Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЕ «ТОГУЗ КОРГООЛ»'

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЕ «ТОГУЗ КОРГООЛ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логика / спорт / познание / тогуз коргоол / подвижные игры / мышление / logic / sports / cognition / toguz korgool / outdoor games / thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н О. Доронбаева, К П. Манашева

В статье рассматривается учебно-познавательная функция кыргызского национального вида спорта тогуз коргоол, которое включен в единую спортивную классификацию Кыргызской Республики. Характеризуя тогуз коргоол в двух словах, то лучше всего провести такое сравнение: если шахмат – это геометрия, диагонали, то тогуз коргоол – это чистая арифметика, где нужно уметь считать. Целью исследования является сформировать учебно-познавательную деятельность учащихся младших классов через кыргызские национальные игры «тогуз коргоол» и подвижных игр на уроках физкультуры. Игра «тогуз коргоол» дает возможность человеку всесторонне гормонально развиваться, развивает творческие навыки, развивает математическое мышление, память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN TEACHING THE NATIONAL GAME "TOGUZ KORGOOL"

The article considers the educational and cognitive function of the Kyrgyz national sport toguz korgool, which is included in the unified sports classification of the Kyrgyz Republic. Describing toguz korgool in a nutshell, it is best to make such a comparison: if chess is geometry, diagonals, then Toguz korgool is pure arithmetic, where you need to be able to count. The aim of the study is to form the educational and cognitive activity of elementary school students through the Kyrgyz national games "toguz korgool" and outdoor games in physical education lessons. The game "toguz korgool" gives a person the opportunity to comprehensively develop hormones, develop creative skills, develop mathematical thinking, memory.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЕ «ТОГУЗ КОРГООЛ»»

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРЕ «ТОГУЗ

КОРГООЛ»

Н.О. Доронбаева, преподаватель К.П. Манашева, преподаватель

Кыргызская государственная академия физического воспитания и спорта имени Б.Т. Турусбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-162-165

Аннотация. В статье рассматривается учебно-познавательная функция кыргызского национального вида спорта тогуз коргоол, которое включен в единую спортивную классификацию Кыргызской Республики. Характеризуя тогуз коргоол в двух словах, то лучше всего провести такое сравнение: если шахмат - это геометрия, диагонали, то тогуз коргоол - это чистая арифметика, где нужно уметь считать. Целью исследования является сформировать учебно-познавательную деятельность учащихся младших классов через кыргызские национальные игры «тогуз коргоол» и подвижных игр на уроках физкультуры. Игра «тогуз коргоол» дает возможность человеку всесторонне гормонально развиваться, развивает творческие навыки, развивает математическое мышление, память.

Ключевые слова: логика, спорт, познание, тогуз коргоол, подвижные игры, мышление.

Кыргызский народ очень богат народными играми. Национальные игры являются неотъемлемой частью народного воспитания [1]. Игры были требованием народной педагогики, ставшей основой в воспитании у подростков любви к народу, земле, родине, нравственности, трудолюбию, здравому смыслу, героизму и решительности [2]. И в данное время народные игры как "тогуз коргоол" и подвижные игры, остаются главными фактором в процессе подготовки молодежи к жизни.

Наряду с формированием профессиональной компетентности на основе государственных стандартов, существует проблема развития учебно-познавательной деятельности, необходимой для роста и развития общества (коммуникативность, инициативность, самостоятельность, подготовка на творческом уровне, ответственность, целеустремленность, способность реализовывать поставленные задачи, цели и др.) [3]. Обучение на основе компетентного подхода позволяет будущему учителю создать оптимальные взаимоотношения, преодолеть нерешительность, развить у него способности серьезно и творчески решать поставленные перед ним цели, раз-

вить компетентность в девяти областях общепрофессионального и физического воспитания [4].

Воспитание ребенка - обязанность родителя, а также обязанность гражданина. Поэтому каждый родитель старается дать своему ребенку достойное образование с момента его рождения [5].

Игры имеют не только важное значение для развлечения, культурного отдыха, досуга и физической подготовки, но и важное средство формирования духовного мира детей, обеспечения их патриотического и интернационального воспитания, сближения национальных культур и обогащения друг друга. Игры можно рассматривать как сокровище, хранящее многовековую культуру человечества. Ведь игры включают в себя все сферы материального и духовного творчества народа [7]. Таким образом, игра является формой человеческой деятельности. Из неё можно увидеть особенности, связанные с различными видами деятельности, целеполаганием, социальной полезностью игры.

Цель исследования: сформировать учебно-познавательную деятельность учащихся младших классов через кыргыз-

ские национальные игры «тогуз коргоол» и подвижных игр на уроках физкультуры.

Задача исследования:

1. Определить теоретическую и практическую основу использования кыргызских народных двигательных игр на занятиях по физическому воспитанию.

2. Систематизация кыргызского народного движения и игр «девять оборон» на уроках физкультуры 3-4 классов.

3. Исследование влияния кыргызских народных подвижных игр на готовность

Результаты исследования и их обсуждение

Состав учащихся экспериментальных и контрольных классов за 3 года не изменился. В начале эксперимента существенных различий в физическом развитии и достижениях учащихся экспериментальных и контрольных классов не было. Их первые уроки проводились опытными преподавателями под нашим наблюдением и развитием. Уроки в тестовых классах полностью соответствовали требованиям программ, используемых преподавателями.

Проверка антропометрических норм по тесту по физической подготовке проводилась в начале и конце первого, второго и третьего учебных классов. Итоговые достижения учащихся подсчитывались по четвертям и итогам учебного года. В 20222023 учебном году результаты экспериментальной работы были повторно проверены в школьной среде.

В педагогическом опыте, проведенном в течение 3 лет для учащихся 3 и 4 классов, изучены эффективные аспекты программы, специально разработанной для формирования учебно-познавательную деятельность учащихся младших классов через кыргызские национальные игры «тогуз

учащихся к выполнению норм и требований комплекса «Ден соолук» в педагогическом эксперименте.

Методология исследования В 2022-2023 учебном году был проведен педагогический опыт с учащимися 3-4 классов школы-гимназии № 64 г. Бишкека и школы имени П.Ф. Колесникова в селе Семеновка на Иссык-Куле.

В педагогическом эксперименте участвовали экспериментальные и контрольные параллельные классы каждой школы.

коргоол» и подвижных игр на уроках физкультуры.

Проверялась заинтересованность учащихся на уроке физкультуры с внесением коррекций в соответствии с местными условиями.

Особое внимание было уделено широкому использованию «кыргызских народных подвижных игр» на экспериментальных занятиях по использованию перекрестных тренировочных упражнений по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. В экспериментальных классах игры народного движения каждый год делились на четверти и проводились по частям программы каждого класса (табл. 2).

Этот принцип их распределения, впервые принятый в наших исследованиях, может быть предложен специалистами для внесения дополнений в используемую программу в дальнейшем. Анимационная игра была включена в содержание урока на момент создания его плана. Примеры такого планирования отражены в конспектах подготовительных занятий по легкой атлетике, баскетболу, волейболу и кроссу.

С целью определения показателей влияния экспериментального метода занятий на общую и двигательную интенсивность занятий в начале и конце каждого учебного года в экспериментальном и контроль-

Таблица 1.

№ 64-школа гимназия города Бишкек Школа имени П.Ф. Колесникова в селе Семеновка на Иссык-Куле

3-класс - 166 4-класс - 156 3-класс - 52 4-класс - 66

экспер контр экспер контр экспер контр экспер контр

64 102 62 94 18 34 20 46

ном классах проводилось по 10-10 часов. той методике. Его результаты показаны в Хронометраж проводился по общеприня- таблице 2.

Таблица 2. Показатели сроков занятий по физическому воспитанию в экспериментальных и контрольных классах (в %)_

Затраченное время %

Экспериментальные классы Контрольные классы

Виды движений В начале учебного года В конце учебного года В начале учебного года В конце учебного года

3 4 3 4 3 4 3 4

Выполнение упражнений 44,5 68,8 57,7 82,2 42,3 47,8 48,9 54,5

Построение, рапорт 15,5 11,2 11,2 6,7 17,7 17,3 15,5 15,2

Объясняю, показание 28,8 13,3 22,3 6,8 26,8 21,7 24,4 19,5

Исходное положение 11,2 6,3 8,8 4,4 13,2 13,2 11,2 10,8

У, = 100 100 100 100 100 100 100 100

М = 25 25 25 25 25 25 25 25

Как показано в таблице 2 двигательная ластей (43,4% в городских школах, 28,0% плотность занятий увеличивается с каж- в сельских школах). Изменились и другие дым годом. Но в экспериментальных клас- показатели, и общая плотность занятий, сах она значительно выше, чем в кон- сократилось время, затрачиваемое на ме-трольных. Если в начале опыта она не тоды обучения в обоих типах занятий, со-имеет существенной разницы, то в заклю- кратилось время простоя. чительном периоде (13 лет) она увеличи- Заключение

вается на 82,20% в опытных классах и на Таким образом, применение кыргыз-

54,50% в контрольных классах. ских национальные игр «тогуз коргоол» на

Следует отметить, что плотность, пока- уроках физкультуры формируют учебно-занная в инспекционных классах, выше познавательную деятельность учащихся среднего уровня большинства школ Ош- младших классов. ской, Джалал-Абадской и Баткенской об-

Библиографический список

1. Ченкилова Н. Манас эпосундагы ордо, тогуз коргоол оюндарынын чагылдырылышы // Окутуунун инновациялык технологиялары. - 2020. - № 3. - С. 17-21.

2. Боркошев М.М. Тогуз коргоол маданияты жана балдардын тарбиясы / М.М. Боркошев, М. Мийзамов, Г.А. Кочкорова, Т.А. Орунбаев // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2022. - № 5. - С. 217-219.

3. Аманов М.Т. Тогуз коргоол - кенен ой-жYГYртYYгe YЙрeтeт // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. - 2023. - № 2 (56). - С. 377-383.

4. Абдыкадыр кызы Н. Башталгыч класстардын окуучуларына «Тогуз коргоол» оюнун YЙрeтYYHYн окуутуу-тарбиялык милдеттери / Абдыкадыр кызы Н., Х.Ф. Анаркулов // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2023. - № 4. - С. 229-231.

5. Алдашукуров Ы.А. Детский церебральный паралич у лиц, постоянно проживающих в условиях высокогорья // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2020. - № 5. - С. 48-52.

6. Алдашукуров Ы.А. Волейбол чеберчилигин YЙрeтYY процессинде уландардын фи-зикалык даярдыктарын аныктоо / Р.А. Камилов, Ы.А. Алдашукуров, К.А. Омурбек, Ж.И. Адамбаева // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2023. - № 2. - С. 238-242.

7. Мамбетова М.К. Тогуз коргоол - наследие кыргызского народа// Мамбетова М.К. Постулат. - 2022. - № 2 (76).

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN TEACHING THE NATIONAL GAME "TOGUZ KORGOOL"

N.O. Doronbayeva, Lecturer K.P. Manasheva, Lecturer

Kyrgyz State Academy of Physical Education and Sports named after B.T. Turusbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article considers the educational and cognitive function of the Kyrgyz national sport toguz korgool, which is included in the unified sports classification of the Kyrgyz Republic. Describing toguz korgool in a nutshell, it is best to make such a comparison: if chess is geometry, diagonals, then Toguz korgool is pure arithmetic, where you need to be able to count. The aim of the study is to form the educational and cognitive activity of elementary school students through the Kyrgyz national games "toguz korgool" and outdoor games in physical education lessons. The game "toguz korgool" gives a person the opportunity to comprehensively develop hormones, develop creative skills, develop mathematical thinking, memory. Keywords: logic, sports, cognition, toguz korgool, outdoor games, thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.