10. Backman, L.F. Fundamental Considerations in Language Testing I L.F. Back-man. - Oxford ; Oxford University Press, 1990. - 113 p.
11. Horwitz, E. Language Anxiety і from Theory and Research to Classroom Implications I E. Horwitz, D. Young. - New Jersey і Prentice Hall, 1991. - 193 p.
12. Johnson, K. Language Teaching and Skills Learning I K. Johnson. - Oxford і Basil Blackwell, 1995. - 179 p.
13. Petty, G. Teaching Today I G. Petty. - New-York і Nelson Thornes Ltd., 2001. -
401 p.
14. Ur, P. A Course in Language Teaching I P. Ur. - Cambridge і Cambridge University Press, 1996. - 201 p.
15. Woodward, T. Ways of Training I T. Woodward. - London і Longman, 1992. -
156 p.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Наталья Николаевна Ключникова, преподаватель,
Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке психологопедагогической технологии формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза. Исследованы взаимосвязь и содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Раскрыты факторы, определяющие систему ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе их профессионального развития. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной технологии.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенты технического вуза.
THE PSYHOLOGO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS DURING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF THE TECHNICAL HIGH SCHOOL
Natalia Nikolaevna Kljuchnikova, the teacher,
The Ulyanovsk state technical university,
Ulyanovsk
Abstract
In the work results of carried out research on development of psyhologo-pedagogical technology of formation of valuable orientations during professional development of students of a technical high school are presented. The interrelation and the maintenance of concepts of «value» and «valuable orientations» is investigated. The factors defining system of valuable orientations of students of a technical college during their professional development are opened. High efficiency of the developed technology is experimentally proved by the author.
Keywords: values; valuable orientations; students of a technical high school.
Проблема ценностных ориентаций человека в ее общем и частном конкретном значении относится к числу наиважнейших для наук, занимающихся человеком и обществом. Она носит комплексный характер и является предметом исследования философии, психологии, социологии, педагогики, аксиологии. Все активнее она разрабатывается в педагогике профессионального развития личности.
Особое значение данная проблема приобретает в процессе профессионального развития студенческой молодежи технических вузов, поскольку до 40% выпускников этих вузов работают не по специальности. Причиной такого положения дел является неправильно сформированные ценностные ориентации у студентов технических вузов.
Обострившиеся противоречия между потребностями и интересами студенче-
ской молодежи, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения - с другой; между требуемым уровнем профессиональной обученности выпускников технических вузов и достигнутым уровнем их подготовленности, требуют дальнейшего поиска путей разрешения данной проблемы.
В настоящее время прежняя система ценностных приоритетов у молодежи во многом разрушена, а новая значительной ее частью не принимается, поскольку уже успела себя дискредитировать. Кризис переоценки ценностей в нашем обществе приобрел стойкий характер. Все это в значительной степени снижает качество работы педагогических коллективов технических вузов.
Несмотря на обилие работ, опубликованных в последние годы по данной проблематике (К.А. Альбуханова-Славская, 1992; С.С. Бубнова, 1999; А.А. Деркач, 1997; Н.В. Кузьмина, 1995; Е.А. Климов, 1996; В.Б. Ольшанский, 1996; М.А. Иванова, 2008;
Н.В. Титушина, 2008 и др.), на сегодняшний день не нашли своего отражения вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих ценностные ориентации студентов технических вузов; с разработкой психолого-педагогической технологии формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технических вузов; установлением педагогических условий, необходимых для реализации данной технологии; с определением критериев оценки и диагностики ценностных ориентаций студентов.
Проведенный анализ литературы позволил также уточнить содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации».
Понятие «ценность» следует рассматривать как субъективную значимость для человека или группы людей, предметов, явлений природы и общества, которые полезны и необходимы людям.
Понятие «ценностные ориентации» необходимо рассматривать как систему ценностей, которыми человек руководствуется, на которые ориентируется в своем поведении, деятельности, и через которые преломляются его потребности, желания, стремления, жизненные планы и притязания. Ценностные ориентации несут в себе определенное эмоционально-смысловое наполнение и инициируют соответствующую активность, направленность действий, поскольку в них скрыты внутренние источники (ресурсы) мотивации, воли, нравственного, профессионального развития личности и ее жизненных стремлений.
Педагогическая оценка главных ценностей жизни в процессе профессионального развития студентов технического вуза показала, что у старшекурсников наблюдается существенное повышение значения ценностей высокооплачиваемой работы, материального благополучия, личной свободы, независимости, жизни с комфортом и удовольствиями. При этом у них отмечается снижение ценностных параметров успехов и достижений в профессиональной деятельности, карьере, служении людям и обществу, а также творческой работы, духовных ценностей, «чистой» совести.
Как свидетельствует проведенный анализ, любимая (интересная по содержанию) профессиональная деятельность инженера, которая 95% первокурсников технического вуза оценивалась как самая главная ценность жизни, к выпускному курсу осталась таковой лишь у 31% старшекурсников.
Все это создает серьезные проблемы для обеспечения качественной подготовки высококвалифицированных специалистов инженерного профиля.
Проведенный опрос студентов, преподавателей технического вуза и специалистов инженерного профиля позволил выявить факторы, определяющие систему ценностных ориентаций студентов технического вуза в процессе их профессионального развития (табл. 1).
Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, профессия инженера может оказаться при полной профессиональной пригодности субъекта (студента технического вуза) неугодной ему из-за несоответствия его требований к профессии ее возможностям удовлетворить эти требования. Это происходит главным образом из-за
несоответствия ценностного ресурса профессиональной деятельности ценностям субъекта профессионального самоопределения, из-за отсутствия возможностей студента реализовать свои ценностные приоритеты в процессе профессиональной деятельности по технической специальности.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих ценностные ориентации студентов
технического вуза в процессе их профессионального развития (п=127)
Значимость (ранговое место) Факторы, определяющие ценностные ориентации студентов технического вуза в процессе их профессионального развития Ранговый показатель (в %)
1 Знание о ценностях профессии специалиста технической сферы деятельности 17,4
2 Понимание смысла ценностей технических специальностей 16,2
3 Личностные качества студентов 11,0
4 Соответствие технической специальности способностям и склонностям студентов 10,2
5 Профессия инженера должна приносить радость своим содержанием, быть по душе студенту 9,4
6 Полезность технической специальности для общества, людей 8,0
7 Наличие высокого заработка после выпуска из технического вуза 7,6
8 Наличие условий для профессионального развития, совершенствования личности, обеспечения физического и психического благополучия, творческого самовыражения 6,1
9 Возможности после окончания технического вуза, во время осуществления профессиональной деятельности для обеспечения самоутверждения личности, раскрытия и реализации своих способностей 6,0
10 Наличие во время профессиональной деятельности свободного времени для семьи, отдыха, увлечений, позволяющих узнать мир 4,6
11 Возможности технической специальности в обеспечении спокойной, материально обеспеченной жизни и соответствующего социального статуса в обществе 3,5
Как показал опрос старшекурсников, 31,2% респондентов заявили о не полном соответствии своих главных жизненных ценностей ценностному ресурсу выбранной профессии.
В ходе проведенного исследования были выявлены главные требования студентов к профессии инженера. К числу их относятся: профессия инженера должна быть по душе, приносить радость своим содержанием; не быть вредной для здоровья; быть полезной обществу и людям; обеспечивать высокий материальный достаток.
В ходе дальнейшего исследования была научно обоснована и разработана пси-холого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза, включающая в себя пять этапов: «познавательный», «смысловой», «эмоциональный», «новообразующий», «регулирующий» (рис. 1).
Эффективность разработанной психолого-педагогической технологии была проверена в ходе педагогического эксперимента
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной психолого-педагогической технологии формирования ценностных ориентаций у студентов технического вуза в процессе их профессионального развития (табл. 2).
Таблица 2
Изменение показателей, характеризующих профессиональную подготовленность студентов Ульяновского технического университета, за опытный период _______________________ (по 4-балльной шкале)__________________________
№ п/п Наименование показателей Средние значения показателей, балл (х ±т) Р
ЭГ КГ
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1. Мотивация к овладению профессией инженера 3,07 ± 0,14 3,77 ± 0,12 3,09 ± 0,12 3,12 ± 0,18 <0,05
2. Профессиональная направленность 3,02 ± 0,11 3,69 ± 0,14 3,05 ± 0,13 3,12 ± 0,15 <0,05
3. Активность 2,97 ± 0,15 3,57 ± 0,12 3,01 ± 0,17 3,07 ± 0,14 <0,05
4. Саморазвитие 3,11 ± 0,14 3,21 ± 0,17 3,10 ± 0,15 3,19 ± 0,12 >0,05
5. Самостоятельность 3,07 ± 0,18 3,17 ± 0,16 3,11 ± 0,19 3,18 ± 0,11 >0,05
6. Творчество 3,01 ± 0,09 3,53 ± 0,11 3,05 ± 0,10 3,17 ± 0,17 <0,05
7. Самоуправление 3,04 ± 0,12 3,47 ± 0,15 3,07 ± 0,14 3,11 ± 0,19 <0,05
8. Учебная успеваемость 3,02 ± 0,14 3,31 ± 0,17 3,05 ± 0,21 3,27 ± 0,17 >0,05
9. Профессиональная устойчивость 3,08 ± 0,17 3,72 ± 0,18 3,08± 0,14 3,27 ± 0,15 <0,05
У студентов КГ также наблюдались позитивные изменения, однако, они не были достоверными.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной психологопедагогической технологии формирования ценностных ориентаций у студентов ЭГ служили показатели устойчивости и эффективности профессиональной деятельности после окончания технического вуза. Выпускники ЭГ в своем большинстве работали по специальности, полученной в вузе (97,2%), в то время как выпускники КГ чаще меняли свою приобретенную специальность. Сохранили свою приобретенную специальность лишь 72,7% выпускников, составлявших КГ.
ВЫВОД
Формирование ценностных ориентаций у студентов в учебном процессе технического вуза будет осуществляться при реализации разработанной психологопедагогической технологии и соблюдении следующих условий:
- принятие к выполнении парадигмы ценностно-ориентированного подхода к высшему образованию студента как субъекта личностного и профессионального развития;
- определение хотя бы в общем виде вектора, формата, смысла этого подхода;
- определение основных дисциплин и разделов учебного процесса, которые несут в себе наибольшие возможности по формированию ценностных ориентаций у выпускников;
- обеспечение преемственности и логической последовательности в реализации разработанной психолого-педагогической технологии в процессе профессионального развития выпускника технического вуза;
- проведение своевременной систематической диагностики исходных значений и последующей динамики развития ценностных ориентаций как естественного компонента учебной деятельности студента;
- принятие студента таким, каков он есть, со всеми его особенностями личности (направленностью, темпераментом, характером, способностями, самосознанием), достоинствами и недостатками;
- проведение мероприятий по адекватному профессиональному выбору студентом значимой для него специальности;
- использование сенситивных и благоприятных для коррекции формирования ценностных ориентаций периодов обучения студентов в вузе.
Рис. 1. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. - М. : Мысль, 1992. - 299 с.
2. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 38-44.
3. Деркач, А. А. Акмеологические основы психологической и профессиональной зрелости / А.А. Деркач. - М. : Академия, 1997. - 256 с.
4. Иванова, М.А. Педагогическая технология профессиональной компетентности у студентов инженерного вуза / М.А.Иванова // Научный журнал «Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради». - 2008. - № 25. - С. 152-154.
5. Кузьмина, Н.В. О динамике ценностных ориентации / Н. В. Кузьмина, И. Л. Баскакова // Новые исследования в психологии. - 1991. - № 2. - С. 85-87.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 156 с.
7. Ольшанский, В.Б. Ценности : психология - практике, учителям, родителям, руководителям / В.Б. Ольшанский. - М. : Тривола, 1996. - 120 с.
8. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В.Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ УМЕНИЙ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Валентин Сергеевич Матвеев, соискатель,
Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма» (КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты, характеризующие эффективность разработанной программы подготовки отрядных вожатых в рамках спецкурса и формирования профессионально важных качеств педагога, определяющих готовность студентов к ведению воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
Ключевые слова: профессионально-важные качества, воспитание молодежи, отрядный вожатый.
PROGRAM OF FORMING OF PROFESSIONAL IMPORTANT SKILLS OF DETACHMENT LEADER WITH STUDENTS, SPESIALIZED ON PHYSICAL
CULTURE
Valentin Sergeevich Matveev, the competitor,
Jury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Kuban state university of physical training, sports and tourism,
Krasnodar
Abstract
In the article there are the results that characterize efficacy of worked up program for preparing detachment leaders in a part of special cores and forming professional important quality of the teacher and students readiness for doing educational work in children’s camp.