1. Бережан, С. Г. К семасиологической интерпретации явления синонимии / С. Г. Бережан // Лексическая синонимия: сб. статей. - М., 1967. - С. 43-56.
2. Бережан, С. Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц / С. Г. Бережан. - Кишинев: Штиин-ца, 1973. - 372 с.
3. Васильев, Л. М. Методы семантического анализа / Л. М. Васильев // Исследования по семантике: межвуз. сб. науч. тр. - Уфа, 1975. - С. 158-172.
4. Вилюман, В. Г. Английская синонимика / В. Г. Вилюман. - М.: Высшая школа, 1980. - 128 с.
5. Гвоздев, А. Н. Значение изучения детского языка для языкознания / А. Н. Гвоздев // Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - С. 7-30.
6. Горбачевич, К. С. Русский синонимический словарь / К. С. Горбачевич. - СПб.: ИЛИ РАН, 1996. - 512 с.
7. Денисов, П. Н. Об универсальной структуре словарной статьи / П. Н. Денисов // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Русский язык, 1977. - С. 205-225.
8. Дюбуа, Ж. Педагогическая речь словаря / Ж. Дюбуа, К. Дюбуа // Актуальные проблемы учебной лексикографии. - М.: Русский язык, 1977. - С. 38-50.
9. Засорина, Л. Н. Слово текстовое и словарное (о типах вариативности слова) / Л. Н. Засорина // Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии: мат-лы IX зональной конф. кафедр русского языка вузов Урала. - Пермь, 1972. - С. 172-174.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.
11. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.
12. Розенгард-Пупко, Т. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Т. Л. Розенгард-Пупко. -М., 1980. - С. 81-89.
13. Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1948-1965. - Т. 1-17.
14. Шехтман, Н. А. Опыт измерения расстояний между семантическими признаками слов / Н. А. Шехтман // Вопросы романо-германского языкознания: тез. докл. V конф. языковедов. - Уфа, 1966. - С. 17-24.
О.А. Стукало
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ЯЗЫК
Человечество уже в седой древности убедилось, что, кроме силы физической, у человека есть сила духовная - верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие. Понятие о силе духа, мужестве и волевой стойкости являются историческими, оно складывалось постепенно [1, 219].
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали [2, 309].
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В зависимости от того, как освоена принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведения с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность - личная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [2, 310].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [13, 360].
Д. Н. Ушаков дает такое понятие: «НРАВСТВЕННОСТЬ 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Ленин. 2. Самое поведение человека. Человек высокой нравст-
венности. 3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения (т. е. сомнительно, нравственны ли его побуждения)» [3, 338].
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный, противоположны телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека, важнее быта общественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, без укорной нравственности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же судьею совесть и Бога. Правописанье ср. описанье нравов, обычаев, быта, рода жизни народа; этнография. Нравописательный, этнографический. Нравописатель м. нра-вописательница ж. человек, описывающий быт и жизнь народа. Нравоученье ср. ученье о нравственности; нравственная философия; / всякое честное поучение, наставление к добру, особенно как заключение, вывод из какого-либо случая, рассказа. Сухие нравоучения детям докучают. Нраво-учитель м. нравоучительница ж. дающий поучения, наставления. Нравоучительный, поучительный, наставительный» [4, 558].
С годами понимание нравственности изменилось. У С. И. Ожегова мы видим: «Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [5, 414].
Мораль - Правила нравственности, а также сама нравственность» [5, 408].
В философском словаре под редакцией И.Т. Фроловой значение нравственности дается через определение морали. «Мораль (лат. нравы) - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни» [6].
В словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой «НРАВСТВЕННОСТЬ 1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе. 2. Моральные качества человека.
МОРАЛЬ 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. 2. Нравственный вывод, урок из чего-либо. 3. Нравоучение, наставление» [7].
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащим к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, т.к. человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представление, чувств, переживаний. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к природе [2, 310].
Возрастание роли морального фактора в жизни общества связанно с такими процессами, как урбанизация, миграция, интенсивность межличностного общения, изменение структуры социальных функций семьи и ее количественного состава, с новыми проблемам в отношениях «человек - общество - природа» и с некоторыми другими, рождающими новы нравственные проблемы и требующие соответствующих изменений в механизме социальной регуляции [8, 401].
Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитив-
ного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитаниями, 67]. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания.
Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [12, 65].
Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества [2, 311].
Согласно проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 17. Общие требования к содержанию образования) «содержание образования должно обеспечивать: духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру» [9, 33].
Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования [9, 160].
В настоящее время в образовательных учреждениях Ростовской области реализуются программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по духовно-нравственному воспитанию и развитию обучающихся в рамках переходного периода до завершения эксперимента по введению федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и апробации его требований по освоению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся являются:
1. Формирование основ нравственного самосознания личности, то есть способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль.
2. Осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
3. Формирование патриотизма и гражданской солидарности, основанной на духовных отечественных традициях.
4. Формирование эстетических ценностей.
5. Формирование отношения к семье как основе российского общества.
6. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
7. Формирование осознанного и уважительного отношения к вере и религиозным убеждениям.
Организация духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитания трудолюбия, творческого отношения к учебе и профессиональной деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) [10, 1].
Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. -Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1975.
2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия.
3. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. Репринтное издание. - М., 1995; М., 2000.
4. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Терра, 1995.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Советская энциклопедия, 1995.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981.
7. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т рус. яз.; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1982.
8. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
9. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (редакция на 1 декабря 2010 года).
10. Областной закон № 441-ЗС от 15.06.10 «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях в Ростовской области», принят Законодательным Собранием Ростовской области 10 июня 2010 года.
11. Педагогика школы/ под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977.
12. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания: соч. / А. С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1976. - Т. 5.
13. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4.
О.Н. Хованская
АНТОНИМИЯ В ОБЛАСТИ КОММУНИКЕМ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ НОСИТЕЛЕЙ ЯЗЫКА)