УДК 159.9:37.015.324 ББК 88.372.3
Мешкова Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент
кафедра педагогики и психологии Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
г. Нижний Тагил
Meshkova Irina Vladimirovna candidate of Psychology sciences, docent
Department of Pedagogy and Psychology Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy Nizhny Tagil meshkovairina@rambler.ru Психологические особенности студентов педагогического вуза
с различными ценностными карьерными ориентациями Psychological characteristics of the pedagogical high school students with different value career orientations В статье рассматривается проблема взаимосвязи ценностных карьерных ориентаций и профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Представлены результаты исследования карьерных ориентаций студентов педагогического вуза. Определены доминирующие ценностные карьерные ориентации, выявлены статистически значимые различия между студентами с различным уровнем готовности работать в конкурентной среде.
This article is devoted to the issue of the interconnection between the value career orientations and the personal-professional qualities of the future teachers. The results of the research career orientations of the pedagogical high school students are presented in the article. The author determines the dominant values career orientations, reveals the statistically significant differences between the students with different levels of readiness to work in a competitive environment.
Ключевые слова: ценностные ориентации, карьерные ориентации, «якоря карьеры».
Key words: value orientations, career orientations, «anchors of career». Социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров. Реформа профессионального образования в сторону его модернизации (большей наукоемкости, технологиза-ции, инноватизации) и гуманитаризации (аксиологизации, культурологизации)
направлена, в первую очередь, на формирование новой системы ценностей будущих профессионалов. Так, например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» бакалавр данного направления должен осуществлять профессиональное самообразование и личностный рост, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Анализ работ по исследованию ценностных ориентаций студенческой молодежи [1; 4; 8] показал, что в число основных традиционно входят такие высшие человеческие ценности, как сохранение жизни и здоровья, счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба. В условиях социальных реформ, появления новых возможностей, ужесточения конкуренции и требований к профессионализму повышается значимость ценностей образованности, хорошей работы и высокого материального положения, личной конкурентоспособности, карьеры, успеха, престижа, креативности, развития своих способностей и индивидуальности, сохранения духовной независимости и самоуважения. В условиях динамичных изменений, требующих мобильности, умения работать в команде, видеть свое место в социальной структуре, возможные перспективы карьерного роста особое значение приобретают ценности активных социальных контактов и социальной компетентности. Для реализации этих ценностей необходимыми являются определенные личностные качества - уверенность в себе, предприимчивость, самостоятельность, целеустремленность, упорство, ответственность, самоконтроль, самоуправление формами своей активности.
Л.Р. Яруллина представляет такой аксиологический портрет современного «продвинутого» студента: уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, ответственный, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, знающий и развивающий культурный потенциал своего
региона и своей страны как один из факторов их конкурентоспособности (то есть развивающий интеллектуальные, этические и художественные ценности), признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость твердой воли, коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм [цит. по: 8].
Проблема определения карьерных ориентаций чаще всего встает перед студентом на завершающем этапе вузовской подготовки, хотя ее актуальность очевидна на протяжении всего процесса обучения в вузе, когда происходит формирование профессиональных ценностей. Этот процесс отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность профессионального развития личности в целом. Первокурсники решают для себя проблему правильности выбора профессионального учебного заведения и направления профессиональной подготовки, как начала построения своей будущей профессиональной карьеры. Студенты средних курсов, опираясь на полученный индивидуальный опыт профессиональных практик и овладения знаниями по специальным дисциплинам, решают проблему формирования профессиональной идентичности, определяя соотношение образов профессионала с образами «Я-реальное», «Я-идеальное». При отсутствии системы государственного распределения перед студентами-выпускниками на момент выпуска из учебного заведения и начала самостоятельной профессиональной деятельности остро встают вопросы выбора своего уникального пути не в одной профессии, а в мире профессий. По данным исследований (Л.С. Грановская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Кон, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.) на четвертом, пятом курсах часто наступает кризис профессионального развития, который связан с планированием карьеры и поиском места работы, с целью реализации карьерных замыслов [3; 5; 6; 7]. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни не всегда соответствуют его собственным представлениям [2].
Построение карьерных планов студентов педагогических вузов имеет свои особенности. Ценностно-смысловые компоненты занимают ведущее место в структуре профессионального самосознания в силу социономической направленности профессии учителя.
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении доминирующих ценностных карьерных ориентаций студентов педагогического вуза и определении психологических особенностей студентов, имеющих различные ценностные карьерные ориентации.
На базе ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» (НТГСПА) нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты второго и пятого курсов, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (профиль естественнонаучное и языковое образование). Объем выборки составил 123 человека в возрасте 18-26 лет, из них 25% юноши (31 чел.), 75% девушки (92 чел.).
В качестве психодиагностического инструментария использовались три методики: «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов), «Смысложизнен-ные ориентации» (Д.А. Леонтьев), Методика диагностики ценностных ориента-ций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова ).
Анализ результатов опроса, проведенного с использованием методики «Якоря карьеры», позволил путем ранжирования карьерных ориентаций определить степень их значимости для студентов (см. табл. 1). Полученные результаты показали, что для студентов педагогического вуза высокие ранги в системе ценностей карьеры имеют ориентации, связанные с желанием иметь стабильную, надежную работу на длительное время, воплощать в работе свои идеалы и ценности, сохранить гармонию между сложившейся личной жизнью и карьерой, получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Современных студен-
тов отличает мобильность, готовность к смене места жительства с целью получения новой работы («стабильность места жительства», ранг IX).
Таблица 1
Результаты ранжирования карьерных ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» (НТГСПА)
Карьерные ценностные ориентации (методика «Якоря карьеры», Э. Шейн) Ранг Средний балл
Стабильность работы I 8,09
Служение II 7,11
Интеграция стилей жизни III 7,06
Автономия (независимость) IV 6,4
Менеджмент V 5,69
Вызов VI 5,35
Предпринимательство VII 4,92
Профессиональная компетентность VIII 4,89
Стабильность места жительства IX 4,41
Постсоветское время перемен и востребованности на рынке труда конкурентоспособного специалиста сформировало новый тип личности, ориентированной на стремление «бросать и принимать вызов». Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других - это конкуренция и межличностные отношения. Такие люди ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. В исследуемой нами выборке таких студентов педагогического вуза оказалось более половины (61,7%).
Разделение общей выборки на две подгруппы с высокими и низкими показателями по шкале «Вызов» методики «Якоря карьеры» и проведение сравнительного анализа с использованием критерия 1:-Стьюдента помогло определить
психологические особенности обеих групп студентов, имеющих различные ценностные карьерные ориентации (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ психологических особенностей студентов, имеющих различные значения по шкале «Вызов»
(методика ценностных карьерных ориентаций «Якоря карьеры»)
Шкалы Группа 1 п = 47 Группа 2 п = 76 ^ Стью-дента P
М+/-ш 8 М+/-ш 8
Методика «Способность самоуправления» (Пейсахов Н. М.)
Целеполагание 3,12+/-0,18 1,24 3,89+/-0,15 1,33 -3,23 0,01
Принятие решения 3,57+/-0,21 1,44 4,14+/-0,12 1,11 -2,31 0,05
Общая способность самоуправления 27,0+/-1,05 7,21 29,64+/-0,69 6,06 -2,07 0,05
Методика «Смысложизненные ориентации» (Леонтьев Д. А.)
Локус контроля-Я 19,95+/-0,65 4,51 21,75+/-0,4 3,54 -2,31 0,05
Локус контроля-жизнь 29,48+/-0,95 6,56 31,94+/-0,57 5,0 -2,2 0,05
Общий показатель осмысленности жизни 100,4+/-2,49 17,1 106,7+/-1,74 15,2 -2,05 0,05
Методика «Якоря карьеры» (Шейн Э.)
Профессиональ ная компетентность 4,31+/-0,24 1,67 5,26+/-0,18 1,64 -3,1 0,01
Менеджмент 4,89+/-0,32 2,22 6,19+/-0,2 1,77 -3,4 0,001
Служение 6,2+/-0,23 1,64 7,68+/-0,17 1,48 -5,01 0,001
Предпринима тельство 4,02+/-0,32 2,2 5,48+/-0,21 1,87 -3,76 0,001
Примечание: число степеней свободы df = 120; уровни статистической значимости: г = 1,98 при р < 0,05; г = 2,617 при р < 0,01; г = 3,373 при р < 0,001.
Группа 1 - студенты, имеющие по шкале «Вызов» значения ниже среднего
Группа 2 - студенты, имеющие по шкале «Вызов» значения высокие и выше среднего
Психологические особенности студентов, имеющих значения ниже среднего по шкале «Вызов» (38,3%), заключаются в том, что они испытывают трудности с целеполаганием, созданием системы целей, соотнесением их между собой и выбором предпочтительных целей (1 = -3,23; р = 0,01). Процесс поиска и принятия оптимального решения, сочетания смелости и осмотрительности, перехода от плана к действиям также вызывает у них затруднения (1 = -2,31; р = 0,05). В целом можно сказать, что такие студенты испытывают трудности с самоуправлением своими формами активности - общением, поведением, деятельностью, переживаниями (1 = -2,07; р = 0,05), что снижает их конкурентоспособность в современных экономических условиях на рынке труда. У этих же студентов выявлен более низкий уровень осмысленности жизни в целом (1 = -2,05; р = 0,05) и двух локусов контроля, в частности («локус контроля-Я», 1 = -2,31; р = 0,05; «локус контроля-жизнь», 1 = -2,2; р = 0,05). Этот факт свидетельствует о неверии студентов данной группы в свои силы осуществлять контроль за событиями собственной жизни, об убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю и поэтому бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
В дополнение к психологическим личностным особенностям студентов данной группы можно представить особенности их ценностных карьерных ори-ентаций. Выявлены более низкие показатели по четырем шкалам методики «Якоря карьеры»: «профессиональная компетентность» (1 = -3,01, р = 0,01); «менеджмент» (1 = -3,4, р = 0,001); «служение» (1 = -5,01, р = 0,001); «предпринимательство» (1 = -3,76, р = 0,001). Анализ средних значений показывает, что «профессиональная компетентность», «менеджмент» и «предпринимательство» не являются ведущими ориентациями в карьере студентов, не готовых «бросить и принять вызов» в жизненных ситуациях конкуренции. Они не хотят управлять людьми, проектами, бизнес-процессами, не желают создавать новые организации, товары и услуги. В их понимании важным условием карьеры является работа на других, а не собственный бизнес.
Студенты второй группы, у которых значения по шкале «Вызов» высокие и выше среднего (61,7%), имеют противоположные личностные качества и ценностные ориентации в карьере. Они умеют создавать свою систему целей и выбирать среди них наиболее предпочтительные, не испытывают больших трудностей при принятии решения и переходе от плана к действиям. Свою жизнь они представляют наполненной смыслом. Отличительными особенностями таких студентов является представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Они убеждены в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Анализ результатов проведенного исследования ценностных карьерных ориентаций студентов педагогического вуза позволяет сделать следующие выводы:
1. Приоритетными карьерными ориентациями студентов педагогического вуза являются ценности стабильной надежной работы на длительное время, максимально эффективного использования своих идеалов, талантов для реализации общественно важной цели, сохранения гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой, свободы и независимости в работе. Карьера для них - это способ реализации их свободы.
2. Для студентов, не готовых «бросать и принимать вызов», не ориентированных на преодоление препятствий, на разрешение неразрешимых проблем, стремление к сохранению гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой взаимосвязано с адекватным по силе желанием иметь систему достаточно обоснованных, безошибочных критериев и оценок успехов в реализации своих жизненных планов. Для них важнее выбирать и поддерживать определенный образ жизни, чем добиваться успеха в карьере. Для поддержания этой карьерной ценности такие люди вырабатывают свою систему критериев и оценок своих жизненных успехов.
3. У студентов, готовых преодолевать непреодолимые препятствия, «бросать вызов» в ситуации соревнования, система критериев и оценок собственной успешности реализации жизненных планов связана с будущей профессиональной деятельностью. Чем выше ориентация на профессиональную компетентность, чем в большей степени выражено желание быть профессионалом своего дела, брать на себя ответственность за принятие ключевых решений в педагогическом коллективе, тем выше внутренняя мотивация учебно-профессиональной деятельности. Для таких студентов главное в работе - свобода и независимость, которые связаны с интересом к жизни, с ее эмоциональной насыщенностью, удовлетворенностью самореализацией в пройденном отрезке жизни, в целом - с наполненностью жизни смыслом.
Библиографический список
1. Вагапова, Р.Р. Ценностные ориентации студентов в новых социокультурных условиях // Проблема человека в свете современных социально-философских наук. - 2006. -№ 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128278289081578626/Default.aspx
2. Веретнов, А.И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: автореф. дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 20 с.
3. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2008. - 20 с.
4. Сыченко, Ю.А. Психотехнология преодоления рассогласования ценностных ориентаций педагогов и студентов колледжа: автореф. дис. канд. психол. наук. -Екатеринбург, 2013. - 25 с.
5. Тихомандрицкая, О.А., Рикель, А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования: электронный научный журнал. -2010. - № 2 (10). [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.psystudy.com/index.php/num/2010n2-10/296-tikhomandritskaya10.html
6. Чижо Н.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности студентов вузов с разным типом отношения к профессии: автореф. дис. канд. психол. наук. - Волгоград, 2011. - 26 с.
7. Шаповалов В., Ивашкин А. Этапы «карьерной подготовки» в вузе / В. Шаповалов, А. Ивашкин // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. -С. 110-113.
8. Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.tisbi.ru/aboutus/news/2003/PsihJar.htm
Bibliography
1. Vagapova, R.R. Value orientations of students in the new social and cultural conditions // Problem of man in the light of contemporary social and philosophical sciences. - 2006. - № 3. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128278289081578626/Default.aspx
2. Veretnov, A.I. The influence of labor market vocational guidance of students: author. dis. candidate. sotciol. sciences. - Ekaterinburg, 2007. - 20 p.
3. Jdanovich, A.A. Career orientations in the structure of professional self-concept of students: author. dis. candidate. psychol. sciences. - M., 2008 - 20 p.
4. Sichenko, Y.A. Psycho overcome of the mismatch value orientations of teachers and college students: author. dis. candidate. psychol. sciences. - Ekaterinburg, 2013 - 25 p.
5. Tihomandritskaya, O.A., Rykiel, A.M. Socio-psychological factors of a successful career // Psychological research: electronic scientific journal. - 2010. - № 2 (10). [Electronic resource]. Mode of access: http://www.psystudy.com/index.php/num/2010n2-10/296-tikhomandritskaya10.html
6. Chizho N.Y. Value-sense sphere of students' personality of university with a different type of attitude to the profession: author. dis. candidate. psychol. sciences. - Volgograd, 2011 - 26 p.
7. Shapovalov V., Ivashkin A. Stages "career training" in high school / Shapovalov, A. Ivashkin // Higher Education in Russia. - 2006. - № 4. - 110-113 p.
8. Yarullina L.R. Value orientations of students of private institutions of higher education [Electronic resource]. Mode of access // http://www.tisbi.ru/aboutus/news/2003/PsihJar.htm