УДК 37.015.3-053.66
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
А.В. Кибальник, И.В. Федосова
Аннотация. В статье представлены данные эмпирического исследования психолого-педагогических особенностей младших подростков, склонных к аддиктивному поведению. Исследование проводилось в три последовательных взаимосвязанных этапа: выявление подростков, склонных к аддиктивному поведению; определение видов зависимостей, к которым склонны подростки; изучение уровня конфликтности, агрессивности, самооценки и тревожности подростков, склонных к аддиктивному поведению. В результате исследования сделан вывод о наличии низкого уровня стрессоустойчивости, выборе неконструктивных поведенческих стратегий и сниженном уровне ответственности детей, склонных к различным формам аддикции. В статье также сделано заключение о необходимости организации волонтерской деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии, философии, социологии); целостным подходом к исследованию проблемы.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, склонность к аддиктивному поведению, младшие подростки, волонтерская деятельность.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC PECULIARITIES OF EARLY ADOLESCENTS INCLINED TO ADDICTIVE BEHAVIOR
A. Kibalnik, I. Fedosova
Abstract. The article presents the data of an empirical research of psychological and pedagogic peculiarities of early adolescents inclined to addictive behavior. The research has been carried out in 3 consecutive interrelated stages: revealing the adolescents inclined to addictive behavior; defining the types of adolescent addiction; studying the level of proness to conflict, aggression, self-esteem and anxiety of adolescents inclined to addictive behavior. Based on the research, the authors have made a conclusion that the children inclined to different types of addiction have the low level of stress immunity and responsibility and choose non-constructive behavioral strategies. Besides, the article shows the necessity of organizing volunteering activity aimed at preventing adolescents' addictive behavior. The credibility and validity of the research results are ensured by the optimal choice of research methods, relying on the main points and achievements of a number of scientific branches (Pedagogy, Psychology, Philosophy, Social Sciences) and holistic approach to studying the problem.
Keywords: addictive behavior, inclination for addictive behavior, early adolescents, volunteer activity.
Социокультурная среда современного общества характеризуется наличием множества негативных факторов, которые порождают у большой части населения чувства страха, тревоги перед действительностью, незащищенности, социального неблагополучия и др. Возникает вполне обоснованное стремление уйти от реальности, спрятаться от проблем. Особенно в таких ситуациях страдают люди с низкими адаптационными способностями. В поисках защиты от стресса они часто используют неконструктивные стратегии поведения, в том числе аддикции [2;5;7]. К данной группе можно отнести и подростков, т.к. в этот возрастной период у них обостряются возрастающий скептицизм, нарочитое и экстравагантное поведение, жестокость и агрессивность.
Именно в подростковом возрасте происходит становление основных личностных структур; в
этот период особое место занимает потребность социального становления в группе сверстников. Подрастающее поколение склонно к утрате осознания смысла происходящего и не всегда имеет жизненные навыки, позволяющие продемонстрировать свою уникальность и оригинальность. Эти факторы и определяют склонность подростков к аддиктивному поведению [1;3].
Наличие недостаточного количества профилактических мероприятий приводит к тому, что подростки, использующие аддиктивные агенты, теряют мотивацию и возможность получать образование, ведут асоциальный образ жизни, что приводит к деформации личностной сферы и ориентации на различные формы девиантного поведения [8].
Главная проблема заключается в том, что, фактически, профессиональная поддержка детей,
склонных к разного рода зависимостям, сводится к симптоматической терапии, что не решает проблему рецидивов при возвращении в привычную среду.
Данная проблема может быть решена только путём внедрения комплексных и дифференцированных профилактических
программ. Комплексная профилактика необходима, поскольку тяжелые формы зависимостей в дальнейшем имеют тенденцию к развитию заболеваний с системным характером расстройств. Эффективным средством профилактики аддикций у школьников является волонтерская деятельность, которая создает условия для превенции зависимостей не только у самих добровольцев, но и у тех субъектов, с кем они взаимодействуют [6].
Именно для разработки модели организации волонтерской деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков, было проведено исследование психолого-педагогических особенностей
младших подростков, склонных к аддиктивному поведению.
Экспериментальной базой нашего исследования стало МБОУ «Гимназия № 25» г. Иркутска. Исследовательская работа проводилась с младшими подростками 5-х классов. В исследовании приняли участие 60 человек. Для проведения диагностической работы была составлена специальная поэтапная программа, см. таблицу 1 [4].
Таблица 1. - Программа изучения психолого-педагогических особенностей младших подростков, склонных к аддиктивному поведению
Критерии Методы, методики исследования
I этап - определение подростков, склонных к аддиктивному поведению
- склонность к преодолению норм и правил Анализ школьной документации
- агрессия и насилие - делинквентное поведение Метод сбора независимых характеристик Тестирование
- волевой контроль эмоциональных реакций - самоповреждающее и саморазрушающее Методика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)
поведение
II этап - определение видов зависимостей, к которым склонны подростки
- интернет и компьютерная зависимость - любовная зависимость Тестирование Методика «Склонность к 13 видам зависимостей»
- наркотическая зависимость (Г.В. Лозовая)
- игровая зависимость
- никотиновая зависимость
- пищевая зависимость
- зависимость от межполовых отношений
- трудоголизм
- телевизионная зависимость
- религиозная зависимость
- зависимость от здорового образа жизни
- лекарственная зависимость
- общая склонность к зависимостям
III этап - изучение психолого-педагогических особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению
- конфликтность - агрессивность - самооценка - тревожность Тестирование Тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) Методика «Три оценки» (А.И. Липкина) Тест «Ситуативная тревожность» (Ю.А. Клейберг)
Первым шагом эксперимента явилось выявление подростков, склонных к аддиктивному поведению. Для этого мы провели анализ школьной документации, в частности социальных паспортов учащихся 5-х классов. Социальный паспорт класса - документ, позволяющий установить социальное положение учащихся образовательной организации, см. таблицу 2.
Сбор информации для социального паспорта осуществляется методами опроса и анализа данных личных дел учащихся.
Форма социального паспорта позволяет определить численность учащихся, требующих социально-педагогической помощи. По социальному паспорту испытуемых классов мы отбирали обучающихся, которые состоят на
каком - либо профилактическом учете. Из 60 испытуемых было выделено 2 (3%) школьника, нарушающих дисциплину и пропускающих
уроки, не имея уважительной причины. Эти дети состоят на внутришкольном учете, а один из них также на учете в ОПДН.
Таблица 2. - Обобщенные данные по итогам изучения социальных паспортов пятых классов
Кол-во человек %
Кол-во обследованных детей 60 100
Полные семьи 56 93
Неполные семьи 7 12
Многодетные 12 20
Малообеспеченные 4 7
Семьи, требующие особого внимания 3 5
Семьи, чьи дети состоят на учете 2 3
Одним из показателей отклоняющегося поведения подростков являются систематические пропуски занятий в школе без уважительной причины, поэтому мы посчитали целесообразным изучить классные журналы 5-х классов. Анализ документов показал, что пропусков без уважительных причин у 58 (97%) испытуемых не отмечено, у 2 (3%) обучающихся выявлено большое количество пропусков уроков.
Для уточнения и дополнения полученных данных мы провели беседы с педагогами 5-х классов посредством метода сбора независимых характеристик. По заранее подготовленным вопросам мы опросили классных руководителей, социального педагога, учителя русского языка и психолога. При опросе экспертов мы руководствовались критериями склонности к аддиктивному поведению, определенными нами ранее: у подростков отмечается активное, часто агрессивное состояние; неадекватная самооценка; склонность к конфликтам; скрытность и раздражительность; использование
деструктивных поведенческих стратегий; сниженный контроль в эмоционально-волевой сфере; саморазрушающее поведение [4].
Педагоги должны были назвать фамилии детей, которых они отнесли бы к группе подростков, склонных к аддиктивному
сбора независимых было выделено 18
поведению. В результате характеристик педагогами (30%) обучающихся.
С целью выявления склонности детей к проявлению различных форм аддикции было проведено тестирование школьников по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Методика содержит семь шкал: установка на социальную желательность; склонность к преодолению норм и правил; склонность к аддиктивному поведению; склонность к саморазрушающему поведению; склонность к агрессии; волевой контроль; склонность к делинквентному поведению, см. рисунок 1.
Исследование выявило 5 (8,3%) подростков, открыто не принимающих нормы морали, права, которые одобрительно относятся к циничным антиобщественным поступкам.
Особо настораживает тот факт, что 12 (20%) подростков продемонстрировали ярко выраженную склонность к аддиктивному поведению, что проявляется в действиях, направленных на активный уход от реальности, стремлении изменить своё эмоциональное состояние с использованием психоактивных средств.
20 15 10 5
20% - 12 чел
8,3% - 5 чел
6,6% - 4 чел
8,3% - 5 чел
5% - 3 чел
3,3% - 2 чел 3,3% - 2 чел
□ шкалы
12
Рисунок 1. - Результаты изучения склонности подростков к аддиктивному поведению
5% - 3 чел
3
4
5
6
7
4 (6,6%) школьника практикуют саморазрушающее поведение - деструктивные поступки, направленные на привлечение внимания, часто демонстративный отказ от социальных норм в ущерб собственным интересам.
5 (8,3%) человек имеют склонность к агрессии и насилию. 3 (5%) респондентов продемонстрировали импульсивность, склонность к употреблению нецензурных выражений, непредсказуемость поведения.
2 (3,3%) подростка имеют склонность к делинквентному поведению - их поведение противоречит правовым нормам, угрожает социальному благополучию, это любые действия, запрещенные законодательством (физическое насилие, хулиганство, вандализм, торговля наркотиками).
Также результаты диагностики показали, что 3 (5%) обследуемых были недостаточно откровенны в своих ответах.
По результатам I этапа диагностической работы можно сделать вывод о том, что из шестидесяти испытуемых подростков к категории обучающихся, склонных к аддиктивному поведению, могут быть отнесены 12 человек. По нашему мнению, небольшое количество учащихся, вошедших в «группу риска», связано с тем, что гимназия № 25 находится в центральном районе города, является престижным образовательным учреждением, и контингент учащихся состоит из детей, родители которых уделяют достаточное количество времени воспитанию своих детей. Таким образом, на II этапе изучению подвергались школьники, выделенные нами из всех классов - 12 человек «группы риска».
II этап эксперимента - определение видов зависимостей, к которым склонны подростки. В связи с этим, мы провели диагностическую методику «13 видов зависимости» (Г.В. Лозовая).
Из 13 видов зависимостей (интернет и компьютерная зависимость; любовная зависимость; наркотическая зависимость; игровая зависимость; никотиновая зависимость; пищевая зависимость; зависимость от межполовых отношений; трудоголизм; телевизионная зависимость; религиозная зависимость; зависимость от здорового образа жизни; лекарственная зависимость; общая склонность к зависимостям), преобладающей среди подростков оказалась игровая зависимость, которая наблюдается у 7 (58%) обучающихся. С интернет и компьютерной зависимостью было выявлено 3 (25%) подростков. У 1 (8%) испытуемых был выявлен трудоголизм по категории «ложный трудоголик гиперответственного типа». Большие
трудозатраты этого типа во многом связаны с тем, что присутствует выраженный страх совершить ошибку.
С зависимостью от межполовых отношений был определен 1 (8%) школьник. Такие люди проявляют не только хорошую
информированность в области сексуальных отношений, но и занимаются пропагандой данных отношений среди сверстников.
В результате диагностики, говоря об общей склонности к зависимости, можно подвести следующие итоги: к высокому уровню отнесено 3 (25%) испытуемых, средний уровень выявлен у 7 (58%) подростков, низкий уровень представлен 2 (16 %) респондентами.
Для составления более полной характеристики склонных к аддиктивному поведению пятиклассников на III этапе диагностической работы мы провели углубленное изучение личностных особенностей зависимого поведения подростков. Вначале мы определяли уровень агрессивности и конфликтности детей. Для этого использовали тест «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, А.В. Ковалёв).
Выявление в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности производилось по ряду шкал: вспыльчивость (напористость), обидчивость, наступательность, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность,
нетерпимость к мнению других, подозрительность, объединенных в три группы.
Обобщая данные диагностики по тесту Е.П. Ильина, А.В. Ковалёва, можно сделать следующие выводы, см. рисунок 2. Конфликтность была выявлена у 8 (66%) подростков, которые отличаются вспыльчивостью, наступательностью, обидчивостью. По шкале «позитивная агрессивность» к группе подростков с высоким уровнем «угрызений совести» было отнесено 7 (58%) школьников. Результаты исследования по шкале «негативная агрессивность» позволили определить 3 (25%) респондентов, которые склонны к мстительности, проявляют нетерпимость к людям в общении, подозрительность. С целью определения уровня тревожности нами было проведено тестирование по методике «Ситуативная тревожность» (Ю.А. Клейберг).
По результатам диагностики было выявлено 5 (41,7%) подростков с высокой тревожностью и 5 (41,7%) детей со средним уровнем тревожности. К таким ученикам требуется особый подход, проведение мероприятий, способствующих снижению тревоги в стрессовой ситуации.
66% - 8 чел
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
58% - 7чел
25% - 3 чел
Ш конфликтность
□ позитив.агрессия
□ негатив.агрессия
Рисунок 2. - Результаты диагностики подростков по методике «Личностная агрессивность и конфликтность»
Последним шагом на Ш этапе диагностики явилось исследование самооценки подростков, склонных к аддиктивному поведению, с помощью методики А.И. Липкиной «Три оценки».
Испытуемым предлагалось выполнить списывание с доски текста, содержащего 2 сложных и 6 простых предложений. Работы ребят оценивались тремя оценками - завышенная, адекватная и заниженная. Перед раздачей работ обследуемой группе говорили о том, что их работы проверяли три разных учителя из других учреждений. И у каждого сложилось разное мнение относительно их выполненных заданий, поэтому поставили разные оценки. Затем подросткам предлагалось обвести оценку, с которой они согласны. В зависимости от обведённой детьми оценки мы судили об их самооценке.
Адекватная самооценка в обследуемой группе выявлена у 4 (33,3%) школьников, которые адекватно оценивают свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение окружающих. Заниженная самооценка выявлена у 3 (25%) пятиклассников. Эти ребята неуверенны в себе, занижают свои возможности, остро реагируют на замечания окружающих. Завышенная самооценка свойственна 5 (41,7%) испытуемым - такие подростки ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые нуждаются в поддержке окружающих.
Обобщение результатов исследования позволяет сделать вывод, что у всех респондентов обследуемой «группы риска» отмечаются нарушения по большинству критериев склонности к аддиктивному поведению. Это школьники, которые обладают сниженным уровнем стрессоустойчивости, используют
неконструктивные стратегии преодоления сложных ситуаций; обладают скрытым комплексом неполноценности, сочетающимся с внешне проявляемым превосходством; имеют неадекватную самооценку; обманывают и обвиняют педагогов и родителей; не принимают ответственность; демонстрируют повторяемость деструктивного поведения.
В заключение отметим: результаты эксперимента убедительно продемонстрировали необходимость организации специальной работы по профилактике аддиктивного поведения подростков. Проблема зависимости должна решаться методами первичной профилактики. Конечная цель достижима, если предотвратить болезнь, а для этого нужно внедрять комплексную программу профилактики с максимальной занятостью младших подростков (5 - 6 классы).
Следует отметить, что проведение одноразовых тренингов, круглых столов, лекций, внедрение превентивных программ не дает должного профилактического эффекта. Поэтому мы считаем, что целесообразно включать школьников в волонтерскую деятельность, способствующую профилактике аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения.
Педагогические возможности волонтёрской деятельности состоят, главным образом, в активном и деятельном включении детей в социально-значимую деятельность,
направленную не только на улучшение социальной ситуации, но и на приобретение необходимых знаний и умений конструктивного преодоления трудностей без использования таких поведенческих паттернов, которые могут грозить эффективному функционированию личности.
1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь /В.В. Бойко. - СПб.: Наука, 2002. - 160 с.
2. Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора / А.В. Кибальник // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. -№ 1(18). - С. 336-340.
3. Кибальник А.В. Теоретические аспекты изучения проблемы повышения уровня социальной активности старшеклассников / А.В. Кибальник // Социально-педагогическое сопровождение личности в фундаментальных и прикладных исследованиях: коллективная монография; научн. редактор О.А. Лапина. - Иркутск: Изд-во «Иркут», 2018. - С. 64-75.
4. Расчинская А.И. Эмпирическое исследование склонности младших подростков к зависимому поведению / А.И. Расчинская // Глобализация науки: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа, РИЦ БашГУ, 2014. - С. 110-116.
5. Федосова И.В. «Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций»: социально-педагогическая характеристика понятия / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // European Social Science Journal. - 2017. - № 1. - С. 355-362.
6. Федосова И.В. Волонтерская деятельность студенческой молодежи как средство овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: монография / И.В. Федосова, А.В. Кибальник. - Иркутск: ВСГАО, 2011. - 160 с.
7. Фуряева Т.В. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции / Т.В. Фуряева, И.Г. Каблукова. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. - 304 с.
8. Хижаева Т.М. Социальная профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних / Т.М. Хижаева. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. - 80 с.
Сведения об авторах:
Кибальник Алёна Вячеславовна (г. Иркутск, Россия), старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: kialvch@yandex.ru
Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru
Data about the authors:
A. Kibalnik (Irkutsk, Russia), Senior University teacher of Social Pedagogy and Psychology Department, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, e-mail: kialvch@yandex.ru
I. Fedosova (Irkutsk, Russia) Head of Department of Social Pedagogy and Psychology, Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru