Тест КГ ЭГ
До (M±m) После (M±m) До (M±m) После (M±m)
EQ УправСвоиЭмоц 9,1±1,4 9,1±1,5 9,5±1,4 13,3±0,7
EQ СамоМотивация 5,7±0,7 6,1±0,9 5,8±0,7 9,8±0,7
EQ Эмпатия 8,7±1,1 9,4±1,0 8,6±1,0 13,0±0,8
EQ УправЧужЭмоц 1,4±1,4 2,1±1,4 1,6±1,4 8,2±1,2
EQ Сумм 29,4±2,7 31,3±2,9 30,4±2,7 52,4±3,2
16PF С эмоц/устойч 6,8±0,6 6,2±0,6 6,8±0,6 7,6±0,5
16PF О тревожность 7,5±0,6 7,8±0,6 7,6±0,6 5,2±0,7
16PF Q4 напряжён. 9,1±0,6 9,1±0,5 9,1±0,6 7,1±0,6
СитуатТревожн (20) 40,5±2,1 41,0±1,9 40,3±2,0 22,9±0,7
СитуатТревожн (5)* 10,8±0,4 9,8±1,0 10,7±0,4 4,9±0,8
Результативность 52,0±8,1 52,9±4,9 53,8±7,8 76,3±6,7
ИОР х 100 (%) 100,2 107,7
ИОР (интегральная оценка работоспособности) вычисляется по формуле:
ИОР = 0,200(КЧСМбелДО/КЧСМбелПОСЛЕ) + 0,206(ССМРдо/ССМРпосле) + 0,125(ЧССдо/ЧССпосле) + 0,092(ПАДдо/ПАД/после) + 0,185(Тдо/Тпосле)+ 0,192^С170до^С170после)
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предлагаемая система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров может быть использована для управления функциональным состоянием организма спортсменов, повышая как умственную, так и физическую работоспособность, а так же корректируя психологическую готовность к поединку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Брайент Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 428 с.
REFERENCES
1. Kretti, B.J. (1978), Psychology in modern sport, Physical Culture and Sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2015.
УДК 796.412:159.9
ОЦЕНКА ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ СПОРТСМЕНОК
Екатерина Александровна Пантелеева, соискатель, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье представлены результаты педагогического исследования и разработки методики учебно-тренировочного процесса для спортсменок (12-14 лет), выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики. По анализу литературных данных сформулированы специфика групповых выступлений, особенности отбора спортсменок и составления групповых композиций. Выделены основные психологические требования при подготовке гимнасток. Сформулированы задачи исследования и перечень используемых методов исследования. Приведено содержание этапов педагогического эксперимента. Эффективность разработанной методики тренировок подтверждена результативными групповыми выступлениями на отечественных и зарубежных соревнованиях по художественной гимнастике.
Ключевые слова: групповая сплоченность, художественная гимнастика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p236-239
ASSESSMENT OF ESTIMATED PRODUCTIVITY OF THE YOUNG GYMNASTS' PERFORMANCE IN GROUP EXERCISES ACCORDING TO PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF SPORTSWOMEN
Ekaterina Aleksandrovna Panteleeva, the competitor, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka
Annotation
The results of pedagogical research and development of the methodology of educational and training process for the sportswomen (12-14 years) acting in group exercises of rhythmic gymnastics are presented in article. According to the analysis of literary data the features for selection of sportswomen and drawing up the group compositions have been formulated including the specifics of group performances. The main psychological requirements have been allocated when training gymnasts. The research tasks and the list of the used research methods are formulated. The content of stages of the pedagogical experiment is provided. Efficiency of the developed technique for the trainings is confirmed with the productive group performances at domestic and foreign competitions in rhythmic gymnastics.
Keywords: group unity, rhythmic gymnastics.
ВВЕДЕНИЕ
Групповые упражнения в художественной гимнастике (с момента своего появления в 1967 году) - наиболее эмоционально зрелищный и сложный вид соревнований. Групповые выступления в художественной гимнастике существенным образом отличаются от упражнений в личном первенстве. Участницам групповых соревнований приходится сдерживать свое эго, так как все члены команды действуют на равных и коллективно решают каждую двигательную задачу, удерживая одинаковый темп и ритм. Переброски предметов гимнастками являются обязательными элементами программы и позволяют создать красивое высокотехничное зрелище. Индивидуальная ответственность каждой из пяти спортсменок сильно возрастает. Под сотрудничеством в групповых упражнениях принято понимать согласованную синхронную или асинхронную работу пяти гимнасток, когда они находятся в непосредственном контакте друг с другом или в контакте через предмет (двигательные контактные взаимодействия), а так же перемещаются в различных направлениях, перестроениях или типах перемещений [1]. Личные качества гимнасток определяют возможность полноценно работать в группе. Групповые упражнения по сравнению с одиночными выступлениями требуют индивидуального отбора гимнасток по дополнительным критериям. Эффективность учебно-тренировочного процесса определяется качеством отбора гимнасток. Результативность выступления в групповых упражнениях построена на основе сотрудничества пяти гимнасток. В связи с этим в групповых упражнениях принципиально важным является равенство гимнасток по технической подготовленности, уровню физической подготовленности, антропометрическим и морфофункциональным показателям, способности работать в коллективе, согласовывать свои действия с партнерами [1]. Для полноценной групповой работы гимнасткам нужно развивать ряд качеств: умение чувствовать партнеров и быть частью команды, ответственность, коммуникабельность, самообладание, решительность, внимание, дисциплинированность, целеустремленность, стремление к победе, неуёмное трудолюбие.
Проблема эффективной совместной деятельности спортсменок в командах групповых упражнений в настоящее время изучена недостаточно. Актуальным является обоснование совместимости спортсменок как ключевого фактора при комплектовании команд групповых упражнений художественной гимнастики, что во многом бы способствовало решению задачи повышения результативности их соревновательной деятельности [1]. Индивидуально-психологические особенности личности гимнасток (тип темперамента, направленность психики, эмоциональная устойчивость, тревожность), ценност-
но-ориентационное единство и сплоченность группы на поведенческом уровне, позитивная оценка эмоциональных отношений в группе имеют особое значение для работы в групповых упражнениях [1]. Уровень дружелюбия, альтруизма, стремления к сотрудничеству, низкая агрессивность, отсутствие склонности к доминированию над другими определяет психологическая совместимость гимнасток в групповых упражнениях.
ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования являлось выяснение уровня сплоченности гимнасток 12-14 лет, выступающих в групповых упражнениях. Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Групповую сплоченность можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов [2]. Значительно проще сделать это с помощью методики с использованием теста Сишора. Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). Уровни групповой сплоченности: 15,1 баллов и выше - высокая; 11,6+15 балла - выше средней; 7+11,5 - средняя; 4+6,9 - ниже средней; 4 и ниже - низкая [2].
Исследования проходили в течение 2-х лет в 2 этапа на базе МОУ ДОД ДДЮТ г. Люберцы. Первое исследование было проведено в апреле 2013 года. Второе исследование проведено в апреле 2014 года. Две группы гимнасток в составе пяти основных и одной запасной гимнастки участвовали в тестировании.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты тестирования представлены в таблице. Результаты теста на групповую сплоченность Таблица 1
Нумерация гимнасток 1 1 1 2 | 3 1 4 5 1 6
Группа 1, апрель 2013 г.
Групповая сплоченность, баллы 1 12 | 11 | 11 1 11 15 1 15
Группа 2, апрель 2013 г.
Групповая сплоченность, баллы 1 7 | 9 | 11 1 12 14 1 15
Группа 1, апрель 2014 г.
Групповая сплоченность, баллы 1 12 | 12 | 15 | 16 16 1 15
Группа 2, апрель 2014 г.
Групповая сплоченность, баллы 1 12 | 12 | 15 | 11 15 1 12
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
По результатам соревнований в апреле 2013 г. лучший результат на Открытых областных соревнованиях «Цапелька» в городе Обнинск показала команда № 1, что и предполагалось в результате тестирования. По результатам соревнований в апреле 2014 г. по групповым упражнениям на Межрегиональном турнире «Владимирская весна» в городе Владимир выиграла команда № 2. Таким образом, можно предположить, что при прочих равных условиях (показатели технической и физической подготовленности), уровень сплоченности оказывает большое влияние на эффективность выступления гимнасток в групповых упражнениях. Спортсменки команды № 2 за год работы в одном составе стали более сплоченными по сравнению с 2013 г. Целенаправленная педагогическая работа тренера на увеличение сплоченности и специфический психологический настрой в команде принесли свои плоды. За год команда достигла большего успеха, что подтверждается результатами соревнований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нестерова, Т.В. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т.В. Нестерова, О.С. Кожанова // Физическое
воспитание студентов. - 2009. - № 1. - С. 32-34.
2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
REFERENCES
1. Nesterova, T.V. and Kozhanova, O.S. (2009), "Factor of the compatibility while completing teams in rhythmic gymnastics group exercises", Physical Education of Students, Vol. 1, pp. 32-34
2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuilov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups, Publishing House of Psychotherapy Institute, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2015.
УДК 796.011:159.9
МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Ольга Михайловна Стародубцева, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России Вячеслав Леонидович Татаренцев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения
Аннотация
Статья посвящена решению проблемы формирования мотивов к физкультурно-спортивной деятельности у студентов кинематографических профессий, поиска не только создания педагогических условий, но и поиска новых технологий повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, что в конечном итоге способствует формированию у них интереса к физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: технология, мотивация, деятельность, физическая культура, воспитания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p239-245
MOTIVATIONAL AND CONSUMERISM APPROACH TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Institute of Cinema and Television, Olga Mikhailovna Starodubtseva, the competitor, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia Vyacheslav Leonidovich Tatarintsev, the senior lecturer, St. Petersburg Institute of Cinema and Television
Annotation
The article is devoted to the solution of problems of formation of motives to sports activity among the students of cinematic professions, finding not only the creation of pedagogical conditions, but also the search for new technologies to increase the interest in the exercises, which ultimately contributes to the formation of their interest in sports activities.
Keywords: technology, motivations, activities, physical culture, education.
Интерес к проблеме внедрения гуманитарных технологий в педагогическую деятельность профессионального совершенствования специалистов обусловлен тем, что низкая мотивация педагогической деятельности до сих пор остается одной из актуальных