Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 37.037.1
Качалова И. Н.
Старший преподаватель Филиал СГПИ г. Железноводск, Россия
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье говорится о психологических составляющих использования различных моделей здоровьесберегающей деятельности формирования ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека.
Ключевые слова: укрепление здоровья, культура здоровья педагога, здоровьеориентированное образование, устойчивая мотивация здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии.
Современные требования к укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни детей и подростков в учебном процессе сформулированы в концепции Европейского регионального бюро ВОЗ, Совета Европы и Комиссии европейского сообщества «Европейская сеть школ укрепления здоровья».
Анализ имеющейся литературы выявил потребность включения культуры здоровья в профессиональную культуру педагогов на всех этапах его деятельности. В условиях образовательного учреждения расширение объёма знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует повышению уровня культуры здоровья педагогов — осведомлённость о здоровом образе жизни, позитивное отношение учителя к собственному здоровью и готовность к формированию культуры здоровья учащихся.
Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены вопросы профессиональной готовности педагогов к защите ребёнка в сфере здоровья, слабо разработаны вопросы управления, моделирования обучения и воспитания с учётом региональных демографических и климатических условий, которые требуют исследования в контексте инновационной деятельности школ. Культура здоровья педагога — компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.
В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:
1) устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);
2) профессиональная компетентность в области ЗОЖ;
3)владение здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровье сберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность») [2].
Современная трактовка категории «качество образования» предполагает включение в модель выпускника и культуры здоровья как готовности к ведению здорового образа жизни, к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровья окружающих. Можно предположить, что экспериментальная школа, работающая по инновационным моделям «Школа здоровья» и «Центр содействия сохранению и укреплению здоровья», не только потребует от педагога более высокого уровня культуры здоровья, но и создаст более благоприятные условия для ее формирования у педагогов и учащихся.
С низким уровнем культуры здоровья педагог приходит в школу, которая в условиях модернизации образования активно включается в режим инновационного развития. Многие школы приобретают свое индивидуальное «лицо», свой имидж, реализуя определенные
Таврический научный обозреватель -^^^ауг^шепсе
концепции развития, получают официальный статус экспериментальной площадки, поэтому понятие «экспериментальная школа» становится массовым явлением действительности. В такой школе создаются условия обучения и работы повышенной сложности и напряженности, которые требуют от педагога особой выносливости работоспособности, культуры здоровья, высокого уровня готовности к валеологическому воспитанию школьников. Решать эту задачу как управленческую приходится, в первую очередь, директору школы.
Проблема формирования культуры здоровья педагогов стала одной из управленческих проблем. Ее актуальность в современной школе обусловлена социально-педагогической значимостью, особенно в условиях модернизации образования, связанной с активизацией инновационных процессов, требующих дополнительных затрат здоровья и творческих сил педагогов, и с ростом числа экспериментальных школ. Необходима разработка определенных организационно-педагогических условий позитивного решения данной проблемы одновременно с организацией опытно-экспериментальной работы и повышением квалификации учителей в области культуры здоровья. Значительную роль в этом играют интегрированные учебные курсы по культуре здоровья для учащихся, междисциплинарная интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни в обучении учителей, реализация социально-акмеологической концепции системы валеологического воспитания, нацеленной на саморазвитие и самосовершенствование педагогов и школьников в области культуры здоровья на основе устойчивой мотивации и престижности здоровьесозидающего поведения [1].
Формирование у педагогов оптимистического отношения к жизни, положительного эмоционального тонуса осуществлялось на обучающих семинарах с применением приемов позитивной, когнитивной психотерапии, креативной визуализации.
Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья педагогов определяются принципами системности и культуросообразности как ведущими в инновационной деятельности школы и включают объективные (непрерывное образование педагогов в области культуры здоровья, медико-оздоровительные условия охраны здоровья, педагогическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся) и субъективные условия (личностная самоорганизация педагогов в области здорового образа жизни, межсубъектное взаимодействие на основе принципов здорового образа жизни, мотивации ЗОЖ), образующие здоровьесозидающую социокультурную среду школы [2].
Показателями сформированности культуры здоровья педагогов являются: устойчивая мотивация здорового образа жизни, компетентность в области здоровья и ЗОЖ, владение здоровье сберегающими технологиями обучения учащихся. Готовность педагога к формированию здорового образа жизни учащихся — один из показателей сформированности культуры здоровья, она предполагает способность педагога к включению всех участников педагогического процесса в здоровьесозидающую деятельность [4,5].
Профессионализм современного учителя в значительной степени определяется способностью достигать высокого образовательного результата при условии сохранения и укрепления своего здоровья. Поддержание физической, психологической, социальной и нравственной комфортности личности на оптимальном уровне в процессе образования доступно педагогам, обладающим высокой степенью культуры, знаниями, навыками и умениями по сохранению, укреплению и формированию здоровья.
В связи с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья населения, актуальной является тема поиска новых подходов в повышении качества здоровьеориентированного образования педагогов.
Программа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предусматривает решение вопросов укреплению здоровья в двух основных направлениях: через систему улучшения реальных условий жизнедеятельности и систему обучения здоровью с элементами самообразования и самовоспитания [3].
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
Одним из требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки педагогических кадров является осознание будущим педагогом ценностного значения здоровья.
Реализация концепции здорового образа жизни в деятельности педагога должна опираться на социально-биологические принципы, составляющие основу валеологического образования и культуры. Это прежде всего позитивная мотивированность, эстетичность, нравственность, альтруистичность, целеустремленность, общественная ценность, аскетичность, соответствие возрасту, энергетическая обеспеченность, волевой, упреждающий характер, экологичность, ритмичность, соответствие основным конституционным характеристикам организма.
Соблюдение большинства из перечисленных принципов при разработке рекомендаций по внедрению и соблюдению здорового образа жизни являются необходимым условием для формирования культуры человека в вопросах валеологии и, прежде всего, для сохранения и укрепления своего здоровья, суть в задачах личного, приватного здоровьесохранения и здоровьеформирования [2].
Реализация концепции здорового образа жизни должна опираться на действующую систему социально-экономических мероприятий и этическую атмосферу, формирующую соответствующие поведенческие правила у людей.
Важно, чтобы начиная с детского возраста взаимодействие с ребенком было нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечение системы знаний о здоровье, включающую приемы и способы поддержания собственного здоровья, а также формы и методы его сохранения и укрепления, воспитание ребенка как субъекта, ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности [3].
Здоровье в сущности должно стать первейшей потребностью человека. Но пути и способы удовлетворения этой потребности носят сложный, специфический, персонифицированный, противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводят к необходимому и желательному результату. Поэтому важнейшую роль, в первую очередь, играет воспитание у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности, а также изучение основных принципов и факторов здорового образа жизни, разработка методологии внедрения их в практику и освоения людьми.
В достижении этой цели обозначено два пути:
- воспитание человека в составе коллектива с помощью различных форм и методов общественного обучения — педагогическая валеология;
- самовоспитание личности — креативная валеология (от греческого сгeatio — сотвори) — сотвори себя сам.
Плодотворное сочетание этих двух путей направлено на оптимальное постижение здорового образа жизни [4].
Естественно утверждать, что креативный подход в отношении собственного здоровьесбережения и здоровьеформирования, подкрепленный достижениями современной классической медицинской науки и практики в деятельности педагога является приоритетным.
В решении проблемы сохранения здоровья существенная роль принадлежит образованию, которое выполняет опережающую функцию, поскольку предполагает «исследование актуальных проблем посредством экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны, с последующим определением путей решения этих проблем через оптимизацию таких решений» [1].
Здоровьеориентированное образование, таким образом, представляет собой процесс формирования навыков и конструктивных способов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Литература
1. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения // Педагогика. — 2013 — № 6. — с. 25.
2. Макарова Л.П., Сопко Г.И. Здоровый образ жизни и его составляющие. // Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. вузов. — М.: — Изд. Центр «Академия». 2012. — 406 с.
3. Н.Н. Нешкина, Н.В. Смирнова, Н.В. Киселева, Ю.В. Чистякова. Подходы к формированию здоровья педагога как профессиональной ценности. // Здоровьесберегающее образование, №1. — М.: 2014. — с. 87-91
4. Ситак Л.А. Актуальные проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза. В сборнике: Научная интеграция. Сборник научных трудов. Москва, 2016, — с. 1156-1159.
5. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы // Крымский научный вестник. 2015. № 4-2. — С. 242248.
6. Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье — СПб., 2015. — 267с.