Научная статья на тему 'Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности'

Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ / ЭФФЕКТИВНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT BODIES / PSYCHOLOGICAL READINESS / OPERATION IN EXTREME SITUATIONS / AN EFFECTIVE POLICE OFFICER / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING FOR FIRE TRAINING / VOCATIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочин Андрей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович, Коченогов Олег Аркадьевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций у обучающихся в образовательных организациях МВД России в условиях специфики проведения тактических стрельб при моделировании оперативно-служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочин Андрей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович, Коченогов Олег Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professionally-specialized competencies in students during tactical shooting in the conditions of modeling operational activity

The article deals with the problematic issues of methodical support in the educational process in the formation of professional and specialized competencies in students in the Russian Ministry of Internal Affairs of educational institutions in terms of the specifics of tactical shooting for modeling operational activity.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности»

5. Защита от НСД. Термины и определения : Руководящий документ Гостехкомиссии (утверждён решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г.).

6. Щеглов, А. Ю. Защита компьютерной информации от несанкционированного доступа. - СПб.: Наука и техника, 2004. - 384 с.

УДК 37.042

А.А. Кочин*, С.А. Горелов**, О.А. Коченогов***

Формирование профессионально-специализированных компетенций у обучающихся при проведении тактических стрельб в условиях моделирования оперативно-служебной деятельности

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования профессионально-специализированных компетенций у обучающихся в образовательных организациях МВД России в условиях специфики проведения тактических стрельб при моделировании оперативно-служебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, психологическая готовность, деятельность в экстремальных ситуациях, эффективный сотрудник полиции, тактико-специальная подготовка, огневая подготовка, профессионально-специализированные компетенции.

A.A. Kochin*, S.A. Gorelov**, O.A. Kochenogov***. Formation of professionally-specialized competencies in students during tactical shooting in the conditions of modeling operational activity. The

article deals with the problematic issues of methodical support in the educational process in the formation of professional and specialized competencies in students in the Russian Ministry of Internal Affairs of educational institutions in terms of the specifics of tactical shooting for modeling operational activity.

Keywords: professional activity of employees of law enforcement bodies, psychological readiness, operation in extreme situations, an effective police officer, tactical and special training for fire training, vocational and specialized competence.

Общественная и политическая ситуация в нашей стране, возрастающие в современном мире риски террористических угроз и военных конфликтов, рост организованной преступности и социальной напряженности вызывают необходимость повышения требований к профессиональному уровню сотрудников органов внутренних дел.

Одним из основных типов реформирования современного образовательного процесса в системе МВД России является соответствие новым требованиям и нормам профессиональных стандартов. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по формированию профессионально-специализированных компетенций определяет ответственность образовательной организации за качество подготовки сотрудников органов внутренних дел. Исходя из этого, актуализация всех видов образовательной деятельности, формирующих требуемые компетенции, является насущной задачей при организации учебного процесса в образовательных организациях МВД России.

В настоящее время система образования Российской Федерации переориентируется на компетентностный подход, что является необходимым условием модернизации высшего образования и приведения его в соответствие с международными стандартами. Профессиональная компетенция - это способность осуществлять конкретную деятельность в определённой области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной [22, с. 387]. В свою очередь, профессионально-специализированные компетенции позволяют оценить достигнутый уровень профессионального мастерства.

Профессионально-специализированная компетентность - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определённых областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.

* Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198205, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: mail@ univermvd.ru.

** Горелов, Станислав Александрович, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93.

*** Коченогов, Олег Аркадьевич, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93

* Kochin, Andrey Anatolievich, deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph. 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru.

** Gorelov, Stanislav Alexandrovich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.

*** Kochenogov, Oleg Arkadyevich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel .: 744-70-93.

© Кочин А.А., Горелов С.А. , Коченогов О.А., 2017

Педагогика

Только профессиональная подготовленность сотрудников органов внутренних дел, раскрытие их потенциальных возможностей могут обеспечить успешность и эффективность их деятельности, и особенно в экстремальных условиях, связанных с применением оружия, физической силы, специальных средств. Психологическая, моральная и физическая готовность к применению оружия у сотрудников органов внутренних дел зависит от особенностей личностных и профессиональных качеств, от комплекса ситуативных поведенческих реакций в повседневной деятельности при возникновении критических ситуаций.

Безупречное исполнение служебных обязанностей и профессиональное мастерство предполагают соблюдение правил личной безопасности, поскольку от этого часто зависят здоровье и жизнь сотрудников. Сотрудникам полиции постоянно приходится выдерживать и преодолевать близкие к критическим физические, эмоциональные и психологические нагрузки, которые характеризуются следующим: 1) повышенной ответственностью за принятие мгновенного и часто единственно правильного решения; 2) вероятностью возникновения ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья сотрудников; 3) работой в постоянном режиме многозадачности, что зачастую сопряжено с невозможностью полноценного отдыха и психологической разгрузки; 4) высокой вероятностью возникновения психотравмирующих ситуаций; 5) внутренней психологической напряжённостью, обусловленной постоянной работой с преступниками и правонарушителями; 6) межличностными конфликтами при решении служебных задач; 7) состоянием длительного ожидания возможных осложнений обстановки, требующим постоянной бдительности.

Особые условия экстремальных ситуаций в правоохранной практике возникают, когда появляется реальная угроза наступления общественно опасных последствий. Такими последствиями являются случаи ранения и гибели от рук преступников сотрудников органов внутренних дел, которые не смогли воспользоваться своим табельным оружием. При применении оружия сотрудником органов внутренних дел важным являются способность сотрудника полиции быстро и объективно оценить обстоятельства применения оружия в сложной ситуации и психологическая готовность к его применению. Деятельность сотрудника в экстремальных условиях предполагает наличие соответствующего образования, психологическую, физиологическую и техническую готовность, а также умение осуществлять быстрый переход от ожидания к действию.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуются такими факторами, как внезапность при задержании вооруженных преступников, высокий темп выполнения оперативно-служебных задач, психологические и эмоциональные нагрузки, психическое и физическое напряжение и зачастую проявляющееся на этом фоне профессиональное выгорание. Примерами стрессовых ситуаций могут служить ситуации, связанные с человеческими жертвами; переговорами с преступниками и террористами; гибелью коллеги при выполнении оперативно-служебных задач; лишением жизни сотрудника при выполнении служебного долга; ведением огня в экстремальных условиях на поражение; увечьем или травмой коллеги при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач; задержанием вооруженного преступника; участием сотрудника органов внутренних дел в специальных операциях по освобождению заложников; коррупционными проявлениями со стороны сотрудников органов внутренних дел; отстранением от служебных обязанностей или увольнением.

Следует добавить, что не все сотрудники полиции в силу своих профессионально-личностных особенностей способны результативно работать в экстремальных условиях, связанных с непосредственной угрозой для здоровья и жизни. В последнее время прослеживается тенденция к повышению уровня экстремальности в деятельности органов внутренних дел, связанная с задержанием вооружённых преступников, применением табельного оружия, обеспечением охраны общественного правопорядка, особенно в период проведения крупных массовых мероприятий. Частое нахождение в опасных, экстремальных и угрожающих жизни сотрудника органов внутренних дел ситуациях требует от профессионала сформированных профессионально-специализированных компетенций, таких как уверенное владение собой, быстрая и чёткая оценка своих действий при внезапно возникающих экстремальных ситуациях, умение принимать эффективные решения при выполнении оперативно-служебной или служебно-боевой задачи, Именно это и способствует наиболее эффективному и успешному выполнению служебных задач, уменьшению рисков личной безопасности при чрезвычайных происшествиях и минимизации вероятности психологических срывов на фоне эмоциональной усталости у личного состава. Выполнение оперативно-служебных задач в таких условиях требует от сотрудников высокой профессиональной подготовленности, неотъемлемой частью которой является тактико-специальная, физическая и огневая подготовка.

Сотруднику органов внутренних дел для того, чтобы успешно выполнять поставленные перед ним задачи, необходимо владеть определенными специализированными, практическими навыками, в частности, навыками ведения прицельной стрельбы. Они включают в себя следующие умения: 1) тактическая стрельба в ускоренном темпе; 2) поражение цели с первого выстрела; 3) упреждение противника в открытии огня; 4) применение тактических маневров; 5) максимально успешное использование специальных средств и вооружения (в соответствии с гл. 5 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ); 6) эффективное тактическое действие в зависимости от обстановки и условий.

Обращаясь к проблемам тактико-специальной и огневой подготовки в системе МВД России, необходимо отметить, что существующие наставления практической подготовки, на наш взгляд, дают только базовое понятие о ведении огня на поражение и выстреле. В основном сотрудники органов внутренних дел выполняют упражнения в рамках наставления по огневой подготовке

по стрельбе в идеальных условиях (хорошее освещение, отсутствие морально-психологического воздействия) в статике, без осуществления смены позиций, в одноуровневом диапазоне, не используя специализированные укрытия, адаптированные к действиям в городских условиях, без опыта ведения практического огневого контакта с противником, полученного при проведении контртеррористических мероприятий и последних военных действий. Профессионально-специализированные компетенции реального применения оружия в быстром огневом контакте характеризуются внезапной сменой расстояния до цели (от 1,5 до 15 метров) и отсутствием времени на размышление. Существующие в образовательной среде МВД России методики не дают обучающимся полноценно раскрыть в себе специализированные способности и вырабатывать профессионально-специализированные компетенции. По этой причине применение оружия в практической деятельности и экстремальных условиях часто приводит к гибели сотрудников органов внутренних дел, ранениям случайно находящегося в радиусе поражения гражданского населения. В служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел часто возникают ситуации, связанные с необходимостью проведения инструктажей личного состава и информированием об оперативной обстановке по разыскиваемым лицам, которые могут оказать вооруженное сопротивление, когда требуется максимально быстрое распределение целей.

Руководители управленческого звена структурных подразделений МВД России относятся к оружию в руках подчиненных как к фактору риска, полагая, что чем реже оно извлекается из сейфа или кобуры, тем спокойнее. При этом не все сотрудники органов внутренних дел обладают необходимыми сформированными компетенциями в сфере обеспечения личной безопасности при обращении с оружием - быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и при этом действовать в рамках закона. В условиях экономии материальных затрат практических тренировок и стрельб для сотрудников органов внутренних дел, заступающих на службу, зачастую недостаточно.

Для решения данной проблемы необходимо внедрить методику с элементами тактической стрельбы в образовательный процесс и инструктаж практических подразделений перед несением службы, тем самым изменив подход к принципам обучения, включая имитацию стрельбы в системе «Скат». Тактико-специальная и огневая подготовка с использованием элементов тактической стрельбы не требует больших финансовых вложений и специального оборудования. Такое дополнение поможет формированию профессионально-специализированных компетенций квалифицированного и быстрого применения табельного оружия, совершенствованию у сотрудников специальных стрелковых качеств.

Тактическая стрельба в учебном процессе образовательных организаций МВД России представляет собой моделирование практических типовых ситуаций огневого контакта, где необходимо поразить цель, действия в паре, в тройке (в составе наряда), действия сотрудников органов внутренних дел в случае сопровождения и защиты граждан. На тренировке необходимо использовать специализированные стрелковые препятствия и преграды, моделирующие городские условия и пригородную зону. Сотруднику необходимо уметь поражать цель на различных расстояниях, из неудобных положений, постоянно тактически маневрируя и меняя направление ведения огня, со сменой магазина, с перемещением на объекте, осуществляя контроль оружия и количество израсходованных боеприпасов. В тактической стрельбе сотрудник не стоит на месте. Он обучается перемещаться с табельным оружием при выполнении типовой ситуации служебной деятельности и поражать цели, в т.ч. и движущиеся, на разных расстояниях, после психологических и физических заданий и нагрузок.

Общим правилом специальной тактической подготовки при формировании профессионально-специализированных компетенций является обязательное сочетание технической и психологической подготовки. Для адаптированной к служебной деятельности тактической обстановке более подходит не слово «стрельба», а слово «перестрелка». Как известно, перестрелка характеризуется внезапностью возникновения огневого контакта, его быстротечностью и напряжённостью. Вышеперечисленные факторы формируют у сотрудника органов внутренних дел состояние стресса, а именно, выброс адреналина и, соответственно, ухудшение координации движений, изменение восприятия окружающего мира. При этом дыхание и сердцебиение учащаются, давление повышается. В подобных ситуациях психологическое состояние сотрудника органов внутренних дел значительно отличается от того, к которому он привык в условиях тира. Если в этих условиях сотрудник пытается применить спортивную технику, он становится неэффективен. Реальную пользу в экстремальной ситуации приносит лишь базовая подготовка, а именно, профессионально-специализированные компетенции, выработанные в процессе обучения и доведенные до автоматизма. Простота и эффективность действий становятся залогом успешности при выполнении поставленных оперативно-служебных задач при несении службы.

Тактическая стрельба предусматривает выработку у сотрудников полиции различных служб профессионально-специализированных компетенций, таких как 1) профессиональный навык моментальной изготовки к стрельбе; 2) быстрый выбор наиболее важных целей; 3) производство прицельной упреждающей пары выстрелов с одновременным уходом с линии возможного огня за укрытие либо на открытом участке местности; 4) быстрый уход с линии прогнозируемого последующего огня противника и недопущение ведения им ответного прицельного огня; 5) эффективное использование укрытий, складок местности и маневра; 6) постоянное контролирование складывающейся обстановки; 7) организация огневого и тактического взаимодействия между элементами системы боевого порядка.

Таким образом, содержание образовательного процесса в образовательных организациях МВД России и структурных подразделениях органов внутренних дел должно соответствовать реальным задачам, которые придется решать сотруднику органов внутренних дел. В настоящее время можно говорить о целесообразности использования некоторых направлений тактической

Педагогика

стрельбы в системе огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников органов внутренних дел, что повысит уровень профессионально-специализированных компетенций, эффективность действий в реальных условиях оперативно-служебной деятельности и экстремальных ситуациях, а также позволит грамотно применять и использовать табельное оружие при выполнении оперативно-служебных задач.

Список литературы

1. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. - 126 с.

2. Душкин, А. С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 132-143.

3. Душкин, А. С. Об отдельных вопросах реализации компетентностного подхода в подготовке полицейских в системе МВД России // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. - Praha: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 236-238.

4. Кочин, А. А., Ефремов, О. Ю., Осипов, Д. Л. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. № 1 (57). - С. 165-169.

5. Гусев, Р. А., Кочин, А. А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 1 (53). - С. 178-182.

6. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в образовательных организациях МВД России. -СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 92 с.

7. Олейников, В. С., Апальков, А. В. Оптимизация процесса профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 2 (62). - С. 201-204.

8. Киреев, М. П., Махаков, Б. Д. Научная деятельность кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях: итоги и перспективы // Труды Академии управления МВД России. - 2009. - № 2. - С. 26-28.

9. Апальков, А. В., Горбатенко, А. В. Профессиональная и социальная адаптация курсантов в процессе обучения в образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 194-197.

10. Горбатов, В. В., Горелов, С. А. Модернизация педагогических технологий в учебном процессе образовательных учреждений МВД России // Повышение качества учебного процесса на основе применения активных и интерактивных технологий обучения : сборник материалов круглого стола. - СПб., Изд-во СПб уун-та МВД России, 2015. - С. 67-70.

11. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в образовательных организациях МВД России.

- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 92 с.

12. Княжев, В. Б., Майдыков, А. Ф., Киреев, М. П. Становление и развитие кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Академии управления МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2014. - № 3 (31). - С. 19-22.

13. Апальков, А. В. Педагогические условия успешной профессиональной адаптации курсантов образовательный организаций МВД России // Вестник Орловского государственного университета.

- Сер. «Новые гуманитарные исследования». - 2015. - № 2 (43). - С. 308-310.

14. Громов, М. А., Киреев, М. П., Майдыков, А. Ф. К вопросу об использовании активных форм обучения в Академии управления МВД России в современных условиях // Кризисные ситуации социально-политического характера и основные направления их разрешения в свете современной реформы МВД России : материалы тринадцатой международной научно-практической конференции.

- М.: Академия управления МВД России, 2011. - С. 398-402.

15. Бецков, А. В., Киреев, М. П., Снеговой, А. В., Семенистый, А. В., Щукин, В. М., Ракитин, В. В. Организация эффективного взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при резком осложнении обстановки в период проведения массовых мероприятий : учебно-методическое пособие по подготовке и проведению управленческого учения «Оттепель». -М.: Академия управления МВД России, 2012. - 147 с.

16. Никифоров, М. Ю., Горелов, С. А., Асекретов, О. К. Физическая подготовка сотрудников полици - эффективное средство мобилизации к действиям в служебно-боевых ситуациях // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования : сборник научных трудов по итогам II международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во ИЦРОН, 2015. - С. 103-106.

17. Алексеев, Н. А., Апальков, А. В., Кутергин, Н. Б., Горбатенко, А. В. Роль и значение дисциплины «Физическая подготовка» в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1 (56). - С 31-33.

18. Киреев, М. П., Свиридов, В. В. Правовые аспекты и организация борьбы с преступниками, захватившими заложников // Обеспечение общественной безопасности при активизации социально-политических процессов в современных условиях : материалы XVI международной научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - С. 221-225.

Лигновская Е.В., Галкина Н.П. Основополагающие принципы обучения иностранному языку..

19. Алексеев, Н. А., Апальков, А. В., Кутергин, Н. Б., Горбатенко, А. В. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях МВД России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2016. - N° 1 (131). - С. 9-13.

20. Горелов, С. А., Харламов, А. Ю. Совершенствование педагогических технологий и методик в образовательном процессе на занятиях по тактико-специальной подготовке // Огневая подготовка как составляющая часть профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов : сборник научных статей. - Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2013. - С. 152-155.

21. Никифоров, М. Ю., Горелов, С. А., Асекретов, О. К. Психические процессы, определяющие поведение и деятельность сотрудников полиции МВД России при проведении силового задержания преступников // Заметки учёного. - 2015. - № 2. - С. 101-104.

22. Окуловский, О. И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов // Молодой учёный. - 2013. - № 2. - С. 386-387.

УДК 372.881.1

Е.В. Лигновская*, Н.П. Галкина**

Основополагающие принципы обучения иностранному языку на продвинутом этапе

Статья представляет результаты анализа приёмов и методов работы на занятиях по подготовке курсантов к олимпиадам по иностранному языку. В работе описаны основные принципы, на которых базируется создаваемая на кафедре система подготовки учебного материала и организации занятий с курсантами при обучении иностранному языку в военно-профессиональных целях.

Ключевые слова: олимпиада, иностранный язык, интегрированное обучение, сотрудничество, методы обучения, профессиональные знания, система подготовки, практическое применение.

E.V. Lignovskaia*,N.P. Galkina**. Fundamental principles of teaching foreign languages at an advanced stage. The paper gives the analysis of methods and techniques of training cadets for the olympiads in foreign languages. The underlying principles formed the basis for the system of preparation of the training material and lessons organization in teaching foreign languages for military-specific purposes.

Keywords: olympiad, foreign language, integrated training, partnership, teaching methods, professional knowledge, training system, practical use.

Данная статья представляет собой результаты систематизации и анализа многолетней плодотворной работы кафедры иностранных и русского языков по подготовке курсантов к участию в олимпиадах по английскому языку. Представляется, что описанные в статье принципы, приёмы и методы обучения, их методическое обоснование могут оказаться полезными как в преподавании иностранного языка в профессиональных целях, так и в общедидактическом плане - при работе с учащимися на продвинутом этапе обучения.

В течение последних пяти лет Министерство обороны Российской Федерации организует олимпиады среди курсантов высших учебных заведений Министерства обороны. Последние два года Олимпиада по иностранному языку имеет статус международной, т.к. в ней принимают участие команды из стран СНГ и сборные команды из стран дальнего зарубежья. Ежегодно побороться за кубок Министерства обороны Российской Федерации съезжаются более 40 команд. Соревнования проводятся по четырем номинациям, объединённым общей заданной темой.

2012 г. - Роль военнослужащего и вооруженных сил в современном мире.

2013 г. - Военное сотрудничество в межкультурном пространстве.

2014 г. - Роль миротворческих операций в решении международных конфликтов.

2015 г. - На страже мира перед лицом террористической угрозы.

2016 г. - Современные вооруженные силы: люди, техника, язык.

* Лигновская, Екатерина Владимировна, заведующая кафедрой иностранных и русского языков ФГКВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 156013, Кострома, ул. Горького, 16. Тел.: (4942) 39-97-79, 8-910-95590-35. E-mail: KatjaLignowskaja@rambler.ru.

** Галкина, Наталия Павловна, доцент кафедры иностранных и русского языков ФГКВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации, кандидат филологических наук. Адрес: Россия, 156013, Кострома, ул. Горького, 16. Тел.: (4942) 39-97-79, 8-960-742-52-86. E-mail: gnpav@mail.ru.

* Lignovskaia, Ekaterina Vladimirovna, chief of the department of foreign and Russian languages, Nuclear Biological Chemical Defense Military Academy after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, PhD, associated professor. Address: Russia, 156013, Kostroma, Gorkiy Str., 16. Ph.: 8(4942) 39-97-79, mobile: 8-910-955-90-35. E-mail: KatjaLignowskaja@rambler.ru.

** Galkina, Nataliya Pavlovna, assistant professor of the department of foreign and Russian languages, Nuclear Biological Chemical Defense Military Academy after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, PhD. Address: Russia, 156013, Kostroma, Gorkiy Str., 16. Ph.: 8(4942) 39-97-79, 8-960-742-52-86. E-mail: gnpav@mail.ru.

© Лигновская Е.В., Галкина Н.П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.