ложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность» [1, 23]. Дети 7-9-ти лет четко еще не воспринимают сложные причинно-следственные отношения, существующие в действительности, а это, естественно, отражается и в их речи.
Активный словарь младшего школьника составляет знаменательная лексика, позволяющая называть предметы, действия, признаки, то есть состоит в основном из существительных, глаголов, местоимений, числительных. Однако незнаменательные слова тоже играют существенную роль в речи, поэтому необходимо уделять большое внимание изучению и употреблению этих «частиц речи» школьниками младшего возраста, поскольку их изучение начинается уже в самом начале обучения в школе.
Данное исследование может быть продолжено, так как еще не исследованы структурные типы союзов, употребляемых младшими школьниками. Кроме того, данное исследование имеет и практическую направленность, особенно для методики преподавания русского языка (при обучении младших школьников употреблению союзов, при исправлении речевых ошибок, связанных с избыточным употреблением союзов). Изучение семантических групп союзов крайне важно при подготовке к урокам по развитию речи. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. Употребление сочинительных союзов помогает не только познакомить младших школьников с однородными членами предложений, с простыми предложениями, сложносочиненными предложениями, но и поможет научить детей целесообразно употреблять союзы в своей речи, избегать излишнего употребления самого частотного в речи учеников младшего школьного возраста сочинительного соединительного союза «и». Изучение семантических групп подчинительных союзов поможет учителям русского языка обратить внимание школьников на менее частотные в речи группы союзов (условия, следствия, пояснения) не только для того, чтобы в дальнейшем дети могли без труда определять семантику придаточных в составе сложноподчинительных предложений, но, в первую очередь, для того, чтобы при помощи различных подчинительных союзов младшие школьники могли сформировать сложноподчиненные предложения и связный текст.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2. http://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl93.shtm
О.А. Жданова
ПОВЫШЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
Роль взрослых в развитии ребенка неоспорима. Важнейшим фактором развития психики ребенка является его эмоциональное общение со взрослым. Отсутствие такого общения приводит к психической депривации малыша.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций:
1) функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений;
2) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них;
3) функцию общения (коммуникативную).
При помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свои эмоции. Речь является ведущим фактором развития ребенка. Особенно значительную роль речь взрослых приобретает при общении с ребенком с проблемами в развитии различной этиологии.
143
В последние годы возросло количество детей, рожденных с травмами и патологией ЦНС. Существуют исследования в направлении психолого-педагогической работы дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей (О.Б. Половинкина, 2003, ИКП РАО). К сожалению, эта работа чаще всего проводится в крупных городах, региональных центрах. В менее крупных городах, а тем более в сельской местности, родители часто даже не осведомлены о проблемах в развитии ребенка. Записи в карте развития некоторые врачи делают «для себя». Мамы и папы даже не знают значения медицинских аббревиатур типа «ММД, ЗРР, ППЦНС, ПЭП» и т.д.
Отклонения в моторном развитии более заметны, поэтому родители могут определить несоответствие норме. Познавательное и речевое развитие беспокоит родителей гораздо меньше, они считают, что придет время и малыш заговорит.
Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем и дошкольном детстве. Именно ранний возраст особенно сензитивен к усвоению речи.
Существуют разнообразные научные подходы к использованию педагогического воздействия на детей раннего возраста для коррекции и компенсации отклонений в развитии (О.В. Баженова, Е.Р. Байенская, Ю.А. Разенкова, Э.Л. Фрухт, Н.Д. Шматко и др.). Научно обоснованных программ по целенаправленному включению родителей в процесс развития речи детей практически нет.
Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, словарь и грамматический строй. Связь между этими компонентами огромна.
Каждое явление языка имеет две неразрывно связанные между собой стороны: внутреннюю - значение - и внешнюю - звуковой состав.
Появлению слов - предложений предшествуют стадии крика и лепета. В этот период решается очень важная задача подготовки речевого аппарата для овладения произношением. Произношение требует дифференцированной работы дыхательного аппарата, голосовых связок, языка, нижней челюсти и губ. Различные движения этих органов осуществляются в связи друг с другом в разных сочетаниях. Все движения координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями. По исследованиям А.Н. Гвоздева, ребенок сначала усваивает звуковую сторону родного языка, затем слоговую структуру слова, усваивает интонацию, фразовые ударения. В возрасте 1 года в речи детей появляются однословные предложения, затем предложения из двух слов - корней.
К двум годам предложение увеличивается до трех - четырех слов. Развивается прилагательное подчинение, согласуется именительный падеж с глаголом. К двум с половиной годам ребенок усваивает флексийную систему языка. К трем годам ребенок усваивает грамматическую структуру предложения. К этому возрасту особенно явно проявляется дизонтогенез речевого развития ребенка.
В настоящее время важным вопросом логопедии является диагностика недостатков довер-бального развития, определение параметров для раннего прогноза речевых нарушений, разработка приемов и методов коррекционной работы (О.Е. Громова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова).
Огромную роль в развитии речи ребенка играет речь взрослого. Понимание ребенком обращенной речи способствует становлению фонематического восприятия, развивает активную речь самого малыша, помогает ему в организации и формировании предметных действий.
Именно в первые месяцы жизни формируются слуховые и зрительные реакции, фонематический слух. К концу первого года жизни ребенок начинает общаться с окружающими при помощи активной речи. Общение со взрослыми помогает ребенку в становлении эмоций и социального поведения, движений руки и действий с предметами. Проходят подготовительные этапы развития понимания речи и этапы развития активной речи. Начинают формироваться навыки и умения в режимных процессах.
Проводя исследование при приеме в детский сад детей в возрасте 2 - 3 лет, мы выявили, что у многих детей в карте развития стоит заключение врача-невролога или психоневролога «Задержка речевого развития» и «Задержка психоречевого развития». Часто встречается сочетание такого заключения с диагнозом «Перинатальная патология центральной нервной системы».
Словарный запас детей, имеющих вышеперечисленные диагнозы скуден, составляет несколько общеупотребительных слов и звукоподражаний. Многие родители, сравнивая своего ребенка с другими детьми, начинают проявлять озабоченность недостаточно активной речью малыша.
В связи с этим возникает необходимость повышения логопедической компетенции родителей, особенно имеющих детей, относящихся к так называемой «группе риска».
Исследования М.И. Лисиной показали, что в младенческом возрасте в представлении ребенка о себе главными являются компоненты, связанные с переживанием себя как субъекта практической деятельности и как субъекта общения со взрослым. Для появления предпосылок самосознания необходимо возникновение взгляда, ищущего оценку ребенка как субъекта своих действий. Недостаточно активная речь взрослого замедляет формирование психики ребенка и средств коммуникации. Задерживается развитие предметной деятельности и самосознания. Эффективный способ развития доречевой коммуникации ребенка - эмоциональное общение и игра.
При использовании речевых игр, обыгрывании детских стихов, потешек, пестушек устанавливаются и поддерживаются доверительные отношения, стимулируется «комплекс оживления», развивается зрительное и слуховое восприятие. В общении ребенка со взрослым происходит стимуляция звуковой активности малыша, формируются предпосылки к активной речи, нормализуется психомоторное развитие.
Современная коррекционная педагогика закономерно ставит проблему ранней пропедевтической и абилитационной работы с детьми от 0 до 3 лет. Своевременная диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребенка, использовать в полной мере возможности сенситивных периодов становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психомоторного и речевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Нами была составлена программа развития ребенка раннего возраста «Мой малыш», в которой отражены основные направления работы специалиста (логопеда, психолога, дефектолога) с ребенком и родителями.
Программа предусматривает развитие детей в процессе общения ребенка со взрослым, в процессе вовлечения ребенка в учебную, игровую и трудовую деятельность.
Цель программы является всестороннее развитие детей раннего возраста с нарушением психоречевого развития. Задачами программы является развитие понимания обращенной речи взрослого, развитие активной самостоятельной речи ребенка, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений и формирование навыков самообслуживания.
Коррекционный процесс опирается на общедидактические и специфические принципы. Предполагаемые результаты коррекционно-профилактической работы следующие:
■ в работе с детьми:
- овладение полноценными двигательными, познавательными и речевыми навыками;
- выявление индивидуального темпа усвоения развивающего материала;
- легкая степень адаптации к условиям ДОУ;
■ в работе с родителями:
- знакомство родителей с возрастными особенностями и этапами психического развития ребенка;
- организация предметно-развивающей среды для ребенка в семье;
- изменение позиции по отношению к проблемам ребенка;
- в совместной работе ребенка и родителей:
- освоение правильного взаимодействия с ребенком.
Программа предполагает реализацию коррекционно-развивающего процесса в течение года с учетом возрастной периодизации.
Программа реализуется в несколько этапов.
1 этап - диагностический. Диагностика нервно-психического развития детей (составлена Э.Л. Фрухт, К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной).
2 этап - составление индивидуальной программы развития ребенка (по модели, разработанной лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами развития, ГНУ «Институт кор-рекционной педагогики РАО», зав. лабораторией профессор Е.А. Стребелева).
3 этап - коррекционная работа (составление учебно-тематического плана на основе диагностики).
Коррекционный процесс делится на три блока.
1 блок «Малыш». Предусматривает следующие направления работы:
1. Комплексное обследование ребенка с целью выявления уровня психомоторного и речевого развития.
2. Составление индивидуальной программы развития и коррекции.
2 блок «Родители»:
1. Психодиагностика родителей с целью выявления позиции родителей по отношению к воспитанию проблемного ребенка.
2. Участие родителей в подготовке занятий с ребенком.
3. Организация индивидуальных и групповых консультаций и тренингов для родителей по вопросам развития ребенка, разрешения проблемных ситуаций в семье, динамики развития ребенка, проведении занятий дома.
3 блок «Малыш и мы»:
1. Организация совместных занятий с детьми и родителями.
2. Организация групповых занятий «Мама, папа, Я».
В детском саду № 101 г. Таганрога постоянно работает консультативный пункт для родителей, имеющих детей младенческого и раннего возраста.
Родители имеют возможность получить консультации по любым проблемам в развитии ребенка у таких специалистов, как логопед, дефектолог, психолог, инструктор по лечебной физкультуре.
Программа «Мой малыш» была апробирована в работе «Маминой школы» и родительского клуба «Семицветик» и показала положительные результаты в развитии детей.
Г.Н. Кобякова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Сегодня как никогда остро стоит проблема речевой агрессии, в том числе и в школе. И касается это не только учеников, но и учителей. В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка [19].
Агрессивное отношение к действительности формирует агрессивную социальную среду, агрессивную логосферу, которая формирует социум, активно воздействуя на него. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современный человек оценивает вербальную агрессию как менее опасную, чем агрессию физическую. Однако нельзя согласиться с тем, что речевая агрессия не несет в себе реальной угрозы. Во-первых, грубое слово может причинить моральные страдания, а во-вторых, речевая агрессия часто является первым шагом на пути к агрессии физической. И этот факт нужно учитывать специалистам, работающим в детских учреждениях. Лояльно оценивая речевую агрессию («Так говорят сейчас все»), мы должны отдавать себе отчет в том, что именно эта лояльность не даст нам возможности изменить нашу речь и общение в целом.
Исследователи вербальной агрессии отмечают тот факт, что она стала особенно актуальной для постперестроечного периода русского литературного языка, когда в речи даже образованных