Научная статья на тему 'Современные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации'

Современные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ РАБОТА В ОУ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФГОС / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю.

В рассматривается проблема разработки программы здоровья образовательной организации, создание здоровьесберегающей педагогической системы ОУ согласно требованиям ФГОС. Отражены принципы организации здоровьесберегающей работы в школе. Определены цель, задачи, подходы и принципы построения программы. Подчеркнуто, что образовательные организации разного уровня могут иметь особенности построения программы, согласно возрасту обучающихся и конкретным условиям ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии разработки программы здоровья в образовательной организации»

42 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

’АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

УДК 372.016

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Абаскалова Н.П., РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Зверкова А.Ю. здоровья В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Абаскалова Надежда Павловна

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, 630126, Россия; E-mail: Abaskalova2005@mail.ru Зверкова Анна Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, г. Новосибирск, 630126, Россия; E-mail: fppdzverkova@mail.ru

Аннотация

В рассматривается проблема разработки программы здоровья образовательной организации, создание здоровьесберегающей педагогической системы ОУ согласно требованиям ФГОС. Отражены принципы организации здоровьесберегающей работы в школе. Определены цель, задачи, подходы и принципы построения программы. Подчеркнуто, что образовательные организации разного уровня могут иметь особенности построения программы, согласно возрасту обучающихся и конкретным условиям ОУ.

Ключевые слова: программа здоровья, здоровьесберегающая работа в ОУ, культура здоровья, ФГОС, принципы организации.

№2 2015

43 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

EDUCATION AND HEALTH PSYCHOLOGY

UDC 372.016

Abaskalova N.P., CONTEMPORARY TECHNOLOGIES OF DEVELOPING

Zverkova A.Yu. a program OF HEALTH IN THE

EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abaskalova Nadezhda Pavlovna

Doctor of Education, Professor Honored Worker of Higher School of the Russian Federation Novosibirsk State Pedagogical University,

28 Vilyuy St., Novosibirsk, 630126, Russia;

E-mail: Abaskalova2005@mail.ru Zverkova Anna YUr’evna PhD in Education, Associate Professor Novosibirsk State Pedagogical University,

28 Vilyuy St., Novosibirsk, 630126, Russia;

E-mail: fppdzverkova@mail.ru

Abstract

The article discusses the problem of developing a program of health in the educational institution, the creation of a health preservation pedagogical system at the educational institution as based on the requirements of the Federal State Educational Standard (FSES). The authors reflect on the principles of arranging the health preservation activities at school. Besides, they determine the purpose, tasks, approaches and principles of developing the program. It is emphasized that educational organizations of different levels can have special features of developing their programs, according to the age of the trainers and specific conditions of the educational institution.

Re,

eywords: the program of health, the zdorovesberegayushchaya work in OU, the culture of health, FGOS, the principles of organization.

№2 2015

Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ' В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

44

Разработка программ по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни предполагает необходимость создания здоровьесберегающей социально-педагогической системы Оу, основанной на системно-деятельностном и онтогенетическом подходах [i, 4, 5, 6].

Наряду с общими требованиями и направлениями при разработке программы

Здоровья (ФГОС), имеется вариативная часть, которая позволяет каждому ДОУ, школе, вузу иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.

Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе представлены на рис. 1.

Рис. 1. Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе Fig. 1. The principles of arranging health preservation activities at school

Служба здоровья ОУ - это команда специалистов разного профиля, которая обеспечивает условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, способствует развитию культуры здоровья и на её основе формирует здоровый образ жизни [8, 9].

Целью Программы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

серия Педагогика и психология образования

Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ' В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

Задачами программы являются:

- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса;

- организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;

- создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями.

К основным направлениям деятельности относятся:

- мониторинг здоровья и образа жизни учащихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения;

- повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности;

- внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения.

- совершенствование образовательных технологий и методики ормирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической культуры учащихся;

- медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;

- создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;

- содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ;

- валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов.

Руководитель образовательного учреждения обязан:

- совместно с администрацией ОУ осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы здоровья;

- осуществлять руководство разработкой Программы деятельности Службы здоровья, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;

- осуществлять руководство всеми направлениями деятельности по программе, осуществлять контроль выполнения планов, целевых групп и конкретных специалистов;

- участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности по здоровьесбережению;

- координировать совместную научно-исследовательскую, образовательную, методическую, просветительскую деятельность с подразделениями образовательного учреждения и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;

- обеспечивать профессиональную переподготовку, повышение квалификации педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;

- осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса - педагогам, учащимся и их родителям;

- обращаться в научно-образовательные учреждения по вопросам научно-методического обеспечения деятельности службы здоровья;

- взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья, при составлении индивидуальных оздоровительных программ учащихся и педагогов;

- ставить перед органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья ОУ.

При создании и функционировании Программа Здоровье опирается на следующие подходы:

холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов;

созидающий подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей ЗОЖ;

средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе

серия Педагогика и психология образования

Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ' В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.

Указанные подходы определяют принципы деятельности ОУ:

принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что построение открытой здоровьесозидающей среды ОУ должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирования единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов ОУ;

принцип командного взаимодействия, который предполагает, что СЗОУ является командой, т.е. относительно автономным коллективом профессионалов, способным принципиально изменить качество образовательной среды на основе целенаправленности, мотивированности, распределения функций и ответственности, взаимной обусловленности действий, подчиненности определенному порядку деятельности, единого пространственно-временного функционирования участников;

принцип паритета деятельности специалистов, который предполагает построение горизонтальной структуры СЗОУ с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно-функциональной модели; наличие организационных звеньев службы, на которые возлагаются

определенные компетенции - полномочия и ответственность;

принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что создание СЗОУ относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры;

принцип сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между ОУ или их подразделениями, создания единого информационно-коммуникационного пространства;

принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса.

Программу «Здоровье» в образовательном учреждении можно разрабатывать, используя разные технологии [2, 3, 7]. В результате важно: позволяет ли данная технология получить результат с необходимыми качествами и какие усилия (затраты, условия) для этого требуются.

Программа «Здоровье» - прежде всего рабочий документ для организации текущей и перспективной деятельности ОУ. В этом ее главное назначение. Эта программа является и официальным документом, который представляется в органы управления образования в различных целях.

серия Педагогика и психология образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. 160 с.

2. Абаскалова Н.П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологией // Валео-логия. 2001. № 1. С. 23-30.

3. Зверкова А.Ю., Абаскалова Н.П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал № 9. 2012. С. 25-29.

4. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айз-ман и др., отв.ред. : Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. М. : Издательство «Омега-Л», 2014. 575 с.

5. Здоровье человека - 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов / Под редакцией В.В. Колба-нова. СПб.: ПСпбгМУ им. И.П.Павлова, 2014. 248 с.

6. Ирхин В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дисс..д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 374с.

7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:у-чеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 454 с.

9. Akimоvа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J, 2014;11(10).

P. 574-577.

REFERENCES:

1. Abaskalova N.P., Zverkova A.YU. Health Preservation Pedagogical Technologies in the System of Continuous Formation (based on the example of the method of projects): a monograph on the problem of the maintenance of health. Novosibirsk: OOO agentstvo “Sib-print”, 2013. 160 p.

2. Abaskalova N.P. The Integration of Programs on the General Education Objects of Secondary School with Valeologiey // Valeologiya. 2001. № 1. Pp. 23-30.

3. Zverkova A. Yu., Abaskalova N. P. The Development of a Key Concept “to be healthy” under the Conditions of the Realization of the Federal State Educational Standards of New Generation // Siberian pedagogical periodical. 2012. № 9. Pp. 25-29.

4. Health Preservation Infrastructure in the Educational System: a study guide / E.M. Kazin, N.P. Abaskalova, R.I. Ayzman et. al., ed. by.: E.M. Kazin, A.D. Kasatkina. M.: Publishing House “Omega- L”, 2014. 575 p.

5. Human Health - 7: Proceedings of the VII International Scientific Congress of Valeologists / Ed. by V.V. Kolbanova. St. Petersburg .: Pavlov PsPbGMU, 2014. 248 p.

6. Irkhin V.N. The Pedagogical System of the School of Health: Genesis, Principles and Laws Governing the Development: Doctoral Thesis in Education. Barnaul, 2002. 374 p.

7. Matyash N.V. Innovative Pedagogical Technologies. Project Learning: a study guide for higher professional education students. M.: Publishing Center “Academy”, 2011. 144 p.

8. The Exemplary Main Educational Program of the Educational Insitution. Basic school / [comp. by E.S. Savinov]. M.: Education, 2011.

454 p.

9. Akimоvа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J, 2014;11(10). P. 574577.

серия Педагогика и психология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.