Никифоров М.Ю., Горелов С.А. Психолого-педагогические детерминанты процесса адаптации.
УДК - 378.046.4
М.Ю. Никифоров*, С.А. Горелов**
Психолого-педагогические детерминанты процесса адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в формировании профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности»
В статье рассматривается вопрос о необходимости адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в формировании профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности» на основе практического подхода с использованием оптимальных методов, средств и форм интерактивного обучения. Определяется последовательность и порядок эффективной адаптации курсантов образовательных организаций. Анализируется профессиональный уровень курсантов образовательных организаций МВД России, рассматриваются психические качества, стресс-факторы в период адаптации и формировании профессиональных компетенций.
Ключевые слова: адаптация, основы профессиональной деятельности, образовательные организации МВД России, эффективность учебного процесса, моделирование типовых ситуаций в различных ситуациях.
M. Y. Nikiforov*, S.A. Gorelov**. Psycho-pedagogical determinants of the process of adaptation of cadets of educational institutions Ministry of Internal Affairs of Russia in the formation of professional competencies in the study of discipline «Fundamentals of professional activity». The need for adaptation of cadets of educational institutions of the MIA of Russian in the formation of professional competencies in the study course «Fundamentals of professional activity» based on a practical approach with the use of best practices, tools and forms of interactive learning is are discussed. The sequence and the order of the effective adaptation of cadets of educational institutions. Ave determent the professional level of cadets of educational institutions of MIA of Russia, are analyzed mental qualities, stress factors at the time of adaptation and the formation of professional competencies are considered.
Keywords: adaptation, basics of professional activity, educational organizations the MIA of Russia, the effectiveness of the educational process, simulation of typical situations in different situations.
Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России является психолого-педагогическим процессом. Это закономерная последовательность непрерывно сменяющихся и следующих друг за другом этапов развития личности, формирования профессионально важных качеств и приобретении профессиональных компетенций сотрудниками полиции. На основе практического подхода главное внимание в образовательном процессе при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности» должно уделяться поэтапному приобретению профессионально-специализированных компетенций в модуле (специализированная подготовка) при использовании оптимальных методов, средств и форм интерактивного обучения.
Из этого следует, что обучение сотрудников ОВД по дисциплине «Основы профессиональной деятельности» в модуле (специализированная подготовка) для эффективной адаптации курсантов должна состоять минимум из трёх этапов:
- обучение отдельным (базовым) направлениям как основным структурным составляющим;
- обучение во время моделирования типовых ситуаций служебной деятельности;
- обучение приёмам и способам действий в экстремальных условиях, максимально приближенных к служебно-оперативным ситуациям.
Такое направление учебно-воспитательной деятельности определяет последовательность и порядок эффективной подготовки сотрудников ОВД по адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в формировании профессиональных компетенций.
Основная задача первого этапа обучения - овладение сотрудниками основными (базовыми) компетенциями, способностью выполнения служебных задач в стандартных условиях.
На втором этапе сотрудники усваивают приемы и действия во время моделирования типовых ситуаций до формирования навыка. Путём многократных упражнений и повторений они овладевают
* Никифоров, Михаил Юрьевич, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
** Горелов, Станислав Александрович, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.
* Nikiforov, Mikhail Yurievich, assistant professor of the Department of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the MIA of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.
Gorelov, Stanislav Alexandrovich, lecturer the department of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the MIA of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93. © Никифоров М.Ю., Горелов С.А., 2016
Педагогика
широким диапазоном тактико-технических взаимодействий, в ходе которых вырабатывается способность самостоятельно и целесообразно действовать в различных условиях служебной деятельности.
Третий этап подготовки осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным, происходит моделирование различных ситуаций служебно-оперативной деятельности, в которых сотруднику ОВД необходимо применять при дальнейшем прохождении службы. На этом этапе необходимы многократные упражнения в применении профессиональных компетенций на фоне стресса и физической усталости. Формируются умения и способы решения служебно-оперативных задач, происходит овладение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной деятельности при исполнении служебного долга сотрудниками ОВД. На этом этапе целесообразно проведение практических занятий в специальном тактическом городке, на полосе препятствий типа «Город» с решением различных вводных задач.
Предлагаемая дифференциация адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к эффективной подготовке сотрудников ОВД представляет собой педагогически приемлемый и оправданный процесс при реализации её в образовательных организациях системы МВД России. В зависимости от задач обучения конкретного контингента сотрудников и подразделений ОВД она может ограничиваться первым или вторым этапом. В подразделениях ОВД, служебно-оперативная деятельность которых проходит в непосредственном соприкосновении с правонарушителями, подготовка должна включать все три этапа. Дальнейшее совершенствование сотрудников ОВД таких подразделений должно осуществляться в процессе тактической и специальной подготовки на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке.
Педагогическая деятельность в области психологии представлена не только преподаванием психологии, но и реализацией возможностей психологии (как практически ориентированного знания) в образовательной сфере. Важность психологических знаний в образовательной сфере объясняется тем, что они помогают выбрать наиболее подходящий способ педагогического воздействия, создать оптимальные психологические условия для полноценного психического и личностного развития обучающихся адаптировать курсантов к деятельности органов внутренних дел.
Для этого необходимо решить следующие педагогические задачи:
- сформировать и воспитать у сотрудников ОВД состояние готовности к несению службы;
- максимально расширить психологические возможности сотрудников органов внутренних дел;
- облегчить психологическое давление служебно-оперативной обстановки;
- обеспечить выживание сотрудников ОВД в экстремальной боевой обстановке.
Необходимы специальное психологическое обоснование принимаемых служебно-оперативных
решений, тактики действий сотрудников органов внутренних дел, психологическая подготовка и самоподготовка к служебно-оперативной деятельности, психологическая помощь в преодолении психотравмирующих факторов служебно-оперативной деятельности.
Психологическая адаптация призвана решать конкретные проблемы несения службы сотрудниками органов внутренних дел:
- адаптация к деятельности путём выработки мер наилучшего использования оружия, специальных средств, применения приёмов рукопашного боя при воздействии сильной эмоции страха и меры борьбы с самим страхом;
- адаптация к деятельности путём указания мер, которые обеспечивали бы нужные тактические формы;
- адаптация к деятельности путём рекомендации по наиболее рациональной организации службы, управлению ею;
- адаптация к деятельности путём определения способов управления отрицательными факторами служебно-оперативной обстановки.
Психология мирного времени указывает научные пути, как адаптировать сотрудников полиции к действиям во внеслужебное время.
Формирование в учебном процессе профессиональных компетенций у сотрудников органов внутренних дел является отдельным актом, отражающим общие свойства противоборства с преступником и особенности конкретной служебно-оперативной ситуации. По окончании обучения у сотрудника полиции боевая задача будет выступать составным элементом профессиональной служебной деятельности. Каждая боевая задача с психологической точки зрения уникальна и требует специальной психологической подготовки сотрудников ОВД.
Результативность действий сотрудников ОВД, связанных с задержанием правонарушителей при проведении специальных операций и при выполнении служебных обязанностей в составе нарядов патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, групп служебно-боевого порядка напрямую зависит от индивидуальной готовности каждого участника операции или наряда к эффективным действиям по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также от качества взаимодействия в составе нарядов или групп, поэтому процесс адаптации курсантов образовательных организаций МВД России в формировании профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности» необходим для эффективности служебной деятельности в будущем.
Индивидуальная подготовка сотрудников ОВД к эффективным действиям, связанным с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия включает в себя
НикифоровМ.Ю., Горелов С.А. Психолого-педагогические детерминанты процесса адаптации...
прежде всего физическую и огневую подготовку, состоящую из собственно физической, тактико-технической подготовки к применению приёмов рукопашного боя, тактико-специальную подготовку, психологическую, морально-волевую, правовую и интеллектуальную подготовку к действиям в экстремальных ситуациях.
Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к применению приёмов рукопашного боя в служебно-оперативных ситуациях - это постоянный целенаправленный процесс реализации максимальных психических возможностей сотрудника полиции эффективно действовать против преступника в различных условиях.
На наш взгляд, основными задачами психологической адаптации курсантов образовательных организаций МВД России органов внутренних дел являются:
- формирование морально-волевых качеств личности у курсантов образовательных организаций МВД России;
- повышение уровня развития психических качеств, определяющих эффективность применения специальных средств, табельного оружия при моделировании служебно-оперативных условий;
- регулирование психических состояний у курсантов образовательных организаций МВД России в условиях моделирования типовых ситуаций служебной деятельности.
Психологическая адаптация заключается в развитии и совершенствовании тех психических качеств и свойств личности, которые позволяют непрерывно совершенствовать свое мастерство. Общая психологическая адаптация осуществляется непосредственно в тренировочном процессе и практически не имеет самостоятельных средств. Ее задачи решаются как с помощью всех методов и средств тренировки, так и с использованием специальных психологических приемов и специального психологического контроля за ходом подготовки. Психологическая адаптация при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности» непосредственно к профессиональной служебной деятельности заключается в подведении курсантов во время учебного процесса к определённому заданию в оптимальной форме по психологическим признакам. Здесь к педагогическим средствам подготовки добавляются специфические психологические средства (направленное изменение содержания представлений, внушение и самовнушение, психорегулирующая тренировка, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п.).
Практический сотрудник ОВД должен воспринимать большой объём информации о намерениях и действиях преступника, окружающей обстановке, заботиться о непричинении вреда и опасности жизни и здоровью граждан, не превысить пределов необходимой обороны и т.д. Он должен уметь мгновенно перерабатывать эту информацию, оценивать сложившуюся ситуацию, выбирать из арсенала тактико-технических действий те, которые наиболее адекватны данной конкретной обстановке. Эта специфика и определяет повышенные требования к таким психическим процессам, как внимание, восприятие, память, мышление, представление и воображение.
В служебно-оперативной деятельности для сотрудников органов внутренних дел наиболее существенны восприятие пространственно-временных характеристик движений (собственных и преступника), специфические восприятия («чувс—тво дистанции», «чувство времени» и др.). Сотруднику органов внутренних дел приходится воспринимать информацию не только об истинных намерениях и действиях преступника, но и сигналы о возможных маскирующих и отвлекающих действиях. Адекватная их оценка позволяет своевременно реагировать и точно воспринимать все ситуации, принимать верные осознанные и интуитивные, решения.
Профессионально подготовленный сотрудник ОВД должен перерабатывать одновременно информацию и обо всех изменениях обстановки, сопровождающих движение, удерживая в памяти все то, что предшествовало данной тактической ситуации, что позволит полнее учитывать вероятность эффективного выполнения поставленной задачи. Индивидуальный объём памяти у сотрудников органов внутренних дел различен, но чем отчетливее воспринимается и перерабатывается информация, тем больше возможностей найти правильное решение в различных ситуациях деятельности. Следовательно, в образовательный процесс (при преподавании дисциплины «Основы профессионально деятельности») должны быть введены упражнения на увеличение объёма восприятия информации. К таким упражнениям относятся выполнение сложных и длительных комбинаций в индивидуальных тренировках моделирования типовых ситуаций служебной деятельности.
Сотруднику органов внутренних дел в экстремальных ситуациях необходимо постоянно контролировать окружающую среду, что предъявляет повышенные требования к интенсивности и устойчивости внимания. Такое длительное напряжение вызывает большие эмоциональные затраты и приводит к стрессу. Становится сложно контролировать изменения в окружающей обстановке, велика возможность невыполнения поставленной задачи. В такой ситуации сотруднику полиции необходимо научиться произвольно снижать интенсивность внимания.
Необходимые свойства внимания достаточно хорошо тренируются в процессе упражнений на полосе моделирования типовых ситуаций «Город».
Следует принять во внимание, что условия служебной профессиональной деятельности не являются стационарными, служебно-оперативная обстановка непрерывно меняется, вызывая определенную последовательность принимаемых сотрудником ОВД решений.
Применение в образовательном процессе идеомоторной тренировки существенно сократит временные затраты на освоение арсенала необходимых профессиональных компетенций и адаптации к деятельности.
Педагогика
Реализация сотрудником органов внутренних дел в служебно-оперативной ситуации достигнутого профессионального уровня, проявление им психических качеств определяется тем, насколько устойчив он к воздействию стрессовых факторов, насколько напряжение, связанное с опасностью для здоровья и жизни, психические состояния влияют на его профессиональную служебную деятельность.
Другим значительным разделом психологической адаптации является тактико-техническое совершенствование, связанное с созданием психологических предпосылок для формирования профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности». Такими предпосылками являются:
- специальный подбор для образовательного процесса типовых ситуаций;
- развитие тактической инициативы и специализированных компетенций;
- варьирование направленности индивидуальных занятий с учётом психологических особенностей каждого курсанта.
Развитие специальных психических свойств и профессионально важных качеств сотрудника органов внутренних дел, связанное с созданием психологических предпосылок для осознания профессии, регуляция психических состояний в процессе моделирования типовых ситуаций служебной деятельности, - всё это должно стать одним из разделов при изучении дисциплины «Основы профессиональной деятельности».
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов. -СПб.: Питер, 2000.
2. Архипов, М. И., Кузнецов В. А., Тютченко А. М. и др. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий : учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994. - С. 153-157.
3. Ашкинази, С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных силах Российской Федерации / под ред. В.Л. Марищука - СПб.: ВИФК, 2001.
4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов; 2-е изд., дораб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
5. Горбатов, В. В. Формирование физической подготовленности курсантов ВУЗов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006.
6. Аверкиева, Е. О., Яхонтова, О. С., Посконин, В. В. Хабермасовское понимание политической автономии граждан // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика : сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. - СПб., 1999. - С. 3-7.
7. Яхонтова, О. С. Соотношение правоохранительной деятельности органов внутренних дел и основных принципов конституционализма в России XXI века // Правоохранительная деятельность в конституционном пространстве XXI века : материалы кафедральной научно-практической конференции. - 2009. - С. 7-9.
8. Яхонтов, Р. Н. Проблемы подготовки управленческих кадров в свете реформы МВД России // Совершенствование ведомственной профессиональной подготовки в условиях реформирования МВД России : сборник материалов учебно-методического сбора / составители: А.Д. Косолапов, П.В. Кустов, А.А. Удальцов. - СПб., 2011. - С. 119-121.
9. Булавчик, В. Г., Яхонтов, Р. Н. Актуальные аспекты подготовки и повышения квалификации специалистов полицейских подразделений // Педагогический опыт: теория, методика, практика. -2015. - Т. 1. - № 3 (4). - С. 159-162.
10. Кочин, А. А., Горелов, С. А., Михайлов, О. Г. Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 145-149.
11. Горелов, А. А., Горелов, С. А., Григорович, Л. А. Саморазвитие и самосовершенствование личности через осознавание движения // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию создания кафедры физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет». - Ч. 3. - СПб., 2014. - С. 77-86.
12. Жайлов, А. А., Горелов, С. А. Социально-педагогическая модель кандидата на службу на должность рядового и младшего начальствующего состава патрульно-постовой службы полиции МВД России // Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации: практика применения вопросы и проблемы реализации (Васильевские чтения - 2015) : материалы всероссийской научно-практической конференции - 2015. - С. 82-85.
13. Яхонтов, Р. Н. Отдельные аспекты управления деятельностью ОВД по профилактике преступности // Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития : материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 159-162.