УДК 159.922.8+159.9
Маст Светлана Викторовна
Психолог, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»; MastSV@dtsznhmao.ru, ОЯСЮ 0000-0002-4540-4856, Нижневартовск
личностные копинг-ресурсы подростков,
проживающих в замещающих и кровных семьях
Аннотация. Среди многообразия направлений исследований копинг-поведения выделен единый модуль утверждения того, что совладание - динамический процесс, который определяется характеристиками ситуаций, определенных прежде всего личностными особенностями субъекта. В статье рассмотрены актуальные вопросы теории копинг-пове-дения, связанные с исследованием копинг-ресурсов подростков, проживающих в замеща-юшдх и кровных семьях. Обозначены важные личностные копинг-ресурсы: уровень тревожности, самооценка, мотивация достижения успеха, эмпатия. Теоретические положения копинг-ресурсов репрезентированы в результатах исследования личностных копинг-ресур-сов подростков, проживающих в замещающих и кровных семьях. Выявлены факторы, повышающие риск аддиктивного поведения подростков: низкая функциональная активность таких личностных копинг-ресурсов, как низкий уровень самооценки, эмпатии, мотивации к достижению успеха, высокий уровень тревожности. Теоретико-практические материалы позволяют определить аспекты профилактики аддиктивного поведения подростков, актуализировать формирование блока продуктивных копинг-ресурсов, способствующих конструктивной адаптации и социальной интеграции подростков.
Ключевые слова: копинг-теория, копинг-ресурсы, аддиктивное поведение, подростки, проживающие в замещающих и кровных семьях, профилактика аддиктивного поведения.
Введение в проблему. В настоящее время активно разрабатываются проблемы теории копинг-поведения. Вслед за С. А. Хазовой, рассматриваем копинг как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных), аффективных, поведенческих, помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий [13, с. 60]. Копинг-ресурсы определяются исследователями как характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам. В большинстве работ используется типология копинг-ресурсов, предложенная R. S. Lazarus: физические (здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги), психологические (убеждения, самооценка, локус контроля и т. д.), социальные (социальные
связи человека).
Автор подразделяет копинг-ресурсы на личностные и средовые. Личностные ресурсы включают в себя ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды); ресурсы самосознания (Я-концепции, представление человека о себе); ценност-но-мотивационную структуру личности; позицию человека по отношению к смерти, жизни, любви, одиночеству, вере; духовность человека; конкретные личностные качества, свойства (интернальный локус контроля, аффилиация, эмпатия, социальная компетентность). Ресурсы социальной среды связаны с системой социальной поддержки [14; 15; 16].
К копинг-ресурсам относят Я-концеп-цию и её составляющие, среди которых особо выделяют самооценку как необходимое внутреннее условие регуляции поведения [1, с. 26]. Индивиды с адекватной са-
мооценкой гибко реагируют на изменения, уверены в себе, способны самостоятельно решать жизненные проблемы и т. д. У них мотивация достижения успеха преобладает над мотивацией избегания неудачи. Неадекватная самооценка - фактор риска аддиктивного поведения детей и подростков. По мнению Н. А. Сироты, В. М. Ял-тонского, для индивидов с аддиктивным поведением характерны негативная, слабо сформированная Я-концепция и низкая самооценка. Использование копинг-стра-тегии разрешения проблем и поиска социальной поддержки приводит к формированию позитивной Я-концепции, адекватной самооценки, обеспечивает выбор активных стратегий. Использование копинг-страте-гии избегания провоцирует формирование негативной Я-концепции, неадекватной самооценки, предопределяет выбор пассивных копинг-стратегий. Поведенческие проявления адекватной самооценки способствуют поиску социальной поддержки, расширению социально-поддерживающих сетей, а проявление заниженной или завышенной самооценки приводит к сужению круга интересов, замкнутости, социальной отгороженности [10].
К коммуникативным личностным ресурсам ученые относят эмпатию, которая положительно влияет на качество общения и позитивные личностные изменения. Эмпатия понимается учеными по-разному: как постижение эмоционального состояния другого человека; как эмоциональная отзывчивость. Вслед за В. А. Лабунской, эмпатию понимаем как социально-психологическое свойство, состоящее из ряда способностей: эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, распознавать эмоциональное состояние другого, давать адекватный эмпатический ответ на переживания другого [4]. Установлено, что чем выше уровень эмпатии, тем выше показатели копинг-стратегий поиска социальной поддержки. Низкий уровень
эмпатических тенденций оказывает негативное влияние на качество общения, что ведёт к искажению личностного развития. Дефицит навыков эмпатии способствует саморазрушающему поведению и разрыву с обществом. Активное общение содействует личностному росту и выбору активных, продуктивных копинг-стратегий.
Качественный личностный ресурс - наличие у индивида мотивации достижения успеха. Некоторые исследователи считают, что у детей и подростков с аддиктивным поведением мотивация избегания неудач преобладает над мотивацией достижения успеха. Преобладание мотивации на избегание неудачи коррелирует с заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний, высокой тревожностью, беспомощным поведением, стремлением к неоправданному риску и способствует выбору копинг-стра-тегии избегания и ухода от реальности [10].
Высокий уровень тревожности, рассматриваемый учеными как одна из психологических особенностей детей и подростков, склонных к аддиктивному поведению, также негативно влияет на их развитие. Некоторые считают, что высокая тревожность - это критерий дезадаптации и предполагают, что потенциальные аддикты -это люди изначально тревожные [3].
Повышенный уровень тревожности вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции. В работах Н. А. Сироты и В. М. Ялтонского рассмотрен копинг в контексте проблемы аддиктивного поведения и его профилактики, разработаны три теоретические модели ко-пинг-поведения людей, не имеющих проблем в зависимости, и аддиктов [11; 12].
Вслед за учеными к важным личностным копинг-ресурсам нами отнесены тревожность, самооценка, мотивация достижения успеха, эмпатия.
Теоретические положения копинг-поведе-ния учитываются нами в исследовании про-
блем копинг-теории в проспекции профилактики аддиктивного поведения подростков, проживающих в кровных и замещающих семьях, и имеют важное значение для разработки личностных копинг-ресурсов.
Цель статьи состоит в актуализации проблем исследования копинг-ресурсов в проспекции профилактики аддиктивно-го поведения подростков, проживающих в кровных и замещающих семьях.
Организация исследования. На базе бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Аистенок», г. Нижневартовска было проведено исследование личностных копинг-ресурсов (тревожности, самооценки, мотивации достижения успеха, эмпатии) подростков. В исследовании приняли участие 150 подростков, различных по гендерному составу (табл. 1-4 см. ниже). Возраст подростков составил от 12 до 15 лет (средний возраст испытуемых - 13,5 лет). Семьи, в которых проживают подростки, полные. Участники исследования - подростки, имеющие склонность к аддиктивному поведению и не имеющие таковой.
I экспериментальная группа - подростки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, проживающие в кровных семьях (далее - кровные семьи).
II экспериментальная группа - подростки, имеющие склонность к аддиктивному поведению, проживающие в замещающих семьях (далее - замещающие семьи). Контрольная группа - подростки без склонности к аддиктивному поведению, проживающие в кровных семьях (далее -контрольная группа).
При проведении экспериментального исследования нами учтены теоретические обобщения по актуальным проблемам теории копинг-поведения. Среди многообразия направлений можно выделить единый модуль утверждения того, что совлада-
ние - это динамический процесс, в котором особая роль отводится комплексной когнитивной оценке, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и представления о ней.
Для проведения исследования личностных копинг-ресурсов использован следующий диагностический инструментарий. Для выявления уровня тревожности использован тест Дж. Тейлора-Норакид-зе, адаптированный Т. А. Немчиновым. Опросник включает шкалу лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах. Исследование общей самооценки подростков осуществлялось на основе методики Г. Н. Казанцевой. Для исследования мотивации достижения успеха был применен опросник А. А. Реа-на «Мотивация успеха и боязнь неудачи», для исследования уровня эмпатии - опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.
Результаты исследования показали следующее. В группе подростков, проживающих в кровных и замещающих семьях и имеющих склонность к аддиктив-ному поведению, выявлено преобладание высокого уровня тревожности. Данный показатель установлен у 38 % подростков, проживающих в кровных семьях и у 32 % подростков, проживающих в замещающих семьях. Анализ показателя в разрезе гендерных различий выявил преобладание высокого уровня тревожности у мальчиков этих групп. У подростков из замещающих семей этот показатель составил 44 %, что на 24 % выше, чем у девочек данной группы. У подростков из кровных семей этот показатель составил 48 %, что на 20 % выше, чем у девочек данной группы. В контрольной группе высокий уровень тревожности у 8 % испытуемых.
Таблица 1
Исследование тревожности
Уровень тревожности Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2 Контрольная группа
Девочки чел./% Мальчики чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./%
Низкий 4/16 2/8 6/12 1/4 3/12 4/8 7/28 4/16 11/22
Средний, с тенденцией к низкому 6/24 5/20 11/22 4/16 2/8 6/12 9/36 3/12 12/24
Средний, с тенденцией к высокому 5/20 4/16 9/18 8/32 4/16 12/24 5/20 14/56 19/38
Высокий 7/28 12/48 19/38 5/20 11/44 16/32 2/8 2/8 4/8
Очень высокий 3/12 2/8 5/10 7/28 5/20 12/24 2/8 2/8 4/8
Таблица 2
Исследование самооценки
Уровень самооценки Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2 Контрольная группа
Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./%
Низкий 10/40 14/56 24/48 12/48 16/64 28/56 4/16 4/16 8/16
Адекватный 11/44 9/36 20/40 12/48 6/24 18/36 14/56 17/68 31/62
Высокий 4/16 2/8 6/12 1/4 3/12 4/8 7/28 4/16 11/22
Очень высокий уровень тревожности преобладает у подростков из замещающих семей (24 %), в то время как у подростков из кровных семей этот показатель составляет 10 %, а в контрольной группе - 8 %. Анализ данного показателя по тендерному составу выявил преобладание очень высокого уровня тревожности у девочек из за-
мещающих семей (28 %), что выше на 8 %, чем у мальчиков данной группы. У девочек из кровных семей показатель составил 12 %, у мальчиков - 8 %. В контрольной группе количество девочек и мальчиков с очень высоким уровнем тревожности равнозначно (8 %).
Таблица 3
Исследование мотивации достижения успеха
Мотивация достижения успеха Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2 Контрольная группа
Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./%
Низкая 7/28 8/32 15/30 12/48 14/56 26/52 1/4 2/8 4/8
С тенденцией к низкой 3/12 6/24 9/18 3/12 4/16 7/14 3/12 2/8 5/10
Нет выраженной тенденции 5/20 7/28 12/24 4/16 3/12 7/14 11/44 10/40 6/12
Тенденция к достижению успеха 5/20 3/12 8/16 4/16 2/8 6/12 8/32 6/24 2/4
Достижение успеха 4/16 2/8 6/12 3/12 1/4 4/8 4/16 3/12 10/20
Таблица 4
Исследование уровня эмпатии
Уровень эм-патии Экспериментальная группа 1 Экспериментальная группа 2 Контрольная группа
Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./% Девочки чел./% Мальчики, чел./% Группа чел./%
Очень низкий 4/16 7/28 11/22 6/24 13/52 19/38 1/4 1/4 2/4
Низкий 6/24 13/52 19/38 14/56 9/36 23/46 13/52 9/36 22/44
Средний 15/60 5/20 20/40 5/20 3/12 8/16 14/56 12/48 26/52
Высокий 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Низкий показатель тревожности преобладает у подростков контрольной группы (22 %). В замещающих семьях низкий уровень тревожности выявлен в 8 %, в кровных семьях - в 12 %. Следует отметить, что в кровных семьях (контрольная и I экспериментальная группа) низкий уровень тревожности наблюдается преимущественно у девочек - 28 % и 16 % соответственно. В то время как в замещающих семьях количество мальчиков с низким уровнем тре-
вожности преобладает и составляет 12 %, что выше на 8 %, чем количество девочек данной группы.
Средний уровень тревожности с тенденцией к низкому преобладает в контрольной группе - 24 %, что на 2 % выше, чем в группе из кровных семей, и на 12 % выше, чем в группе из замещающих семей. Средний уровень тревожности с тенденцией к высокому выявлен у 38 % подростков контрольной группы, что на 20 % выше,
чем в группе из кровных семей, и на 14 % выше, чем в группе из замещающих семей.
Таким образом, высокий уровень тревожности преобладает у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проживающих как в кровных, так и в замещающих семьях.
Исследование самооценки показало следующее. Преобладание низкого уровня самооценки наблюдается в группе подростков из замещающих и кровных семей -56 % и 48 % соответственно. У подростков контрольной группы этот показатель составил 16 %. Анализ показателя в разрезе гендерного состава выявил преобладание низкого уровня самооценки у мальчиков, имеющих склонность к аддиктивному поведению и проживающих в кровных (56 %) и замещающих (64 %) семьях. В группе девочек из кровных семей низкий уровень выявлен в 40 % случаев, из замещающих семей - в 48 % случаев. В контрольной группе количество девочек и мальчиков с низким уровнем самооценки равнозначно (16 %). Адекватный уровень самооценки преобладает в контрольной группе и составляет 62 %, что выше, чем в группе из кровных семей, на 22 %, из замещающих семей - на 26 %. Высокий уровень наблюдается у 22 % подростков контрольной группы, что на 10 % выше, чем в группе из кровных семей, и на 14 % выше, чем в группе из замещающих семей. У девочек контрольной группы высокий уровень самооценки установлен в 28 % случаев, у девочек из кровных семей - в 16 % случаев, у девочек из замещающих семей - в 4 % случаев. У мальчиков контрольной группы высокий уровень самооценки установлен в 16 % случаев, у мальчиков из кровных семей - в 8 % случаев, у мальчиков из замещающих семей - в 12 % случаев.
Таким образом, низкий уровень самооценки преобладает у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проживающих как в кровных, так и в замещающих семьях.
Исследование мотивации к достижению успеха выявило преобладание низкой мотивации к достижению успеха у подростков из замещающих семей в 52 % случаев. В кровных семьях данный показатель составил 30 %, в контрольной группе - 8 %. Отмечаем, что во всех группах низкий уровень мотивации выявлен преимущественно у мальчиков и составил в группе из замещающих семей - 56 %, из кровных семей - 32 %, в контрольной группе - 8 %. В то время как у девочек из замещающих семей этот показатель составил 48 %, из кровных семей - 28 %, в контрольной группе - 4 %.
Достижение успеха отмечается преимущественно у подростков контрольной группы - 20 %, что выше, чем у подростков из кровных семей, на 8 %, у подростков из замещающих семей - на 12 %. Во всех группах по данному показателю преобладает количество девочек, которое составляет в группе из замещающих семей - 12 %, из кровных семей - 16 %, в контрольной группе - 16 %. В то время как у мальчиков из замещающих семей этот показатель составил 4 %, из кровных семей - 8 %, в контрольной группе - 12 %.
Таким образом, у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проживающих как в кровных, так и в замещающих семьях, преобладает низкая мотивация к достижению успеха.
Исследование уровня эмпатии показало, что очень низкий уровень эмпатии преобладает у подростков из замещающих семей - 38 %, у подростков из кровных семей данный показатель ниже на 16 % (22 % случаев), в контрольной группе - ниже на 34 % (4 % случаев). Гендерный анализ показателя выявил преобладание очень низкого уровня эмпатии у мальчиков, проживающих в кровных и в замещающих семьях - 28 % и 52 % соответственно. В контрольной группе количество девочек и мальчиков с очень низким уровнем эмпа-тии равнозначно и составляет 16 %.
Средний уровень эмпатии преобладает у подростков контрольной группы и составляет 52 %. Этот показатель выше, чем в группе подростков из замещающих семей, на 36 %, и на 12 % выше, чем в группе подростков из кровных семей. В то же время данный показатель выявлен преимущественно у девочек всех групп: в группе из замещающих семей он составляет - 12 %, из кровных семей - 16 %, в контрольной группе - 16 %. В то время как у мальчиков из замещающих семей этот показатель составил 12 %, из кровных семей - 20 %, в контрольной группе - 48 %. Следует отметить, что высокий уровень эмпатии в данных группах не выявлен.
Таким образом, у подростков, склонных к аддиктивному поведению, проживающих как в кровных, так и в замещающих семьях,
преобладает низкий уровень эмпатии.
Выводы. Материалы исследования позволяют констатировать, что у подростков преобладают низкая самооценка, низкий уровень эмпатии, высокий и с тенденцией к высокому уровень тревожности, низкая мотивация к достижению успеха, что свидетельствует о низкой функциональной активности данных личностных копинг-ресурсов и повышает риск аддиктивного поведения. Теоретико-практические материалы дают возможность определить проспекции профилактики аддиктивно-го поведения подростков, проживающих в замещающих и кровных семьях, актуализируют формирование блока их продуктивных копинг-ресурсов, способствующих конструктивной адаптации и социальной интеграции подростков.
Библиографический список
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1978. - № 2-4. - С. 24-28.
2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / сост. и ред. И. Б. Дерманова. -СПб.: Речь, 2002. - С. 126-129.
3. Иванов М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психология зависимости: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - С. 21.
4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов н/Д, 1986. - 195 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 453 с.
6. Немов Р. С. Психология. - 4-е изд. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
8. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.
9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. - М., 1984. - 256 с.
10. Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы: дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2008. - С. 59.
11. Сирота H. A., Ялтонский В. М. Копинг-поведение как проблема наркологии // Вопросы наркологии. - 1996. - № 1. - С. 76-80.
12. Сирота H. A., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
13. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 5. - С. 59-69.
14. Folkman S., Lazarus R. S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an anthology. -New York: Columbia University Press, 1991. -P. 207-227.
15. Lasarus R. S., Folkman S. The Concept
of Coping // Stress and Coping: an anthology. - 16. Lazarus R. S. Psychological-stress-and New York: Columbia University Press, 1991. - coping-process. - New York: McGraw Hill, P. 189-206. 1966. - Р. 143-152.
Поступила в редакцию 12.04.2018
Mast Svetlana Viktorovna
Psychologist, budgetary institution of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra "Nizhnevartovsk center for assistance to children left without parental care"; MastSV@dtsznhmao.ru, ORCID 0000-00024540-4856, Nizhnevartovsk
coping resources prospection solution of the problems of addictive behavior of adolescents living in foster families and blood
Abstract Among the variety of research areas of coping behavior is a single module of the statement that coping is a dynamic process, which is determined by the characteristics of situations, defined primarily by the personal characteristics of the subject. The article deals with topical issues of the theory of coping behavior associated with the study of coping resources of adolescents living in substitute and blood families. Important personal coping resources are identified: self-assessment, empathy, motivation for success, level of anxiety. The theoretical positions of coping resources are represented in the results of the study of the problems of addictive behavior of adolescents living in substitute and blood families. The factors that increase the risk of addictive behavior of adolescents: low functional activity of such personal coping resources as low self-esteem, empathy, motivation to succeed, high level of anxiety. Theoretical and practical materials allow to define aspects of prevention of addictive behavior of teenagers, to actualize formation of the block of productive coping resources promoting constructive adaptation and social integration of teenagers.
Keywords: coping theory, coping resources, addictive behavior, adolescents living in substitute and blood families, prevention of addictive behavior.
References
1. Bozhovich, L. I., 1978. Stages of formation of a personality in ontogenesis. Questions of psychology, 2, 4, pp. 24-28.
2. Dermanova, I. B., comp. and ed., 2002. Diagnosis of emotional and moral development. St. Petersburg: Speech Publ., pp. 126-129.
3. Ivanov, M. S., 2004. Influence of role-playing computer games on formation of psychological dependence of the person on the computer. Psychology of dependence: reader. Minsk: Harvest Publ., p. 21.
4. Labunskaya, V. A., 1986. Nonverbal behavior. Rostov on Don, 195 p.
5. Mukhina, V. S., 2000. Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence: a Textbook for stud. Moscow: Academy
Publ., 453 p.
6. Nemov, R. S., 2001. Psychology: Textbook. for stud. higher. ped. studies'. institutions. B. 3: Psychodiagnostics. Introduction to scientific psychological research with elements of mathematical statistics. Moscow: Humanit. ed. center VLADOS Publ., 640 p.
7. Nizhegorodtseva, N. V., Shadrikov, V. D., 2001. Psychological and Pedagogical readiness of the child for school: a Guide for practical psychologists, teachers and parents. Moscow: Human-it. ed. center VLADOS Publ., 256 p.
8. Rean, A. A., 2004. Psychology of personality. Socialization, behavior, communication. St. Petersburg: Prime-EUROZNAK Publ., 416 p.
9. Rogers, K., 1984. Empathy. Psychology of
emotions. Moscow, 256 p.
10. Simatova, O. B., 2008. Primary psychological and pedagogical prevention of addictive behavior of adolescents in secondary school. Dr. Sci. (Psychol.). Irkutsk, p. 59.
11. Orphan, H. A., Eltonsky, V. M., 1996. Coping behavior as a problem of addiction. Problems of narcology, 1, pp. 76-80.
12. Orphan, H. A., Eltonsky, V. M., 2003. Prevention of drug addiction and alcoholism. Moscow: Academy Publ., 176 p.
13. Khazova, S. A., 2004. Copulating behavior
of gifted high school students. Psychological journal, 25, 5, pp. 59-69.
14. Folkman, S., Lazarus, R. S., 1991. Coping and Emotion. Stress and Coping: an anthology. N. Y.: Columbia University Press Publ., pp. 207-227.
15. Lasarus, R. S., Folkman, S., 1991. The Concept of Coping. Stress and Coping: an anthology. N. Y.: Columbia University Press Publ., pp. 189-206.
16. Lazarus, R. S., 1966. Psychologi-cal-stress-and coping-process. New York: McGraw Hill Publ., pp. 143-152.
Submitted 12.04.2018