Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЫРГЫЗСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРЫ «ТОГУЗ КОРГООЛ» В РАЗВИТИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЫРГЫЗСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРЫ «ТОГУЗ КОРГООЛ» В РАЗВИТИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / познание / тогуз коргоол / дискуссия / мышление / физическое воспитания / competence / cognition / toguz korgool / discussion / thinking / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н О. Доронбаева, К П. Манашева

Исследовательская работа охватывает вопросы формирования обще предметной и профессиональной компетентности учителей физического воспитания с помощью кыргызской национальной игры тогуз коргоол. Целью исследования является разработка путей реализации педагогических основ формирования профессиональной компетентности по тогуз коргоолу подготовки учителей физического воспитания. Игра «тогуз коргоол» дает возможность человеку всесторонне гормонально развиваться, развивает творческие навыки, развивает математическое мышление, память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF KYRGYZ NATIONAL OUTDOOR GAMES AND THE TOGUZ KORGOOL GAME IN THE DEVELOPMENT OF GENERAL SUBJECT COMPETENCIES OF STUDENTS

The research work covers the issues of the formation of general subject and professional competence of physical education teachers with the help of the Kyrgyz national game toguz korgool. The purpose of the study is to develop ways to implement the pedagogical foundations of the formation of professional competence in the toguz korgool of physical education teacher training. The game "toguz korgool" gives a person the opportunity to comprehensively develop hormones, develop creative skills, develop mathematical thinking, memory.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЫРГЫЗСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРЫ «ТОГУЗ КОРГООЛ» В РАЗВИТИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЫРГЫЗСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРЫ «ТОГУЗ КОРГООЛ» В РАЗВИТИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н.О. Доронбаева, преподаватель К.П. Манашева, преподаватель

Кыргызская государственная академия физического воспитания и спорта имени Б.Т. Турусбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-157-161

Аннотация. Исследовательская работа охватывает вопросы формирования обще предметной и профессиональной компетентности учителей физического воспитания с помощью кыргызской национальной игры тогуз коргоол. Целью исследования является разработка путей реализации педагогических основ формирования профессиональной компетентности по тогуз коргоолу подготовки учителей физического воспитания. Игра «тогуз коргоол» дает возможность человеку всесторонне гормонально развиваться, развивает творческие навыки, развивает математическое мышление, память.

Ключевые слова: компетентность, познание, тогуз коргоол, дискуссия, мышление, физическое воспитания.

В подготовке учителей физического воспитания, важную роль в структуре формирования профильных компетенций играет компетенция по тогуз коргоолу. Содержательная составляющая определяется характером объективной связи между содержанием деятельности и ее формированием [1].

Содержательная составляющая формирования компетентности при подготовке учителей физического воспитания, состоит из следующих элементов:

- Обучение физическому воспитанию по обще основной образовательной программе - это деятельность по организации и проведению работы и занятий, помимо занятий по дополнительным образовательным программам, в области физического воспитания [2];

- Тренерская деятельность в спортивных школах, спортивных клубах и организациях различных форм собственности.

В подготовке учителей физического воспитания, содержание знаний особенно ценно в системе формирования профессиональных компетенций по тогуз коргоолу, поскольку обеспечивает овладение компетенциями личностного, общего, профессионального развития, формирование их общественного сознания, научно-

педагогической перспективы, жизнедеятельной позиции, профессиональных компетенций [3].

Цель исследования - разработка путей реализации педагогических основ формирования профессиональной компетентности по тогуз коргоолу подготовки учителей физического воспитания.

Задачи исследования:

1. Определить эффективность преподавания тогуз коргоола;

2. Определение роли содержания обучения и используемых новых технологий, специальных задач в формировании специальных навыков и компетенций по тогуз коргоолу;

Методология

Экспериментальное исследование вопросов формирования профессиональной компетентности по тогуз коргоолу при подготовке учителей физического воспитания в системе трансмиссии, проводилось по следующим этапам:

I этап: проведение экспериментальной работы, теоретическое и методическое изучение научной литературы для создания содержания элективного курса;

II этап: педагогические условия, предпосылки, средства и т.п., влияющие на формирование профессиональной компе-

тентности учащихся при подготовке учителей физического воспитания по тогуз коргоолу. провести исследование с целью идентификации [4].

III этап: разработка модели учебно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности учащихся.

Это осуществлялось в следующие этапы:

1) Анализ учебных занятий (предметов) для формирования эксперимента, планирование организации обучения согласно учебной программе;

2) Разработка содержания выбранного спортивного (тогуз коргоолу) курса;

3) Планирование и уточнение форм и технологий организации элективного обучения (лекции, семинары, практические занятия, элективный курс, интерактивные технологии обучения) и способов проведения педагогической практики.

Результаты исследования и их обсуждение.

В подготовке учителей физического воспитания важную роль в формировании профессиональной компетентности по тогуз коргоолу играет мотивационный компетенций. Формирование мотивации -в первую очередь учителя физической культуры направлены на идеалы, ценности компетентностного подхода (точки зрения) современного образования, воспитание личностно-поведенческой активности.

Согласно принятой в современной психологии концепции мотива деятельности, структуру мотивации нельзя определить, как положительную или отрицательную установку в реализации [5]. В связи с этим мы считаем, что при обеспечении мотива-ционной составляющей формирования профессиональных компетенций по тогуз коргоолу, в подготовке учителей физического воспитания необходимо обратить внимание на следующее:

1. Социальные мотивы, связанные с различными взаимодействиями в социальной среде и хорошей подготовкой к выбранной профессии;

2. Познавательные мотивы активного изучения содержания компетенций тогуз коргоолу и в процессе ее реализации.

3. Развитие личных мотивов (любовь к профессии, нахождение всего в своей профессии и т. д.).

Мотивы формирования компетенций взаимосвязаны, поскольку их конечные цели одинаковы, они обеспечивают внутреннюю подготовку к преодолению трудностей освоения специальности тогуз коргоолу, развивают стремление к успеху, повышают свой потенциал, достигают высоких результатов в своя профессия [6]. Значима роль практической составляющей в формировании профессиональной компетентности по тогуз коргоолу подготовки учителей физического воспитания.

Формирование практической компетенции происходит на основе умения применять теоретические знания на практике, прежде всего, он формирует компетенции выполнения деятельности, связанной с девятью защитами. В результате обучение физическому воспитанию по обще основной образовательной программе - это деятельность по организации и проведению мероприятий и занятий в дополнение к урокам дополнительных образовательных программ в области физического воспитания; приобрести навыки самостоятельного осуществления тренерской деятельности в спортивных школах, спортивных клубах и организациях различных форм собственности [7].

Формирование личностной компетенции происходит на основе теоретических знаний и умения использовать их на практике. Прежде всего, формирование компетенций по осуществлению деятельности, связанной с профессией по тогуз коргоолу, реализует его становление как личности [8].

Целью преподавания курса тогуз коргоолу, является формирование необходимых компетенций по тогуз коргоолу при подготовке учителей физкультуры.

Содержание курса: формирование и закрепление теоретических знаний, навыков и практических знаний по тогуз коргоолу. Оно также включает приобретение системы многоплановой деятельности, направленной на приобретение опыта самостоятельного развития ранее сформированных компетенций.

Курс считается важнейшим среди мероприятий образовательного процесса, направленных на формирование профессиональных компетенций.

В целом при подготовке учителей физкультуры в системе высшего профессио-

В связи с переходом к обучению на компетентностной основе, условия, содержание, педагогические технологии обучения в области физического воспитания, общие требования к подготовке специалиста, отношения и т.д. В связи с его изменениями при создании содержания элективного курса и его преподавания в рамках компетентностного подхода были учтены следующие основные условия и требования в образовании: создание психологического климата, создающего приятную атмосферу на занятиях;

- использование новых технологий обучения;

- совершенствование форм взаимодействия преподавателя и учащихся, преподавания в предметно-субъектных отношениях;

- повышение уровня самостоятельности учащихся в обучении и повышение сложности практической работы;

- четкое определение форм и методов реализации всех задач, связанных с донесением учебной информации до обучающихся.

- формирование потребности учащихся в самостоятельном обучении;

- формирование навыков непрерывного обучения учащихся.

Сегодня целью образования будущих учителей является социализация в изменяющейся социальной среде, ознакомление с достижениями научно-технического

нального образования направлена на обеспечение более систематической реализации первого опыта работы и закрепление профессиональных навыков и знаний при подготовке учителей физкультуры (табл. 1).

прогресса и реализация формирования умений работать по своей профессии в процессе подготовки учителей физкультуры.

Передовой опыт работы в действующих высших профессиональных школах физической культуры и спорта показал, что формирование профессиональных компетенций будущего учителя может быть достигнуто посредством производственной практики.

Нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах положительного влияния практики на формирование компетентности и компетенций при подготовке учителей физического воспитания.

Прежде всего, это создает возможность использовать теоретические знания на практике, формировать знания, умения и навыки, необходимые для исполнительной профессиональной деятельности в будущем.

Во-вторых, эмоциональный тип деятельности, образующий организационную форму, позволяет обогатить все виды мотивации деятельности в процессе практики по тогуз коргоолу. Создание приятной эмоциональной среды в направлении формирования общеспециальных компетенций по тогуз коргоолу является определяющим этапом деятельности.

В-третьих, умение налаживать взаимоотношения в педагогическом сообществе создает профессиональную среду для

Тематический план курса.

Таблица 1. Теоретические занятия

№ Темы Сааты

1 Специальные компетенции и теоретико-методические основы их формирования в подготовке учителей физического воспитания по тогуз коргоолу 2 ч

2 Компетенции специализированной деятельности по тогуз коргоолу и система действий, обеспечивающих ее реализацию 2 ч

3 Формирование экспертных компетенций в тогуз коргооле 2 ч

4 Формирование личностных компетенций в тогуз коргооле 2 ч

5 Культура профессиональных отношений 2 ч

Всего 10 ч

формирования компетенций, обусловливает необходимость выполнения практических обязанностей.

Краткая версия модульного обучения, выглядит следующим образом:

Тема: «Формирование компетенции специалиста по "тогуз коргоолу».

Цель занятия: подготовка учителей физической культуры к развитию своих профессиональных навыков путем выполнения практической работы по развитию своих профессиональных компетенций по тогуз коргоолу.

Задачи занятия: ожидаемые результаты развития специализированных компетенций по тогуз коргоолу: формирование КК-1, КК-9.

Оборудование урока: плакаты со специализированными компетенциями по тогуз коргоолу.

Технологии, методы урока: лекция с задачами, вопросы-ответы.

Ход урока:

Заворачивать. Объясняется важность изучения темы урока, задачи урока. 5 минут.

Активизация учеников. 10 минут.

Обсуждение: 30 минут.

Осуществление формирования профессиональных компетенций учащихся дискуссионным методом.

Чтобы использовать дискуссионный метод на практике, проведите 30-минутную дискуссию на тему «Эксперт по тогуз коргоолу ».

Анализ урока: 10 минут.

Подведение итогов-оценка: 5 минут.

Мы заранее определили тему и цель обсуждения, на основе этого составили план и продумали, какие вопросы ожидать.

Мы учли уровень подготовки участников дискуссии.

Мы заранее подготовили необходимое оборудование и приспособления для обсуждения.

Как правило, от всех учащихся требовалась активность, чтобы провести дискуссию на высоком уровне.

Были оценены результаты обсуждения.

Метод дискуссии используется для развития навыков, помогающих людям моделировать свое поведение и эмоциональные

реакции на девять защит путем интерпретации алгоритма их поведения в определенных ситуациях.

Помимо проблемной лекции, при преподавании выбранного курса использовались следующие технологии:

- работать в парах; знание различных техник игры; обсуждение.

Используя метод дискуссии, студенты обсудили следующие темы:

- общие и специальные компетенции будущих учителей;

- формирование профессиональных компетенций будущего учителя;

- роль учителя в обучении тогуз корго-олу;

- роль развития личности в подготовке учителей.

- цель и задачи совершенствования умения вести игру).

Тестовые вопросы задавались в ходе выбранного вида спорта.

Тестовые вопросы:

1. Каковы общие и профессиональные компетенции тогуз коргоолу?

2. Особенности формирования специализированных компетенций по тогуз кор-гоолу.

3. Какова роль личных качеств при подготовке специалиста к тогуз коргоолу?

4. Что такое специалист по тогуз корго-олу?

5. Каковы исполнительные задачи по повышению профессиональных качеств тогуз коргоолу?

6. Почему вы решили специализироваться на тогуз коргооле?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Какими качествами должен обладать компетентный учитель?

8. Кто считает себя компетентным учителем?

9. Каким человеком должен быть учитель?

10. Деятельность по обучению игре в девять защит?

11. Участие в соревнованиях - это роль учителя?

12. Каковы особенности работы по то-гуз коргоолу?

Выводы. С помощью вопросов мы определили уровни и характеристики

сформированности профессиональной компетентности учащихся, необходимые для выполнения работы учителя. С помо-

помогали будущим учителям, исправляли их ошибки и формировали их профессиональную компетентность.

щью этого метода мы непосредственно

Библиографический список

1. Абдыкадыр кызы Н. Башталгыч класстардын окуучуларына «Тогуз коргоол» оюнун YЙрeтYYHYн окуутуу-тарбиялык милдеттери / Абдыкадыр кызы Н., Х.Ф. Анаркулов // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2023. - № 4. - С. 229-231.

2. Ченкилова Н. Манас эпосундагы ордо, тогуз коргоол оюндарынын чагылдырылышы // Окутуунун инновациялык технологиялары. - 2020. - № 3. - С. 17-21.

3. Боркошев М.М. Тогуз коргоол маданияты жана балдардын тарбиясы / М.М. Боркошев, М. Мийзамов, Г.А. Кочкорова, Т.А. Орунбаев // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2022. - № 5. - С. 217-219.

4. Аманов М.Т. Тогуз коргоол - кенен ой-жYГYртYYгe Yйрeтeт // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2023. - № 2 (56). - С. 377-383.

5. Алдашукуров Ы.А. Детский церебральный паралич у лиц постоянно проживающих в условиях высокогорья // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2020. - № 5. - С. 48-52.

6. Алдашукуров Ы.А. Волейбол чеберчилигин YЙрeтYY процессинде уландардын физикалык даярдыктарын аныктоо / Р.А. Камилов, Ы.А. Алдашукуров, К.А. Омурбек, Ж.И. Адамбаева // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2023. - № 2. - С. 238-242.

7. Мамбетова М.К. Тогуз коргоол - наследие кыргызского народа // Постулат. - 2022. -№ 2 (76).

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF KYRGYZ NATIONAL OUTDOOR GAMES AND THE TOGUZ KORGOOL GAME IN THE DEVELOPMENT OF GENERAL SUBJECT

COMPETENCIES OF STUDENTS

N.O. Doronbayeva, Lecturer K.P. Manasheva, Lecturer

Kyrgyz State Academy of Physical Education and Sports named after B.T. Turusbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The research work covers the issues of the formation of general subject and professional competence of physical education teachers with the help of the Kyrgyz national game toguz korgool. The purpose of the study is to develop ways to implement the pedagogical foundations of the formation of professional competence in the toguz korgool of physical education teacher training. The game "toguz korgool" gives a person the opportunity to comprehensively develop hormones, develop creative skills, develop mathematical thinking, memory.

Keywords: competence, cognition, toguz korgool, discussion, thinking, physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.