Педагогика
УДК 371.1
U->
Ю. А. Грачёв, Д. Г. Громов
с^ ГРАЧЁВ Юрий Александрович
^ Начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники
Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент s Адрес: Россия, 188510, Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33
g Тел.: 8 (812) 420-67-32
о GRACHYOV Yuri Alexandrovich
О!
m
а
H
к
I
а
U «
и
I
m
Chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal affairs
ti of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant professor Address: Russia, 188510, Saint-Petersburg, Avrova str., 33
g Ph.: +7 (812) 420-67-32
H
и
о ГРОМОВ Дмитрий Геннадьевич
е
m s
Начальник полиции УМВД России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Адрес: Россия, 199004, Санкт-Петербург. 8-я линия В.О., 69 Е^ Тел.: 8 (812) 323-30-02
g GROMOV Dmitriy Gennadyevich
g Chief of police of the Ministry of Internal affairs of Russia in Vasileostovskiy district of the Saint-Petersburg
£ Address: Russia, 199004, St. Petersburg, The 8th line of V.O., 69
Ph.: +7 (812) 323-30-02
\o Л
н Формирование и совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций С у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе учебных практик
Formation and improvement the general cultural and professional competencies of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of training practices
Авторы в статье раскрывают значимость учебных практик для совершенствования общекультурных и формирования профессиональных компетенций для курсантов образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: сотрудники полиции, подготовка полицейских, система подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России.
The authors in that article reveal the importance of educational practices for improving base cultural and formation of professional competencies for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: police, police training, system of training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Процесс модернизация системы образования Российской Федерации, связанный с переходом к новым Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, требует коренным образом пересмотреть и критерии оценки будущих специалистов, к числу которых относятся и сотрудники полиции, и методы повышения эффективности их деятельности. В отличие от системы гражданского образования, дифференциация профессиональной деятельности правоохранительных органов требует совершенно иного подхода к качеству подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России и предъявляет повышенные требования к формированию компонентов профессиональной компетентности будущих специалистов, которые обеспечивают выпускнику личную и профессиональную самореализацию. Под компетенцией в ФГОС ВО понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной профессиональной деятельности. Исходя из анализа исследований, проведённых А.А. Кежовым, профессиональную компетенцию сотрудника органов внутренних дел составляет такое понятие, как эффективность выполнения оперативно-служебной (административной, розыскной, уголовно-процессуальной) деятельности в процессе решения стандартных и нестандартных профессиональных задач, построенная на владении сотрудниками полиции знаниями, умениями и навыками, необходимыми в их профессиональной деятельности [4, с. 23]. Формирование и совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций необходимо осуществлять непрерывно - как в процессе всего периода обучения в образовательной организации МВД, так и в период прохождения службы в качестве специалиста. В отличие от практической деятельности, приоритетным направлением обучения курсантов образовательных организаций МВД России является усиление практической составляющей профессиональной подготовки в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения. Данный вид направленности нашёл своё от-
ражение в структуре понятия «практика», которое дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Помимо ряда традиционных целей, направленных на формирование, закрепление и развитие практических навыков, выделяется ещё и иная, новая цель, полагающая формирование и совершенствование различных компетенций в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [1]. Учебные практики как одно из важнейших направлений формирующих компетенции будущих специалистов в образовательных организациях МВД России выполняют несколько ролевых функций: реализацию профессиональной ориентации объекта обучения; приобретение узкоспециализированных практических знаний в соответствии с профессиональной направленностью; расширение и углубление знаний, полученных в процессе теоретического изучения специальных дисциплин; формирование навыков и умений самостоятельного выполнения профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Сегодня курсанту как будущему специалисту очень важно обладать фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями, и не просто ими владеть, но и уметь применять их на практике в соответствии с должностным предназначением.
В образовательных организациях МВД России в связи с переходом на ФГОС ВО разработаны новые образовательные программы, в процессе которых используются социально-образовательные технологии. К таким технологиям относится технология развития практического мышления, включающая ключевые термины, взаимоопрос, типовые задачи специальности, разбор конкретных ситуаций [6, с. 16]. Решение учебных задач подобным образом позволяет курсантам сформировать и в дальнейшем в процессе обучения совершенствовать общекультурные компетенции, такие как способность работать в коллективе; проявлять психологическую устойчивость; выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами профессиональной этики, морали и служебного этикета; логически мыслить, аргументировано
Грачёв Ю. А., Громов Д. Г. Формирование и совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций..
и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии. Вместе с тем практикоориентированные методы обучения совершенно на ином качественном уровне позволяют формировать профессиональные компетенции: способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации, уметь юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства; разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы. В зависимости от учебной программы и индивидуального маршрута курсанта широко используются активные и интерактивные формы проведения учебных занятий, а именно: оперативно-тактические учения, защита курсовых работ, обсуждение и рецензирование тематических фильмов, целевой поиск, работа в команде. При проведении практических занятий изменена система, которая подразумевает увеличение количества практических аудиторных занятий с привлечением для их проведения сотрудников территориальных органов полиции.
Учебные практики организуются и проводятся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) и требованиями приказа Минобрнауки России от 27 ноября 2015 г. № 1383 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».
Данным положением определены следующие виды практики: учебная практика, производственная практика, преддипломная практика (стажировка). Кроме того, если в ФГОС ВО предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно предусматривается преддипломная практика. Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и осуществляется после освоения выпускниками базового теоретического обучения, углубления и закрепления знаний, полученных в процессе обучения, сбора материалов для выполнения по теме выпускной квалификационной работы (дипломного проектирования), а также апробации теоретической части проекта в деятельности территориальных органов полиции и заканчивается защитой квалификационной (дипломной) работы. Образовательная организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным ФГОС ВО [6, с. 16]. К иным типам практики относится: ознакомительная (практика по получению первичных профессиональных умений) и внеучебная (практика в свободное от плановых занятий время). В территориальных органах полиции ознакомительная практика осуществляется посредством ознакомления обучающихся с должностным регламентом сотрудника полиции. На данном этапе курсанты начинают понимать и представлять свою профессию, что позволяет им сформировать такие компетенции, как способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством РФ. В процессе практик у обучающегося растёт интерес к избранной профессией и желание овладеть ею.
Внеучебная практика проводится в форме привлечения курсантов к мероприятиям, осуществляемым территориальным органам полиции по месту дислокации образовательных организаций МВД России (административная, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и т.д.). Система практического обучения играет значимую роль в профессиональном становлении сотрудника полиции. У курсантов формируется способность к работе с различными информационными и техническими средствами и применению основных методов, способов и средства получения, поиска, хранения, систематизации, обработки и передачи информации; соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, документировать, пресекать преступления и административные правонарушения; раскрывать преступления. Навыки правового мышления способствуют интеллектуальному развитию специалистов, овладению предметными знаниями и умениями, стремлению к профессиональному самосовершенствованию. В процессе прохождения практик курсанты проверяют и закрепляют знания, полученные в результате теоретического изучения различных отраслей, подотраслей и институтов права.
На уровень профессионального самоопределения курсантов в процессе учебной и (или) производственной практики оказывает влияние система организации деятельности и материально-техническая база территориального органа
полиции. По итогам прохождения практики курсанты оце- щ ниваются посредством типовой служебной характеристики с на основе мнения руководителя территориального органа по- ^ лиции - руководителя практики совместно с непосредствен- и ным руководителем. В характеристике находят отражение С следующие сведения: уровень знаний курсантами норма- р тивных документов, его умения применять их в служебной к деятельности; оценка навыков составления процессуальных -и служебных документов и умений применять специальные Я технические средства, умение работать в коллективе; наличие е организаторских способностей, моральные, коммутативные тз и волевые качества; общий и культурный уровень развития; у оценка имеющихся и сформированных профессиональных г компетенций. Для проведения практики образовательная к организация МВД России заключает договоры о сотрудни- г честве с комплектующими органами. у
Так, например, практика в Санкт-Петербургском к университете МВД России, в т.ч. преддипломная, прово- в дится по месту дислокации в структурных подразделениях р Главного управления Министерства внутренних дел России и по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и УТ МВД е России по Северо-Западному федеральному округу. а
Ответственность за организацию и проведение м учебных практик возлагается на начальников факультетов щ образовательных организаций МВД России и начальников & выпускных кафедр. р
Особое внимание на местах, в структурных подраз- с делениях полиции, уделяется институту наставничества, И когда на время прохождения практики или стажировки за каждым курсантом закрепляется наставник из числа дей- & ствующих сотрудников полиции, что позволяет ускорить ( процесс формирования профессиональных компетенций 5 и адаптации в коллективе [5, с. 4]. &
Современное ведомственное образование должно 0 предложить курсанту как будущему специалисту не столько 7 сумму знаний, сколько набор компетенций, позволяющих эффективно противодействовать преступной деятельности в современных условиях.
Исходя из вышесказанного, приведём пример формирования компетенций у курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность «(уровень специалитета).
Курсанты должны освоить следующие компетенции [6].
1. Общекультурные компетенции, к которым относятся:
- способность к выполнению профессиональных задач в соответствии с нормами профессиональной этики, морали и служебного этикета;
- способность к работе в коллективе, предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций в процессе служебной деятельности;
- способность к проявлению психологической устойчивости в сложных и экстремальных ситуациях, к применению методов эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности;
- способность к работе с различными информационными ресурсами и техническими средствами и применению основных методов, способов и средств получения, поиска, хранения, систематизации, обработки и передачи информации.
2. Профессиональные компетенции, к которым относится:
- способность к принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации, умение юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;
- способность к разработке и правильному оформлению юридических и служебных документов;
- способность к правильной квалификации нормативных правовых актов;
- способность к применению в профессиональной деятельности теоретических основ раскрытия и расследования преступлений, к использованию в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистических методов и средств, тактических приёмов производства следственных действий, форм организации и методик раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений.
Основными задачами учебной практики являются: ознакомление с особенностями деятельности территориальных органов полиции; углубление и закрепление полученных знаний, умений и навыков; формирование
о <N
LO
s s
о о о
О!
«
eq
о «
0 ^
01 ^
\о Oi
H
а
X
rt
U «
s
I --
eq
Педагогика
понимание сущности и социальной значимости профессиональной деятельности сотрудника полиции; приобретение и совершенствование практических навыков в процессе выполнения обязанностей по должностному предназначению; сокращение периода адаптации к службе в практических органах, закрепление выпускников образовательных организаций МВД России в соответствующих структурных подразделениях полиции для дальнейшего прохождения службы; совершенствование профессиональных навыков и умений в составлении документов оперативной отчётности; осознание сущности и социальной значимости профессии; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые определяют содержание и направленность профессиональной деятельности сотрудников полиции. Общекультурные и профессиональные компетенции становятся мерами оценки курсантами своего отношения к обществу, гражданам, профессиональной деятельности, личности. Участие действующих сотрудников полиции в организации и проведении практики данного вида с курсантами
способствует повышению практической направленности в обучении и уровня внутренней мотивации познавательной деятельности курсантов. Включая курсантов в систему отношений, мы формируем у них мотивы, задачи, способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством.
Следовательно, как подчеркивает в своих работах А.А. Вербицкий, переход от учения к труду представляет собой сложнейший процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную, что связано с превращением знаний из предмета учебной деятельности в средство регуляции деятельности профессиональной, со сменой одного ведущего типа деятельности другим, с изменением социальной позиции курсанта [2].
Учебные практики совершенствуют общекультурные и формируют профессиональные компетенции, чувство принадлежности к профессиональному сообществу и мышления будущего специалиста, овладение умением социального взаимодействия и общения, совместного принятия и реализации решений.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон. - М: Проект, 2013. - 160 с.
2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика / под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 78-99.
3. Грачёв, Ю. А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 150-153.
4. Кежов, А. А. Социально-пелагическое сопровождение формирования профессионально-личностных качеств сотрудников полиции в контексте профессионального и должностного роста : монография. - СПб.: СПбУ МВД России, 2017.
5. Кудин, В. А. О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3 (51). - С. 4-9.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424.
© Грачёв Ю. А., Громов Д. Г., 2017
УДК 37.01
М. Ю. Гутман
ГУТМАН Матвей Юрьевич
Профессор кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета МВД России,
доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
Адрес: Россия, 198206, Санкт- Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1
Тел.: 8 (812) 744-70-93
GUTMAN Matthew Yurievich
Professor of Philosophy and Sociology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Juridical Sciences, Professor, The Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-93
Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как учителя и наставники (Участие фронтовиков в патриотическом воспитании и профессионально-нравственном становлении личного состава образовательных учреждений МВД России)
Participants in the Great Patriotic War of 1941-1945 as teachers and mentors (The participation of veterans in patriotic education and the professional and moral formation of the personnel of the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia).
В статье обобщается опыт участия ветеранов Великой Отечественной войны в формировании научно-педагогического состава образовательных учреждений МВД России
Ключевые слова: Великая Отечественная война, герои, ветераны, фронтовики, воспитание, обучение, патриотизм.
The article summarizes the experience of participation of veterans of the Great Patriotic War in the formation of the scientific and pedagogical composition of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: Great Patriotic War, heroes, veterans, front-line soldiers, education, training, patriotism.
Мы нечасто задумываемся о том, что способствовало нашему становлению как учёных, отцов семейств, спортсменов, за что и почему нас уважают в коллективах, в конце концов, как преданных сынов России, исполняющих свой долг перед Родиной как в трудные для неё времена, так и в радостные дни побед, великих достижений.
Мне 82 года. Я родом из Белоруссии. В городе Витебске жил с родителями до семи лет во вполне благополучной семье. Отец работал на фабрике «Знамя
индустриализации» начальником пошивочного цеха, а мама была домохозяйкой. В связи с началом Великой Отечественной войны наша семья была эвакуирована в Саратов. Эшелон, в котором мы ехали, перевозил рулоны сукна и оборудование для пошива солдатских шинелей. В пути следования он неоднократно подвергался бомбёжкам, но, как говорят, «Бог миловал». Доехали до Саратова, который также неоднократно в 1942 г. подвергался налётам фашистской авиации.