УДК 796.01(043.3)
https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/26
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ ОСВОЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЫ В ТОГУЗ КОРГООЛ
©Абдыкадыр кызы Н., ORCID: 0009-0006-8996-9898, Кыргызская государственная академия физической культуры и спорта, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Баймуратов К. К., ORCID: 0000-0002-0615-7522, SPIN-код: 8063-3911, канд. пед. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRIMARY CLASS STUDENTS ON THE EXAMPLE OF MASTERING THE KYRGYZ NATIONAL TOGUZ KORGOOL GAME
©Abdykadyr kyzy N., ORCID: 0009-0006-8996-9898, Kyrgyz state academy of physical culture and sport named after B.T. Turusbekov, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Baimuratov K., ORCID: 0000-0002-0615-7522, SPIN-code: 8063-3911, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются психолого-педагогические основы образовательно-познавательного процесса по умственному (интеллектуальному) развитию учащихся начальных классов на примере кыргызской национальной игры в тогуз коргоол. Это целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого предусматривается решить образовательно-познавательные, воспитательные и развивающие задачи учащихся, где учитываются психические процессы младших школьников, их созерцание изучаемых объектов, мышление и осознание хода действий в процессе игры в тогуз коргоол. Приводятся примеры познавательных процессов видных ученых на основе которых делаются выводы. Здесь же дается понятие того, что образовательно воспитательный процесс является разновидностью образовательно-познавательного процесса, через призму которого происходят многие закономерности действительности при освоении того или иного материала. Указывается на некоторые противоречия в образовательно-воспитательном процессе как закономерном явлении данного направления с учетом игровой деятельности. В статье приводятся примеры из современной педагогической науки в образовательно воспитательном процессе как обширном влиянии на учащихся не только на знания, умения и навыки, но и других необходимых качеств. Так же приводятся примеры учебно-тренировочных занятий, что является составляющей частью образовательно-воспитательного процесса и образовательно-познавательной функции, которая более специфична в становлении учащегося. Детально дается определение и разница между такими понятиями как образовательная, воспитательная и развивающая функции.
Abstract. This article examines the psychological and pedagogical foundations of the educational and cognitive process for the mental (intellectual) development of primary school students in the process on the example of the Kyrgyz national toguz korgool game. This is a purposeful interaction between a teacher and students, during which it is planned to solve educational, cognitive, educational and developing tasks of students, where the mental processes of younger schoolchildren, their contemplation of the studied objects, thinking and awareness of
the course of actions during the toguz korgool game are taken into account. Examples of cognitive processes of prominent scientists are given on the basis of which conclusions are drawn, here the concept is given that the educational and educational process is a kind of educational and cognitive process through the prism of which many patterns of reality occur when mastering a particular material. Some contradictions in the educational process are pointed out as a natural phenomenon of this direction, taking into account the game activity. The article provides examples from modern pedagogical science in the educational process as an extensive influence on students not only on knowledge, skills and abilities, but also other necessary qualities. Examples of educational and training sessions are also given, which is an integral part of the educational and educational process and the educational and cognitive function, which is more specific in the formation of a student. The definition and the difference between such concepts as educational, educational and developing functions are given in detail.
Ключевые слова: дети, тогуз коргоол, подготовка, интеллектуальность, образовательно-познавательный процесс, логическое мышление, образовательно-воспитательный процесс.
Keywords: children, toguz korgool, preparation, intelligence, educational and cognitive process, logical thinking, educational process.
Образовательно-познавательный процесс (ОПП) — это целенаправленное взаимодействие педагога и учащихся, в ходе которого предусматривается решить образовательно-познавательные, воспитательные и развивающиеся задачи. Методологической (теоретико-педагогической) основой ОПП является психолого-педагогическая теория познания. Полагаясь на психолого-педагогическую методологию, ученые и специалисты раскрыли значение ОПП, показали целостность исторического и логического в образовательно-воспитательный процесс (ОВП), осуществили достаточно глубокий анализ основных психолого-педагогических понятий, усиление развивающего влияния ОПП и другое [1, 2].
Полагаясь на психолого-педагогическое положение о единстве диалектики, логики и теории познания специалиста показали, что ОВП является разновидностью ОПП, протекающего в специально организованных условиях. В ОВП как правило не ставится открытия новых конкретных задач, лишь требуется вдумчивое их усвоение. В этом ОПП обеспечивается более интенсивное познание происходящих событий. ОВП строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в этой связи естественно измеряются формы и методы ОПП. Преобладающие виды знаний приобретаются учащимся начальных классов не путём непосредственного созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем, то есть через рассказ педагога, различную информацию и прочее. В то же время не следует упускать из вида, что указанные своеобразия профессионально-педагогическая деятельность не меняют важнейших отличий, позволяющие рассматривать его вариант (модификации) ОПП в происходящих условиях к этой необычной деятельности. Эти варианты вытекают из психолого-педагогической теории отражения реальной действительности. Отражаемая действительность человека объективна, подлинно научные знания о том также объективен и усвоение их является в этой связи опосредованным отражением окружающего мира. Закономерно, что в процессе познания происходит переход количественных изменений в качественные. Суть происходящего сдвига, здесь заключается в переработке единичного в общее, в приведении к минимуму необходимого от случайного, фактического от
недействительного, важнейшего от незначимого и т. д. В ОПП происходит накопление относительных фактов, приближающихся к абсолютной действительности, в процессе установления новых теорий. Такая закономерность относительного и абсолютного крайне важна для ОПП, где в сознании юных игроков за короткий отрезок времени наблюдается достаточно обширное изображение тех или иных новых психолого-педагогических идей (замыслов), взглядов, выводов. Отрицание в игровой деятельности занимающихся игрой в тогуз коргоол (ТК) является предпосылкой развития, так как она на ликвидирует то, что замедляет передвижение к новому (современному) и сопряжению сохраняет позитивное в том, что отрицается, предоставляя основу для обеспечения преемственности между вновь образовавшими и известными. Отрицание обуславливает волнообразное развитие в психолого-педагогическом познании. В ОПП по ТК отрицания проявляется в представлении преемственности и углубление психолого-педагогических представлений об изучаемом процессе на базе вновь образовавшихся фактов. Для ОПП, где игровые примеры зачастую становятся фоновыми и необходимыми элементами ОВП, эта психолого-педагогическая теория с игровой деятельностью крайне важна. Развитие является единством и борьбой противоположностей. В психолого-педагогической науке отражены противоречия ОВП, определяющие развитие, изменение, совершенствование. В первую очередь не следует упускать из вида противоречия, возникающие между неуклонно возрастающими требованиями общества к ОВП и фактическим положением этого процесса, крайне остро нуждающихся в неуклонном совершенствовании. Достаточно глубокое изучение этих противоречий позволяет предпринять и осуществлять меры целенаправленные на повышение эффективности ОВП.
Одним из важнейших противоречий является противоречие между появляющимися у учеников под непосредственным влиянием педагога, потребностями в усвоении соответствующих игровых ЗУН и реальными игровыми возможностями по обеспечению этих игровых потребностей. На основе успешного разрешения этого противоречия путем более грамотного подбора форм, средств и методов психологического обучения игре в ТК осуществлять умственное развитие и нравственное воспитание учащихся начальных классов, их образовательно-познавательных возможностей. Всестороннее развитие личности ученика предусматривает единство ее образованности, воспитанности, умственной и физической развитости. Исходя из общей цели общеобразовательных организаций ОВП ориентирован осуществлять три взаимообусловленных между собой функции: образовательную, воспитательную и развивающую. ОВП целостно оказывает влияние на личность человека, хотя образовательно-познавательная функция более специфична для этого процесса. Отметим, что порог между образованием, воспитанием и развитием в их ограниченном значении и их отдельные стороны взаимообусловливаются (взаимозависимы). К примеру, в термин образование нередко включает усвоение не только конкретных и теоретических знаний, специальных игровых умений, но и формирование общеобразовательных умений и навыков. Самообразование предусматривает наряду с формированием соответствующих умений и навыков, и индивидуальных качеств, умственных способностей, нравственности и другой личности ученика. Общепринятое выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций следует в практической (тренировочной) деятельности преподавателя тренера по кыргызской национальной спортивной игре тогуз коргоол, особенно в процессе планирования задач ОПП на учебно-тренировочных занятиях (УТЗ).
Образовательно-познавательная функция (ОПФ), прежде всего, предусматривает успешное усвоение научно-познавательных знаний, формирование игровых и
общеобразовательных (сложение, умножение, деление, отнимание) умений и навыков. Научно-познавательные знания охватывают в себя данные (случаи), представления, положения, естественности (закономерности), теории, обобщенную окружающую среду. Специальные (игровые) умения и навыки включают в себя присущее лишь игры в ТК игровые умения и навыки. Кроме специальных умений и навыков, в УТЗ по ТК учащиеся овладевают научными умениями и навыками, имеющие отношение к общеобразовательным предметам (чтение, родной язык, математика, рисование, физическая культура и другое). Наряду с ОПП осуществляется и воспитательная работа (функция), формируя у занимающихся детей нравственные, эстетические, этические и другие представления, взгляды, убеждения, личное и общественное поведение, обостренное чувство к предмету «Физическая культура». Воспитательная функция закономерно вытекает из самого образовательно-познавательного содержания и методов обучения: игре, происходит взаимообщение между: педагогом и учеником; учениками. Объективно, что ОПП не может не воспитывать соответствующих взглядов, убеждений, качеств и свойств личности ученика.
Между образовательными и воспитательными процессами существует не односторонняя связь: образование к воспитанию. Воспитательной процесс при достаточно грамотной организации, моментально оказывает положительное влияние на ОПП, так как дисциплинированность, собранность, активность и другие качества создаются предпосылками для повышения эффективности ОВП. Общеизвестно, что ОВП, оказывает влияние на развитие личности ученика. Игровая деятельность занимающихся игрой в ТК, показывает, что обучение игре осуществляет развивающую функцию более действенно, если имеет специальную целеориентированность и предусматривает (охватывает) занимающихся в такие виды деятельности, которые более успешно развивают у них сенсорные восприятия, умственную, волевую, эмоциональную, побудительную сферы. Так как богатство игрового опыта, которым ученик (игрок) может располагать, непосредственно зависит от количества и качества умственных структур, имеющихся в его распоряжении. Саморазвитие — это смена господствующих умственных структур [3].
Проявляемая активность в ОПП определяется наличием доминирующих умственных структур и строящемся на основе игрового действия ученика. Что по мнению Ж. Пиаже ... Продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами [3]. Усвоение необходимых научно-познавательных знаний (понятий) зависит от тех игровых действий, которые уже сложились у ребенка к моменту обучения игре. В этой связи, чтобы не быть малоэффективным, ОПП должно приспосабливаться к имеющемуся уровню детского умственного развития. Согласно, П. С. Выготскому, следует изучить культуру, в которой формируется ребенок как личность. С изменением орудий его мыслительных процессов, сам характер процесса мышления, также изменяется [4].
П. С. Выготским было выдвинуто положение о важнейшем значении ОПП для умственного развития детей и им введено понятие «зоны ближайшего развития», имеющее существенное значение для улучшения умственного развития и успешности ОПП, чем актуальный уровень их развития [4].
Умственное развитие ребенка происходит при: использовании счетных палочек, наглядных пособий, рисунков, книг и т. п.; усвоение значения слов родного языка, разнообразных буквенных, игровых и визуальной символики; охвата в социально-познавательном взаимодействии с другими лицами в виде оказания помощи, поддержки, игровой деятельности со стороны старших [5].
Итог, проблема соотношения ОПП развития ребенка на протяжении многих лет было и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95
остается основополагающей для психолого-педагогических знаний. Вероятность усвоения со стороны (извне) соответствующих знаний, поведение и другое, предусматривает обладание некоторых внутренних психолого-педагогических условий, в том числе и уровень умственного развития. Итак, умственные способности — это с одной стороны — ОПП, а с другой — предпосылка ОПП.
Список литературы:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Педагогика, 1988. 467 с.
2. Сластенин В. А., Подымова Л. А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
224 с.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
272 с.
References:
1. Babanskii, Yu. K. 1988. Pedagogika. Moscow. (in Russian).
2. Slastenin, V. A., & Podymova, L. A. (1997). Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost'. Moscow. (in Russian).
3. Piazhe, Zh. 1969. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Moscow. (in Russian).
4. Vygotskii, L. S. 1982. Sobranie sochinenii. Problemy obshchei psikhologii. Moscow. (in Russian).
5. Kholodnaya, M. A. (2002). Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. St. Petersburg. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 03.09.2023 г. 15.09.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Абдыкадыр кызы Н., Баймуратов К. К. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития учащихся начальных классов на примере освоения кыргызской национальной игры в тогуз коргоол // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №10. С. 250254. https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/26
Cite as (APA):
Abdykadyr kyzy, N., & Baimuratov, K. (2023). Psychological and Pedagogical Foundations Intellectual Development of Primary Class Students on the Example of Mastering the Kyrgyz National Toguz Korgool Game. Bulletin of Science and Practice, 9(10), 250-254. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/26