ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Л. В. Байбородова
Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов
в педагогическом вузе
Автор обосновывает важность индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе, необходимость организации индивидуальной образовательной деятельности будущего педагога, дает краткую характеристику такой деятельности, подчеркивает важность соблюдения ряда принципов организации индивидуальной образовательной деятельности студента. При обосновании принципа личных и профессиональных перспектив отмечается, что обучающийся (студент на этапе поступления в вуз, педагог на каждом последующем этапе обучения и повышения квалификации) должен представлять свои личные и профессиональные перспективы, сознательно корректировать и уточнять свои планы с учетом образовательных достижений, условий жизни и обучения. Принцип самосознания и самоуправления означает, что студенту важно сравнивать себя с другими людьми, оценивать достигнутое, анализировать поведение и поступки, свои мысли и чувства в процессе целенаправленного самонаблюдения. Принцип проблемности предусматривает создание ситуаций для выявления, актуализации, осознания проблем в профессиональном становлении студента, учебной и внеучебной деятельности, при организации его исследовательской работы и в период практики. Принцип прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности означает целесообразность создания студентом проектов своей деятельности (образовательных планов, программ, маршрутов) на протяжении всего периода получения профессионального образования. Реализация принципа свободного, самостоятельного выбора студентами содержания и форм деятельности способствует развитию у обучающихся умений осуществлять осознанный и педагогически обоснованный выбор средств образовательной деятельности с учетом конкретных условий, позволяет адаптировать имеющиеся знания к новой ситуации, способствует освоению различных социальных и профессиональных ролей, развитию творчества, самостоятельности, ответственности.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная деятельность студента, педагогический вуз, принципы, индивидуальные образовательные проекты.
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
L. V. Baiborodova
Principles of Organization of Students' Individual Educational Activity in Pedagogical University
The author proves importance of individualization of the educational process in pedagogical university, need of the organization of the future teacher's individual educational activity, the short characteristics of this activity is given, importance of observance of a number of principles of the organization of the student's individual educational activity is emphasized. Proving the principle of personal and professional prospects it is noted that the student (the student at a stage of entering a higher education institution, the teacher at each subsequent grade level and professional development) has to represent the personal and professional prospects, consciously to correct and specify the plans taking into account educational achievements, living conditions and training. The principle of consciousness and self-government means that it is important for the student to compare himself to other people, to estimate the achieved results, to analyze behaviour and acts, thoughts and feelings in the course of purposeful self-observation. The principle of problematical character provides creation of situations to identify, update, understand problems in the student's professional formation, educational and extracurricular activities, in organization of his research work and during practice. The principle offorecasting and design of the individual educational activity means expediency in creation by the student of projects of his activity (educational plans, programmes, routes) during the entire period of professional training. Realization of the principle of the free, independent choice by students of contents and forms of activity promotes development of students' abilities to carry out conscious and pedagogically reasonable choice of means of the educational activity taking into account specific conditions, it allows
© Байбородова Л. В., 2016
them to adapt the available knowledge to a new situation, promotes development of various social and professional roles, development of creativity, independence, responsibility.
Keywords: individualization, the student's individual educational activity, pedagogical university, principles, individual educational projects.
Одна из современных задач преподавателя педагогического вуза — обеспечить развитие личностного и творческого потенциала студента, сформировать у него потребность в «обучении всю жизнь», индивидуальный профессиональный стиль. Для студента педагогического вуза важно стать субъектом своего профессионального развития, педагогом, успешно и результативно взаимодействующим с детьми и их родителями в решении задач развития индивидуальности и личности каждого ребенка, формирования у него гражданских и нравственных качеств.
Современному педагогу, обеспечивающему индивидуализацию как важнейшую концептуальную основу образования, необходимо понять сущность процесса индивидуализации, а также использовать средства, способы, технологии ее осуществления. Невозможно достичь целей индивидуализации образовательного процесса, если педагог не проходит самостоятельный и осознанный путь собственного профессионального развития. Таким образом, именно индивидуализация является важнейшей идеей подготовки педагогических кадров.
Современная система образования создает предпосылки для индивидуализации образовательного процесса, организации индивидуальной образовательной деятельности, построения индивидуальной траектории, предоставляя возможность выбора индивидуального пути в образовании, ставя обучающегося в позицию субъекта этого выбора.
Организация индивидуальной образовательной деятельности будущего педагога - одна из главных задач преподавателя вуза. При этом важно, чтобы у студента формировалась потребность в самосовершенствовании, что позволяет обеспечить процесс сознательного, активного овладения способами личностного и индивидуального профессионального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы [1, с. 82-83]. Индивидуальная образовательная деятельность студента - процесс построения собственной образовательной траектории, который предусматривает развитие субъектом самого себя, направлен на решение актуальных образовательных проблем обучающегося, предполагает активность и субъектность студента в решении собственных образовательных проблем. Сущность
индивидуальной образовательной деятельности, ее субъектный характер проявляется в том, что сам студент осмысленно и самостоятельно проходит свою траекторию (свой путь) образования и развития. Для того, чтобы процесс организации индивидуальной образовательной деятельности будущих педагогов проходил успешно и обеспечивал достижение намеченных целей, необходимо руководствоваться соответствующими принципами. Остановимся на характеристике некоторых из них [2, с. 158-169].
Принцип личной и профессиональной перспективы. Обучающиеся должны стремиться понять смысл своей образовательной деятельности, включиться в профессиональные и социальные виды деятельности, проявлять самостоятельность, принимать решения в ситуациях планирования своего профессионального развития. У студентов (17-25 лет) происходит приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности, дальнейшее самоопределение в избранной профессии, осознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование значимых черт личности профессионала, развитие профессионально важных качеств, специальных способностей, эмоционально-волевых качеств.
Данный принцип означает, что студент на каждом последующем этапе обучения должен четко представлять свои личные и профессиональные перспективы, сознательно корректировать и уточнять свои профессиональные планы с учетом образовательных достижений, условий жизни и обучения. Личные и профессиональные перспективы являются важным стимулом образовательной деятельности и профессионального роста педагога, если
— они осознаются студентом, что требует определения и обоснования этих перспектив самим обучающимся;
— доступны для реализации, соответствуют возможностям студентов;
— студент владеет способами продвижения к намеченным целям;
— обучающийся добивается реальных успехов на пути движения к намеченным целям.
Для реализации принципа личной и профессиональной перспективы на разных этапах подготовки необходимо
— обеспечить участие будущих абитуриентов в допрофессиональной педагогической деятельности на базе образовательных организаций, в системе дополнительного образования;
— приобщать учащихся старших классов, затем студентов к различным видам педагогической деятельности;
— организовать различные педагогические конкурсы, олимпиады, защиты проектов, стимулирующие осознание будущими педагогами своих достижений и корректировку намеченных перспектив;
— помогать студентам в определении этапов и средств продвижения к намеченным ими перспективам;
— создавать ситуации для оценивания адекватности намеченных обучающимися личных и профессиональных перспектив;
— учить студентов соотносить достигнутые цели и планы с намеченными на каждом этапе обучения (на занятии, при подведении итогов изучения курса, итогов сессии и др.).
Особое место в реализации данного принципа в профессиональном учебном заведении отводится педагогической практике. В процессе практики происходит дальнейшее выстраивание личной перспективы и уточнение профессионального пути ее субъектов. Студенты, выполняя различные виды деятельности (учебную, педагогическую, методическую, воспитательную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, организаторскую и пр.), получают возможность на практике проверить свои силы, понять, насколько выполнение того или иного вида деятельности соответствует их возможностям, определить степень своей успешности в деятельности. В процессе ознакомления с работой различных образовательных структур и педагогов они могут уточнить дальнейшие профессиональные планы и выстроить маршрут своей педагогической карьеры.
Принцип самосознания и самоуправления. Самосознание личности в широком смысле - процесс выработки человеком знания о себе и отношения к себе. Результаты самосознания личности выражаются в целостном «образе Я» («Я-концепции»), включающем знания о себе, изменчивые самооценки качеств. Сущность профессионального самосознания заключается в осознании и переживании студентом значимости развития и
личностного роста как определяющего условия собственной реализации в деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают «осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности» [3, с. 98].
Для того чтобы получить знания о себе, необходимо узнавать точки зрения других людей, сравнивать себя с другими людьми, оценивать достигнутое, анализировать поведение и поступки, свои мысли и чувства. Все это происходит в процессе целенаправленного самонаблюдения и анализа занятий, которые проводит не только преподаватель, но и сами обучающиеся.
Профессиональное самосознание является основой рефлексии, оценки имеющихся достижений, планирования направлений саморазвития, его осуществления и т. д. Только в том случае, если обучающийся знает, какими качествами он должен обладать, и сознает, в какой мере они у него развиты, он может сознательно стремиться к их формированию и развитию у себя. Самосознание играет активную регулирующую роль в деятельности педагога как исследователя, воспитателя, тьютора, способствует процессу саморазвития, формированию профессионально значимых качеств личности, профессионального мастерства, стимулирует саморегулирование поведения и управление собственной деятельностью, самоуправление (управление собой).
Для реализации данного принципа необходимо
— обеспечить самодиагностику личностных, индивидуальных и профессиональных качеств обучающихся;
— помочь студенту осознать свои особенности, склонности, личностные и профессиональные проблемы в процессе самоанализа данных диагностики;
— создавать ситуации для принятия самостоятельных решений по своему личностному и профессиональному развитию;
— постоянно стимулировать самопознание через получение информации о себе в процессе общения и деятельности, сравнения себя с другими;
— учить обучающихся самонаблюдению, самоанализу, самоорганизации, самооценке, стимулировать рефлексию, предусматривая эти действия в образовательном процессе.
Самоуправление (управление собой) активно развивается в процессе практики, когда студент
самостоятельно планирует, организует свою деятельность, осуществляет самооценку результатов, решение конкретных профессиональных задач, то есть принимает самостоятельные решения, берет на себя ответственность за детей [1, с. 59-62].
Принцип проблемности. Проблемность обучения, в частности, обучения на основе самостоятельной практической деятельности, является одним из условий формирования профессионально компетентной личности педагога. Необходимо создавать ситуации для выявления, актуализации, осознания проблем в профессиональном становлении студента, учебной и внеучебной деятельности, при организации его исследовательской работы и в период практики. Осознание обучающимся проблем своего профессионального развития является важным стимулом его профессионального развития.
В процессе постановки и решения проблем формируются и развиваются следующие способности и умения, необходимые в педагогической деятельности:
— способность идентифицировать важные проблемы, выстраивать иерархию проблем;
— более широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с различными областями знания;
— способность искать знания и развивать умения, необходимые для определения и решения проблем;
— умения аргументировать, объединять, систематизировать проблемы, выдвигать гипотезы, критически оценивать имеющуюся информацию, анализировать данные, принимать решения;
— ответственность за процесс и результат решения проблемы;
— умение оценить успешность решения проблемы, собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.
Принцип проблемности также означает формирование способности обучающегося не только актуализировать свои личные профессиональные проблемы, но и определять проблемы, которые возникают у детей в образовательном учреждении, в педагогической практике. Данный принцип требует
— усиления проблемности содержания учебных дисциплин, отражения в нем реального состояния образовательного процесса в детских учреждениях;
— обучения студентов выявлению проблем ребенка, детского коллектива и способам их решения;
— создания ситуаций принятия самостоятельных решений в сложных профессиональных ситуациях.
Принцип прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся [1, с. 62-66]. Каждый студент должен предвидеть результаты своей деятельности. Обучающемуся важно овладеть способами прогнозирования на основе данных диагностики, анализа своей деятельности, выявленных проблем.
Данный принцип требует от обучающихся
— определяя цели, представлять те изменения, которые должны произойти в результате их достижения;
— при разработке индивидуального проекта опираться на уже достигнутый образовательный результат;
— ориентироваться на близкие, а также средние и дальние перспективы своего личного и профессионального развития;
— интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных о своих возможностях и достижениях;
— мысленно проигрывать свои действия и предусматривать возникающие условия и обстоятельства при разработке проектов своего развития.
При проектировании своей образовательной деятельности невозможно предусмотреть все многообразие ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались. Целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов индивидуальных проектов.
Для реализации данного принципа необходимо
— формирование положительного, заинтересованного отношения субъектов образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности обучающихся, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности;
— проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов индивидуальной деятельности студентов, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных педагогов, имеющих такой опыт;
— включать участников образовательного процесса в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;
— учитывать интересы, потребности и возможности всех участников образовательного процесса при разработке проектов;
— обучать технологии проектирования индивидуальной образовательной деятельности;
— обеспечивать добровольность участия обучающихся в проектировочной деятельности, не допускать навязывания проектов;
— осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу студентов в создании и реализации образовательных проектов.
Проектирование индивидуальной деятельности обучающихся целесообразно осуществлять на протяжении всего периода получения ими профессионального образования, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов.
К проектам индивидуальной образовательной деятельности обучающихся можно отнести программы, планы, маршруты.
Программа отражает основные концептуальные замыслы и предлагает главные пути реализации этого замысла, в ней определены основные направления или виды деятельности по достижению намеченных результатов и возможные способы их достижения. Она предполагает принятие ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, с учетом этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по реализации намеченного, рефлексию своей деятельности и достижений. При этом образовательная деятельность должна стать для студента активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал свои изменения, продвижения, приобретение знаний и умений для решения актуальных образовательных задач.
План представляет собой документ, в котором обозначен перечень конкретных дел, действий обучающегося по достижению намеченного в своем образовании, а также порядок, место и время их выполнения.
Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный план связаны с индивидуальным маршрутом студента. Данный проект представляет собой определение этапов, которые обу-
чающийся предполагает целенаправленно пройти сам или совместно с преподавателем, при его поддержке, при этом используются соответствующие образовательные технологии и средства.
Однако любой проект - это замысел, который в ходе его реализации претерпевает изменения, предусматривает корректировку и уточнения, обусловленные различными обстоятельствами, неплановыми влияниями и трудноуправляемыми воздействиями внешней среды. В результате реализации образовательных проектов (программы, плана, маршрута) выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании» (А. В. Хуторской). Индивидуальная образовательная траектория студента - это реально пройденный им путь по достижению намеченной образовательной цели, в том числе и в процессе реализации созданных им проектов индивидуальной образовательной деятельности.
Все проекты индивидуальной образовательной деятельности взаимосвязаны. С какого проекта начинать свою деятельность, зависит от многих факторов: целей, потребностей студента, опыта проектной деятельности субъектов образовательного процесса, особенностей программы образования, образовательной организации и много другого.
Невозможно однозначно определить, что проектируется студентом в первую очередь: программа или маршрут индивидуальной образовательной деятельности. После проектирования комплексной и перспективной программы профессионального развития, например, составляя-ются несколько маршрутов, предполагается их дальнейшая корректировка по ходу реализации программы. Возможен и другой подход в проектировании индивидуальной образовательной деятельности: предлагаются маршруты профессионального образования, которые помогают субъектам проектирования создать индивидуальные программы и планы.
Принцип свободного, самостоятельного выбора обучающимися содержания и форм деятельности. Самостоятельный выбор, с одной стороны, опосредован индивидуальными возможностями, задачами, интересами и потребностями обучающегося, особенностями его профессиональной деятельности, а с другой - предполагает реализацию стандарта, выполнение образовательной программы, приобретение необходимых компетентностей для успешной профес-
сиональной деятельности в системе образования.
Такой выбор обусловлен необходимостью реализации вышеизложенных принципов и означает
— включение в образовательный процесс специальных тем, занятий, групповых и индивидуальных консультаций с учетом заявок и пожеланий обучающихся;
— выполнение специальных видов работы, которые позволяют решать индивидуальные задачи студентов.
Данный принцип реализуется, если студентам предложены различные варианты для выбора содержания и форм образовательной деятельности, что способствует развитию у обучающихся умений осуществлять осознанный и педагогически обоснованный выбор средств педагогической деятельности с учетом конкретных условий, позволяет адаптировать имеющиеся знания к новой ситуации, способствует освоению различных социальных и профессиональных ролей, развитию творчества, самостоятельности, ответственности.
Выбор содержания образовательной деятельности определяется
— интересами и потребностями обучающегося;
— его профессиональными и личными перспективами, планами;
— уровнем подготовленности, опытом деятельности в той или иной сфере;
— личной ориентацией на уровень сложности, самостоятельности, проблемности, творчества образовательной деятельности;
— функциями деятельности (образовательными и/или социально-педагогическими) в зависимости от потребностей, проблем или интересов обучающихся;
— направленностями деятельности (художественно -эстетиче ской, социально -педагогической и эколого-биологической и др.);
— информационными источниками для освоения содержания (учебная литература, интернет и др.).
Выбор форм индивидуальной деятельности обучающихся осуществляется с учетом
— уровней освоения образовательной программы (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и др.);
— продолжительности освоения программы;
— характера и способов взаимодействия с разными субъектами образовательного процесса;
— средств организации образовательного процесса (учебные занятия, кружок, практика, волонтерский отряд, студия, мастерская, лаборатория, клуб и др.);
— педагогических технологий (индивидуальная или коллективная творческая деятельность, проектная деятельность и др.);
— способов обучения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками;
— темпов продвижения по теме в соответствии с личностными особенностями;
— форм, видов и времени контроля, форм отчетности по согласованию с преподавателем.
Реализация данного принципа в период педагогической практики студентов означает
— выбор студентами базы педагогической практики;
— обоснованный отбор педагогических средств, обеспечивающих эффективность различных видов деятельности;
— выбор объема, содержания и форм педагогической практики, вида исследовательской деятельности с учетом интересов и возможностей обучающегося, темы выпускной квалификационной работы;
— выбор вида и формы отчетности по результатам практики;
— выбор педагогических и исследовательских функций, выполняемых студентом в период практики.
Принцип свободного и самостоятельного выбора студентами содержания и форм деятельности требует
— определения в образовательной программе вариативных разделов и возможного объема часов для изучения учебного материала по заявкам обучающихся;
— определения в образовательной программе видов и форм работы, а также вариативных заданий, предусматривающих добровольный выбор обучающимися исследовательских и педагогических средств с учетом конкретных условий, своих возможностей и перспектив;
— разработки практических заданий и отчетных документов с учетом различного уровня подготовленности, творческих способностей, профессиональных интересов и профессиональных перспектив обучающихся;
— создания ситуаций различных профессиональных проб в исследовательской и педагогической деятельности;
— стимулирования творческой активности и исследовательской деятельности обучающихся.
Успешность реализации принципа свободного и самостоятельного выбора обучающимся содержания и форм деятельности возможна, если студент осознает профессиональные задачи, объ-
ективно оценивает свои способности, владеет способами диагностики педагогического процесса и обоснованного выбора образовательных средств.
Рассмотренные выше принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов отражают общие требования к формированию и развитию системы общего и высшего педагогического образования, специфику профессиональной деятельности педагогов. Следует подчеркнуть важность реализации в комплексе всех рассмотренных принципов, что обеспечивает развитие системы подготовки педагогических кадров, которая характеризуется гуманизмом и демократичностью.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Князькова, Л. Н., Кривунь, М. П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Князькова, М. П. Кривунь. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - 260 с.
2. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования [Текст] / Л. В. Бай-бородова // Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей: коллективная
монография ; под науч. ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - С. 108-186.
3. Mrnrcra, Л. M. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. M. Mrnrcra. - M. : Флинта, ЫПСИ, 1998. - С. 98.
4. Новиков, А. M. Постиндустриальное образование [Текст] / А. M. Новиков. - M. : Эгвес, 2008. -136 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V, Knjaz'kova, L. N., Krivun', M. P. Individualizacija i soprovozhdenie v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza [Tekst] / L. V. Bajborodova, L. N. Knjaz'kova, M. P. Krivun'. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 260 s.
2. Bajborodova, L. V. Konceptual'nye osnovy podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] / L. V Bajborodova // Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej: kollektivnaja monografija ; pod nauch. red. A. V Zolotarevoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - S. 108-186.
3. Mitina, L. M. Psihologija professional'nogo razviti-ja uchitelja [Tekst] / L. M. Mitina. - M. : Flinta, MPSI, 1998. - S. 98.
4. Novikov, A. M. Postindustrial'noe obrazovanie [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2008. - 136 s.