УДК 769.9
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СУДЕЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
В. З. Яцык, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики зимних видов, велосипедного спорта и спортивного туризма, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар,
А. Э. Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург,
Н. Н. Северин, доктор педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой подготовки, Белгородский юридический институт МВД РФ, г. Белгород,
А. В. Попов, аспирант, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: zvt kgufkst.ru
Достижение высокого качества судейства в современном мини-футболе невозможно без эффективной подготовки судейского корпуса. Практика показывает, что эффективность деятельности судей по мини-футболу во многом определяется физическим состоянием, способствующим полной реализации их профессиональных навыков и умений.
Проведенные исследования показали, что специфика деятельности судей по мини-футболу по обслуживанию игр определяет место самостоятельной физической тренировки в общей системе их подготовки. Знание этой специфики и учет ее особенностей позволили более четко планировать самостоятельную физическую тренировку с использованием индивидуальных заданий.
В ходе исследований было установлено, что в настоящее время существенно возросла психическая и физическая нагрузка на судей по мини-футболу. Поэтому большое значение должно придаваться поддержанию общей работоспособности судей по мини-футболу, а также развитию адаптации к неблагоприятным факторам судейской практики.
Использование специальных тренировочных средств играет важную роль в развитии не только физических качеств у судей, но и в повышении эффективности их судейской практики. Под влиянием больших физических нагрузок во время трени-
ровочных занятий происходило расширение резервных возможностей организма судей по мини-футболу, снижалось количество судейских ошибок. Все это положительно влияет на повышение эффективности и качества судейства в целом. С помощью индивидуальных заданий учитывались особенности переносимости физической нагрузки в ходе судейства, а также возраст и уровень физической готовности судей. Кроме того, использование индивидуальных заданий позволило судьям по мини-футболу целенаправленно и самостоятельно готовить себя к обслуживанию игр, а также к тестированию в ходе лицензирования.
Существенным компонентом модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу, влияющим на формирование их физической готовности, является разработка содержания индивидуальных заданий. Конечным результатом самостоятельной физической тренировки являлся высокий уровень физической готовности судей к обслуживанию игр.
Ключевые слова: индивидуальные задания; судьи по мини-футболу; самостоятельная физическая тренировка; физическая готовность.
Введение. Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной практики судей по мини-футболу свидетельствуют, что у каждого отдельного судьи переносимость физической нагрузки в
ходе судейства имеет свои особенности. Поэтому решению задачи повышения уровня физической готовности судей по мини-футболу с помощью индивидуализации тренировки уделялось первостепенное значение [8, с. 33].
Исследования показали, что специфика деятельности судей по мини-футболу по обслуживанию игр позволяет отнести большинство применяемых средств самостоятельной физической тренировки к специальной подготовке. Практически любое упражнение, развивающее скоростную выносливость, рассматривалось как специальное подготовительное средство самостоятельной физической тренировки. [1, с. 30, 4, с. 103]. Основной целью физического совершенствования судей по мини-футболу являлось достижение высокого уровня физической готовности к обслуживанию игр. Учитывалось, что низкая физическая готовность судей по мини-футболу является лимитирующим фактором для принятия правильных решений на площадке во время судейства игр. В связи с этим в ходе самостоятельной физической тренировки была увеличена доля тренировочных упражнений, способствующих более полной реализации физических возможностей судей по мини-футболу.
Учет индивидуальных особенностей, уровня развития специальных двигательных качеств, психологических свойств личности судей по мини-футболу приобретал особое значение в ходе проведения экспериментальной работы и самостоятельной физической тренировки [3, с. 40].
Для решения задачи повышения физической готовности судей к обслуживанию игр различного уровня, нами была предложена педагогическая модель самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий (рис.).
Цель исследования - определить эффективность разработанной педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей с использованием индивидуальных заданий.
Методы исследования. В процессе работы использовались следующие педагогические методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; обобщение спортивной практики судей по мини-футболу; тестирование физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния; педагогический эксперимент.
До проведения педагогического эксперимента были подобраны и разработаны контрольные упражнения и тестовые показатели, наиболее объективно оценивающие физическое состояние судей.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения эффективности разработанной педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей с использованием индивидуальных заданий был проведен сравнительный анализ уровня физической подготовленности судей по мини-футболу в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.
Требования к физической подготовленности судей
Цели физической подготовки судей по мини-футболу
Задачи физической подготовки судей по мини-футболу
Формирование знаний, умений и навыков проведения самостоятельной физической тренировки
Самостоятельная физическая тренировка как базовый компонент в системе подготовки судей
Средств
Методы
Закономерности, принципы самостоятельной физической тренировки
Основное содержание самостоятельной физической тренировки в ходе подготовки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий
Результат - уровень физической готовности судей по мини-футболу к обслуживанию игр, перенесению высоких физических нагрузок
Рис. Педагогическая модель самостоятельной физической тренировки судей но мини-футболу с использованием индивидуальных заданий
Таблица 1
Сравнительный анализ физической подготовленности судей по мини-футболу ЭГ и КГ в процессе педагогического эксперимента в баллах ( ±т)
Испытуе- Этапы эксперимента
мые 1 2 3
КГ (п = 28) 3,68±0,17 4,05±0,23 4,12±0,21
ЭГ (п = 28) 3,67±0,18 4,14±0,17 4,47±0,19
Использование индивидуальных заданий при адекватной физической нагрузке привело к существенному улучшению показателей уровня физического состояния судей по мини-футболу ЭГ, особенно после года занятий самостоятельной физической тренировкой. Наибольшее улучшение показателей уровня физического состояния у ЭГ судей по мини-футболу наблюдалось в выполнении бега на 400 метров, а также в беге приставными шагами на 40 м.
Еще большие изменения наблюдались у судей в координационной структуре движений бега по полю. Учитывалось, что бег по полю может быть разнонаправленным и со значительными ускорениями. Это отражалось на действии механизмов согласования мышечной активности. Установлено, что ва-
риативность отдельных элементов структуры движения в беге судей по мини-футболу по полю далеко не равнозначна. Это также учитывалось при организации самостоятельной физической тренировки и тестировании судей по мини-футболу. Поэтому в тестирование судей был включен бег приставными шагами на 40 м.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности судей по мини-футболу опытных групп до и после эксперимента (ЭГ и КГ по 28 чел.) ( х ± m)
Конкретная организационно-методическая направленность развития физических качеств базировалась на акцентированном воздействии на структуру движений судей, при беге по полю, а также на их скоростно-силовую подготовленность [5, с. 37]. Обязательными условиями в данном случае являлись: систематичность и непрерывность тренировочного процесса судей по мини-футболу. Следует подчеркнуть, что самостоятельная физическая тренировка судей по мини-футболу была ориентирована на процесс развития физических качеств. Это осуществлялось на основе последовательного варьирования физической нагрузки с учетом особенностей беговых действий на поле [1, с. 30]. В целом, в этом проявлялся общий подход к организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу экспериментальной группы.
В ходе самостоятельной физической тренировки тренировались те мышечные группы у судей по мини-футболу, которые в наибольшей степени были задействованы во время судейства игр [10, с. 174].
Подготовка судей по мини-футболу в беге строилась, прежде всего, на основе совершенствования скоростно-силовых качеств. При этом рассматривался компонентный состав скоростно-силовых качеств, отражающий такие специфические способности, как абсолютная быстрота движений, стартовая сила мышц, ускоряющая сила мышц при беге на короткие дистанции. Учитывалось также, что в своем развитии они относительно независимы друг от друга [1, с. 30; 2, с. 34; 3, с. 40; 4, с. 103; 5, 37; 6, с. 363; 10, с. 174].
В ходе исследований было установлено, что дея-
тельность судей по мини-футболу представляет собой сложное явление, требующее особого подхода и понимания. Это особый вид деятельности, сопряженный с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением. В настоящее время продолжается совершенствование правил судейства по мини-футболу. Современная темповая игра коренным образом изменила характер и условия деятельности судей по мини-футболу. Для многих судей по мини-футболу она приобрела черты активной деятельности, связанной с приемом и переработкой игровой информации, выработкой на ее основе правильных решений. Установлено, что деятельность судей по мини-футболу характеризуются по преимуществу скоростным передвижением по полю, где преобладают интеллектуальные, психологические и эмоциональные нагрузки.
Во время судейства игры и по ее окончании отмечались существенные изменения в центральной нервной системе судей по мини-футболу, которые выражались в снижении реакции на внешние раздражители. Скрытое время простой и сложной зрительной реакции под воздействием работы увеличилось в ЭГ на 22,1 %, в КГ - на 43,3 % и в ЭГ - на 11,4, а в КГ - на 27,8 %, соответственно. Однако в конце педагогического эксперимента эти данные значительно улучшились (табл. 3).
Специфика деятельности судей по мини-футболу характеризуется как длительными, так и кратковременными по воздействию нервно-эмоциональными напряжениями, которые зависят от темпа игры на фоне высокой физической нагрузки. Характерными особенностями деятельности судей по мини-футболу являются: действия в условиях ограниченного временного интервала при значительной двигательной активности; большая ответственность при принятии решения, поскольку это может повлиять на результат игры; неравномерность распределения физической нагрузки во время игры; недостаточность времени для медленного обдумывания спорных решений в ходе игры.
Практика показала, что особое значение для судей по мини-футболу имеет проблема сохранения высокого уровня физической готовности к обслуживанию игр. Исследования показали, что данная проблема неразрывно связана с отношением судей по мини-футболу к собственному физическому совершенствованию, их статусом в судейском корпусе.
В ходе педагогического эксперимента определялась направленность тренировки на совершенствование способностей быстро реагировать на внешние воздействия, в том числе и негативных факторов со стороны тренеров и игроков, что ведет к прогрессирующему снижению показателей физической готовности.
В ходе педагогического эксперимента было установлено большое значение самостоятельных физических тренировок для развития физиологических систем организма, нервно-мышечного аппарата и поддержания высокого уровня работоспособности. Воздействие на организм судей экспериментальной груп-
Наименование упражнений Группы Средние результаты
до эксперимента х1 ± m после эксперимента х 2 ± m Р
Бег на 400 м (с) ЭГ 64,2 ± 1,14 59,1 ± 1,12 <0,05
КГ 64,1 ± 1,18 62,3 ± 1,19 >0,05
Бег приставными шагами на 40 м (с) ЭГ 9,12 ± 0,11 8,15 ± 0,11 <0,05
КГ 9,02 ± 0,19 8,92 ± 0,12 >0,05
Бег на 100 м (с) ЭГ 13,5 ± 0,31 13,1 ± 0,29 >0,05
КГ 13,4 ± 0,27 13,3 ± 0,32 >0,05
Таблица 4
Динамика показателей функционального состояния судей по мини-футболу опытных групп в конце
эксперимента (ЭГ и КГ по 28чел.) ( X ± т)
Таблица 3
Динамика показателей психофизиологического состояния судей по мини-футболу опытных групп в
конце эксперимента (ЭГ и КГ по 28 чел.) ( X ± т)
Показатели Испытуемые Исходные данные Данные в конце эксперимента Р
Быстрота мыслительных операций (кол-во правильно решенных задач) КГ ЭГ 43,2±2,3 45,5±2,9 58,1±1,5 53,0±2,2 0,05
Переключение и распределение внимания (с) КГ ЭГ 279,4±4,4 282,6±4,8 268,1±2,9 261,9±4,1 0,05 0,05
Пространственные отношения и сообразительность (кол-во правильных ответов в минуту) КГ ЭГ 4,4±0,2 4,4±0,2 4,2±0,1 4,7±0,2 -
Скорость сложной реакции на свет (с) КГ ЭГ 3,72±0,11 3,63±0,18 3,71±0,14 3,54±0,21 -
Скорость простой реакции (с) на звук КГ ЭГ 0,238±0,05 0,251±0,06 0,256±0,05 0,250±0,04
на свет КГ ЭГ 0,248±0,07 0,267±0,08 0,247±0,05 0,228±0,05 0,05
Показатели Испытуемые Исходные данные Данные после пробегания дистанции 400 м Р
Артериальное давление систолическое (мм рт. ст.) ЭГ КГ 116,9±1,8 117,1±1,5 118,2±1,0 118,2±1,4 -
Артериальное давление диастолическое (мм рт. ст.) ЭГ КГ 70,4±1,7 69,5±1,6 74,0±0,9 79,1±1,4 0,05
Проба Штанге (с) ЭГ КГ 71,4±2,4 70,0±2,3 65,1±1,1 54,3±2,0 0,05
Проба Генчи (с) ЭГ КГ 37,8±1,8 37,3±1,8 29,8±1,3 20,0±1,7 0,05 0,05
МПК (млкг/мин) ЭГ КГ 44,1±1,0 44,2±1,4 44,0±0,6 43,8±1,2 -
ЧСС (уд/мин) ЭГ КГ 71,6±1,8 66,6±1,8 74,4±0,8 88,5±1,8 0,05
Индекс степ-теста (ед.) ЭГ КГ 93,6±3,5 99,0±2,5 102,4±1,9 102,2±1,8 -
Коэффициент выносливости (КВ) (ед.) ЭГ КГ 17,7±0,5 17,1±0,5 14,5±0,3 16,2±0,3 -
пы нагрузки вызывало у них более адекватную реакцию по сравнению с испытуемыми контрольной группы (табл. 4).
В ходе исследований было установлено, что деятельность судей характеризуется высоким нервно-психическим напряжением и большими физическими нагрузками. Использование навыков саморегуляции эмоционального состояния в процессе применения специальных упражнений, приемов и действий является основой повышения нервно-психической устой-
чивости, а применение приемов мышечной релаксации, саморегуляции дыхания, самоконтроля напряжения и расслабления мышц предопределяет способности управления своим эмоциональным состоянием [11, с.170]. Наиболее эффективной формой восстановления является самостоятельная тренировка, основанная на добровольном выборе педагогических средств. Поэтому и организация самостоятельной физической тренировки была гибкой и всесторонне учитывала календарь обслуживания игр.
Исследования показали, что формирование физической готовности у судей - это сложный, противоречивый процесс, связанный с их самостоятельной физической тренировкой. Обоснование структуры педагогической модели самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий позволило выявить сущность данного тренировочного процесса [9, с.160; 10, с. 174].
В основе данной модели лежало формирование знаний, умений и навыков проведения самостоятельной физической тренировки с учетом закономерностей и принципов ее организации, а также это нашло отражение в индивидуальных заданиях судей по мини-футболу. В модели было раскрыто основное содержание самостоятельной физической тренировки с использованием индивидуальных заданий, а также результат тренировки - уровень физической готовности судей к обслуживанию игр, который проверялся с помощью разработанной нами методики тестирования.
Конечным результатом самостоятельной физической тренировки являлся высокий уровень физической готовности судей к обслуживанию игр.
Заключение. Формирование навыков самостоятельной физической тренировки у судей по мини-футболу должно предполагать совершенствование когнитивных способностей, а также целого ряда физических и психологических качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в ходе обслуживания игр. Поскольку уровень развития этих качеств разный, то необходимо использовать индивидуальный подход к самостоятельной физической тренировке судей по мини-футболу. Для решения этой задачи разрабатывались индивидуальные задания на самостоятельную физическую тренировку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Болотин А. Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А. Э. Болотин, В. С. Васильева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 29-32.
2. Болотин А. Э. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А. Э. Болотин, В. В. Бакаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 33-35.
3. Болотин А. Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования трени-
ровочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, А. В. Борисов, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 39-42.
4. Болотин А. Э. Оценка значимости военно-прикладных навыков для решения боевых задач личным составом подразделений специального назначения, внутренних войск МВД России / А. Э. Болотин, А. В. Зюкин, А. В. Петренко // Научное мнение. - 2015. -№ 4-2. - С. 102-108.
5. Болотин А. Э. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А. Э. Болотин, А. В. Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. -№ 9 - С.36-38.
6. Bolotin А. Е., Bakayev V. V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport, 2015.
- 15(3), pp.362-364.
7. Васильева В. С. Факторы, определяющие необходимость использования индивидуальных заданий в процессе физической подготовки судей по мини-футболу / В. С. Васильева, А. В. Попов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 23-25.
8. Панченко И. А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И. А. Панченко, А. В. Волков,
A. Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 2
- С.32-34.
9. Попов А. В. Психолого-педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий / А. В. Попов,
B. С. Васильева, А. А. Бобрищев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). -
C. 159-163.
10. Попов А.В. Структура педагогической модели самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий / А. В. Попов, В. В. Бакаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). -С. 173-177.
11. Разновская С. В. Применение специальных упражнений для профилактики заболеваний и повышения уровня нервно-психической и эмоциональной устойчивости студентов / С. В. Разновская, В. Б. Парамзин // Материалы конференций ИФКСиТ Петр. ГУ. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. - С. 169-172.
EFFECTIVENESS FACTOR OF PEDAGOGICAL MODEL OF REFEREES' SELF-TRAINING IN MINI-FOOTBALL WITH THE USE OF INDIVIDUAL TASKS
V. Yatsyk, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Theory and Techniques of
Winter Sports, Cycling and Sports Tourism Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,
А. Bolotin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg,
N. Severin, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Weapons Training Department,
Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Belgorod, А. Popov, Postgraduate student,
A. F. Mozhaysky's Military-Space Academy, St. Petersburg.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: zvt kgufkst.ru.
Achievement of high quality refereeing in modern mini-football is impossible without effective training of the judicial staff. The practice shows that the effectiveness of referee activities in mini-football is mainly determined by their physical condition which works towards full realization of their professional skills and proficiency.
The conducted studies showed that the specifics of the referee work in mini-football to provide services during matches determines the role of self-training in general preparation system. Knowing this specifics and taking into account its characteristics makes it possible to plan self-training with the use of individual tasks more clearly.
During the research it was found that at the present time mental and physical load on referees in mini-football has increased significantly. That is why great importance should be attached to the maintaining of working capacity of referees in mini-football, as well as the development of adaptation to unfavorable factors of judicial practice.
The use of special training equipment plays an important role in the development of not only physical qualities of referees, but also in the improvement of the effectiveness of their judicial practice. Under the influence of large physical loads during training sessions it was possible to see the expansion of reserve capabilities of organism of referees in mini-football and reduction in the number of judicial errors. All this positively influenced on the increase of efficiency and quality of judging in general. With the help of individual tasks the features of physical load tolerance during the judging process, as well as the age and the level of physical preparedness of referees were taken into account. Besides, the use of individual tasks allowed the referees in mini-football purposefully and independently prepare themselves for the provision of services during matches, as well as for the testing during the licensing process.
The development of the content of individual tasks is a significant component of referees' self-training model in mini-football which influences on the formation of their physical preparedness. The end result of self-training is a high level of physical preparedness of referees for the provision of services during matches.
Keywords: individual tasks; referees in mini-football; self-training; physical preparedness.
REFERENCES:
1. Bolotin A. E., Vasilyeva V. S. Demands, imposed to the professional training of specialists on protection in emergencies. Academic notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2013, no 6(100), pp. 29-32.
2. Bolotin A. E., Bakaev V. V. Factors, determining the high efficiency of archery. Academic notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2014, no 3(109), pp. 33-35.
3. Bolotin A. E., Borisov A. V., Skripachev S. A. Psychological and pedagogical conditions, necessary for the effective standardizing of physical activity in the process of cadets physical training in higher institutions of AD. Academic notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2014, no 8(114), pp. 39-42.
4. Bolotin A. E., Zukin A. V., Petrenko A. V. Estimation of military and applicative skills value for solution of combat tasks by personnel of special designation divisions, internal forces of AD, RF. Scientific opinion, 2015, no 4-2, pp. 102-108.
5. Bolotin A. E., Karavan A. V. Indicators, determining the high efficiency of teachers activity of the physical activity departments. Theory and practice of physical culture [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no 9, pp. 36-38. (in Russian)
6. Panchenko I. A., Volkov A. V., Bolotin A. E. Pedagogical model of physical readiness maintenance of mine-rescue divisions' personnel. Theory and practice of physical culture [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no 2, pp. 32-34. (in Russian)
7. Bolotin A. E, Bakayev V. V. Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle. Fizicheskaia kul'tura i sport [Journal of Physical Education and Sport], 2015, 15(3), pp. 362-364. (in Russian)
8. Vasilyeva V.S., Popov A. V. Factors, determining the necessity of individual tasks use during the physical workouts of five-a-side judges. Academic notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2017, no 2 (144), pp. 23-25.
9. Popov A. V., Vasilyeva V. S., Bobrishev A. A. Psychological and pedagogical conditions necessary for the organization of independent physical workouts of five-a-side judges using the individual tasks. Academic notes of
the university named after P.F. Lesgaft, 2017, no 3 (145), pp. 159-163.
10. Popov A.V., Bakaev V. V. Structure of pedagogical model of independent physical workouts of five-a-side judges using individual tasks. Academic notes of the university named after P.F. Lesgaft, 2017, no 4 (146), pp. 173-177.
11. Raznovskaya S.V., Paramzin V. B. Application of special exercises for prevention of diseases and increase of neuropsychic stability of students. Proceedings of Conference of Physical Culture, Sport and Tourism institute of Petrozavodsk state university. Petrozavodsk, PetrGU, 2016, pp. 169-172. (in Russian)