6. Алфёров Д.Ф., Иванов В.П., Сидоров В.А. Управляемые вакуумные разрядники: основные свойства и применение.//-М., ЭЛЕКТРО. 2002. №2. - С. 31-37.
7. Фоминич Э.Н., Хромов В.В, Курьяков Е.В. Современное состояние устройств защиты систем электроснабжения от импульсных перенапряжений естественного и искусственного происхождения // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. Сборник научных трудов ВА МТО. Санкт-Петербург: Изд-во Государственного политехнического университета им. Петра Великого, 2016. - С. 437-443.
8. Фоминич Э.Н., Хромов В.В. Устройства защиты систем автономного электроснабжения от мощных электромагнитных воздействий. // Современные проблемы создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 474-476.
9. 11. Алфёров Д.Ф., Иванов В.П., Сидоров В.А. Управляемые вакуумные разрядники: основные свойства и применение. // -М., ЭЛЕКТРО. 2002. №2.-С. 31-37.
Теория воинского обучения и воспитания
УДК:355.232.6:159.9
Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С.
Pashkin S.B., Mozerov S.A., Mozerova E.S.
Психолого-педагогические аспекты изучения индивидуальных особенностей военнослужащих Psychological and pedagogical aspects of studying military men's individual characteristics
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы специфики понятия «индивидуальные особенности
личности военнослужащего» и применения психолого-педагогических методов при их изучении.
Abstract:
The article deals with the specifics of the concept of "individual characteristics of the military men's
personality" and the use of psychological and pedagogical methods in their study.
Ключевые слова: психология, педагогика, деятельность, профессионализм, служба, организация,
классификация.
Keywords: psychology, pedagogy, activity, professionalism, service, organization, classification.
Введение
Задача изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих - курсантов и слушателей военных инженерных ВУЗов, является одним из ключевых направлений повседневной работы войскового психолога, командиров подразделений, офицеров-воспитателей. Решение указанной задачи позволяет получить достоверную и достаточную информацию о личностных, психологических характеристиках каждого обучаемого с целью выработки оптимального взаимодействия, рационального распределения обязанностей, эффективного воинского обучения и воспитания в процессе подготовки квалифицированных специалистов.
В настоящее время существует целый ряд исследований (Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. и др.), где подчеркивается важность и актуальность изучения индивидуально-психологических особенностей воинов. Авторы в своих работах показывают, что важным условием качественного выполнения военнослужащим своих обязанностей является его психологическая устойчивость в различных, иногда рискованных и непредсказуемых ситуациях несения военной службы [1,2,3,4].
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс прохождения гражданами Российской Федерации, в частности федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 (редакция от 29.12.2017) «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.01.2018), позволяет говорить о том, что психологическая готовность человека к военной службе значительно повышает качество исполнения воинского долга, а морально-психологическая поддержка военнослужащего на основе знания его индивидуально-психологических особенностей предопределяет значительное повышение результативности воинской службы обучаемыми.
Именно поэтому работа военного психолога, командиров и офицеров-воспитателей курсантских подразделений на современном этапе предполагает серьезную диагностическую деятельность, включающую в себя выявление мотивов поведения военнослужащего, его отношение к воинским обязанностям, сослуживцам, готовность выполнения воинских уставов, морально-психологическое состояние, наиболее благоприятные личностные качества, которые необходимо поддерживать в процессе воспитательной работы. Данная работа позволяет достоверно и максимально точно прогнозировать поведение военнослужащего в различных условиях службы и учёбы, что приводит к более эффективному сопровождению воинского коллектива. Специфика понятия «Индивидуально-психологические особенности военнослужащего»
Высокие темпы развития Вооруженных Сил Российской Федерации, усложнение и вариативность военной службы, изменчивость профессиональных задач, которые решает специалист на военной службе требует от военнослужащего не только максимального знания своей профессии,
но и владение профессиональными умениями, позволяющими выполнять современные задачи, поставленные перед военным.
Очевидно, что успешность воинской службы будет зависеть от того, насколько учтены индивидуально-психологические особенности каждого военного при распределении воинских обязанностей.
Индивидуально-психологические особенности личности военнослужащего обусловлены интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Каждый человек как индивид рождается уже с уникальным набором качеств, обусловленных генными и биологическими особенностями рода. Эти особенности могут обусловливать специфику его поведения и деятельности в дальнейшем. Личностное развитие человека будет определено особенностями его социализации, воспитания в семье, получения образования в учреждениях общего и профессионального образования. Этот опыт отражается в индивидуально-психологических особенностях. Как субъект социальных отношений человек в процессе своего развития активно включается в общественные отношения, что в дальнейшем позволит ему быть активным и инициативным в процессе профессионального общения с другими военнослужащими. Поэтому так важно знать особенности воспитания и развития человека до призыва на военную службу.
Важно помнить, что индивидуально-психологические особенности военнослужащего являются собирательным понятием, куда включаются следующие показатели: направленность личности, особенности мотивации, воли, эмоциональной сферы, темперамент, характер, специфика познавательной деятельности, ценностные ориентации, особенности восприятия различных ситуаций, мобильность и креативность решения жизненных и профессиональных задач, стереотипы поведения, эмоциональное реагирование на ситуации и т.п.
Для объективной оценки военнослужащего важно помнить, что ключевым компонентом структуры личности становится ее направленность (особенности интересов, наличие идеалов, убеждений, потребности, специфика мировоззрения). Именно этот компонент определяет поведение личности военнослужащего в мобильно меняющихся условиях несения воинской службы.
Направленность личности влияет и на психологическое состояние человека, эмоциональные проявления, познавательные и волевые процессы. Сочетание направленности личности и преобладающими мотивами обусловливает привязанности человека, симпатии, вкусы и проявляется в разных сферах жизнедеятельности человека.
Информирование военного психолога об особенностях направленности личности позволяет ему составить целостный портрет военнослужащего, а именно:
Нравственность повседневного поведения, проявляющаяся в осознании социальной значимости доброжелательных отношений среди личного состава;
Целеустремленность личности - наличие у военнослужащего разнообразных потребностей, широта интересов и осознание центральных интересов.
Цельность личности, которая проявляется в степени устойчивости отношений.
Следует помнить, что благодаря направленности человек преодолевает препятствия, проявляет усилия, определяет стратегические и тактические цели. Военному психологу и командиру курсантского подразделения знания динамики возрастного развития, закономерностей проявления мотивации может оказать помощь в создании благоприятных условий для адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности, установлению эффективных взаимоотношений с личным составом. Например, для курсантов первого курса обучения, возраст которых ограничивается рамками 17-20 лет, важной характеристикой жизненного самоопределения становится переход от родительской опеки и заботы к самостоятельности жизни и деятельности. Следовательно, создание таких условий, при которых курсанты первых курсов получают возможность принимать самостоятельные решения, быстрее адаптирует их к армейским условиям и обеспечивает эффективность решения основных уставных и учебных задач.
К индивидуально-психологическим особенностям военнослужащего относится также темперамент, характер, способности человека. Как правило, темперамент человека определяется типом высшей нервной деятельности, от которого зависит проявление холерических, меланхолических, сангвинических или флегматических особенностей поведения. Темперамент проявляется подвижностью и активностью человека, общительностью, эмоциональностью и т.п.
Показателями проявления характера военнослужащего являются: сила воли, целеустремленность и работоспособность, ответственность за действия и поступки, отношение к сослуживцам, командиру, военно-профессиональной деятельности, к себе.
Особым направлением диагностики становится изучение способностей военнослужащего, которые выражаются в особенностях овладения им вариативными видами и способами военно-профессиональной деятельности. Например, изучение способности военнослужащего к анализу, сравнению, склонности к конкретному виду военно-профессиональной деятельности, определение ведущих интересов, увлечений, хобби, выявление специфических особенностей психических процессов: памяти, внимания, восприятия значительно облегчают выбор наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов взаимодействия с военнослужащим, а также позволяет включить его в те виды военно-профессиональной деятельности, к которым у него проявляются склонности, и где он сможет быть успешен.
Таким образом, знание специфических индивидуально-психологических особенностей личного состава является важной задачей военного психолога, курсового офицера-преподавателя и позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия с военнослужащими, обеспечив возможность качественного и эффективного решения ими военно-профессиональных задач.
Методики изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
В современной практике работы психолога и командира подразделения в военном инженерном ВУЗе существует система психолого-педагогических методов, позволяющих изучить
53
индивидуально-психологические особенности военнослужащих. Условно принято выделять несколько групп методов, которые применяются комплексно для получения максимально достоверной информации о каждом обучаемом.
Наиболее эффективным методом сбора информации о военнослужащих становится метод наблюдения. Указанный метод позволяет увидеть индивида в естественных условиях военно-профессиональной учебной деятельности. Наблюдая за поведением и внешними проявлениями военнослужащего при решении вариативных военно-профессиональных задач, при взаимодействии с другими сослуживцами, при общении с командирами и преподавателями, в служебных, учебных, боевых условиях можно определить наиболее характерные для него индивидуально-профессиональные особенности. Эффективность наблюдения заключается в его длительном характере, что позволяет военному психологу или офицеру курсового звена накопить факты, характеризующие типичное поведение, наиболее распространенные суждения, поступки, проявления личности, сделать вывод о его индивидуально-психологических особенностях. В процессе наблюдения, в частности, военный психолог определяет специфику проявления поведенческой активности, а именно мимику, жесты, поступки и действия, речевые обороты. Накопление фактов поведения военнослужащего в разных ситуациях, их правильная интерпретация позволяет дальше определять механизмы работы с конкретным субъектом.
При этом важно помнить, что достоверность полученных данных в ходе наблюдения зависит напрямую от того, насколько четко военный психолог или командир подразделения поставил цель наблюдения, правильно ли создал условия, необходимые для осуществления процесса наблюдения, рационально ли выбрал ситуации, где подчиненный может себя максимально проявить и продемонстрировать необходимые элементы поведения. Кроме того, для достаточности информации важно обеспечить длительность наблюдения, его систематичность, избирательность, то есть выделение четких критериев для анализа действий и поведения военнослужащего.
Еще одной важной составляющей диагностической компетентности военного психолога, офицера-воспитателя, командира курсантского подразделения становится такое понятие как наблюдательность. В исследованиях С.В. Олейникова наблюдательность трактуется как «профессионально-важное качество, позволяющее по малозаметным, но существенным внешним признакам военнослужащего видеть особенности его внутреннего мира, его переживания и настроения, разбираться в индивидуально-психологические особенностях, выявлять причинно-следственные связи, и правильно интерпретировать поступки и поведение подчиненного личного состава, прогнозировать дальнейшее развитие ситуаций взаимодействия с ним» [1].
Важность такого качества как наблюдательность в деятельности военного психолога подчеркивается существующими исследованиями, которые показывают, что лишь 40% информации о человеке передается через вербальные способы общения. Остальные 60% информации о человеке «считывается» посредством невербальных способов коммуникации.
54
Наблюдательность за личным составом позволяет адекватно воспринимать и распознавать психические состояния военнослужащих, выделять и оценивать их динамику, вовремя распознать эмоции и установить обратную связь с обучаемыми, наблюдая за их мимикой, жестами, походной, осанкой, позой. Тем самым, например, военный психолог получает информацию, необходимую для адекватного понимания чувств и мыслей военнослужащего, его внутреннего мира, выявления характерных для субъекта личностных качества. Такой подход позволяет вовремя распознать зарождение конфликтных ситуаций, депрессивных проявлений военнослужащих. Кроме того, полученная в ходе наблюдения информация дает возможность прогнозировать варианты поведения военнослужащих, исходя из их психических и индивидуальных особенностей, предвидеть возможные последствия командных решений, выполнения военных поручений, участия в выполнении боевых задач в караулах, а также проектировать дальнейшие маршруты военно-профессионального развития каждого курсанта.
Полученные в ходе наблюдения результаты тщательно фиксируются военным психологом или офицером-воспитателем, подвергаются анализу, сопоставлению с выявленными фактами. В результате определяются наиболее характерные проявления поведения и личностных особенностей обучаемого, а в случае недостатка информации для объективной интерпретации сведения о военнослужащем дополняются с помощью применения других психолого-педагогических методов.
Так, целесообразно дополнять метод наблюдения методом беседы. Индивидуальная диагностическая беседа позволяет больше узнать о переживаниях, мотивах и ожиданиях подчиненного и одновременно осуществить воспитательный процесс по отношению к военнослужащему. При этом выделенные части беседы не рассматриваются обособленно друг от друга, а используются совместно для достижения максимального результата. В процессе беседы военный психолог изучает индивидуальные особенности военнослужащих, анализируя содержание его ответов на озвученные вопросы, учитывает эмоциональные реакции на поставленные вопросы, невербальные реакции в процессе ответов на вопросы. Ценность беседы заключается в ее потенциальных возможностях и ориентации на развитие. Если в ходе наблюдения возможно только зафиксировать те или иные реакции и особенности поведения военнослужащего, то в ходе беседы военный психолог может сразу организовать диалог с подчиненным, поддержать, проявить понимание и сочувствие, предложить помощь в решении определенных задач.
Важно обратить внимание на то, что применение данного диагностического метода требует от военного психолога, офицера-воспитателя тщательной и специальной подготовительной работы. В частности, получение предварительной информации о военнослужащем в процессе ознакомления с личным делом, продумывание времени, места для беседы, ее основных целей, плана проведения и формулирования возможных вопросов. Заранее продумываются приемы установления контакта с подчиненным, наиболее доверительные позы, вербальные клише, которые позволят военнослужащему чувствовать себя психологически более комфортно в ходе беседы.
55
Как показывает практика работы военных психологов, наибольшего эффекта в ходе беседы можно достигнуть в тех случаях, когда военнослужащий находится в располагающей для беседы обстановке: во время несения службы в наряде, в часы самоподготовки, вечернего отдыха и т.п.
Достижение максимального диагностического эффекта от индивидуальной беседы зависит от соблюдения следующих условий:
- понимание военным психологом или офицером-воспитателем цели и результата беседы, которые позволяют осознать, какую именно информацию необходимо узнать о военнослужащем;
- обеспечение возможности каждому курсанту во время беседы проявлять активность и поддержание непринужденности обстановки для активизации каждого военнослужащего.
- осуществление после беседы, так же как и в случае наблюдения, ее анализа, определение обобщающих выводов для формулирования направлений дальнейшей работы с военнослужащим.
Вспомогательным методом, позволяющими уточнить необходимую информацию, подтвердить сделанные выводы являются опросы субъектов.
Опросы относятся к методам сбора первичной информации путем предложения респондентам ответить письменно или устно на специально сформулированные вопросы. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы военнослужащего. С помощью данного метода можно легко получить информацию как об отношении респондента к тому, или иному вопросу, факту, поступку, действию, так и узнать о фактах и событиях, предпочтениях и интересах опрашиваемых, их потребностях, жизненных планах и целях, ценностных ориентациях и т.д.
Явным преимуществом опросов является возможность в короткие сроки получить необходимую информацию от большого количества опрашиваемых.
Методика проведения опроса может реализовываться разными способами:
- устно и письменно, когда респондентам предлагается ответить на регламентированные вопросы;
- свободные и стандартизированные, в первом случае вопросы предполагают открытые ответы на поставленные вопросы, например, военного психолога, стандартизированные предполагают учет условий ответа на вопросы и выбор из возможных вариантов, тех, которые ближе респондентам;
- выборочные и сплошные опросы, когда в опросах принимают участие все военнослужащие или только определенная выборка, например, только те военнослужащие, которые имеют среднее специальное образование, или те курсанты, которые воспитывались в неполных семьях и т.п.
Как показывает анализ массовой практики, наиболее распространенной методикой опроса,
которая применяется в настоящее время в курсантских подразделениях, становится письменный
опрос с использованием специально подготовленных опросных листов, где в определенной
последовательности и логике представлен набор вопросов. Все вопросы взаимосвязаны между собой
и уточняют ключевую задачу изучения индивидуально-психологических особенностей
военнослужащих. Вопросы, представленные в опросном листе по видологии преимущественно
56
закрытые, где представлены варианты ответов на поставленный вопрос и предполагающие выбор из существующих альтернатив. По содержанию вопросы, представленные в опросных листах, могут быть связаны:
- с изучением индивидуально-психологических свойств и качеств на основе самооценки респондента;
- с оценкой военнослужащими своих действий в конкретных жизненных ситуациях;
- с высказыванием своего отношения к событиям, фактам, поступкам других людей. Привлекательность рассматриваемого метода среди военных психологов обусловлена
легкостью статистической обработки полученных результатов, которая достигается благодаря стандартизации вариантов ответов, технологии их обработки и интерпретации.
Раскрывая перечень методов изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих важно обратить внимание на метод анализа результатов деятельности. В основе данного метода лежит изучение индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего, на основе анализа качества выполняемой им служебно-профессиональной деятельности. Этот метод предусматривает изучение военным психологом, офицерами курсового звена поступков и действий субъектов, успехов и сложностей в процессе решения учебных и военно -профессиональных задач, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности военнослужащего, о своеобразии его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.
Изучение качества выполненных служебных действий может дать информацию о профессиональных знаниях и умениях подчиненного, его отношении к службе и др.
Очень информативным и объективным методом, позволяющим дополнить индивидуально-психологическую характеристику военнослужащего, является метод анализа документов. Специфика данного метода заключается в изучении субъекта, опираясь на содержание и выводы личных документов подчиненного. К таким документам относятся: характеристики с места довузовской учебы или работы, личное дело, документы об образовании с прилагаемыми к ним экспертными листами, медицинские книжки, автобиография и др. В ходе ознакомления с документами можно выявить некоторые черты характера, существующие интересы и способности военнослужащего. А именно, субъектные проявления: активность, инициативность, самостоятельность, творческий подход к решению задач жизни и деятельности, специфику семейного воспитания, обучаемость и успешность обучения, состояние здоровья и другие характеристики, в основе появления которых находятся психологические особенности военнослужащего.
Предметом изучения содержания документов являются следующие позиции:
- принадлежность к определенной этнической группе, социальный статус семьи, местожительства подчиненного (мегаполис, город, поселок и т.п.);
- специфика социального окружения военнослужащего, воспитание в полной семье, неполной семье, многопоколенной семье, многодетной семье и т.п. особенности обучения в школе, социализация в кругу сверстников и друзей;
- ключевые и важные события его биографии, прямо или косвенно повлиявшие на индивидуально-психологический статус обучаемого.
Информацию о познавательных способностях, военно-профессиональной направленности, уровне нервно-психической устойчивости, ключевых профессиональных качествах курсанта можно узнать из карты профессионального психологического отбора призывника или кандидата, в которую заносятся результаты психологического и психофизиологического обследования, социально-психологического изучения в период приписки и оформления личного дела кандидата для поступления в инженерный ВВУЗ.
Дополнительными методами, хорошо зарекомендовавшими себя в процессе изучения индивидуальных и психологических особенностей военнослужащих, являются метод эксперимента, метод анкетирования, метод независимых характеристик, библиографический метод.
Метод эксперимента заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей военнослужащего на основе анализа действий и поведения подчиненного в специально созданных условиях, где стимулируется проявление тех качеств и способов поведения, которые интересуют военного психолога.
Метод анкетирования предполагает изучение отношения или мнения военнослужащего по изучаемому вопросу, а также получение недостающей информации об индивидуально-психологических особенностях подчиненного, которую можно получить, анализируя характер ответов на специально сформулированные вопросы анкеты.
Очень информативным и целостным является метод независимых характеристик. Он предполагает изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащего на основе анализа мнений о нем сокурсников, командиров, друзей по службе. Данный метод бывает очень информативен, поскольку иногда другим путем получить достоверную информацию не представляется возможным.
Биографический метод позволяет военному психологу или воспитателю изучать особенности субъекта, опираясь на анализ тех социально-психологических условий, в которых протекало его развитие на разных возрастных этапах.
В качестве диагностического метода могут быть использованы индивидуальные задания и поручения военнослужащему. В таких специально созданных условиях можно увидеть степень самостоятельности подчиненного при выполнении учебного задания, склонность к разумному риску, умение оценить ситуацию и принять адекватное и обоснованное решение, четкость выполнения поручений командира, степень исполнительности и т.п.
Важно понимать, что использовать рассмотренные выше психолого-педагогические методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих необходимо только комплексно. Применение каждого метода в отдельности не позволяет обеспечить объективность и полноту результатов.
Кроме того методы тестирования, анализа документов, эксперимента, методы экспертных оценок могут использоваться только специалистами, например, профессиональными психологами, имеющими специальную подготовку в направлении проведения психологической диагностики. Командиры и офицеры-воспитатели курсантских подразделений могут привлекаться к отдельным аспектам диагностики после прохождения ими соответствующего курса повышения квалификации.
Важно понимать, что эффективное использование результатов психологического изучения военнослужащего возможно только в том случае, если военный психолог правильно оценивает психологическую реальность, умеет сопоставить факты, правильно интерпретировать информацию, полученную разными диагностическими методами, готов доступно и понятно изложить результаты диагностики всем заинтересованным сторонам: командиру, офицерам, работающим с военнослужащим.
Кроме того психолог должен уметь правильно преподнести информацию самому подчиненному, поддержать положительные качества личности, которые позволяют военнослужащему качественно решать военно-профессиональные задачи, довести до сведения те данные, которые раскрывают качества и психологические характеристики, мешающие подчиненному выполнять служебные действия, обсудить возможные пути дальнейшего профессионального развития.
Помимо перечисленного, военный психолог должен осознавать, что с информацией, полученной в ходе исследования, будут работать разные специалисты, и наверняка возникнет необходимость совместного обсуждения итогов диагностики. Презентацию информации следует проводить в понятной форме с использованием доступной лексики и с конкретными выводами. Это позволит офицерскому составу инженерных ВВУЗов самостоятельно не интерпретировать полученные данные, а значит, позволит избежать необъективности в оценке и приведет к согласованным действиям по психологическому сопровождению курсантов и слушателей.
Необходимо сказать несколько слов о том, как скорректировать поведение военнослужащего, если наблюдаются некоторые отклонения от его обычного поведения. С этой целью одной из задач командиров является четкое представление о том, что включает психика человека.
Деятельность военнослужащих проходит в особых условиях военной службы и во многих аспектах носит нормативно заданный характер, что, однако, не означает предопределенность поведения военнослужащих, на которое влияют внешние обстоятельства. Большое значение имеют потребности, способности и характерологические особенности воинов, их отношения с реальной действительностью. Изучение личности военнослужащего всегда имеет конкретную цель.
59
Конкретные военно-психологические исследования показывают, что наряду с оказанием психологической помощи и поддержки военнослужащих в кризисные периоды жизни; реабилитацией военнослужащих, испытавших влияние экстремальных воздействий в зонах боевых действий, военных конфликтов или личностных конфликтов, связанных с коммуникацией с сослуживцами или командирами; выявлением военнослужащих в дезадаптационном состоянии, которые могут повлиять на эффективность воинской деятельности, существует основной фактор, который может оказаться решающим при работе с личным составом, это - индивидуальная и групповая психокоррекция.
Индивидуальная и групповая психокоррекция включает метод психической саморегуляции, который использует элементы рациональной психотерапии и нейро-лингвистического программирования (НЛП). Такие методы просты и доступны, не требуют специальной подготовки врача или психолога, могут применяться в условиях части (кстати, психокоррекционные кабинеты существуют в различных военных организациях).
При обследовании военнослужащего необходимо учитывать наличие уровня тревожности, эмоциональной возбудимости, раздражительности, сопровождающихся соматовегетативными нарушениями, мышечной напряженностью и т.д., а также повышенную внушаемость (если таковая имеется), обусловленную астенизацией (см., напр., работы Александровского Ю.А., Колесниченко П.А., Малеванца Е.В. и др.) (последствия после гриппа или любого простудного заболевания, которые проявляются слабостью, головной болью, нарушением сна) и имеющейся (имевшей) место угрозой для жизни. Особенно если астенизация происходит на фоне низкой готовности к совместной с врачом / психологом активной психокоррекционной работе. Кстати, повышенная утомляемость, истощаемость, ослабление или утрата способности к продолжительному физическому или умственному напряжению человеческого организма вызывается комплексом физических, психофизиологических, экологических и др. факторов. Каждому командиру необходимо руководствоваться положением о том, что легче предотвратить заболевание, чем потом долго его лечить (это касается и ОРВИ, и гриппа, и др. инфекционных заболеваний, которые впоследствии могут дать осложнения). К сожалению, в военном вузе командиры и курсанты связаны рамками учебных планов, включающих сдачу РГР, зачетов, экзаменов и др., поэтому все болезни, связанные с астенизацией, переносятся «на ногах», при этом существует риск заболевания окружающих и снижения активности военной деятельности, которое может привести к совершению ошибок при выполнении служебных задач. Соответственно, в любом военном вузе должна быть система организационных и медико-психологических мероприятий в структуре медицинского обеспечения, направленных на сохранение и повышение боеспособности военнослужащих путем оптимизации функционального состояния их организма. Здесь необходимо говорить о тесном контакте командира, психолога и медицинского работника.
Повышенная утомляемость, физическое или умственное напряжение человеческого организма и др. показатели, порой сопровождающие учебную и служебную деятельность курсантов, требуют выполнения целого ряда психокоррекционных мероприятий, которые могут быть представлены в виде трех основных элементов (или этапов):
Первый этап - применение элементов рациональной психотерапии и НЛП для выявления расстройств, установления доверительных отношений, разъяснения отношения к своему состоянию.
Второй этап - метод саморегуляции (индивидуальная и групповая психотерапия): аутогенная тренировка, нервно-мышечная релаксация, психическая саморегуляция.
Третий этап - социальная коррекция в виде социально-психологического тренинга. Следует коснуться еще одного важного вопроса - сохранения боеспособности военнослужащих, которая складывается из многих компонентов. Важной составляющей боеспособности является здоровье личного состава. Прохождение военной службы связано с изменением всего уклада жизни военнослужащего, изменением его социальной среды, профессии,
климатических и (иногда) географических условий его проживания при несении военной службы,
привычных биоритмов, даже характера питания,
с возрастанием физических и нервно-психических нагрузок.
К новым условиям необходимо приспосабливаться, и, поскольку избежать их нельзя, необходимо компенсировать их дестабилизирующее влияние на организм военнослужащих. Многие проблемы сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, особенно тех, кто участвует (участвовал) в боевых действиях, в чрезвычайных ситуациях, когда адаптационные реакции имеют существенные особенности и до настоящего времени остаются актуальными и необходимыми при работе командира с личным составом.
Наиболее точно характер изменений, происходящих в организме в экстремальных условиях, отражает термин «синдром хронического адаптационного перенапряжения», типичным проявлениям которого относят полиморфные жалобы на ухудшение самочувствия, выраженное психоэмоциональное напряжение, понижение работоспособности, дисфункция иммунной системы и факторов неспецифической защиты, депрессия общей резистентности организма.
Патогенетической основой нарушений здоровья в условиях экстремальных воздействий являются выраженные эндокринно-метаболические перестройки и снижение функциональной эффективности энергообеспечивающих систем организма. По мнению авторов, «синдром хронического адаптационного перенапряжения» следует рассматривать как преморбидное
нарушение здоровья (состояние организма, предшествующее развитию болезни), причину утяжеления течения соматических заболеваний.
Следовательно, комплексное изучение соматического здоровья, психологического состояния, нейрогуморальной регуляции, иммунитета и общей резистентности организма у военнослужащих в фазе адаптации к экстремальным профессиональным и экологическим факторам должен быть одним из аспектов работы с военнослужащими.
Выводы:
Актуальность вопроса изучения индивидуально-психологических характеристик заключается в сложности и вариативности военно-профессиональной деятельности современных специалистов. В результате к военнослужащим сейчас предъявляются различные группы требований, в том числе связанные с их личностными особенностями.
Своевременное изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, правильная интерпретация полученных данных позволяет получить целостный портрет будущего военного специалиста, обеспечить нормативное качество выполнения им профессиональных поручений и заданий, которые полностью учитывают присущие только ему способности.
В настоящее время разработан целый арсенал методов, позволяющих комплексно изучить индивидуально-психологические особенности военнослужащих, получить целостный портрет обучаемого, в частности определить его возможности, потребности, способности и интересы.
Современный военный психолог применяет такие методы как наблюдение, индивидуальную беседу, опросы и анкетирование военнослужащих, методы независимых и экспертных оценок, анализ документов, раскрывающих социально-психологический статус подчиненного и т.п.
Учет методики проведения выделенных методов, корпоративность и этика обсуждения результатов изучения с командным составом позволяет не только получить целостный портрет каждого курсанта или слушателя, используемый для организации его военно-профессиональной деятельности, но и прогнозирование развития его военной карьеры, определение перспектив роста и совершенствования.
К традиционным методам психолого-педагогического изучения индивидуальных особенностей военнослужащих следует отнести не только оценку психического состояния военнослужащего, но и его регулярное медицинское обследование, при этом эмоциональное и психологическое состояние обследуемого может быть скорректировано.
Изучение и оценка индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, а также состояния их здоровья должны осуществляться как органическая, составная часть процесса руководства коллективом, выполняющим различные задачи воинской деятельности.
Военная служба на современном этапе характеризуется повышенными информационными
нагрузками, высоким психоэмоциональным напряжением и возросшими расходами функциональных
резервов адаптации. Это обусловливает необходимость совершенствования мероприятий
62
медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих и их профессиональной работоспособностью, разработку способов психологической коррекции и реабилитации лиц для предупреждения возникновения нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний. Такая деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с командирами подразделений, психологами и медицинскими работниками.
Список литературы
1. Олейников С.В. Педагогическая наблюдательность в профессиональной деятельности офицера // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 157-158.
2. Назарова Е.Н. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих как предпосылки выбора профессии бойца спецназа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2 (70). С. 234-237.
3. Взаимодействие офицера и психолога в изучении индивидуально-психологических особенностей военнослужащих/Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Караяни А.Г., Бархаев Б.П., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Сер. «Библиотека офицера» Под редакцией Б. П. Бархаева. Москва, 2006. С. 141-152.
4. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 3 (96). С. 50-56.
Военная педагогика
УДК 355.232.6
Байчорова Х. С. Baychorova Kh.S.
Обеспечение непрерывности формирования иноязычной коммуникативной компетенции
иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе Ensuring continuity in building of the formation of foreign language communicative competence among foreign military personnel of higher military technical educational institution
Аннотация:
Подтверждена значимость принципа непрерывности образования в формировании у иностранных военнослужащих иноязычной коммуникативной компетенции и предложены пути его выполнения с целью роста качества профессиональной подготовки. С этой целью научно обоснована и разработана педагогическая технология, базирующаяся на раскрытии потенциала