К ним относят построения и перестроения, различные динамические передвижения гимнасток. При этом следует уделять внимание разнородности и однородности предметов, их распределению между гимнастками.

6. В ходе исследований была установлена значимая роль танцевально-двигательной подготовленности для эффективного перемещения гимнасток во время исполнения бросковых действий. Все действия с предметом следует исполнять не просто в беге или шагом, а именно в характере и стиле композиции. Для достижения наивысшего результата от гимнасток требуется передача идеи композиционной постановки и создания эмоционально-двигательного образа, который будет вызывать у зрителей сопереживание и восхищение.

Список литературы

1. Бактарев В.Х., Орлова Н.В. Особенности использования средств атлетической гимнастики в условиях учебного процесса по физическому воспитанию в вузах // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 52 (83). С. 12-14.

2. Болотин А.Э., Караван А.В. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 36-38.

3. Быстрова И.В. Технология моделирования перебросок в художественной гимнастике относительно рисунка перемещения предметов в пространстве // Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 328-330.

4. Кузьмина Ю.Б., Удалова М.А. Развитие творческого потенциала личности студентов педагогического университета на занятиях ритмической гимнастикой // Герценовские чтения: сб. материалов межвуз. науч. -практ. конф. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 134-136.

5. Ларионова Г.П., Горская И.Ю., Мартынова А.С. Методика физической подготовки девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, с учетом морфологических различий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 283-287.

6. Русакова Н.Г. Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 661-663.

7. Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. М.: Спорт, 2018. 287 с.

8. Bakayev V., Bolotin A. Differentiated training model for marathon runners on building tempo and speed endurance based on the types of energy metabolism // Sport Mont. 2020. № 18 (3). Р. 31-34.

References

1. Baktarev V.H., Orlova N.V. Osobennosti ispol'zovaniya sredstv atleticheskoj gim-nastiki v usloviyah uchebnogo processa po fizicheskomu vospitaniyu v vuzah [Features of the use of athletic gymnastics means in the educational process of physical education in universities] // Novaya nauka: opyt, tradicii, innovacii [New science: experience, traditions, innovations]. 2016. No. 5-2 (83). P. 12-14.

2. Bolotin A.E., Karavan A.V. Pokazateli, opredelyayushchie vysokuyu effektivnost' deyatel'nosti prepodavatel'skogo sostava kafedr fizicheskogo vospitaniya [Indicators that determine the high efficiency of the teaching staff of the departments of physical education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2015. No. 9. P. 36-38.

3. Bystrova I.V. Tekhnologiya modelirovaniya perebrosok v hudozhestvennoj gim-nastike otnositel'no risunka peremeshcheniya predmetov v prostranstve [The technology of modeling a transfer in rhythmic gymnastics in relation to the pattern of moving objects in space] // Modern gymnastics: problems, trends, prospects: materials of the XI Intern. scientific-practical conf. SPb.: RGPU im. A.I. Herzen, 2015. P. 328-330.

4. Kuz'mina Yu.B., Udalova M.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti stu-dentov pedagogicheskogo universiteta na zanyatiyah ritmicheskoj gimnastikoj [Development of the creative potential of the personality of students of the pedagogical university in the classroom of rhythmic gymnastics] // Herzen's readings: collection of articles. materials of interuniversity. scientific-practical conf. SPb.: RGPU im. A.I. Herzen, 2019. P. 134-136.

5. Larionova G.P., Gorskaya I.Yu., Martynova A.S. Metodika fizicheskoj podgotovki devochek 6-8 let, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj, s uchetom morfologi-cheskih razlichij [Methodology of physical training of girls 6-8 years old, going in for rhythmic gymnastics, taking into account morphological differences] // Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2020. No. 3 (181). P. 283-287.

6. Rusakova N.G. Rol' fizicheskoj kul'tury v formirovanii osnovnyh kachestv i svojstv lichnosti [The role of physical culture in the formation of basic qualities and personality traits] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. No. 2 (136). P. 661-663.

7. Safonov V.K. Psihologiya sportsmena: slagaemye uspekha [Athlete psychology: components of success]. M.: Sport, 2018. 287 p.

8. Bakayev V., Bolotin A. Differentiated training model for marathon runners on building tempo and speed endurance based on the types of energy metabolism // Sport Mont. 2020. № 18 (3). R. 31-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.