ЛИТЕРАТУРА
1. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Альбуханова-Славская. - М. : Мысль, 1992. - 299 с.
2. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С. 38-44.
3. Деркач, А. А. Акмеологические основы психологической и профессиональной зрелости / А.А. Деркач. - М. : Академия, 1997. - 256 с.
4. Иванова, М.А. Педагогическая технология профессиональной компетентности у студентов инженерного вуза / М.А.Иванова // Научный журнал «Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради». - 2008. - № 25. - С. 152-154.
5. Кузьмина, Н.В. О динамике ценностных ориентации / Н.В. Кузьмина, И.Л. Баскакова // Новые исследования в психологии. - 1991. - № 2. - С. 85-87.
6. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 156 с.
7. Ольшанский, В.Б. Ценности : психология - практике, учителям, родителям, руководителям / В.Б. Ольшанский. - М. : Тривола, 1996. - 120 с.
8. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В.Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ УМЕНИЙ ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Валентин Сергеевич Матвеев, соискатель,
Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма» (КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты, характеризующие эффективность разработанной программы подготовки отрядных вожатых в рамках спецкурса и формирования профессионально важных качеств педагога, определяющих готовность студентов к ведению воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
Ключевые слова: профессионально-важные качества, воспитание молодежи, отрядный вожатый.
PROGRAM OF FORMING OF PROFESSIONAL IMPORTANT SKILLS OF DETACHMENT LEADER WITH STUDENTS, SPESIALIZED ON PHYSICAL
CULTURE
Valentin Sergeevich Matveev, the competitor,
Jury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Valery Aleksandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,
The Kuban state university of physical training, sports and tourism,
Krasnodar
Abstract
In the article there are the results that characterize efficacy of worked up program for preparing detachment leaders in a part of special cores and forming professional important quality of the teacher and students readiness for doing educational work in children’s camp.
Keywords: professional-important qualities, education of youth, the detachment leader.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что успешность профессионально-педагогической деятельности достигается за счет определенного во многих случаях индивидуального сочетания различных качеств личности (С.И. Самыгин, 1998; В.П. Кузовлев, 2000; И.А. Зимняя, 2005). Их совокупность, а не отдельные характеристики личности, как правило, называют профессионально важными качествами индивида.
Известно, что в ходе любого вида деятельности формируются специфические профессиональные качества специалиста как ее исполнителя. Очевидно, что человек полностью подвержен влиянию особенностей этой специфической деятельности, и занятия ею являются определяющим фактором формирования его личности.
В процессе обучения и реализации определенного вида деятельности проявляются ранее скрытые особенности личности, а коррекция целей, задач и содержания обучения сопровождается изменением требований к личностным качествам.
Целью нашего исследования явилось определение эффективности разработанной методики повышения уровня профессионально-важных умений вожатого детского оздоровительного лагеря у студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура».
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение 2006-2007 учебного года в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма. В нем приняло участие 122 студента. Были созданы контрольная (53 студента) и экспериментальная (69 студентов) группы. Оценка значимых для профессии личностных качеств, важных в профессии сферы «человек-человек» осуществлялась по методике Е.А. Климова (Л. Д. Столяренко, 2000). Анализ анкеты самоопределения уровня готовности к воспитательной работе предусматривал изучение областей «моя профессия», «мои знания», «мои ориентации в методике воспитательной работы», «возможность организовать воспитательную деятельность». Определение уровня развития основных групп (оценочных, гностических, прогностических, проектировочных и конструктивных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных) умений профессиональной деятельности отрядного вожатого в детском оздоровительном лагере осуществлялось по методике Н.В. Кузьминой с соавторами (1985). Способности студентов к эмпатии оценивались методиками А. Мехрабиена, Н. Эпштейна и В.В. Бойко (Л.Д. Столяренко, 2000). В работе применялись традиционные методы статистического анализа с расчетом средней величины, средней ошибки средней величины, среднеквадратического отклонения, достоверности различий и изменений показателей (критерий Стьюдента). Использовался 5-процентный уровень значимости как удовлетворяющий точности оценки полученных данных подобного рода исследований (В .М. Зациорский,1984).
Студенты экспериментальной группы прошли обучение в «Школе вожатого» в рамках спецкурса по подготовке педагогов для летних оздоровительных лагерей, включающего в себя разделы по волонтерской деятельности, олимпизму, методике организации и проведения физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и туристкой работы в условиях летнего отдыха. Программа спецкурса представлена в таблице 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале педагогического эксперимента не обнаружено достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами студентов в исследуемых показателях эмпатийности и уровня готовности к воспитательной работе (табл. 2).
Уровень самоопределения студентов в сфере «Моя профессия» в начале педагогического эксперимента находился в зоне несколько выше базового. В конце экспери-
мента этот уровень повысился недостоверно.
Таблица 1
____________________Программа спецкурса «Школа вожатого»__________________________
Тематическое содержание программы Количество часов
всего Лекции Практи- ка Само- стоя- тельная работа
Основные направления и механизмы государственной политики по организации отдыха детей и молодежи 4 2 2
Социально-педагогический потенциал детских оздоровительных лагерей 4 2 2
Должностные обязанности вожатого 4 2 2
Педагогическое мастерство вожатого 4 2 2
Формы и методы воспитательной работы в условиях детских временных коллективов 4 2 2
Психолого-физиологические особенности детей 4 2 2
Технологии игровой деятельности с детьми 4 2 2
Правила безопасности занятий на спортивных площадках 4 2 2
Уроки здоровья. Методика подготовки и проведение праздников здоровья 4 2 2
Инновационные методики оздоровительной и спортивномассовой работы с учащимися 4 2 2
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии физического воспитания - основа здорового образа жизни 4 2 2
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами физической культуры 4 2 2
Организационно-педагогические условия спортивномассовой и оздоровительной работы в лагере с детьми разного возраста 4 2 2
Утренняя гигиеническая гимнастика 4 2 2
Игры и эстафеты, соревнования по видам спорта 4 2 2
Туризм как форма оздоровительной работы в оздоровительном лагере 4 2 2
Формы пропаганды идей олимпизма: конкурсы "знатоков олимпизма"; Олимпийский день; изготовление олимпийский символики и т.д. 4 2 2
Организация мероприятий по олимпийской тематике: Олимпийский турнир "СпАрт" с использование принципов "фэйр плэй", физкультурно-спортивное мероприятие (по сценарию малых Олимпийских игр) 4 2 2
Волонтерская деятельность в олимпизме как средство самоутверждения и развития детей и подростков 4 2 2
Мастер-классы. Итоговая аттестация 4 2 2
Всего часов 80 20 20 40
В сфере «Мои знания» студенты сначала оценили себя на базовом уровне. По окончании педагогического эксперимента уровень остался тем же, однако, у студентов из экспериментальной группы знания в сфере воспитательной работы оказались достоверно выше, чем у студентов из контрольной группы (1=2,86; р<0,05).
Сфера «Мои ориентации в методике воспитательной работы» сначала была выражена у студентов на низком уровне, а в конце педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы перешли в зону средних значений (1=3,12; р<0,01).
Самооценка уверенности студентов в своих способностях организовать воспитательный процесс изначально была явно завышена. Показатели соответствовали зоне
«высоких» значений. Тем не менее, в конце педагогического эксперимента студенты из экспериментальной группы превосходили студентов из контрольной (1=2,20; р<0,05).
Оценка значимых для профессии личностных качеств по методике Е.А. Климова у студентов из экспериментальной группы также достоверно улучшилась (1=2,30; р<0,05).
Таблица 2
Динамика показателей уровня готовности к воспитательной работе студентов в
ходе педагогического эксперимента (M±m)
Показатели Начало Конец t Р
Контрольная группа
Эмпатийность 5,55 ± 0,23
Личностные качества 3,89 ± 0,09 4,04 ± 0,09 1,17 >0,05
Моя профессия 13,65 ± 0,60 14,00 ± 0,61 0,42 >0,05
Мои знания 9,68 ± 0,67 8,97 ± 0,46 0,87 >0,05
Мои ориентации в методике 15,61 ± 0,83 17,42 ± 0,77 1,60 >0,05
Мои организационные способности 21,06 ± 0,69 20,87 ± 0,74 0,19 >0,05
Экспериментальная группа
Эмпатийность 5,76 ± 0,32
Личностные качества 3,78 ± 0,11 4,11 ± 0,10 2,20 <0,05
Моя профессия 14,62 ± 0,55 15,59 ± 0,74 1,05 >0,05
Мои знания 10,85 ± 0,75 11,56 ± 0,78 0,65 >0,05
Мои ориентации в методике 15,97 ± 0,55 18,35 ± 0,53 3,12 <0,01
Мои организационные способности 22,50 ± 0,87 23,29 ± 0,88 0,64 >0,05
На рисунке 1 представлена динамика изучаемых показателей.
% 14,9
12 7 2 --3 -
6,6
xl 2i_
личность профессия
11,6
".П
я зна ния методика организатор
показатели
3,5
-7,3
□ контрольная ■ экспериментальная
Рис. 1. Динамика (в процентах) сфер самоопределения готовности студентов к воспитательной работе
Динамика показателей умений профессиональной деятельности студентов в ходе педагогического эксперимента представлена в таблице 3.
Из семи групп умений профессиональной деятельности студентов в начале педагогического эксперимента отличия были выявлены только в оценочных умениях (достоверно выше в контрольной группе: 1=2,43; р<0,05).
В конце педагогического эксперимента эти различия нивелировались. Вместе с тем, у студентов экспериментальной группы все показатели достоверно изменились. В контрольной группе улучшился только оценочный показатель умений.
Очевидно, что наибольший прирост изучаемых признаков наблюдается в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанной программы формирования профессионально-важных умений вожатого у студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура».
Таблица 3
Динамика показателей умений профессиональной деятельности студентов в ходе _____________________педагогического эксперимента (M±m)_______________________
Группы умений Начало Конец t Р
Контрольная группа
Оценочные 3,76 ± 0,11 4,10 ± 0,10 2,27 <0,05
Гностические 3,74 ± 0,15 4,12 ± 0,12 1,93 >0,05
Прогностические 3,58 ± 0,17 3,96 ± 0,15 1,68 >0,05
Конструктивные 3,74 ± 0,12 4,05 ± 0,13 1,77 >0,05
Коммуникативные 3,75 ± 0,13 3,98 ± 0,12 1,30 >0,05
Организаторские 3,91 ± 0,14 4,09 ± 0,14 0,92 >0,05
Рефлексивные 3,81 ± 0,13 4,09 ± 0,13 1,53 >0,05
Экспериментальная группа
Оценочные 3,23 ± 0,19 4,26 ± 0,10 4,80 <0,01
Гностические 3,45 ± 0,17 4,30 ± 0,11 4,14 <0,01
Прогностические 3,24 ± 0,19 4,20 ± 0,10 4,42 <0,01
Конструктивные 3,33 ± 0,17 4,22 ± 0,11 4,17 <0,01
Коммуникативные 3,48 ± 0,17 4,12 ± 0,12 3,08 <0,01
Организаторские 3,59 ± 0,16 4,38 ± 0,10 4,14 <0,01
Рефлексивные 3,72 ± 0,16 4,36 ± 0,11 3,33 <0,01
Динамика показателей умений профессиональной деятельности студентов в течение педагогического эксперимента представлена на рисунке 2.
319 29,6
% 29 24 -19 -14 -9 4
и
26,7
22
18,4
6,1
7,3
Л
24,6
9
3
4
5
6
7
□ контрольная □экспериментальная
1- оценочные 3 - прогностические 5 - коммуникативные
2 -гностические 4 - конструктивные 6 - организаторские
7 - рефлексивные
Рис. 2. Динамика показателей умений профессиональной деятельности студентов в течение педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа подготовки отрядных вожатых в рамках спецкурса, включающая в себя, помимо традиционных разделов, методику организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также волонтерскую деятельность и олимпизм, способствует эффективному формированию профессионально важных качеств педагогов детских оздоровительных лагерей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зациорский, В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок) : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры / В.М. Зациорский ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1978. - 49 с. : ил.
2. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физкультуры / В. М. Зациорский [и др.] ; под общ. ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с. : ил.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя.
- 2 изд., доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2005. - 384 с.
4. Кузовлев, В.П. Преподавание в вузе наука и искусство // Педагогика. - 2000.
- № 1. - С. 23-27.
5. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.
- Л. : Знание , 1985. - 32 с.
6. Основы психологии : практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 576 с.
7. Педагогики и психология высшей школы / отв. ред. С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 526 с. - (Учебники, учебные пособия).
АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
Инга Сергеевна Матвеева, соискатель,
Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент,
ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта
и туризма» (КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
В статье показана модель процесса формирования организационно-управленческих способностей у студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт», которая представляет собой трехэтапную систему педагогического воздействия (базовый, специализированный и практический). Каждый этап имеет свое методологическое обоснование, организацию, технологическое и критериально-оценочное обеспечение.
Ключевые слова: алгоритм, формирование, управленческие способности, физическая культура и спорт
ALGORITHM OF THE FORMING PROCESS OF CONSTITUTION-DIRECTION ABILITIES WITH THE STUDENTS, SPESIALIZED IN PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS
Inga Sergeevna Matveeva, the competitor,
Olga Mihajlovna Matveeva, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Kuban state university of physical training, sports and tourism,
Krasnodar
Abstract
In the article we show algorithm of the forming process of constitution-direction abilities with the students, specialized in “physical culture and sports”, which including 3 stages system pedagogical influence (based, special, practical). Every part has its methodological foundation, organizational, technological and criterion-appreciation securing.
Keywords: algorithm, formation, administrative abilities, physical training and sports.
ВВЕДЕНИЕ
Успешная деятельность специалиста в области физической культуры, его конкурентоспособность на рынке труда напрямую зависит от сформированное™ у него знаний и умений управлять собой (эмоциями, чувствами, поведением, поступками и т.д.), информацией (профессиональной и непрофессиональной), отношениями (внутри учебно-воспитательного, учебно-тренировочного, соревновательного процессов, в коллективе коллег и т.д.), деятельностью (воспитанников, коллег и т.д.), а также умений организовывать все виды профессиональной деятельности (Сластенин В.А., Исаев