УДК 616.89-008.441.33-053.6 ББК Р645.021.1
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
С.В. Велиева
Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия
Введение
Постоянное увеличение числа детей, подростков и молодежи с аддиктивными формами поведения оказывается в последние годы одной из ведущих проблем общества. Распространенность курения, употребления алкогольных напитков и наркотически действующих веществ среди детей и подростков представляет серьезную опасность их физическому, психическому и нравственному здоровью, приводит к биологической, генетической и социальной деградации личности, создает угрозу здоровью и благополучию общества в целом [18].
Незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ среди подрастающего поколения сейчас распространилось в размерах, тревожащих международную и российскую общественность [6, 23-25]. Уровень спроса и предложения психоактивных веществ в популяции оказывается индикатором, наиболее чутко реагирующим на изменение ситуации, связанной с показателями заболеваемости химическими зависимостями [6]. В «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» Минобрнауки России особо подчеркнуто значение профессиональных, организационных ресурсов системы образования, позволяющих обеспечить комплексное, системное воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования культуры и установок на здоровый и безопасный образ жизни [18]. В этой связи важно объединить усилия государства, правоохранительных органов, общественных организаций и системы образования - создать эффективно действующую систему межведомственного взаимодействия [5], являющуюся основным звеном комплекса мер первичной профилактики аддиктивного поведения среди молодежи [11].
В данной работе под первичной профилактикой мы понимаем комплекс мер, позволяющих предотвращать возникновение и разви-
тие у подростков зависимого поведения, проявляющегося специфическими психическими и поведенческими нарушениями (химическая зависимость), требующими медицинской помощи врачей-наркологов [6]. Важность раннего выявления и преодоления склонности к аддиктивному поведению обусловлена возможностью предотвратить переход экспериментирования с психоактивными веществами в болезнь, повлиять на развитие необратимости ситуации.
Правовым фундаментом для реализации мер первичной профилактики потребления психоактивных веществ и аддиктивного поведения среди детей и подростков, юридическим основанием для проведения в учреждениях образования Чувашии работы по предупреждению потребления психоактивных веществ с учетом возможностей межведомственного взаимодействия являются следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690); Закон Чувашской Республики от 21.10.2013 г. № 68 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; Государственная программа Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 гг.»; Республиканская и муниципальная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 гг.»; Закон Чувашской Республики «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике» и др.
Большое число отечественных исследований в области аддик-тивного поведения у детей и подростков посвящено изучению социально-психологических детерминант, личностных особенностей ад-диктов, типологий, моделей формирования и протекания химической аддиктивности в подростковых группах [3, 4, 6, 8, 9, 24, 25], установлению факторов риска формирования аддикций, ведущих мотивов употребления психоактивных веществ, диспозиций, интересов, ожиданий, ценностей аддиктов [7, 12, 13, 15, 17, 22]. Наиболее активно ведутся исследования по определению путей профилактики аддиктивного поведения, разработке ее концептуальных подходов [2, 19, 21]. Большинство из них реализуется в междисциплинарном поле, объединяющем медицину, психологию, педагогику, право, другие области знаний и практики, часто не фиксирующемся конкретно
на проблеме «зависимости», а ориентирующем подростка на расширение личных адаптивных возможностей [1, 10, 14, 16, 20].
На сегодняшний день, несмотря на большое число публикаций по данной проблеме и определенные достижения в этой области, не сложилось однозначного подхода к пониманию сущности первичной профилактики и коррекции аддиктивности, определению структурных компонентов, функциональных механизмов, видов превентивной помощи, ориентированных на специфические возрастно-психо-логические особенности подростков, учитывающие их индивидуально-личностные особенности, что и определило цель настоящего исследования - психологическое обоснование мероприятий первичной профилактики аддиктивного поведения у подростков.
Материал и методы
Экспериментальное исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ г. Чебоксары. В нем приняли участие 120 подростков 14-17 лет обоего пола с согласия их родителей.
Для выявления уровня склонности к аддиктивному поведению были использованы «Опросник склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла (СОП) и анкета для выявления отношения подростка к психоактивным веществам.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) состоит из 98 вопросов, позволяющих выявить социальные и личностные установки, готовность к реализации форм отклоняющегося поведения, в том числе и склонности к аддик-тивному поведению.
Анкета «Отношение к ПАВ» позволяет установить отношение несовершеннолетних с родителями, к кризисным и трудным ситуациям, ценностям и приоритетам в жизни; оценить опыт проб табака, алкоголя и наркотиков, частоту их употребления; исследовать представления о вреде и последствиях употребления психоактивных веществ; отношение к злоупотребляющим алкоголем и наркотиками; собственный взгляд на меры превентивной помощи. Полученные данные позволяют сделать выводы о степени риска развития зависимости.
Результаты и их обсуждение
Анализ полученных при помощи методики СОП результатов позволил выявить 48,3% подростков с гедонистическими нормами, ценностями удовольствия и ориентации на чувственную сторону жизни, с потребностями в новых ощущениях. В этой группе респондентов обнаруживаются готовность реализовать аддиктивное поведение, склонность к модифицированию своего психического состояния по-
средством приема психоактивных веществ, стремление к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Большинство респондентов (51,7%) показали результаты, свидетельствующие о достаточном социальном контроле поведенческих реакций.
Ответы на вопросы анкеты позволили установить доверительные отношения с обоими родителями лишь у 8,3% респондентов. Доверяют одному из родителей 41,7% несовершеннолетних, отмечают отдаленность (33,3%) и напряженные отношения с родителями 16,7% подростков. Авторитетом у старшеклассников являются преимущественно сверстники (75%). В равной степени пользуются авторитетом родители и учителя (по 8,3%), столько же респондентов ответили, что для них никто не является авторитетом. В случае кризисной, трудной жизненной ситуации старшеклассники обратятся за помощью к родителям (66,7%), друзьям (16,7%), учителям (8,3%), будут искать собственный выход (8,3%).
Ценностями первостепенной важности подростки называют гедонистические удовольствия (48,3%); материальное благополучие (26,7%); профессиональную карьеру (12,5%); семью (8,3%); здоровье (4,2%). Отношение к курению преимущественно индифферентное (49,2%); категорическое отрицание (32,5%%); спокойно относятся к курению (7,5%); пробовали «за компанию» (10%).
Респонденты обнаружили отношение к спиртному: позитивное (25%), негативное (25%), нейтральное (50%). Никогда не пробовали наркотики (98,3%), считают, что стоит попробовать ради экспериментирования, интереса (1,7%), их употребление считается нормой (56,7%); смогут во время остановиться (1,7%).
Причинами возникновения начала употребления психоактивных веществ у подростков большинство старшеклассников считает любопытство (55,8%). К числу факторов, обуславливающих употребление психоактивных веществ, относят также доказательство собственной взрослости (25%), уход от решения проблем (16,7%), способ расслабиться (2,5%). Осознают необходимость работы по предупреждению химической зависимости 93,3%. Предпочтительными и наиболее эффективными мероприятиями по защите от табакокурения, употребления наркотиков считают организацию психологического сопровождения и взаимопомощи (60%), занятия по профилактике психоактивных веществ (33,3%), разработку и демонстрацию наглядных материалов (6,7%).
Анализ результатов позволил выявить 48,3% подростков с предрасположенностью к модифицированию своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ), стремлением
к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Для этой группы подростков характерны превалирование гедонистических ценностей, нестабильность отношений с окружающими, недостаточная степень овладения способами решения личностных и межличностных проблем, любопытство, чрезвычайная самоуверенность, напряженные отношения с родителями.
С целью устранения этих особенностей нами была разработана модульная система тренинговых занятий «Выбор за мной», включающая следующие аспекты:
1. Когнитивный - распространение сведений о сущности психоактивных веществ, деструктивном характере последствий их употребления для человека (его здоровья, поведения, личности), семьи и общества; раскрытие биологических, медицинских и психологических причин употребления психоактивных веществ.
2. Аутопсихологический - выработка навыков рефлексии и саморегуляции; способов планирования, программирования, принятия решений и создания своего жизненного пространства; развитие социального иммунитета (способности противостоять негативным воздействиям социальной среды).
3. Конструктивно-технологический - формирование ассертив-ности, произвольности, социальной ориентированности, интер-нальности, социальной и речевой компетентности, активного слушания, социальной наблюдательности, важных жизненных компетенций, необходимых для решения проблем, противостояния негативному влиянию социального окружения. Выработка навыков ответственного и уверенного поведения, нормализации отношений с окружающими.
4. Аксиологический - развитие гуманистически ценностных ори-ентаций как устойчивых ценностных отношений подростка к себе, Другому, миру и т.д.; приобщение к здоровьесберегающим и здоровь-еформирующим видам деятельности.
5. Валеологический - укрепление ценности здоровья как основы успеха и благополучия, формирование безопасного поведения, установки на здоровый образ жизни; преобразование своего жизненного пространства, выработка позиции «Я в ответе за свой выбор и свою жизнь»; знакомство с опытом преодоления зависимости у сверстников, стимулирование осознания своих собственных чувств и желаний.
Занятия проводятся по модулям: «В мастерской социального тренера»; «Хорошо там, где я есть»; «Пригласить успех и отказаться от неудачи»; «Скажи Жизни «Да!»», «О здоров! ление».
Превентивная педагогическая деятельность в каждом модуле направлена на:
• создание позитивной социокультурной среды, комплекса условий для адаптации, проявления личностного потенциала, содействия внутреннему изменению личности, формированию субъектной позиции и социально значимых ценностей;
• формирование веера альтернатив ресурсного и безопасного поведения, установок на здоровый образ жизни, аддиктивной настороженности и невосприимчивости, устойчивой экологичной личностной позиции в отношении к употреблению психоактивных веществ;
• повышение грамотности, компетентности и культуры подростков в вопросах саморазвития, взаимодействия с окружающими, сохранения психического и физического здоровья;
• достижение состояния согласованности внутреннего (личностных установок, базового потенциала, субъектной активности) и внешнего (социально детерминированного) для инициации собственного ответственного, безопасного, конструктивного поведения.
Продолжительность проведения одного модуля примерно 12 академических часов. Модульная система тренинговых занятий «Выбор за мной» предлагалась для всех участников исследования, поскольку работа только с категорией подростков, склонных к аддик-циям, приводит к сужению области превентивной деятельности.
В ходе реализации вышеуказанных направлений важно правильно подобрать формы и методы работы с подростками. Следует учитывать, что все формы работы с подростками (групповые, совместные, индивидуальные) предусматривают, прежде всего, просветительский и развивающий характер.
На современном этапе выделяются различные групповые формы взаимодействия с подростками. Это всевозможные молодежные клубы, ролевые игры, семинары и пр. Практика показала наибольшую эффективность интерактивных форм работы (тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и пр.).
Содержание тренингов модульной системы тренинговых занятий «Выбор за мной» определяется конкретными задачами, стоящими перед ведущими, актуальными запросами участников, индивидуальными и возрастными особенностями.
Используются тренинговые занятия с учетом:
• проблем участников, связанных с недостаточной сформиро-ванностью определенных навыков (адаптированности, социально-
коммуникативных навыков, межличностных отношений), например: тайм-менеджмент, тренинг уверенности в себе и толерантности, тренинг личностного роста и пр.;
• сферы психологической практики: по степени отнесенности задач группы к психотерапии, психокоррекции, развитию и обучению, например: тренинги терапевтической направленности, развивающие, психокоррекционные, обучающие и демонстрационные.
В системе тренинговых занятий «Выбор за мной» используются два варианта организации групп: статичная (с постоянным числом участников) и мобильная (состав и число участников могут варьироваться).
Состав подростковых групп может быть как однородным, так и комбинированным (по специфике личностных особенностей, полу, возрасту, уровню интеллекта, типу личности и стилю поведения; по психологическим проблемам, мотивации, убеждениям и ценностным ориентациям; целям участия в группе и пр.) в зависимости от темы занятия.
Цикл занятий используется комбинированный: предусматривается 30 обязательных мероприятий, которые вносятся в расписание в виде факультатива с фиксированной датой окончания, но каждый учащийся имеет возможность выбрать варианты и число встреч по своему желанию из психологических мероприятий, предлагаемых во внеурочное время.
В практике хорошо зарекомендовали себя следующие вариативные формы работы по снижению факторов риска зависимого поведения.
Просветительская работа в форме лекториев (по индивидуальному запросу, по плану специалиста, по типичным возрастным проблемам). Подобная деятельность позволяет раскрыть ряд вопросов, касающихся актуальных тем, проблем социальной, правовой и медицинской направленности. Привлечение разных специалистов для проведения лекториев обеспечивает комплексное решение ряда возникающих у подростков вопросов, при этом информация о психоактивных веществах занимает не более 10-15% объема.
Немногословная наглядная информация (флайеры («Интер-нет-аддикция»), демотиваторы («Пригуби ^ губи? = беги»), карты (регистрация результатов исследований по ситуации в городе, республике, России), стенды («Шпаргалки для Вас»), памятки («Правила поведения на дороге Жизни»), выставки книг на заданную тематику («Аддикции: мифы и реальность»), специализированные журналы, информационные листовки, фотографии и пр.)
способствуют созданию эмпирической основы для аналитической деятельности подростков, образному воссозданию феноменологии явления, его структуры и взаимосвязей.
Информационные ресурсы (социальные сетевые сервисы (Веб 2.0), видеотренинги, видеоконсультации, вебинары, информационное наполнение сайта учебного заведения, информационные ресурсы различных сетей, компьютерные коррекционно-диагно-стические программы и пр.) обеспечивают организацию пролонгированного дистанционного сопровождения процесса профилактики и информирования по выбранной проблеме.
Экскурсии школьников в лечебно-профилактические учреждения под патронажем квалифицированных ведущих, групповые видеотренинги, совместный просмотр видеоматериалов («Игла», «Реквием по мечте», «Мост» и пр.) с последующим обсуждением помогают проанализировать факторы, приводящие к формированию аддиктивного поведения, наглядно демонстрируют деструктивный характер употребления ПАВ для личности, семьи и общества; способствуют развитию альтернативности мышления, определению ошибок на материале негативного опыта Другого. Взрослый не запугивает подростка в ходе обсуждения увиденного, а раскрывает альтернативы, возможности, адаптивные, ресурсные и безопасные варианты успешной жизнедеятельности.
Совместные с родителями собрания и тренинги, самостоятельная и под руководством супервизора организация старшеклассниками профилактических мероприятий для младших классов, участие в волонтерских акциях способствуют рациональному восприятию проблем, тонизируют психологическую активность подростков, формируют ответственное поведение, помогают сформировать навыки адекватного конструктивного взаимодействия со сверстниками и с родными в семье. Эти мероприятия преимущественно направлены на гармонизацию взаимоотношений подростка с социальным окружением и семьей, оптимизацию социальных контактов, обретение установок на экзистенциональ-ные ценности (значимость жизни, любви, смысла, свободы, ответственности, обретение и осознание уникального автономного способа своего существования и деятельности, аутентичность) и опыт с включением личностных, социальных, духовных смыслов.
Интенсивные семинары предоставляют возможность оценить степень собственной готовности противостоять негативным воздействиям среды, позволяют также обсуждать типичные ошибки и установки, мифы и легенды в отношении психоактивных ве-
ществ, вырабатывать конкретные рекомендации по предупреждению их употребления, стимулируют собственную активность подростков в решении жизненных задач, формируют представления о своем будущем, личностной перспективе, осмысленности своего существования.
Мастер-классы повышают мотивацию подростков, их вовлеченность в решение внутри- и межличностных проблем, способствуют осознанию мотивов, намерений, стратегий поведения, фрустрации партнеров по общению, социально-психологических проблем взаимосвязи, овладению техниками общения.
Групповые дискуссии способствуют генерированию идей, оценочных суждений, разработке подхода к той или иной проблемной жизненной ситуации, формируют критичность мышления и готовность выражать и отстаивать собственное мнение в условиях социального давления, противодействовать неадекватному рискованному поведению. Различают следующие формы дискуссии:
• тематическая - обмен мнениями по заданной ведущим теме;
• конкретная - анализ предложенной самими участниками проблемной ситуации;
• творческая - выработка нестандартного подхода решения задач трудной, кризисной жизненной ситуации с помощью «мозгового штурма».
В играх-инсценировках имеется возможность апробировать варианты решения конфликтных ситуаций. В ходе деловых и ролевых игр используются проектные задания, групповой анализ личного опыта, обмен информацией и опытом, творческие задания и т.д., что содействует освоению методик принятия решений, развитию самоконтроля, адекватной самооценки, оценки и прогнозирования ситуации. Задача психолога - помочь подросткам понять, каков уровень их социально-коммуникативной компетенции, каким образом они пытаются их реализовать.
Совместное участие подростков и их родителей, подростков и педагогов в медиации, сеансах с применением психотерапевтических техник (психодрамы, сказкотерапии, арт-терапии), субботников, трудовых десантов, а также применение различных игровых приемов, заданий позволяет выработать навыки поддержки партнера, коммуникативных умений, сформировать ответственность за себя и близкого и т.п.
Полезна организация досуговой деятельности подростков (развлечений, конкурсов, вечеров досуга, творческих мастерских, исследовательской деятельности, оформление фотолетописи и пр.).
Участие подростков в туристических походах, спортивных играх, здоровьеформирующих тренингах, спортивно-оздоровительных состязаниях, спортивных праздниках, в том числе с родителями, способствует укреплению ценности здоровья как источника жизненного благополучия, опыта преодоления реальных трудностей, формирует экоцентрированность (вместо эгоцентрированности).
Для организации превентивной деятельности активно используются аутогенный метод, релаксация, психогимнастические этюды, упражнения на снятие напряжения, стабилизацию психоэмоционального состояния, развитие сензитивности, тренировка навыков активного слушания, рефлексии.
Заслуживают внимания сочинения и эссе («Конец незавершенным делам», «Мое жизненное кредо», «Стиль жизни успешного человека»), сюжетно-ролевые игры («Встать! Суд идет!»), психотехнические игры («чтение мыслей, чувств», «живая скульптура»), обмен ролями с родителями и педагогами («подросток - родитель», «подросток - педагог», «подросток - Другой» и пр.), проигрывание вариантов развития событий («Я и мое окружение 10 лет спустя...если...»), модели проблемных ситуаций межличностного общения, приемы невербального взаимодействия, психодраматические постановки.
Эффективными методами признаются «проективный рисунок» и «спонтанный танец» на заданную тематику. Используется совместное с Другим изображение ощущений и переживаний при прослушивании музыкального произведения, которое воспроизводится через рисование на одном листе или в парном танце.
В фокус-группе с подростками обсуждается опыт налаживания взаимоотношений в семье, с педагогами, со сверстником и т.д., знакомятся с опытом ответственного, зрелого и адаптивного поведения в обычных и трудных жизненных ситуациях.
Индивидуальная форма включает преимущественно селективные профилактические вмешательства и обусловлена специфической направленностью психологических воздействий, наличием трудностей межличностного общения (иных проблем), определенных личностных особенностей подростков, подверженных риску аддиктивного поведения.
Тренинги, семинары, конференции, праздники, клубы, неформальные встречи и пр. - все эти формы работы способствуют рождению сплоченного коллектива единомышленников, формированию позитивных жизненных ценностей. В совместных коллективных формах деятельности создаются ситуации успеха, подростки ощу-
щают доброжелательное отношение окружающих, приобретают навыки партнерского комплементарного общения с окружающими, аутопсихологические компетенции, способность осваивать и реали-зовывать техники самоорганизации, саморазвития, самопонимания.
Эффективность превентивной помощи подросткам оценивается по субъективным (отчеты подростков) и объективным (выявление динамики психических и психологических явлений) параметрам.
Для выявления динамики преодоления склонности к аддик-тивному поведению у подростков был проведен промежуточный срез, в котором был использован тот же диагностический инструментарий, что и на констатирующем этапе. Обнаружены позитивные изменения большинства респондентов, а именно: увеличилось число подростков с социально одобряемыми ценностями, которые отметили улучшение взаимоотношений в семье, с педагогами и со сверстниками и продемонстрировали владение адаптивными способами решения личностных проблем.
Заключение
Выявленные позитивные изменения позволяют утверждать, что в результате применения модульной системы тренинговых занятий «Выбор за мной» снижается риск приобщения подростков к злоупотреблению психоактивными веществами, а также к другим формам аддиктивного поведения. Промежуточные результаты носят широкий личностный характер и получены не только и не столько благодаря информированию о вреде и опасности психоактивных веществ, сколько на выработке тех личностных компетенций, которые снижают вероятность приобщения к ним. Стоит отметить важность отсроченного положительного результата, а не только промежуточного. В связи с этим превентивная педагогическая деятельность должна быть пролонгированной, комплексной и носить, прежде всего, комплементарный характер, обеспечивая устойчивость результатов превентивной помощи старшеклассникам. Считаем, что наиболее эффективными являлись включение заданий на самостоятельную и под руководством супервизора организацию старшеклассниками профилактических мероприятий, уход от запугивания и лекционной формы работы к методам интенсивного и интерактивного обучения и воздействия на аудиторию, включение разнообразных активных методов и домашних заданий.
Представленная модульная система тренинговых занятий «Выбор за мной» может найти применение в практике образовательных
учреждений для работы с подростками в возрасте 14-17 лет. Целесообразно активизировать подобную работу с семьей, педагогами, непосредственным кругом общения подростка. Это особенно важно, поскольку усвоенное поведение в ходе социализации и его положительное подкрепление референтной группой, на наш взгляд, способствуют формированию потребности в апробации рискованного поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ. Особое внимание следует уделить дальнейшему апробированию и выявлению эффективных методов, приемов, способов и условий формирования здоровьесберегающего поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безносик К.В. Комплексно-целевая программа ранней профилактики деви-антного поведения учащихся // Ваш психолог. 2012. № 2. С. 56-62.
2. Беседина О.В. Профилактика аддиктивного поведения // Ваш психолог. 2011. № 6. С. 16-36.
3. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 1989. С. 216.
4. Бородина Н.А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2006. 165 с.
5. Булыгина И.Е., Андреева А.П., Голенков А.В. Организация мероприятий по профилактике потребления психоактивных веществ среди студентов Чувашского госуниверситета // Вестник Чувашского университета. 2012. № 3. С. 309-315.
6. Булыгина И.Е., Голенков А.В. Особенности потребления психоактивных веществ и разработка концепции наркологической помощи несовершеннолетним в Чувашской Республике // Вестник Чувашского университета. 2003. № 2. С. 63-72.
7. Велиева С.В., Велиев А.Р. Превентивная помощь старшеклассникам, склонным к аддиктивному поведению // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей: сб. науч. ст. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. С. 54-58.
8. Велиева С.В., Велиев А.Р. Преодоление аддиктивного поведения у подростков 14-17 лет с интеллектуальной недостаточностью // Перспективы развития региона: социально-экономические аспекты: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2015. С. 34-39.
9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. 240 с.
10. Дулина Г.С., Велиева С.В. Духовность и нравственность как смыслообра-зующие характеристики молодежной среды // Психологические проблемы современного общества. Чебоксары, 2010. С. 48-53.
11. Кириллова Т.В., Шубникова Е.Г. Жизнеспособность личности как основа первичной профилактики зависимого поведения // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1(73). Ч. 2. С. 79-83.
12. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 1998. 70 с.
13. Ланцова Н.Н., Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л. Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: тендерные аспекты // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 97-101.
14. Ломков А.А., Николаев Е.Л., Вайберт М.И. Особенности формирования экологического сознания и поведения обучающихся в процессе дополнительного образования // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 199-205.
15. Николаев Е.Л. Клиническая характеристика пограничных психических расстройств у детей и подростков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 2. С. 136-142.
16. Николаев Е.Л. Проблемы духовного совершенствования в лечении психических расстройств // Вестник психотерапии. 2005. № 14. С. 9-20.
17. Николаев Е.Л., Чупрова О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый-созависимый» // Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. С. 102-105.
18. О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06. Доступ из справ.-прав. сист. «КонсультантПлюс».
19. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М.: Владос, 2003. 144 с.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Терентьева А.В., Баушева И.Л., Ивашин О.И. Концептуальная программа злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. M.: Фонд НАН, 2003. 76 с.
21. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2006. 198 с.
22. Цветкова Л.А. Социально-психологические теории формирования аддик-ций // Вестник Московского университета. 2011. № 2. С. 166-179.
23. Schuler M.S., Vasilenko S.A., Lanza S.T. Age-varying associations between substance use behaviors and depressive symptoms during adolescence and young adulthood. Drug Alcohol Depend., 2015, Oct. 9. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2015.10.005.
24. Niño M.D., Cai T., Ignatow G. Social isolation, drunkenness, and cigarette use among adolescents. Addict Behav., 2015, Oct. 14, vol. 53, pp. 94-100. doi: 10.1016/j.addbeh.2015.10.005.
25. Peltzer K., Pengpid S. Early Substance Use Initiation and Suicide Ideation and Attempts among School-Aged Adolescents in Four Pacific Island Countries in Oceania. Int. J. Environ. Res. Public Health., 2015, Sep. 30, vol. 12(10), pp. 12291-12303. doi: 10.3390/ijerph121012291.
REFERENCES
1. Beznosik K.V. Kompleksno-tselevaya programma rannei profilaktiki deviantnogo pove-deniya uchashchikhsya [Complex goal-oriented program of students' deviant behavior primary prevention]. Vashpsikholog [Your psychologist], 2012, no. 2, pp. 56-62.
2. Besedina O.V. Profilaktika addiktivnogo povedeniya [Addictive behavior prevention]. Vash psikholog [Your psychologist], 2011, no. 6, pp. 16-36.
3. Bitenskii V.S., Khersonskii B.G., Dvoryak S.V., Glushkov V.A. Narkomanii u podrost-kov [Drug addiction in adolescents]. Kiev, Zdorov'e Publ., 1989, 216 p.
4. Borodina N.A. Psikhologicheskaya prichinnost' addiktivnogo povedeniya lichnosti: dis. ... kand. psikhol. nauk [Addictive behavior of person: psychological causation. PhD thesis]. Novosibirsk, 2006, 165 p.
5. Bulygina I.E., Andreeva A.P., Golenkov A.V. Organizatsiya meropriyatii po profilaktike potrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv sredi studentov Chuvashskogo gosuniversiteta [Organization of psychoactive substance abuse prevention activity among Chuvash State University students]. VestnikChuvashskogo universiteta, 2012, no. 3, pp. 309-315.
6. Bulygina I.E., Golenkov A.V. Osobennosti potrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv i razrabotka kontseptsii narkologicheskoi pomoshchi nesovershennoletnim v Chuvash-skoi Respublike [Specific of psychoactive substance use and development of concept of drug abuse help service for minors in Chuvash Republic]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2003, no. 2, pp. 63-72.
7. Velieva S.V., Veliev A.R. Preventivnaya pomoshch' starsheklassnikam, sklonnym k addiktivnomu povedeniyu [Preventive assistance for addiction-prone senior high-school students]. Kul'turogeneznye funktsii obrazovaniya: razvitie innovatsionnykh modelei: sb. nauch. st. [Culture-genesis function of education: Innovative models development: Collected papers]. Cheboksary, 2015, pp. 54-58.
8. Velieva S.V., Veliev A.R. Preodolenie addiktivnogo povedeniya u podrostkov 14-17 let s intellektual'noi nedostatochnost'yu [Addictive behavior overcoming in 14-17 years old adolescents with cognitive deficiency]. Perspektivy razvitiya regiona: sot-sial'no-ekonomicheskie aspekty: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Proc. of Sci. Conf. «Socio-economical aspects of regional development outlook»]. Cheboksary, 2015, pp. 34-39.
9. Gogoleva A.V. Addiktivnoe povedenie i ego profilaktika [Addictive behavior and its prevention]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ.; Voronezh, NPO MODEK Publ., 2003, 240 p.
10. Dulina G.S., Velieva S.V. Dukhovnost' i nravstvennost' kak smysloobrazuyushchie kharakteristiki molodezhnoi sredy [Spirituality and morality as mean-making feature of youth social environment]. In: Psikhologicheskie problemy sovremennogo obsh-chestva [Psychological problems of modern society]. Cheboksary, 2010, pp. 48-53.
11. Kirillova T.V., Shubnikova E.G. Zhiznesposobnost' lichnosti kak osnova pervichnoi profilaktiki zavisimogo povedeniya [Personality resilience as base of addictive behavior primary prevention]. Vestnik Chuvashskogo Gosudarstvennogo Pedagogichesko-go universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. [Bulletin of Chuvash State Pedagogical University], 2012, no. 1 (73), part 2, pp. 79-83.
12. Kulakov S.A. Diagnostika i psikhoterapiya addiktivnogo povedeniya u podrostkov [Diagnosis and psychotherapy of adolescents' addictive behavior]. Moscow, Folium Publ., 1998, 70 p.
13. Lantsova N.N., Lazareva E.Yu., Nikolaev E.L. Psikhologicheskoe issledovanie affektiv-nykh sostoyanii u studentov: gendernye aspekty [Gender aspects of students' affective state: psychological study]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 2, pp. 97-101.
14. Lomkov A.A., Nikolaev E.L., Vaibert M.I. Osobennosti formirovaniya ekologi-cheskogo soznaniya i povedeniya obuchayushchikhsya v protsesse dopolnitel'nogo obrazovaniya [Specific of ecological awareness and behavior formation during post-secondary education]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 4, pp. 199-205.
15. Nikolaev E.L. Klinicheskaya kharakteristika pogranichnykh psikhicheskikh ras-stroistv u detei i podrostkov [Clinical description of children and adolescents borderline mental disorders]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2006, no. 2, pp. 136-142.
16. Nikolaev E.L. Problemy dukhovnogo sovershenstvovaniya v lechenii psikhicheskikh rasstroistv [Questions of spiritual development in mental disorders treatment]. Vestnikpsikhoterapii [Bulletin of Psychotherapy], 2005, no. 14, pp. 9-20.
17. Nikolaev E.L., Chuprova O.V. Psikhologicheskie osobennosti temporal'noi perspek-tivy lichnosti v sisteme «zavisimyi-sozavisimyi» [Psychological features of person's time perspective in «addicted-codependent» relations system]. Vestnik Chuvashsko-go universiteta, 2013, no. 2, pp. 102-105.
18. O Kontseptsii profilaktiki upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazova-tel'noi srede: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 5 sentyabrya 2011 g. № MD-1197/06 [On concept of substance abuse prevention in educational environment: Ministry of Education and Science of Russian Federation letter. 5th September 2011, reference number MD-1197/06].
19. Rozhkov M.I., Koval'chuk M.A. Profilaktika narkomanii u podrostkov [Drug abuse prevention in adolescents]. Moscow, Vlados, 2003, 144 p.
20. Sirota N.A., Yaltonskii V.M., Zykov O.V., Terent'eva A.V., Bausheva I.L., Ivashin O.I. Kontseptual'naya programma zloupotrebleniya narkotikami i drugimi psikhoaktivnymi veshchestvami sredi podrostkov i molodezhi [Conceptual program of drugs and other psychoactive substance abuse among adolescents and youth]. Moscow, 2003, 76 p.
21. Fedosenko E.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkov: sistema raboty, diagnostika, treningi [Psychological support of adolescents: work system, diagnosis, training]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2006, 198 p.
22. Tsvetkova L.A. Sotsial'no-psikhologicheskie teorii formirovaniya addiktsii [Socio-psychological theories of addiction development]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow State University], 2011, no. 2, p. 166-179.
23. Schuler M.S., Vasilenko S.A., Lanza S.T. Age-varying associations between substance use behaviors and depressive symptoms during adolescence and young adulthood. Drug Alcohol Depend., 2015, Oct. 9. doi: 10.1016/j.drugalcdep.2015.10.005.
24. Niño M.D., Cai T., Ignatow G. Social isolation, drunkenness, and cigarette use among adolescents. Addict Behav., 2015, Oct. 14, vol. 53, pp. 94-100. doi: 10.1016/j.addbeh.2015.10.005.
25. Peltzer K., Pengpid S. Early Substance Use Initiation and Suicide Ideation and Attempts among School-Aged Adolescents in Four Pacific Island Countries in Oceania. Int. J. Environ. Res. Public Health., 2015, Sep. 30, vol. 12(10), pp. 12291-12303. doi: 10.3390/ijerph121012291.
Велиева С.В. Первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 4. С. 107-123.
Аннотация
Введение. В данной работе под первичной профилактикой аддиктивного поведения понимается комплекс мер, позволяющих предотвращать возникновение и развитие у подростков поведения, проявляющегося специфическими психическими и поведенческими нарушениями (химическая зависимость), требующими наркологической помощи. Правовым фундаментом для реализации мер первичной профилактики аддиктивно-го поведения в образовательных учреждениях является комплекс нормативно-правовых актов России и Чувашии.
Материал и методы. Экспериментальное исследование проводилось в школах г. Чебоксары. Участвовали 120 подростков 14-17 лет обоего пола с согласия их родителей. Использовались «Опросник склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел) и анкета для выявления отношения подростка к психоактивным веществам.
Результаты и их обсуждение. По результатам исследования выявлено, что 48,3% подростков имеют высокий риск реализации аддиктивного поведения, так как склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Важным в профилактике аддиктивного поведения сами подростки считают организацию психологического сопровождения и взаимопомощи (60%), занятия по профилактике потребления психоактивных веществ (33,3%), разработку и демонстрацию наглядных материалов (6,7%). Предложена модульная система тренинговых занятий программы «Выбор за мной», включающая следующие аспекты: когнитивный, аутопсихологический, конструктивно-технологический, аксиологический и валеологический. Использовалась работа в индивидуальной и групповой формах - консультации, тренинги, фокус-группы, мастер-классы, групповые дискуссии, совместные с родителями собрания.
Заключение. Представленная программа может найти применение в практике образовательных учреждений для работы с подростками. Оправданы включение в нее заданий на самостоятельную и под руководством супервизора организацию профилактических мероприятий, уход от запугивания и лекционной формы работы, опора на методы интенсивного и интерактивного обучения, воздействия на аудиторию, включение активных техник и домашних заданий. Особое внимание следует уделить дальнейшему апробированию и выявлению эффективных методов, приемов, способов и условий формирования здоровьесберегающего поведения подростков.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, психоактивные вещества, подростки, первичная профилактика, психопрофилактика.
Информация об авторе:
Велиева Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Россия, 428031, г. Чебоксары, Шумилова 18а, тел. +7 8352 541581, stlena70@mail.ru.
Velieva S. Pervichnaya profilaktika addiktivnogo povedeniya u podrost-kov: organizatsionno-psikhologicheskie podkhody [Primary prevention of addictive behavior in adolescents: organizational and psychological approaches] (Russian). Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii [The Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology], 2015, vol. 11, no. 4, pp. 107-123.
Abstract
Introduction. This article defines the primary prevention of addictive behaviour as a set of measures preventing teenagers developing a behaviour, which declare itself with specific mental and behavioural disorders (chemical dependency), that require drug dependency treatment. The legal basis for the implementation of measures of the primary prevention of addictive behaviour in educational institutions is a set of regulatory acts of Russia and the Chuvash Republic.
Material and methods. An experimental study was conducted in schools in Cheboksary. 120 teenagers of both sexes aged 14-17 took part in it with the consent of their parents. The study made use of the questionnaire for determining the aptitude for deviant behaviour (by A.N. Oryol) and a form determining a teenager's attitude to psychoactive substances.
Results and discussion. The study showed that 48.3% of teenagers are at high risk from addictive behaviour, as they are prone to the illusory and compensatory way of solving personal problems. The important ways of preventing addictive behaviour, as seen by teenagers themselves, are psychological follow-up and coo-perativeness (60%), classes in the prevention of psychoactive substance use (33,3%), creation and display of visual materials (6,7%). The modular training program "The choice is mine" was devised, it includes cognitive, autopsycholog-ical, constructive-and-technological, axiological and valeological aspects. Individual work and group work forms were used, they are consultations, trainings, focus groups, master classes, group discussions, meetings whereat parents are present.
Conclusion. The described program can be used in the work with teenagers in educational institutions. The program includes tasks of taking prevention measures in an independent or a supervised manner, steering clear of intimidation and lecturing, using methods of intensive and interactive learning, audience impact, using active techniques and home tasks. Special attention should be paid to the further testing and identification of effective methods, techniques, modes and conditions for the formation of the health saving behavior of teenagers.
Keywords: addictive behavior, psychoactive substances, adolescents, primary prevention, psychological prevention.
Information about author:
Velieva Svetlana, Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Department of Age-related, Pedagogial and Special Psychology Department, The Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University; 18a, Shumilova ul., Cheboksary, 428031, Russia, tel. +7 8352 541581, stlena70@mail.ru.
Поступила: 12.10.2015 Received: 12.10.2015