УДК 159.97 + 376.3
Пискун Ольга Юрьевна
Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства Новосибирского государственного университета, o-piskun@yandex.ru, г.Новосибирск
психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушением слуха
Аннотация. В статье описаны условия коррекции эмоционально-волевого развития выпускников школы I вида в контексте ассистивного сопровождения через синтез знаний и творческую самоактуализацию, рассматривается влияние эмоционально-волевого развития на формирование временной перспективы будущего подростков с нарушением слуха, их самоопределение. Представленные диагностические и коррекционные сурдопсихологические поддерживающие практики, применяемые автором в процессе эмоционально-волевого развития школьников со слуховой депривацией, могут быть полезны специалистам в процессе работы с данной категорией лиц.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, эмоционально-волевого развитие, ас-систивное сопровождение, синтез знаний, творческая самоактуализация, временная перспектива будущего, профессиональное самоопределение, конструктивное общение, формирование интегративного самосознания, сурдопсихологические поддерживающие практики.
Piskun Olga Urjevna
Senior instructor Of Department of corrective Pedagogy and Psychology of Institute of Childhood of Novosibirsk State Pedagogical Universityo-piskun@yandex.ru, Novosibirsk
psychological and pedagogical conditions of correction of emotional and volitional progress of senior students
with hearing disorder
Abstract. The article describes the conditions of correction of the emotional- volitional development of graduates of the I type school in the context of assistance through the synthesis of knowledge and creative self-actualization, examines the impact of the emotional- volitional development on the formation of temporal perspectives of the future of teenagers with hearing disorder, on their self-determination. Diagnostic and remedial supporting practices presented in the article and used by the author in the process of emotional and volitional development of students with hearing loss can be effective for specialists in the process of work with this category of people.
Keywords: Psychological and pedagogical conditions; the emotional-volitional development; assistance; the synthesis of knowledge; creative self-actualization; temporal perspective of the future; professional self-determination; constructive communication; formation of integrative self-consciousness; supporting practices..
В связи со сложившейся социальной обстановкой в обществе многие с большой тревогой и опасением смотрят в завтрашний день. Тревога возникает из-за неопределённости, неуверенности в себе, особенно, если речь идёт о выпускниках школ I вида. Это объсняется тем, что многие из неслышащих школьников испытывают три формы депри-вации (по классификации И. Лангмейера, З. Матейчека) - внешнюю, культурную и внутреннюю [6].
Внешняя депривация - воспитание ребёнка в интернатном учреждении и его деприва-ция в семье (низкий экономический уровень, нарушение сенсорного развития родителей, социокультурная изоляция).
Культурная депривация - оценка места ребёнка в системе общественных ценностей, действующие модели воспитания, ценность родительства, как социального феномена, частые случаи инвалидности по здоровью родителей.
Внутренняя депривация - условия развития ребёнка, патологические различия (сенсорные, двигательные нарушения, дезинтеграция психических функций как результат поражения центральной нервной системы).
Все формы депривации оказывают существенное влияние на ход эмоционально-волевого развития, которое и является объектом нашего исследования.
В нашем понимании, эмоционально-волевое развитие - это процесс непрерывного накопления совокупности эмоциональных свойств и волевых качеств, их изменение, в зависимости от возраста, индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением слуха, а также коррекционных воздействий, и переход на более высокий качественный уровень.
Предмет нашего исследования - условия психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушением слуха.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что коррекция эмоционально-волевого развития выпускников с нарушением слуха будет происходить успешнее в определённых психолого-педагогических условиях.
Для изучения состояния эмоционально-волевого развития учеников выпускного класса школы I вида мы использовали комплекс методик, показавших, что эмоционально-волевое развитие заключается в формировании у человека со слуховой депривацией способностей видеть перспективу своей будущей жизни в состоянии эмоционально-волевой стабильности, способности самому определять цели своей жизни, пробуждении собственной активности.
Создание условий коррекции эмоционально-волевого развития у детей с нарушением слуха, на наш взгляд, обусловлено некоторыми задачами и складываются в направления исследований.
Исследования, посвящённые овладению трудовыми умениями, профориентации детей с отклонениями в развитии, в частности, с нарушением слуха, их жизненным перспективам, ценностным ориентациям -М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Г.Н. Пенин и др. - свидетельствуют о том, что степень слухового дефекта существенно влияет на эмоциональную оценку старшеклассниками
своего будущего; школьники с нарушенным слухом более пессимистичны в оценке своих жизненных перспектив, однако у старшеклассников наблюдается положительный эмоциональный настрой для получения профессии [7; 4; 8]. В связи с тем, что последнее наблюдается не у всех, то необходимы психолого-педагогические воздействия школы и семьи, направленные на формирование у неслышащих учащихся ориентира на образование, получение трудовых навыков, профессии, временной перспективы будущего в условиях эмоционально-волевого развития (В. Петшак) [9]. Возможная неопределённость жизненных планов может быть вызвана ведущими стимулами, окрашенными эмоционально (материальный стимул, мотив заинтересованности; мотив социальной значимости). Старшеклассники с недостатками слуха чаще слышащих рассматривают профессиональную деятельность, как фактор обеспечивающий возможность жизненного успеха, они реже отмечают коммуникативный аспект профессии (из-за специфики дефекта).
Первая задача исследования заключается в анализе представлений неслышащей молодёжи о перспективе собственной жизни в контексте периодов взросления. Лонги-тюдный характер нашего исследования даёт возможность определить формирование временной перспективы будущего у юношей и девушек с недостатками слуха, учитывая характеристики каждого возрастного этапа. Именно эти характеристики дают практическое представление о возможностях коррекции эмоционально-волевого развития и его роли в социальном самоопределении.
Временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотива-ционной сферы человека, формируется на протяжении всего детства с помощью ценностных установок родителей через усвоение общекультурных социальных норм и развитие мотивации. Работа над формированием временной перспективы школьников с недостатками слуха может осуществляться в процессе эмоционально-волевого развития и требует от сопровождающих особой ответственности.
Социальное самоопределение - это формирование мировоззрения, жизненной перспективы, профессиональных установок,
морального сознания. Важнейшими аспектами становления «я» являются формирование жизненных планов и выбор профессии. Подросток не задумывается о средствах достижения будущего. Образы ориентированы на результат, а не на способы его достижения («Я буду звездой, буду много путешествовать»).
По классификации И. Кона, профессиональное самоопределение - многоступенчатый процесс, включающий 4 этапа [5]. На наш взгляд, на каждом этапе педагоги и психологи должны создавать условия для творческой самопрезентации, самоактуализации, и тогда эти условия, с точки зрения эмоционально-волевого развития, становятся фундаментом для профессионального самоопределения выпускников со слуховой депривацией.
I этап. Детская игра. Ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения 0-7(11)классы: игры на уроках развития речи, на творческих занятиях. В связи с сокращением сроков обучения, дети заканчивают школу от 15-16до 18-19 лет.
II этап. Подростковая фантазия. Подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии 5(7)-10(11) классы. «Я хочу играть в футбол, клуб «Манчестер юнайтед», «Хочу объездить весь мир», «Хочу быть секретарём в офисе, потому что люблю писать бумаги, документы, но я не смогу, потому что я глухая. Это только мечта». «Я хочу быть всемирной и наилучшей модельной художницей». «Мечтаю быть принцессой, потому что хочу жить спокойно и богато, но буду, думаю, воспитателем в детском саду, потому что люблю детей»
III этап. Предварительный выбор профессии. Захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов, способностей, системы ценностей выпускника 11 класса.
С точки зрения интересов: «Я люблю работать на компьютере, хотел бы работать на компьютере со спецэффектами».
С точки зрения способностей: 1. «Мечтаю работать архитектором, но невозможно поступить в архитектурный институт, буду
работать программистом. Я хорошо учусь на уроках алгебры и геометрии - буду поступать в институт социальной реабилитации». 2. «У меня хорошие знания по математике (все говорят), пойду на ИТФ в ИСР НГТУ»
С точки зрения интересов и способностей: «Мне нравится профессия модельера-конструктора, потому что я люблю рисовать, шить, умею придумывать оригинальные модели одежды. Буду поступать в институт на ДПИ (декоративно-прикладное искусство)»
С точки зрения системы ценностей: «Мне хочется работать с нашими бедными глухими детьми. У нас есть свой мир. Мечтаю открыть платную мини-школу для глухих детей. Если у меня есть талант, то получу две специальности педагога (психолога) в педучилище и экономиста в Академии экономики, где надо учиться 5 лет, смогу стать бизнесменом или директором школы». «Всю жизнь мечтала сделать карьеру балерины, но для глухих это невозможно. Я выбрала профессию модельера-конструктора, потому что шить новое - это искусство, а я умею и люблю шить, придумывать интересные модели одежды. Буду поступать в институт».
Именно на третьем этапе наиболее значимыми становятся коррекционно-разви-вающие воздействия. Нами применялись программы «Коррекция тревожности и школьных страхов», «Развитие эмоционально-волевой сферы неслышащих учащихся» наряду с технологией .
IV этап. Практическое принятие решения. Выбор профессии. Этап включает в себя два компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности.
Реальный выбор профессии предполагает наличие информации как о мире профессии в целом, о возможностях и требованиях каждой из них, так и о себе самом, своих способностях и интересах. Необходимы уроки (или факультативы) по психологии, которых нет в программе. Педагог-психолог совместно с администрацией школы, с классным руководителем и воспитателем решает информационно-справочную задачу: организует экскурсии, встречи с сотрудниками Института социальной реабилитации, преподавателями колледжей, ПТУ, знакомит с условиями поступления.
Вторая задача заключается в формировании эмоционально-волевой стабильности выпускников с нарушением слуха.
Формирование способности самому определять цели своей жизни, пробуждении собственной активности является третьей задачей исследования.
Эти задачи можно решить при условии осуществления морально-эмоциональной поддержки самоопределяющегося молодого человека с недостатками слуха. Особое значение здесь имеет организация эмоционально-доверительного контакта с ребёнком, имеющим недостаточность слуховой функции, и развитие этого контакта (доброжелательность, конструктивность, оптимистическое настроение).
Именно субъект-субъектное взаимодействие определяет индивидуальное развитие детей и формирование личностных особенностей.
Нами (совместно с авторским коллективом учителей школы-интерната №37 I вида г.Новосибирска) была составлена «Программа психолого-педагогического сопровождения глухих учащихся выпускного класса»(2000г.). Концептуальная основа программы - положение о социально-перцептивных особенностях личности (О. К. Агавелян, А. А. Бодалёв, и др.) как о ресурсе её эмоционально-волевого развития [1; 2].
Программа была реализована по следующим направлениям в контексте эмоционально-волевого развития: 1) преодоление повышенной тревожности учащихся в связи с предстоящими экзаменами; 2) стратегия разрешения конфликтов, возникающих у детей с нарушением слуха с родителями, учителями; 3) профессиональная ориентация.
Программа осуществлялась в три этапа, соответствующих этапам реализации психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития: I этап - диагностический (сентябрь-октябрь); II этап - коррекционно-развивающий (октябрь-март), III этап - итоговый, рефлексивный (апрель-май).
Для исследования особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся на первом и последнем этапах применялся комплекс методик. На основании полученных результатов по цветовому тесту Люшера можно делать вывод о большем или меньшем эмоциональном благополучии человека, об особенностях поведения выпускника в раз-
личных жизненных ситуациях, об уровне эмоционально-волевого развития. Тестирование проводилось в октябре и апреле. Результаты первого обследования (повышенная тревожность) помогли построить программу помощи в развитии эмоционально-волевой сферы выпускников с нарушениями слуха. Цель такой работы - эмоционально-волевое развитие выпускников со слуховой де-привацией, воспитание уверенности в себе; оптимизма, формирование временной перспективы будущего. Использовались психотерапевтические приёмы, техники консультативной психологии; психодраматические упражнения, направленные на преодоление трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью; осуществлялась программа развития временной перспективы будущего профессионального самоопределения, целеполагания; проводились специальные игровые профконсуль-тационные методики (игры: «Ассоциации», «Угадай профессию». Все поддерживающие сурдопсихологические практики нацелены на эмоционально-волевое развитие детей с недостатками слуха.
В результате планомерного психолого-педагогического сопровождения выпускников с нарушенным слухом, как показала итоговая диагностика, наблюдается положительная динамика эмоционально-волевого развития. Ребятам была предложена анкета М. М. Ну-дельмана [7] содержащая следующие вопросы: 1. Какая профессия тебе нравится и почему? 2. О чём ты мечтаешь? 3. Кем хочешь стать? 4. Каким хочешь стать? 5. Где хочешь жить? Чем хочешь заниматься? Что иметь?
Мотив выбора профессии ориентирован на материальный стимул у 62,5 % обследованных («Мне нравится профессия столяра, строителя, потому что большая зарплата»); мотив заинтересованности - у 25 % опрошенных; мотив социальной значимости у 12,5 % («Хочу открыть платную школу, чтобы помогать глухим детям»). Результаты проективной методики коллажа Ландгартен показали сформированность личностной структуры у всех выпускников, у большинства (в ходе реализации программы) произошла эмоциональная стабилизация. Например, у одной ученицы в начале учебного года наблюдалась повышенная тревож-
ность, невротичность, отказ от общения со сверстниками, страх перед экзаменами, неуверенность в собственных силах, а в конце учебного года проявились вера в себя, желание контактировать, отсутствие страхов.
С возрастом, при целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении, ресурсные возможности неслышащего ребенка расширяются, повышается уровень творческой самоактуализации. У ребенка при столкновении с реальностью неудача может снизить уровень притязаний, а это и есть стимул для усвоения знаний, умений, навыков, формирования способности конструктивного взаимодействия, раскрытия возможностей профессионального и личностного самоопределения. Этому способствовала система социально-психологических тренингов (началась работа ещё на третьем этапе) по программе организации «Street Kids International» (Канадской общественной организации) неформального образования и воспитания по профилактике основных видов отклоняющегося поведения (зависимого, агрессивного, делинквентно-го, суицидального). Система тренингов нацелена на формирование понимания мотива деятельности, умения принимать решение в ситуации выбора, справляться с эмоциональным напряжением, на приобретение навыков эмоционально-волевой регуляции, умения конструктивного взаимодействия, обретения эмоционально-волевой устойчивости.
Следует отметить, что эффективной для эмоционально-волевого развития также оказались поддерживающие сурдопсихологические практики в контексте ассистивного сопровождения, когда выпускник находится в специально организованных взрослым условиях (инновационный характер учебной деятельности, основанной на стремлении к синтезу знаний); ситуация принятия на себя ответственности (на уроках самоуправления, в походах, театрализованных постановках, организации и проведении праздников и т.д.), может творчески актуализировать свой потенциал, т.е. стать социально значимым для сверстников, педагогов, что поможет ему в дальнейшем более успешно социализироваться.
В разрешении личностных проблем выпускников помогали групповая и индивидуальные консультации, чтение и обсуждение психологической литературы, ежедневные
утренние психотерапевтические эмоциональные настрои, еженедельные тренинги, коррекционные занятия, развивающие эмоционально-волевую сферу неслышащих школьников (с использованием устной, дак-тильной, калькирующей жестовой речи, разговорного жестового языка), где ребята обучались элементам аутотренинга, саморегуляции, знакомились с антистрессовыми методиками, методами снятия тревожности и формирования саногенного мышления, с приёмами построения конструктивного общения. В завершении работы по программе была проведена итоговая встреча, ребятам были вручены книги В. Сатир «Как строить себя и свою семью», справочник для учащихся «Знакомьтесь: наши страхи и тревоги» О. Д. Шушуновой, О. И. Водолазкиной. Этими материалами школьники активно пользовались при подготовке к экзаменам для стабилизации эмоционально-волевой сферы. В конце учебного года проводились заключительные индивидуальные консультации - необходимый этап для развития рефлексии.
Открытие «я» - это главный этап юношеского возраста, который продолжается до 22 - 25 лет. Л. С. Выготский называл это формированием интегративного самосознания, считая его главным итогом переходного возраста, хронологические границы которого подвижны [3], поэтому психолого-педагогическое сопровождение, морально-эмоциональная поддержка самоопределяющегося молодого человека с нарушением слуха должны продолжаться и за пределами школы: в институте, в колледже, в ПТУ, на рабочем месте. Значение эмоционально-волевого развития для личностного и профессионального самоопределения огромно и зависит, как показал наш опыт, от общения неслышащего старшеклассника с референтным взрослым.
К этому выводу мы пришли, реализуя «Программу психолого-педагогического сопровождения глухих учащихся выпускного класса» в системе комплексной психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития школьников с нарушением слуха, представленной семью одновременно действующими и взаимосвязанными программами, входящими в сурдопсихологический комплекс (7 взаи-
мосвязанных программных компонентов реализующихся на разных возрастных этапах) «Психолого-педагогическая технология развития творческой самоактуализации глухих школьников в контексте ассистивного сопровождения» [10].
Представленные в статье психолого-педагогические условия сопровождения выпускников со слуховой депривацией основаны, прежде всего, на возникновении интереса, базирующего не только на непосредственном мотиве деятельности, но и, в первую очередь, на эмоционально-волевом компоненте, подвигающем детей с недостатками слуха познавать мир в учебно-воспитательном пространстве школы.
Таким образом, психолого-педагогическими условиями коррекции эмоционально-волевого развития выпускников с нарушением слуха являются:
1) эмоциональное взаимодействие понимающего взрослого и доверяющего ему ребёнка в условиях специально организованной деятельности;
2) применение творческих, инновационных методов обучения и психокоррекции в контексте ассистивной технологии сопровождения, реализующейся в комплексе взаимодействующих программ, способствующих эмоционально-волевому развитию школьников выпускного класса с нарушением слуха через синтез знаний и творческую самоактуализацию;
3) сотрудничество всех участников реабилитационного процесса; целенаправленного осуществления психокоррекции;
4) учёт возрастных, типологических и индивидуальных особенностей детей с недостатками слуха.
Следовательно, психолого-педагогические условия коррекции эмоционально-волевого развития определяют, во-первых, формирование временной перспективы будущего и профессионального самоопределения выпускника школы I вида, т.е. способность творчески прогнозировать свою жизнь в культурно-образовательном пространстве - важнейшее качество, включающее регуляторные механизмы, во-вторых, предполагают наличие степени эффективности общения ученика и педа-
гога (психолога), его значимости для не-слышащего выпускника, прочность эмоциональной связи между сопровождающим и сопровождаемым, в-третьих, располагают к осуществлению ассистивного сопровождения, т. е. предоставляя немалую долю свободы ребёнку, сопровождающий выступает в роли ассистента только тогда, когда его помощь, действительно, необходима, в иное время выпускнику даётся право быть самостоятельным участником и организатором (при самоуправлении) творческого образовательно-воспитательного процесса, пребывая с сопровождающим педагогом в творческом партнёрском взаимодействии, обеспечивающим успешное эмоционально-волевое развитие выпускников школы I вида, являющееся залогом обретения в дальнейшем социальной ценности. .
Библиографический список
1. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монографическое исследование // Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 1999. - 356 с.
2. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 200 с.
3. Выготский Л. С. Лекции по педологии. -Ижевск, 2001. - 304с.
4. Гозова А. П. Психология трудового обучения глухих. - М.: Педагогика, 1979. - 216 с.
5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., Просвещение, 1989. - 255 с.
6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Медицинское издательство «Авиценум», 1984. - 334 с.
7. Нудельман М.М.Отношение глухих школьников к профессиям //Психология глухих детей. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2006. - С.447-453.
8. Пенин Г. Н. Политехническое образование глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1998. - 485 с.
9. Петшак В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 1981. - 137с.
10. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал: 2007. -№15 - С. 188-200.