Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с перинатальной патологией в условиях детского сада'

Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с перинатальной патологией в условиях детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОУ / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогической поддержки родителей детей с перинатальной патологией в условиях детского сада. Одна из форм работы в этом направленииорганизация семейного клуба при ДОУ, целью которого является формирование у родителей адекватной позиции к проблемам ребенка и создание атмосферы взаимопонимания и взаимодействия между взрослыми и ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с перинатальной патологией в условиях детского сада»

Раздел V. Логопедия О.А. Жданова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Здоровье граждан определяет благополучие государства, его духовное и экономическое развитие, уровень всех сфер человеческого бытия.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

В настоящее время участились случаи патологии центральной нервной системы у детей. Специалисты нашего ДОУ столкнулись с этой проблемой, проводя собеседование с родителями при оформлении ребенка в детский сад при изучении медицинской документации. В анамнезе у детей можно видеть наличие различных синдромов: гипертензионный, гидроцефальный, цереб-ростенический, синдром повышенной нервно-мышечной возбудимости, синдром стволовых нарушений. У детей наблюдается пирамидная недостаточность конечностей, тремор конечностей, мышечная дистония и гипертонус мышц. Все эти нарушения можно объединить под одним термином - перинатальная патология центральной нервной системы.

Термин «перинатальная патология» обозначает сочетание внутриутробной патологии с повреждением центральной нервной системы ребенка при родах. Такие поражения центральной нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни рождения. Перинатальная патология может быть обусловлена заболеваниями матери во время беременности, инфекциями, интоксикациями, токсикозами беременности и акушерской патологией. «Перинатальная патология является одной из основных причин ... пограничных расстройств, затрудняющих обучение детей.» [6, 39].

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают асфиксия и родовая травма. Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствует нарушение внутриутробного развития плода. Родовая травма и асфиксия усугубляют нарушения развития мозга плода, возникшие внутриутробно. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают чаще в результате слабости их сосудистых стенок.

Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия в родах вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга - так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

При минимальной мозговой дисфункции происходит задержка темпа развития функциональных систем мозга, требующих для своего осуществления интегративной деятельности: речь, поведение, внимание, память, пространственно-временные представления и другие высшие психические функции.

Основными проявлениями синдрома ММД на первом году жизни являются «малые неврологические признаки»: легкие нарушения мышечного тонуса, обычно не мешающие активным движениям, но отличающиеся стойкостью; нерезко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, общих вздрагиваний; задержка сенсомоторного развития (особенно зрительно-моторной координации); отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формирования предметно-манипулятивной деятельности; задержка довербального и начального вербального развития. Все эти признаки сочетаются с легкой неврологической симптоматикой.

Раздел V. Логопедия

Проведенное нами на базе детского сада наблюдение показало, что:

при поступлении в детский сад из 55 детей 2002 года рождения имели диагноз перинатальная патология имели 33 ребенка, что составило 60 %. (см. таблицу 1). Из них с одним диагнозом -11 детей, с двумя - 12 детей, тремя - 2 ребенка, четыре диагноза - 5 детей, шесть - 1 ребенок, семь - 2 ребенка.

Из 53 детей 2003 года рождения диагноз перинатальную патологию имели 44 ребенка, что составило 88 % (см. таблицу 2). Из них с одним диагнозом - 12 детей, с двумя - 10 детей, тремя -5 детей, четыре диагноза - 5 детей, пять - 6 детей, шесть - 3 ребенка, семь - 2 ребенка, девять -

1 ребенок.

Из 41 ребенка 2004 года рождения диагноз перинатальную патологию имели 23 ребенка, что составило 56 % (см. таблицу 3). Из них с одним диагнозом - 3 ребенка, с двумя - 4 ребенка, три диагноза имеют 5 детей, четыре - 3 ребенка, пять -3 ребенка, шесть - 2 ребенка, восемь -

2 ребенка, десять - 1 ребенок.

Из 13 поступивших детей 2005 года рождения все 13 детей имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, что составляет 100 % (см. таблицу 4). Из них с одним диагнозом -1 ребенок, три диагноза - 1 ребенок, четыре - 1 ребенок, пять - 1 ребенок, шесть - 3 ребенка, семь -1 ребенок, восемь - 2 ребенка, девять - 1 ребенок, десять - 1 ребенок, тринадцать - 1 ребенок.

С каждым годом увеличивается не только количество детей, имеющих перинатальную патологию, но и количество нарушений у отдельных детей.

В своей работе специалисты детского сада столкнулись с тем, что многие родители не знают значения аббревиатуры, написанной врачом-неврологом, не понимают, что происходит с их ребенком и не осознают возможного появления различных последствий нарушения развития.

В беседе с родителями мы выявили, что рождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии, независимо от тяжести заболевания, нарушает весь жизненный уклад. Родители испытывают стресс, семья оказывается в ситуации социальной депривации. В процессе проведения собеседования с родителями детей были выявлены проблемы в отношении принятия и непринятия взрослыми ребенка и его проблем в семье.

Консультативных пунктов при детских поликлиниках и женских консультациях нет, и родители часто не знают, к кому они могут обратиться за компетентной помощью.

Родители детей, посещающих детские сады, имеют возможность консультироваться у специалистов ДОУ (психолога, логопеда, дефектолога, инструктора лечебной физкультуры), но, как правило, это происходит не ранее, чем ребенку исполнится 1,5-2 года. Формирование полноценных двигательных, познавательных и речевых навыков происходит со значительной временной задержкой и требует усиленной нагрузки на ребенка и его родителей.

В нашем детском саду получают консультации у специалистов родители детей, не посещающих детский сад и детей раннего возраста. Дети имеют возможность заниматься и развиваться в группе кратковременного пребывания. Для родителей, испытывающих трудности во взаимодействии со своим ребенком, в нашем ДОУ создан семейный клуб «Семицветик». Семь лепестков этого цветка - это семь взрослых (родитель, психолог, логопед, дефектолог, инструктор лечебной физкультуры, художник, музыкальный руководитель), способных оказать ребенку необходимую помощь.

Цель семейного клуба: оказание психо лого-педагогической поддержки семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Задачи клуба:

• психологическое изучение состояния членов семьи;

• составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социальном аспектах;

• проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с программой;

• организация взаимной поддержки между родителями;

• наблюдение за семьей после проведения реабилитационных мероприятий.

Клуб был создан по инициативе специалистов психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Посещать занятия в клубе могут все родители, имеющие детей с проблемами в развитии. При вступлении в клуб мы проводим анкетирование с целью выявления позиции родителей по отношению к воспитанию проблемного ребенка, беседуем и наблюдаем за взаимодействием взрослых с ребенком. Во время бесед мы пытаемся получить наиболее полную картину отношения родителей к проблемам своего ребенка и оцениваем степень их готовности участвовать в коррек-ционном процессе. В беседах с родителями специалисты стараются сконструировать модель поведения родителей во избежание гиперопеки и снисходительности по отношению к действиям ребенка.

Проведя анализ работы клуба, мы выявили, что у большинства родителей наблюдалась пассивная позиция по отношению к полученной информации о здоровье и уровне развития ребенка. На начальных этапах работы они принимали пассивное участие в работе с детьми и взаимодействии с другими родителями. Эти члены клуба механически выполняли рекомендации специалистов, не проявляя самостоятельности и активности по отношению к воспитанию и обучению своего ребенка. Активная позиция наблюдалась примерно у трети родителей. Они адекватно воспринимали информацию специалистов о развитии ребенка, активно включались в деятельность с ребенком на занятиях, являлись активными участниками тренингов со взрослыми и вместе со специалистами ДОУ общались с новыми членами клуба, демонстрируя результаты обучения и развития своих детей.

Менее 1/3 родителей занимали отстраненную позицию. Они болезненно воспринимали информацию об уровне развития ребенка и прогнозах на ближайшее время, не осознавали необходимости коррекционно-развивающих занятий. Эта группа родителей была часто необъективна в рассуждениях о проблемах своего ребенка. Взрослые ориентировались только на медикаментозное лечение и консультировались у большого количества специалистов из различных учебных и медицинских учреждений.

В план работы семейного клуба входят лекции, обследование детей в присутствии родителей [3], индивидуальные занятия педагогов с ребенком в присутствии матери, наблюдение за взаимодействием родителей со своим и чужим ребенком, консультации с родителями.

В содержание лекций входит знакомство родителей с возрастными особенностями и этапами психического развития ребенка. Родителям даются рекомендации по организации предметно-развивающей среды для ребенка в семье. На практических и семинарских занятиях демонстрируются и обыгрываются развивающие задания и упражнения, взрослые учатся играть с детьми. Индивидуальные практические занятия проводятся с целью обучения взрослых правильному взаимодействию с ребенком, выявляются сильные и слабые стороны в его развитии.

Наблюдение специалиста за взаимодействием родителей со своим ребенком направлено на изучение содержания общения и выявление темпа усвоения развивающего материала.

Консультации помогают сформировать адекватную позицию к проблемам ребенка, создают атмосферу взаимопонимания и взаимодействия между взрослыми и ребенком. Родители ориентируются на учет особенностей ребенка, значимость систематических занятий с ребенком. Мы знакомим родителей с основами раннего обучения и развития, формируем активную педагогическую позицию [4, 37].

Дети раннего возраста, прошедшие вместе с родителями реабилитационный курс в семейном клубе, гораздо быстрее адаптируются в ДОУ, их родители менее переживают расставание с ребенком. Изменяется позиция по отношению к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями развития. У взрослых формируются адекватные способы взаимодействия со своим ребенком.

Посещая в дальнейшем образовательное учреждение, родители включаются в комплексную систему коррекционной работы и совершенствуются в воспитании и обучении своего ребенка.

Диагноз ММД Органическое поражение цнс Гипертензи-онный синдром Пирамидная недостаточность ПЭП ЗРР Гипердинамический синдром Гипоксия пп ЦНС

Количество детей 12 1 4 1 2 7 2 13 10

Диагноз Расщелина лица Синдром двигательных расстройств Аффективно-респира-торные приступы Синдром Гипервозбудимости Обвитие пуповиной Ангио спазм сосудов сетчатки Кривошея Натальная травма шейного отдела Синдром стволовых нарушений

Количество детей 1 8 1 7 3 1 1 1 2

Диагноз Церебросте-нический синдром Нарушение мышечного тонуса Церебральная недостаточность Парез отводящего нерва Неврит Гидроце-фа. м,N1,П1 синдром Тремор

Количество детей 1 1

Диагноз ММД Органическое поражение цнс Гипертензи-онный синдром Пирамидная недостаточность пэп ЗРР Гипердинамический синдром Гипоксия пп ЦНС

Количество детей 26 16 7 3 2 14 20

Диагноз Косоглазие Синдром двигательных расстройств Аффективно-респира-орные приступы Синдром Гипервозбу-имости Обвитие пуповиной Ангио спазм сосудов сетчатки Кривошея Натальная травма шейного отдела Синдром стволовых нарушений

Количество детей 1 9 4 4 2 2 1 2 2

Диагноз Церебросте-нический синдром Нарушение мышечного тонуса Церебральная недостаточность Парез отводящего нерва Неврит Гидроце-фа. м,N1,П1 синдром Тремор Ассиметрия зрачков Расщелина лица

Количество детей 3 2 2 1 2 1

и) о и)

Диагноз ммд Органическое поражение цнс Гипертензи-онный синдром Пирамидная недостаточность ПЭП ЗРР Гипердинамический синдром Гипоксия пп ЦНС

Количество детей 11 7 3 2 4 13 8

Диагноз Косоглазие Синдром двигательных расстройств Аффективно-респира-орные приступы Синдром Гипервозбу-имости Обвитие пуповиной Ангио спазм сосудов сетчатки Кривошея Натальная травма шейного отдела Синдром стволовых нарушений

Количество детей 4 2 5 2 4 2

Диагноз Церебросте-нический синдром Нарушение мышечного тонуса Церебральная недостаточность Парез отводящего нерва Неврит Гидроце-фа. м,N1,П1 синдром Тремор Ассиметрия зрачков Расщелина лица

Количество детей 1 4

Диагноз ММД Органическое поражение цнс Гипертензи-онный синдром Пирамидная недостаточность пэп ЗРР Гипердинамический синдром Гипоксия пп ЦНС

Количество детей 6 2 9 2 4 2 11 11

Диагноз Косоглазие Синдром двигательных расстройств Аффективно-респира-орные приступы Синдром Гипервозбу-имости Обвитие пуповиной Ангио спазм сосудов сетчатки Кривошея Натальная травма шейного отдела Синдром стволовых нарушений

Количество детей 6 1 3 4 7 1 2 4

Диагноз Церебросте-нический синдром Нарушение мышечного тонуса Церебральная недостаточность Парез отводящего нерва Неврит Гидроце-фа. м,N1,П1 синдром Тремор Ассиметрия зрачков Расщелина лица

Количество детей 1 6 - - 2

Раздел V. Логопедия

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ефименко Н.Н. Методика игрового тестирования двигательного развития и здоровья детей в норме и при патологии. Винница, 2003.

2. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.

3. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.

4. Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям раннего возраста с двигательными нарушениями // Дефектология. 2003. № 4.

5. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М., 2005.

6. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. № 3.

Г.Н. Кобякова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.Д. Люблинской, Д.Б. Элько-нина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка.

Процесс организации общения ребенка с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогической науке.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения - со взрослыми и со сверстниками. Обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Однако в раннем дошкольном возрасте приоритетным является общение со взрослыми, так как развитие общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно. В процессе такого общения происходит управляемое познание, усвоение ребенком опыта.

При общении с детьми возникает закономерный вопрос: какие критерии являются определяющими для данного процесса? Если дети просто играют вместе, можно ли назвать это общением?

В толковом словаре русского языка В.И. Даля слово общение связано со словами «общность», «община» [2]. Следовательно, семантика самого слова может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [4, 6].

Часто на специальных занятиях в детском саду, школе ребенок на конкретный вопрос педагога дает правильный (ожидаемый взрослым) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, следовательно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребенка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личных установок.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются следущие: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения [3, 17]. Общение подразумевает активную включенность каждого участника в диалог.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

• коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми); интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.