УДК 37.037.1
Л.А.Ситак, Е.А.Асатрян
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в гор. Железноводске, Россия
Нравственное воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы нравственного воспитания ребенка, изучаются его важные составляющие, изучается роль нравственных привычек в формировании нравственного поведения,
Ключевые слова: нравственность, нравственные нормы, нравственное воспитание, нравственное, поведение
Понятие «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moraHs/ - мораль. «Нравы» - это эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не являются неизменными категориями, они воспроизводятся силой привычки, поддерживаются установкой общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д..А. Григорович определяет «нравственность» как личностную характеристику, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. И.С. Марьенко обозначил «нравственность» - как обязательную сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они проявляются в отношении к Родине, социуму, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду, окружающему миру и т. д.[2]
«Нравственные нормы» - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование гармонично развитой личности, нужной и полезной обществу.
В.И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать.
По мнению Р. С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример старших членов семьи способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется,
но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Ребенок поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Малыш неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины [1].
Особую роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение.
Ряд исследователей таких как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., рассматриают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания, детей старшего дошкольного возраста [2].
Высокую оценку нравственному воспитанию давал Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Понятие «нравственное воспитание» глубокое. Оно охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому отечественный педагог В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, обосновано указывал, на ее системообразующий признак - нравственное воспитание.
«Нравственное воспитание» - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание результативно реализуется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни : деятельности, отношений, общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание содержит:
- формирование сознания связи с социумом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями социума, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы нравственных убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из важных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек.
Гуманитарный научный журнал №1, 2017
59
Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Нравственное сознание - активный процесс отражения нравственных отношений, состояний.
Источник моральных привычек - во взаимопроникновении глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это алгоритм моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами словом, прекрасным. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание -нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве всех названных составляющих.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающему миру и социуму и концентрируется вокруг человека.
При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей среде, и в социуме.
Библиографический список
1.Буре, Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие / Р.С. Буре. - Спб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
2.Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г
3.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. 1994. Т.4.
L.A.Sitak, E.A.Asatryan
Moral education is the process of purposeful formation of the personality of the child
Abstract: the article considers some aspects of the problem of moral education of the child, the study of its important components, examines the role of moral habits in forming moral behavior.
Key words: morality, moral norms, moral education, moral behavior