Научная статья на тему 'Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения'

Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮДИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ / ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ / КОНТАКТНАЯ ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ / АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пискун Ольга Юрьевна, Карман Ирина Михайловна

Цель данного исследования: изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения. В работе использовались методы теоретического анализа, тестовой диагностики, педагогического эксперимента, качественной и количественной интерпретации данных. Результаты. Новый подход к формированию мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения, основанный на применении комплекса диагностических методик, дополняющих друг друга и адаптированных для восприятия испытуемыми. Психолого-педагогический подход основан на использовании ассистивных технологий сопровождения с применением жестовой речи и контактной жестовой речи как специфических средств, способствующих активации познавательных интересов и мотивов. Вывод. Применение моделей, программ эмоционально-волевой стабилизации, преодоления тревожности, таких как психологический театр, основанных на познавательных интересах и мотивах способствует формированию мотивации к значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения. Данные исследовательской работы могут быть использованы как в дальнейших теоретических разработках, так и в практической деятельности научных работников, психологов и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пискун Ольга Юрьевна, Карман Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 376.3 (075.8)+159.97(075.8) DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-112-119

Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения

© 2018 Пискун О. Ю., Карман И. М.

Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия, e-mail: o-piskun@yandex.mj.r.e.n.k.a@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования: изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения. В работе использовались методы теоретического анализа, тестовой диагностики, педагогического эксперимента, качественной и количественной интерпретации данных. Результаты. Новый подход к формированию мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения, основанный на применении комплекса диагностических методик, дополняющих друг друга и адаптированных для восприятия испытуемыми. Психолого-педагогический подход основан на использовании ассистивных технологий сопровождения с применением жестовой речи и контактной жестовой речи как специфических средств, способствующих активации познавательных интересов и мотивов. Вывод. Применение моделей, программ эмоционально-волевой стабилизации, преодоления тревожности, таких как психологический театр, основанных на познавательных интересах и мотивах способствует формированию мотивации к значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения. Данные исследовательской работы могут быть использованы как в дальнейших теоретических разработках, так и в практической деятельности научных работников, психологов и педагогов.

Ключевые слова: мотивация, личностно значимая деятельность, люди с нарушением слуха и зрения, жестовая речь, контактная жестовая речь, ассистивные технологии сопровождения.

Формат цитирования: Пискун О. Ю., Карман И. М. Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 3. С. 112-119. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-3-112-119_

Study the Problem of Formation the Motivation

for Personally Significant Activity of Adults with Hearing and Vision Disorders

© 2018 Olga Yu. Piskun, Irina M. Karman

Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia, o-piskun@yandex.ru; i.r.e.n.k.a@mail.ru

ABSTRACT. The aim of this research is to study the formation of motivation for personally significant activities if adults with hearing and vision disorders. Methods. Theoretical analysis, test diagnostics, pedagogical experiment, qualitative and quantitative data i nterpretation. Results. A new approach to the formation of motivation for the personal significant activity of adults with hearing and vision disorders, based on the use of a set of diagnostic techniques that complement each other and adapted for the perception of subjects. The psychological and pedagogical approach is based on the use of assistive technologies of accompaniment with the use of sign language and contact sign speech as specific means promoting the activation of cognitive interests and motives. Conclusion. The use of models, programs of emotional and volitional stabilization, overcoming anxiety, such as psychological theater, based on cognitive interests and motives contributes to the formation of motivation for significant activities of adults with hearing and vision disorders. The data of the research work can be used in further theoretical developments and in the practical activities of scientists, psychologists and teachers.

Keywords: motivation, personally significant activity, people with hearing and vision disorders, sign language, contact sign language, assistive technologies of support.

For citation: Piskun O. Yu., Karman I. M. Study the Problem of Formation the Motivation for Personally Significant Activity of Adults with Hearing and Vision Disorders. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 3. Pp. 112-119. DOI: 10.31161/19950659-2018-12-3-112-119 (In Russian)

Введение

На сегодняшний день проблема формирования мотивации к личностно значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения мало изучена. Изучение этой темы важно не только для науки, но и для общественной практики, для родственников, которые живут в одной семье с людьми с нарушением слуха и зрения, для работников социальных учреждений, образовательных организаций, куда обращаются за помощью эти люди.

Комплексное нарушение слуха и зрения находится в стадии изучения уже более 150 лет и исследовалось такими учеными, как: А. В. Ярмоленко, И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков, Л. С. Выготский и другими, но все труды были направлены на изучение людей с нарушением слуха и зрения именно в детском возрасте[1-4]. В

психологической литературе разные авторы затрагивают различные аспекты мотивации [16; 18; 20]. Так, П. М. Якобсон, К. Обуховский в качестве существенного момента мотивации выделяют отдаленные цели [11; 19].

Основываясь на определении мотивации А. Н. Леонтьева и теоретической платформе выдающихся психологов и дефектологов, мы пришли к выводу, что мотивация - это способность человека с нарушением слуха и зрения удовлетворять свои потребности посредством значимой деятельности (учебной, трудовой, творческой), формирующейся благодаря

эмоционально-волевому компоненту и познавательному интересу [1; 2; 5; 7-10; 12; 14; 15; 20].

Целью исследования является изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения.

Мы предполагаем, что при условии применения ассистивных технологий сопровождения (с использованием

русской жестовой речи), построенных на познавательных интересах и мотивах, формирование мотивации к личностно значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения будет проходить более успешно (применение моделей, программа эмоционально-волевой стабилизации, программы преодоления тревожности, например, психологический театр).

Исследование проводилось в Институте социальных технологий и реабилитации Новосибирского

государственного технического

университета; в Новосибирском государственном педагогическом

университете; в Ассоциации

«Интеграция»; в Доме творчества глухих при Муниципальном бюджетном учреждении «Дом молодёжи

Железнодорожного района» и Комитете по делам молодёжи г. Новосибирска.

В работе использовались методы теоретического анализа, тестовой диагностики, педагогического

эксперимента, качественной и количественной интерпретации данных.

Результаты и обсуждение

В исследовании принимали участие 39 человек. Из них 11 мужчин и 28 женщин. Возраст участников составлял от 18 до 65 лет. Опираясь на исследования ученых, мы проанализировали и определили возрастную периодизацию для наших испытуемых, взяв за основу классификацию Д. Бромлея: в юношеском возрасте было 9 человек (1319 лет); 27 человек - в возрастном периоде взрослости (20-40 лет), 3 человека находились в стадии переходного периода или

предпенсионного возраста (от 55 до 65 лет).

Так как из теории личности Э. Эриксона и деятельностного подхода А. Н. Леонтьева можно сделать вывод, что любая деятельность, приобретая личностный смысл, становится более успешной, поэтому мы определили

понятие личностно значимой

деятельности так: личностно значимая деятельность - это та деятельность, которую человек с нарушением слуха и зрения определяет для себя в процессе взаимодействия с окружающей его действительностью, направленной на развитие его интеллектуальных способностей, духовной личности с

эстетическими, эмоциональными и творческими задатками [7; 12; 17; 19]. В связи с этим, в нашем исследовании учебная деятельность является значимой для 29 испытуемых; общественная деятельность является значимой для 4 человек; трудовая деятельность является значимой для 6 исследуемых.

Таблица 1

Состояние слуха и зрения испытуемых_

Состояние слуха и зрения Слепоглухие Бисенсорное нарушение по степени, не соотносимое со слепоглухотой

Синдром Ушера Бисенсорное нарушение в виде сочетания слабовидения и 1-11 степени тугоухости Бисенсорное нарушение в виде сочетания слабовидения и Ш-!У степени тугоухости Бисенсорное нарушение в виде сочетания слабовидения и глухоты

Кол-во испытуемых 4 2 28 5

Состояние нарушений слуха и зрения испытуемых представлено в таблице 1.

Для изучения мотивации к личностно значимой деятельности взрослых глухих с нарушением зрения мы подобрали комплекс методик: 1) анкета «Оценка уровня учебной мотивации Н. Г. Лускановой; 2) опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана;

3) методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

4) методика выбора профессии Р. В. Овчаровой [13].

Цель анкеты «Оценка уровня учебной мотивации» Н. Г. Лускановой: изучить учебную мотивацию лиц с нарушением слуха и зрения. Критерии: уровень учебной мотивации, эмоциональное отношение к деятельности. Включает в себя 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение людей с нарушением слуха и зрения к образовательной организации и учебному процессу. Важно отметить, что учебная мотивация необходима для каждого вида деятельности, так как в каждом виде деятельности есть процесс обучения. Назначение опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана: изучить уровень мотивации человека на переживаемый успех или страх неудач. Критерии: мотивация на удачу (надежда на успех) - позитивная

мотивация; мотивация на неудачу (страх неудачи) - негативная мотивация. Опросник включает в себя 20 вопросов-утверждений, с которыми испытуемый должен согласиться, либо не согласиться. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса нацелена на изучение уровня мотивации достижения успеха. Критерии: высокая готовность к риску при ярко выраженной мотивации на успех, высокая мотивация к избеганию неудач при низкой мотивации к успеху. Включает в себя 41 вопрос, на которые необходимо ответить «да» / «нет». Методика выбора профессии Р. В. Овчаровой

предназначена для выявления ведущего типа мотивации при выборе профессии. Критерии: внутренние мотивы, внешние мотивы. Благодаря методике можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние

положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). Состоит из 20 вопросов-мотивов, которые связаны с профессией, необходимо дать оценку по 5-ти бальной шкале. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит

работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т. д. Внутренняя мотивация возникает из желания самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, удовлетворяя свои потребности, без внешнего давления. Внешняя мотивация - это заработок, стремление соответствовать

социальным нормам, быть престижным, страх перед осуждением, неудачей и т. д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. Положительные мотивы - это: материальная стимуляция, возможность карьерного роста, социальное признание, престиж, т. е. стимулы, ради которых человек считает необходимым прикладывать усилия. Отрицательные мотивы - это такие воздействия на личность, которые содержат в себе давление, наказание, критику, осуждения и другие проявления,

характеризующиеся негативно.

Взаимодополняющие методики

составили диагностический комплекс, изучающий уровень мотивации (положительной или отрицательной). Мотивационная направленность

личности, внешние и внутренние мотивы помогают определиться в выборе профессии. Выявленный уровень мотивации позволяет определить степень её успешности, связан с мотивационной направленностью личности. При обработке результатов мы выделили 3 уровня во всех методиках на основе стандартного отклонения. На основе констатирующего этапа исследования методом парного отбора были созданы экспериментальная (ЭГ) и контрольная группы (КГ). Проанализируем результаты методики «Оценка уровня учебной мотивации» Н. Г. Лускановой на констатирующем и контрольном этапах (табл. 2)

Таблица 2

Анализ уровня учебной мотивации на констатирующем и контрольном этапах

Констатирующий этап Контрольный этап

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 1 1 1 1

2 11 11 14 11

3 7 8 4 8

На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе 3 студента с низкого уровня мотивации вышли на средний уровень, что свидетельствует о положительном влиянии ассистивных технологий на отношение к учебной деятельности. Рассматривая результаты опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана на разных этапах исследования, приходим к выводу, что в экспериментальной группе у 6 человек есть надежда на успех, они становятся все более настойчивыми и целеустремленными. Экспериментальные данные по методике «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса показывают высокий уровень мотивации у 12 человек в ЭГ и у 11 в КГ - это люди, ориентированные на успех и боящиеся неудачи. Чем выше уровень мотивации к успеху, тем ниже готовность к риску. 6 человек ориентированы на успех и готовы к неудачам и риску. В экспериментальной группе только 1 человек имеет низкую мотивацию к успеху и боязнь неудач. В контрольной группе изменений не произошло. Наглядно результаты контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе представлены на рисунках 1 и 2. Рассмотрим внутренние индивидуально значимые мотивы (рис. 1).

В экспериментальной группе на 1-й уровень вышло 4 человека. Это 2 человека предпенсионного возраста и 2 человека периода взрослости, что говорит о том, что коррекционно-развивающие воздействия имеют положительный результат. На первый уровень вышли люди более зрелые, это говорит о том, что в силу своего возраста и опыта, они более здраво оценивают ситуацию. Ниже представлены результаты контрольной группы (рис. 2).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Внутр.инд.знач. Внутр.соц.знач. Внеш."+" Внеш "-"

Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3

Рис. 1. Результаты контрольного этапа ЭГ «Методика выбора профессии»

Р. В. Овчаровой

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3

Рис. 2. Результаты контрольного этапа КГ «Методика выбора профессии»

Р. В. Овчаровой

В контрольной группе значительных изменений не произошло. Были изменения внутри уровня, но внешне они не выражены.

Таким образом, при условии применения ассистивных технологий сопровождения с использованием русской жестовой речи (применение

моделей, программы эмоционально волевой стабилизации, программы преодоления тревожности, например, психологический театр «Белый воробей»), построенных на

познавательных интересах и мотивах, формирование мотивации к значимой деятельности взрослых людей с

нарушением слуха и зрения будет проходить более успешно.

Для подтверждения гипотезы исследования и математических подсчетов мы использовали и-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. Исходя из подсчетов, делаем вывод, что по некоторым критериям статистически значимых различий не выявлено, однако, результаты достоверны по следующим критериям: надежда на успех, внешние положительные мотивы, эмоциональное отношение к деятельности, боязнь неудачи, высокая мотивация к избеганию неудач при низкой мотивации к успеху, внутренние индивидуально значимые мотивы. Всё это позволяет сделать вывод о состоятельности нашей гипотезы. Действительно, формирование мотивации к личностно значимой деятельности основано на

познавательном интересе и

эмоциональном отношении к личностно значимой деятельности, которое в процессе исследования улучшилось в связи с внешними положительными факторами, такими как: ассистивные технологии, применение жестовой речи и контактной жестовой речи [12; 13; 6]. Что касается критериев, которые статистически оказались не значимыми, то мы склоняемся к тому, что 6 месяцев для работы с данной категорией людей по некоторым критериям, (а именно высокая готовность к риску при сильной мотивации на успех, внутренние социально-значимые мотивы, внешние отрицательные мотивы) не хватило, поэтому работа продолжается.

Таким образом, мы уточнили, что ассистивные технологии

сопровождения - это структурированная совокупность приемов и методов сопровождения, направленных на постоянное изучение эффективности, актуализации и оптимизации личностно значимой деятельности по

сопровождению взрослых людей с нарушением слуха и зрения. К ассистивным технологиям

сопровождения относим: обучение на основе опорных сигналов (в том числе и

пошаговые инструкции), сопровождение с помощью стимулирующих сенсорных наборов, сопровождение с помощью жестовой речи и контактного жестового языка, арт-терапевтические приёмы в предметно-практической деятельности (конструирование, творчество),

поддерживающая среда сопровождения значимой деятельности [12; 13].

В результате личностно значимой деятельности создаются и

материализуются программы

сопровождения, вызывающие

качественные изменения в

мотивационном развитии лиц с нарушением слуха и зрения на основе рационального использования их творческих ресурсов. По нашему мнению, командное взаимодействие является главным принципом в формировании мотивации, т. е. командная психолого-педагогическая поддержка лиц с нарушением слуха и зрения ставится в центр процесса, а команда состоит из преподавателей вуза, дефектологов и педагогов Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сотрудников библиотеки, педагога-психолога,

тьюторов, волонтёров, специалистов по работе с молодёжью, переводчика русского жестового языка и тифлосурдопереводчика.

Вывод

Исследование по комплексу методик показало, что уровень

сформированности мотивации к личностно значимой деятельности не связан со снижением слуха и зрения, а зависит от сформированности личностной структуры, жизненного опыта, социального окружения, уверенности в себе, социального признания, творческой самореализации и самоактуализации, эмоционального комфорта и специальных условий, созданных для успешной деятельности. Апробация результатов исследования проходила на всероссийском и международном уровнях.

Литература

1. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов. М. : Просвещение, 1983. 208 с.

2. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. М. : Эксмо, 2015. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Басилова Т. А. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе: методическое руководство для работников социальной сферы. М. : Изд-во МГППУ, 2008. 252 с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.

6. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2000. 192 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2005. 352 с.

8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : КАРО, 2006. 336 с.

9. Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб. : Речь, 2006. 96 с.

10. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. : Просвещение, 1969. 280 с.

11. Обуховский К. Психология формирования и развития личности. Психологическая теория строения и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М. : Наука, 1981. С. 19-44.

12. Пискун О. Ю., Агавелян Р. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого

1. Apraushev A. V. Tiflosurdopedagogika: vospitanie, obuchenie, trudovaya i social'naya reabilitaciya slepogluhonemyh: uchebnoe posobie dlya studentov defektologicheskogo fakul'teta pedagogicheskih institutov [Tiflo deaf education: education, training, employment and social rehabilitation of the deaf-blind: a textbook for students of defectological faculty of pedagogical institutions]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1983. 208 p. (In Russian)

2. Basilova T. A. Istoriya obucheniya slepogluhih detej v Rossii [History of teaching the deaf-blind children in Russia]. Moscow, Eksmo Publ., 2015. 208 p. (In Russian)

3. Basilova T. A. Nezavisimaya zhizn' i sotsial'naya adaptatsiya slepoglukhikh invalidov v

развития глухих школьников. Практическая сурдопсихология. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 228 с.

13. Пискун О. Ю., Карман И. М. К вопросу о формировании мотивации к значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения / Открытый мир: объединяем усилия // Материалы Всероссийского форума с международным участием, 12-14 дек. 2017 г. / Отв. ред. О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. С. 200-206.

14. Саломатина И. В. Синдром Ушера и наши дети: родителям детей с нарушением слуха, педагогам и социальным работникам. М. : Изд-во АИК, 2001. 100 с.

15. Фомичева А. Г., Фомичева Л. В, Макарова А. С. Некоторые клинические и психолого-педагогические основы изучения лиц с бисенсорным зрительно-слуховым нарушением / Открытый мир: объединяем усилия // Материалы Всероссийского форума с международным участием, 12-14 дек. 2017 г. / Отв. ред. О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. С. 255-264.

16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001. 256 с.

17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 3-е изд. СПб. : Питер, 2004. 607 с.

18. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 1969. 320 с.

19. Ярошевский М. Г., Петровский А. В. Психология. М. : Академия, 2001. 512 с.

20. Haakma I., Janssen M., Minnaert A. The Influence of Need-Supportive Teacher Behavior on the Motivation of Students with Congenital Deafblindness. Journal of Visual Impairment & Blindness. 2017. Vol. 111, No. 3. Pp. 247-260.

sovremennom megapolise: metodicheskoye rukovodstvo dlya rabotnikov sotsial'noy sfery [Independent life and social adaptation of deaf-blind people in the modern metropolis: methodical guide for social workers]. Moscow, MSPPU Publ., 2008. 252 p. (In Russian)

4. Vygotsky L. S. Sobraniye sochineniy. Osnovy defektologii [Collected works. The fundamentals of Defectology]. Ed. by T. A. Vlasova. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 368 p. (In Russian)

5. Jigoreva M. V. Deti s kompleksnymi narusheniyami v razvitii: pedagogicheskaya pomoshch': uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Children with complex disabilities: manual for the students of

References

higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 240 p. (In Russian)

6. Zaytseva G. L. Zhestovaya rech'. Daktilologiya: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Sign speech. Dactylology: manual for the students of higher educational institutions]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 192 p. (In Russian)

7. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 352 p. (In Russian)

8. Litvak A. G. Psikhologiya slepykh i slabovidyashchikh [Psychology of the blind and visually impaired]. Saint Petersburg, KARO Publ., 2006. 336 p. (In Russian)

9. Mikhalenkova I. A. Praktikum po psikhologii detey s narusheniyem slukha [Tutorial on psychology of the children with hearing impairment]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2006. 96 p. (In Russian)

10. Morozova N. G. Formirovaniye poznavatel'nykh interesov u anomal'nykh detey [Formation of cognitive interests of abnormal children]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1969. 280 p. (In Russian)

11. Obukhovsky K. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. Psikhologicheskaya teoriya stroyeniya i razvitiya lichnosti [Psychology of formation and development of personality. Psychological theory of structure and development of personality]. Main ed. L. I. Antzyferova. Moscow, Nauka Publ., 1981. Pp. 19-44. (In Russian)

12. Piskun O. Yu., Agavelyan R. O. Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya emotsional'no-volevogo razvitiya glukhikh shkol'nikov. Prakticheskaya surdopsikhologiya [Psycho-pedagogical correction of emotional-volitional development of deaf students. Practical surdopedagogy]. Novosibirsk, NSPU Publ., 2017. 228 p. (In Russian)

13. Piskun O. Yu., Karman I. M. On the formation of motivation for meaningful activities of adults with hearing and vision impairment. Open world: joining forces. Materialy Vserossiyskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiyem [Proceedings of All Russian forum with international participation, 12-14 of December, 2017]. Main ed. O. R. Voroshnina. Perm, PSHPU Publ., 2017. Pp. 200-206. (In Russian)

14. Salomatina I. V. Sindrom Ushera i nashi deti: roditelyam detey s narusheniyem slukha, pedagogam i sotsial'nym rabotnikam [Usher syndrome and our children: for parents of hearing impaired children, teachers and social workers]. Moscow, ACR Publ., 2001. 100 p. (In Russian)

15. Fomicheva A. G., Fomicheva L. V., Makarova A. S. Some clinical and psychological pedagogical bases of studying the persons with bisensory oculauditory disorder. Open world: joining forces. Materialy Vserossiyskogo foruma s mezhdunarodnym uchastiyem [Proceedings of All Russian forum with international participation, 12-

14 of December, 2017]. Main ed. O. R. Voroshnina. Perm, PSHPU Publ., 2017. Pp. 255-264. (In Russian)

16. Kheckhausen H. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of achievement motivation]. Saint Petersburg, Rech Publ., 2001. 256 p. (In Russian)

17. Khell L., Zigler D. Teoriya lichnosti [Theory of personality]. 3rd ed. Saint Petersburg, 2004. 607 p. (In Russian)

18. Yakobson P. M. Psikhologicheskiye problemy motivatsii povedeniya cheloveka [Psychological problems of human behavior motivation]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1969. 320 p. (In Russian)

19. Yaroshevsky M. G., Petrovsky A. V. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 512 p. (In Russian)

20. Haakma I., Janssen M., Minnaert A. The Influence of Need-Supportive Teacher Behavior on the Motivation of Students with Congenital Deafblindness. Journal of Visual Impairment & Blindness. 2017. Vol. 111. No. 3. Pp. 247-260.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Пискун Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики и психологии, Институт детства; руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся (РЦСО) с ОВЗ, Новосибирский государственный

педагогический университет (НГПУ), Новосибирск, Россия; e-mail: o-piskun@yandex.ru

Карман Ирина Михайловна, переводчик русского жестового языка, РЦСО с ОВЗ, НГПУ, Новосибирск, Россия; e-mail: i.r.e.n.k.a@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Olga Yu. Piskun, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Correctional Pedagogy and Psychology, Institute of Childhood; the head of the Resource Center for Support of the Students with Disabilities (RCS of SD), Novosibirsk State Pedagogical University (NSPU), Novosibirsk, Russia; email: o-piskun@yandex.ru

Irina M. Karman, interpreter from Russian sign language, RCS of SD, NSPU, Novosibirsk, Russia; e-mail:

i.r.e.n.k.a@mail.ru

Принята в печать 15.08.2018 г.

Received 15.08.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.