УДК 371.4
Магомедова Елмира Эрметовна
Дагестанский государственный педагогический университет
да djie v82@mail. ги
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В данной статье раскрывается роль нравственного воспитания в образовательной среде, компоненты нравственного воспитания, приведены основные задачи нравственного воспитания и обозначены условия, необходимые для успешного формирования нравственного воспитания.
Ключевые слова: воспитание, нравственность, нравственное воспитание, нравственное мышление, критерии нравственности.
Прежде чем выявить психолого-педагогические особенности нравственного вос-. питания в конкретной образовательной среде, необходимо уточнить дефиниции исследуемых понятий. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [7, с. 153].
Более широкое понятие воспитанию дает М.Г. Яновская, которая пишет, что это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. «Он субъективно идет навстречу воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно» [9, с. 25]
В настоящее время в современной педагогической науке, несмотря на достаточную разработанность представлений о нравственном воспитании, нет однозначных определений. Изначально термин «нравственность», берет свое начало от слова нрав. В трактовке латинских источников нравы синони-мизируют с (тога^) моралью. Б.В. Селиванова определяет нравственное воспитание как одну из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно
принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. Формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем выступает как результат присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие. «Условие эффективности нравственного воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».
По мнению Ю.К. Бабанского нравственное воспитание - это трансляция эталонов и норм, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [8, с. 155].
Нравственное воспитание определяется правовыми положениями, которые диктуются обществом и государством в отличие от неизменных категорий - нравов, которые воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения. Именно поэтому, как нам кажется, воспитание нравственности - это прерогатива государства, а школа и семья должны выполнять идеологическую программу государственного заказа.
В бытовом сознании моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества, нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественноэкономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.
В свою очередь Л.А. Григорович дал следующее определение: нравственности как личностной характеристики, объединяющей такие качества и свойства личности, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [2, с. 104]. Автор как атрибут нравственной воспитанности рассматривает нравственные нормы, как правила, требования, определяющие поступки человека в той
© Магомедова Е.Э., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
161
или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них, выполняя роль педагогического регулятора [2, с. 104].
И.С. Марьенко обозначил нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д. [5, с. 7].
Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще, оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности» [10].
В классическом учебнике педагогики И.П. Под-ласый утверждает, что «нравственное воспитание -это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [6, с. 163].
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий: опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности и обеспечивающие эмоциональную насыщенность общей деятельности; организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников; создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху; утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания» [10, с. 29].
Таким образом, нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает: формирование у подростков сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Практически все авторы утверждают, что нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко, видевший основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения» [6, с. 163].
Безусловной целью нравственного воспитания является формирование нравственного сознания личности и поведение должно являть собой активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний в деятельностный пласт. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести выражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления» [1, с. 266].
Практикующий педагог должен в процессе воспитания личности сформировать нравственные чувства, сознание и мышление, которые являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева, «.. .понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [4, с. 265].
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.
Целью нравственного воспитания должно стать развитие моральных привычек как стереотипов поведения. В.А. Сухомлинский, описывая процесс рождения гражданина, писал: «Источник моральных привычек - в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновения воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой» [9, с. 192]. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Именно поэтому так тесна связь педагогики с психологической наукой.
Под критерием нравственности понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к поведению и действиям.
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
1. В отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. В отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. В отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбии или гуманности [3, с. 380].
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.
«Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе» [1. с. 269].
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением, вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности, связанные с ними моральные знания, взгляды, убеждения и идеалы.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. -М., 2001.
3. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1986.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1996.
5. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
6. Педагогическая энциклопедия. - М., 1999.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
163
7. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
8. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. -№ 2. - С. 90-102.
9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М., 1979.
10. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4. - С. 24-29.
УДК 373
Махрова Ирина Александровна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена проблеме формирования у школьников культуры межнационального общения. Автором раскрыта сущность и содержание понятия культуры межнационального общения, предложены практические формы эффективного формирования культуры межнационального общения школьников, развитию у них навыков межнационального взаимодействия.
Ключевые слова: общение, межнациональное общение, культура межнационального общения, навыки межнационального взаимодействия.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Именно сейчас, в период падения духовности и нравственных принципов, проблема формирования культуры межнационального общения выходит на первый план, занимает ведущее положение в градации проблем воспитания. В педагогике разрабатываются различные теоретические направления, ведутся научные дебаты о наиболее эффективных методах формирования культуры межнационального общения, путях построения толерантных отношений среди участников образовательного процесса.
Межнациональное общение для отдельных регионов страны является сложной жизненной проблемой. Отсутствие подлинной культуры межнационального общения провоцирует межнациональные конфликты, напряженность в межнациональном общении обнаруживает ограниченность прежних утверждений о нерушимой дружбе народов. В 70-80-е годы XX века в центре внимания находились поиски модели «советского человека» и проблема воспитания культуры межнационального общения (Р. Г. Абдула-типов, ТЮ. Бурмистрова, О.Д. Дмитриев, И.И. Серова и др.) Утверждалось, что культура межнационального общения - часть духовной жизни общества, его культуры; это совокупность... идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения представителей различных национальностей [1, с. 69].
Культура межнационального общения рассматривается как часть политической культуры личности (И.И. Серова), как система характерных для личности, наций, классов, социальных групп или общества в целом идей и убеждений . и проявляется во всех сферах человеческой жизни, цементирует и укрепляет наше общество [2, с. 103].
Отмечается, что культура межнационального общения является частью интернационалистского сознания и поведения, способом установления нормальных отношений между людьми различных национальностей [3, с. 15]. Однако это и особый способ организации личностных взаимоотношений общественных субъектов, представляющих процесс овладения совокупностью норм, способов, форм поведения, способствующих выработке своеобразного эталона взаимоотношений [4, с. 19], и итог развития, и одновременно средство дальнейшего совершенствования национальных отношений [5, с. 80].
Межнациональное общение требует специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [6, с. 194]. Культура межнационального общения строится на уважительном отношении человека к людям различных наций и рас, к их культуре, истории, национальному достоинству; она предполагает выполнение правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [7, с. 26]. Таким образом, культура межнационального общения представляет собой интегральное качество личности, которое проявляется воспитанностью человека в ситуациях межкультур-ного взаимодействия.
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Махрова И.А., 2012