УДК 616.89
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ:
ПРОБЛЕМАТИКА И КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Е.Ю. Емельянова, Т.И. Иванова, О.Е. Крахмалева, М.А. Шарамкова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет»
Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»
Аннотация. В статье представлен обзор симптомов и возрастная динамика аутизма, принципы психолого-педагогической коррекции, методы и приемы развития альтернативной коммуникации у детей с РАС. Приведено клиническое наблюдение ребенка с данной патологией.
Ключевые слова. Ранняя помощь, расстройства аутистического спектра, коррекционная работа.
EARLY CHILD'S AUTISM: PROBLEMS AND CLINICAL CASE E.Yu. Yemelyanova, T.I. Ivanova, O.E. Krakhmaleva, M.A. Sharamkova
Abstract/ The article presents an overview of the symptoms and age dynamics of autism, principles of psychological and pedagogical correction, methods and techniques for developing alternative communication in children with ASD. The clinical observation of a child with this pathology is given.
Keywords. Early help, autism spectrum disorders, remedial work.
На сегодняшний день мы наблюдаем рост количества детей с «аутизмом». Большая их часть составляют дети с состояниями из так называемого «аутистического спектра». Распространённость «истинного аутизма» (синдром Каннера) за последние годы не изменилась и составляет 5-10 детей на 10000. При постановке данного диагноза важно помнить, что стереотипные действия, интересы и нарушение коммуникации - еще не аутизм. Часто отмечается, что дети с синдромом Каннера не социализируется, даже при раннем выявлении и максимальной реабилитации. Не смотря на широкое освещение синдрома Каннера в мировой литературы, большая ее часть посвящена раннему инфантильному аутизму.
У детей с данным состоянием до года отмечается нормальное развитие. Первые проявления проявляются в период с года до 1 года 3 месяцев и заключаются в следующих признаках: дети не реагируют на обращения, не просятся на руки, не различают «своих» и «чужих», долго смотрят в «одну точку», не следят за указательным жестом, проявляются интерес больше к предметам, чем к людям. Дети с нормальным развитием с раннего детства выясняют функцию предмета, то есть понимают для чего он, что с ним можно сделать. У детей с синдромом Каннера нет стремления понять, как использовать предмет. Они проявляют интерес к внешним признакам (форма, цвет), к звуку, им издаваемому. Частные характеристики преобладают над функцией вещей, их предназначением. Поэтому они выкладывают игрушки в ряды, классифицируя по какому-либо признаку (цвету, форме). Иными словами аутисты не понимают, как играть с игрушкой. Не имея
способности к воображению и творчеству, они не способны к формированию игры, а значит, не могут строить осмысленных взаимоотношений со сверстниками, в которых игровая деятельность является основой коммуникации. Непонимание смысла событий, сути вещей приводит к отрицанию всего нового, феномену «тождества», одному из основных признаков аутизма. Дети с аутизмом не используют содержательных жестов, так как не понимают их значения. Навыки самообслуживания усваивают, но часто не используют самостоятельно. Много парадоксальных проявлений: неприятие конкретных звуков обычной громкости при спокойном отношении к более громким (симптом псевдоглухоты), нет «естественных» страхов при необъяснимых «паниках», необходимость присутствия матери при отсутствии симпатии к ней. Мать воспринимается как «механизм», обеспечивающий стабильность и безопасность. Речевое развитие протекает без выраженной задержки. К 2 м годам появляется фраза-штамп без информационного содержания и обращения (симптом фонографа), по сути, механическое звуковоспроизведение раннее услышанного. Наличие речи - один из основных критериев дифференциальной диагностики с алалией и умственной отсталостью. Организовать себя дети не могут, целенаправленной продуктивной деятельности у них нет, нет осознанности в выполняемых действиях. Не осознавая себя, они не используют местоимение «Я» в речи, не выделяют себя из «внешнего мира». В целом нет понимания «живого» и «не живого». У них не развиты интуиция и эмпатия. Действия по аналогии не доступны, что значительно затрудняет процесс обучения. Они живут в мире «букваль-
ности» (например, на сказанное им выражение «уносят ноги», действительно ищут ноги, которые уносят), неспособны воспринимать образы. По сути, мышление у таких детей «предметно-действенное». Динамики в развитии у них не наблюдается. Становясь взрослыми, они не меняются, оставаясь такими же, как в детстве.
Синдром Аспергера встречается крайне редко. Можно отметить некоторое смысловое несоответствие термина «аутистическая психопатия», который часто используется как синоним. Психопатия отражает патологию характера, а аутизм имеет в своей основе нарушение мышление. Кроме того, само понятие «высокофункциональный аутизм» вызывает вопросы. Тем не менее, характерными чертами для этого состояния являются: отсутствие эм-патии и интуиции, не способность к быстрой импровизации, не понимание контекста и подтекста. Такие дети чрезмерно правдивы, серьезны, замкнуты, утрированно правильны. Хотя у них есть привязанность к людям, но отмечается «дефект» в чувствах. Сутью данного состояния является биологический дефект.
Диагностическая или коррекционная работа с детьми с РАС в значительной степени отличается от взаимодействия с детьми, не имеющих данного состояния. Особенности начинаются с организации пространства вокруг ребенка. В кабинете должно быть минимальное количество предметов и мебели, полное отсутствие пособий, за исключением тех. Которые необходимы в данный момент для работы. Обязательно сначала следует период наблюдение за его поведение и кругом интересов, и только потом взаимодействие. Занятия начинаются с фокусирования взгляда на одном предмете, иначе обучение и диагностика невозможны. Используется холдинг-терапия, которую часто относят к радикальным, шоковым методам. В более мягких вариантах подойдет игра в «гляделки» или появление какой-нибудь вещи из-за препятствия (листа бумаги, коробки). Хорошо, если предмет яркий и звучащим. Важно, чтобы глаза ребенка были на уровне глаз специалиста. Любые «прятки» (скрывать предмет и показывать его) способствуют развитию прогнозирования.
В своей работе всегда следует идти от интересов и комфорта ребенка. Там, где он сел, должно быть его рабочее место. Для обучения или диагностики используются «любимые игрушки» (по сути, вещи, которыми ребенок часто манипулирует или просто носит с собой). Через них же в дальнейшем происходит медленное расширение деятельности ребенка через демонстрацию, какие еще действия можно производить (например, катать или кидать). Формирование словаря так же идет от любимого предмета, используя его описание или действия с ним. Важна похвала за «правильную» реакцию.
Снаружи на двери кабинета обязательно должно быть цветное фото кабинета и специалиста на уровне глаз ребенка. Он должен точно знать, что находится в комнате при входе в него. Важно знать все значки и картинки, к которым привык ребенок дома. Они облегчают взаимодействия, а иногда являются единственным способом ориентировки в пространстве (только разместив на дверце шкафа наклейки, которая использована дома, можно дать понять, что одежда или письменные принадлежности находятся там). Так же все вещи ребенка должны быть подписаны его именем или порядковым номером, присвоенным ему в группе/классе. Если не знает букв или цифр, то использовать фото ребенка на его вещах (себя узнает всегда). Фотографии с изображением находящегося внутри шкафа, комнаты должны быть повсюду. Все должно быть предсказуемо для ребенка.
Одним из важных направления является работа с сенсорными системами. Для развития тактильной сферы используют нейробику, приучение к разным текстурам. Часто негативизм на «новое» сохраняется длительно, тем не менее, данные занятия следует продолжать. Необходимо организовать места, где будут зоны для стимуляции разных видов сенсорики, так и наоборот, создающие дефицит стимулов для них. Например, наушники с играющей музыкой и наушники, изолирующие звук. По сути, мы добавляем сенсорных ощущений при их нехватки, изолируем - при переизбытке. При этом ориентируемся по поведению ребенка: например, старается ли он произвести звуки или, наоборот, закрывает уши. Необходимо помнить об индивидуальном подходе и точности стимуляции. У каждого ребенка «свое» прикосновение: кто-то отталкивает легкое прикосновение к плечу, но просит сжать кисть.
Для переключения внимания и завершения задания без крика лучше использовать условный ограничитель (музыка играет, пока ребенок делает задание). Важно заранее готовить детей к смене режима, предстоящим событиям. Важно расписание занятий, календари, чтобы все вещи были на своих местах.
Дети с аутизмом не используют жесты, в том числе «да/нет». Специалистам наоборот необходимо подкреплять все слова и просьбы жестами. Нужно уточнить какие жесты использует мама. Специалисты дублируют друг друга, работая над одной и той же темой, действием. Желательно в работе использовать блиссимволику (интернациональная семантическая языковая система).
Используется ТЕАССН - коррекция: фотографии каждого этапа действия (как сварить кашу). Эрго-терапия (сенсорная интеграция): адаптация окружающего пространства под нужды ребенка. Иными словами, необходимо менять пространство вокруг, а не приспосабливать
ребенка к нему. В работе специалисты используют детский жестовый язык, систему социальных истории и «Step by step». Широко распространены в работе АВА-терапия, PECS -система. Последняя методика используется для формирования альтернативного способа общения, когда вместо слов используются карточки с изображениями. Возможность объяснить ребенку просьбу, а ему выразить свое желание, уменьшает поведенческие нарушения, способствует лучшей организации учебной и повседневной деятельности, и главное, способствует развитию интеллекта и мышления. Параллельно с альтернативной коммуникацией продолжается работа над формированием речи.
Дети с аутизмом или РАС требуют особого подхода и длительных занятий. Суть их обучения: сломать или переписать сложившийся стереотип, а так же создать новый. Важно помнить, что все дети с аутизмом разные и работают разные методы в разном возрасте.
Приводим клиническое наблюдение данной патологии.
Сергей С. 2009 г.р. Наследственность психопатологически, со слов матери, не отягощена. Воспитывается матерью единственным ребенком, родители развелись в 2-летнем возрасте мальчика. На момент рождения ребенка отцу 27 лет, матери 23 года. У обоих родителей высшее образование. Мать работает кондитером. Отец в армии не служил по медицинским противопоказаниям, работал в сфере IT-технологий. Отношения с ребенком поддерживал. Со слов матери, по характеру отец замкнутый, неразговорчивый, малообщительный. Родился от 1 благоприятно протекающей желанной беременности. Роды 1 в 40 недель с дородовым излитием околоплодных вод. Плацентарная недостаточность компенсированная, маловодие. ЦМВИ. ВПГИ, токсолатентное течение. 3680 гр., оценка по Апгар 7/8 баллов. БП - 11 ч. 20 мин., воды светлые. Выписан из родильного дома был на 5-е сутки с ДЗ: Церебральная ишемия 1 ст., синдром возбуждения. Кефалогематома правой теменной кости. На НСГ в 1 мес. без структурных изменений. Наблюдался неврологом с перинатальным поражением ЦНС, синдромом двигательных нарушений. До года часто закатывался до появления признаков цианоза. Практически все время находился на руках, сильно плакал, если мама его отпускала. Психоречевое развитие проходило с задержкой: сидит с 6 мес., ходит с 1 г. 2 мес., первые слова в 4 года, фразовая речь к 6 лет. До 2,5 лет мать каких-то особенностей в развитии не выделяла, за исключением отсутствия речи и нежелании гулять на улице. Ребенок о своих желаниях сообщал жестами, мать не игнорировал. Ближе к 3-м годам отмечался регресс в развитии: перестал отзываться на свое имя, внимание к
игрушкам не привлекалось. На громкие звуки реагировал «сильными истериками». Повторял одни и те же действия. К взрослым и детям интереса не проявлял. Ближе к 4 годам начал посещать общеобразовательный детский сад, часто утром плакал, с детьми не контактировал. Ничем не занимался, был сам по себе, игры в виде манипуляций с игрушками. Попытки заговорить со стороны детей или взрослых игнорировал. Иногда по утрам капризничал, мог кинуть что-нибудь, заплакать, закричать, иногда бил по стене руками. Режим в целом в детском саду соблюдал, оставался на тихий час. Навыки самообслуживания на тот момент были сформированы. Привязанность к матери не проявлял, обнимал ее только по просьбе. Выполнял простые просьбы. Умел читать, писать печатными буквами, знал цифры. Дополнительно занимался с логопедом. Отмечалась избирательность в еде: ел только картофельное пюре, макароны, суп с сухарями, чай, конфеты. Любую другую пищу отвергал. В новых местах остался нормально, но быстро терял интерес, начинал кричать и плакать, просился домой. На тот момент говорил фразой, некоторые слова часто употреблял невпопад, не по теме разговора. С детьми и со взрослыми контакта не поддерживал. Новые навыки не мог запомнить продолжительное время, затем неожиданно они проявлялись сами. После ПМПК в 5 лет начал посещать группу для детей с ЗПР, не адаптировался, плакал, отношения с воспитателями не сложились. Проходил в течение 8 месяцев, занимался с дефектологом, который с мальчиком общий язык не нашла. Мать забрала его из детского сада. Затем занимался с психологом в центре «АРТ», в центре «Вдохновения» на занятиях по общему развитию. В частную школу пошел в 2017 г. ПМПК рекомендовала общеобразовательную программу. Адаптировался в классе длительно. Не мог привыкнуть к детям, шуму, плакал, закрывал уши, ломал ручки. Постепенно к обстановке в классе стал относиться спокойнее. Программу в целом усваивает, но много времени занимается дома с мамой и репетитором. На летних каникулах продолжает занятия: повторяет материал, разбирает наперед.
Из перенесенных заболеваний: в 1,5 года -лечение с ларинготрахеитом, стенозом гортани 2 ст. В 2 г. в амбулаторной педиатрической карты отмечено, что развивается по возрасту. В 2 г. 8 мес. - ЗРР, группа риска по ОНР 1 уровня (алалия), рекомендована консультация психиатра. Со слов матери, проходили курсы лечения кортексином каждые 3 месяца без динамики в развитии. На другие ноотропы - выраженное эмоциональное возбуждение в период приема препаратов. С 2014 г. наблюдается с ЗПРР. ЧМТ, операции, судороги мать отрицает.
Врачом-психиатром наблюдается с июля 2013 г. (с 4 лет 8 месяцев). На протяжении всего периода наблюдения получал ноотропную терапию. Корректоры поведения никогда не назначались. При первичном обращении мать ребенка предъявляла жалобы на отсутствие активной речи, эмоциональные нарушения, обращенную речь понимает не полностью. Ам-булаторно выставлен предварительный диагноз: Расстройство экспрессивной речи. При повторном обращении в июне 2014 г. жалобы были на речевые нарушения, отсутствие контакта с детьми; на вопросы отвечает фразами из мультфильмов; называет себя в 3-м лице, уши закрывает на громкие звуки, ест только пюре, суп. Для уточнения диагноза в отношении органического расстройства личности ^ 07) был направлен в дневной стационар.
В Психиатрическом дневном стационаре (ПДС) для детей и подростков впервые проходил лечение с ноября 2015 г. по февраль 2016 г. На момент поступления ребенку было 6 лет. Мать предъявляла жалобы: «нет контакта с детьми и взрослыми, говорит о себе в 3-м лице, не выделяет мать, эхолалии, истерики на любые запреты. Смотрит одни и те же мультфильмы. Разговаривает фразами из них, отвечает не по вопросу, нет сложной игры. Совершает однотипные движения - «проходит» мимо предмета, пытаясь коснуться его носом, машет руками». В психическом состоянии при поступлении: Контакт формален. При привлечении внимания на вопросы отвечал не всегда по существу односложно. Отмечаются речевые автоматизмы, говорил заученными фразами. В поведении неусидчив. Обращенную речь понимает достаточно. Внимание неустойчивое, часто отвлекался на игрушки либо предметы в кабинете. Словарный запас достаточный для его возраста. Речь простой фразой в 2, реже в 3 слова. Эмоционально невыразителен. Эмоции практически не проявляет. Фон настроения ровный. Мышление слабой продуктивности в обычном темпе. С заданием на 4 лишний справлялся частично. Верно смог выделить обувь среди головных уборов, будильник среди посуды. Обобщил категорию овощи, фрукты. С заданиями на парные аналогии на наглядном материале справлялся частично: в случае выделения еды для лошади, норы для лисы; при вербальном предъявлении инструкции справился только в случае «часы - время, градусник - температура». Задание на различие понятий провести не удалось. Верно смог назвать предметы в комнате и на рисунке. Восприятие не нарушено. Самостоятельно написал цифры до 25, некоторые буквы, свое имя. Чтение словами преимущественно механическое, смысл прочитанного понимал не всегда. Знал цвета, переходные оттенки. Память, интеллект в норме. Острой психопродуктивной симптоматики на момент осмотра не выявле-
но. В отделении адаптировался быстро, пребыванием в нем не тяготился. Режим соблюдал, замечаний по поведению не получал. В поведении неусидчив, периодами гиперакти-вен (бегал по коридору от стены к стене). С детьми не общался, интереса к совместным играм не проявлял. Часто перебирал лото с растениями. Называл каждое из них (яблоко, груша, малина, клубника...) по просьбе обобщил их в группы (ягоды, фрукты). Часто отказывался от выполнения заданий или игр. В контакт вступал избирательно, задания выполнял по желанию, чаще во время игры. Во время игры в мягкий конструктор назвал фигуры: «круг, треугольник, квадрат, цилиндр, куб, параллелепипед». Самостоятельно написал «Неля Александровна», окончание отчества «...ндровна» писал под диктовку. Выполнял простые просьбы, понимал простые инструкции (возьми, сдвинь вправо.), избирательно отвечал на вопросы. Узнавал лечащего врача, останавливался во время движения по коридору, улыбался в ответ. Мог подойти и обнять, любил сидеть на коленях, смелся при щекотании. Часто прочитывал надписи вокруг него (имена сотрудников, названия кабинетов, книг в игровой комнате). Игры носили преимущественно манипулятивный характер, катал машинки, перебирал лото. Редко наблюдался простой сюжет (машина проезжает на знак светофора). Получал лечение гопантеновой кислотой 750 мг в сутки. Был проконсультирован доцентом кафедры психиатрии, к.м.н. ДЗ: Аутистическое расстройство.
Повторное лечение в ПДС с июля по сентябрь 2016 г. Жалобы сохраняются. С прошлой госпитализации мать отмечала положительную динамику в состоянии: начал лучше говорить, чаще смотреть в глаза, уменьшились эхола-лии, менее эмоционально стал реагировать на запреты, речь стола более эмоциональной, сопровождал ее жестикуляцией. В отделении с детьми по-прежнему не общался. Сюжетной игры практически не демонстрировал. На попытки привлечь к заданиям отказывался. Если настаивать, становился замкнутым, отстраненным. По сравнению с предыдущей госпитализацией стал чаще отвечать по существу заданного вопроса, реже использовал в речи фразы из мультфильмов. Если спрашивать его совместно с другим ребенком, который давал ответы быстрее, проявлял обиду, расстраивался. Реагировал на похвалу и внимание. Проявлял желание конкурировать. По сравнению в прошлой госпитализацией отмечается положительная динамика в развитии: меньше эхололий и речевых автоматизмом, чаще отвечает по сути, эмоции стали более дифференцированными, улучшился контакт. Лечение получал ноотропами (гопантеновой кислотой в возрастной дозировке).
Следующая госпитализация май - июнь 2017 г. При поступлении жалобы со стороны матери: избегает контактов с детьми, сохраняются эпизоды эхолалии, не всегда отвечает на поставленные вопросы, периодически говорит о себе в третьем лице, с трудом может описать свои эмоции, сохраняются страхи перед шумом (пылесосом), быстрая утомляемость. Во время беседы: На вопросы отвечал большей частью по существу, иногда «застревал» на одной теме, переставал отвечать на вопросы (подробно рассказывал о посещение аквапар-ка вместе с матерью, при этом вопросы не затрагивающие эту тему игнорировал). Ответы чаще односложные, реже простой фразой из двух-трех слов. Отмечались речевые автоматизмы, редкие эхолалии. В поведении неусидчив. Оглядывается по сторонам, часто меняет положения тела, сидя на стуле, перебирает пальцы. Внимание неустойчивое, истощаемое. Мышление в обычном темпе. В отделении увлекался просмотром детских книг, иногда комментируя вслух прочитанное. В коллективных играх не участвовал, чаще отмечались мани-пулятивные игры с различными игрушками, машинками. По сравнению с прошлой госпитализацией стал искать внимания взрослых, сам проявлял инициативу в разговоре в отношении выбора темы, проявлял больше эмоций, стал меньше сторониться детей. На ЭЭГ отмечались умеренные изменения биоэлектрической активности дизритмического типа в виде полиморфной, полиритмичной активности а = 40 мкВ с ирритационным компонентом; негрубые вспышки групп полиритмичной активности (те-та-альфа) лобно-центрально-височных отведениях. Вспышки групп острых волн в теменно-затылочных отведениях. При ГПВ - усиление фоновой активности, условно-
пароксизмальные эквиваленты в лобно-центральных отведениях и височных справа. Отчетливых межполушарных различий и очаговости нет. Эпиактивность не проявилась. ЭХО-ЭС - данных за смещение м-эхо нет.
С июня по август 2018 г. (возраст 8 лет 7 мес) проходил лечение в отделении интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков («стационар на дому»). Мать предъявляла жалобы на избегание контактов с детьми, иногда эпизоды эхолалии, быструю утомляемость. В психическом состоянии сохраняются редкие эхолалия или речевые штампы, не связанные с темой разговора. Развернутых ответов на вопросы не дает, некоторые вопросы игнорирует. Проявляет больше эмоций: улыбается, смущается, смеется. При успешном выполнении задания радуется. Иногда отказывается выполнять - «не знаю», после демонстрации и разъяснений выполняет верно. Слог выполнить задания на логическое мышление на возраст 6-7 лет. Уловил принцип последовательности и добавил
недостающие части. Собрал последовательные картинки из 4-5 частей. Сравнение двух понятий выполнял только с помощью взрослого. Скрытый смысл метафор, поговорок не объяснил. Сам проявлял инициативу в общении, рассказывал о чем-то или демонстрировал на рисунки. Старался привлечь внимание врача, когда тот разговаривал с матерью пациента. Если мама его ругала, настраивался, мог заплакать. Иногда на приеме, если разговор матери с врачом затягивался, настойчиво просил уйти (тянул мама из кабинета, повторял просьбу уйти). Если она не реагировала, расстраивался, иногда становился раздражительным, начинал злиться. Лечение получал Neuroxi 50 мг/мл утром №10, Phenybuti 0,25 по 1 таблетки 2 раза в день (при приеме 3 раз в день отмечались выраженная плаксивость).
Таким образом, на протяжении всего периода наблюдения (с 6 до 8,5 лет) отмечается значительная положительная динамика в отношении эмоциональной сферы и развития мышления. При первых поступлениях ребенок не проявлял эмоций, не интересовался детьми, со взрослыми общался избирательно, часто после привыкания, не реагировал на похвалу или замечания. Организовать или привлечь мальчика к каком-либо занятию не получалось. Демонстрировал знания на более старший возраст, особенно относительно названий предметов и явлений. Большая часть имеющихся знаний носила характер механического запоминания без понимания сути или значения информации. В дальнейшем стал чаще привлекать внимание взрослых, постепенно начал проявлять интерес к общению, откликаться на реакцию взрослого на его действия (похвала, замечания), старался заслужить поощрение. Стал легче контактировать с незнакомыми взрослыми. С детьми по-прежнему не общается, но проявляет интерес. Может наблюдать за их игрой, начинает конкурировать за похвалу взрослого при выполнении заданий.
Отмечается значительный прогресс в отношении развития мышления. На возраст 6 лет ребенок был способен провести обобщения, более простые исключения (один из предметов относился к другой обобщающей категории, например, овощ среди фруктов). Задания на аналогии выполнял неравномерно, часто мозаично. Отвечал на более сложные примеры, в простых вариантах не справлялся с заданием. В дальнейшем стал выполнять более сложные варианты заданий на исключение, смог объяснять свой выбор. Аналогии проводил как в сложных, так и простых случаях. В последнюю госпитализацию смог понять задания на последовательность и закономерность. Хотя смысл метафор и пословиц на данный момент не понимает, мышление ближе к абстрактно-логическому типу, чем к конкретно-образному.
Речевое развитие по данным обследования логопедом с общего недоразвития речи II уровня перешло на III; дизартрия сохраняется на данный момент. При патопсихологических исследованиях на протяжении всего периода наблюдения оценить интеллектуальное развитие с помощью методики Д. Векслера (WISC) не было возможным в связи с нарушениями эмоционально-волевой сферы, особенностями коммуникации. Были выделены следующие общие особенности: интеллект мозаичен, имеет неравномерную структуру формирования. Мыслительные операции сформированы неравно-
мерно. Выявлен неравномерный, несколько замедленный темп психической работоспособности, трудности при сосредоточении и распре-распределении внимания, истощаемость. Объём непосредственного и опосредованного запоминания снижен. Личностные особенности характеризуются нарушениями эмоционально -волевой и мотивационной сферы, отображающимися в наличии проявлений психического инфантилизма: эмоциональной лабильностью, недостаточным уровнем самооценки и самоконтроля, инертностью личностной рефлексии, неспособностью к длительным волевым усилиям.
Признаки аутизма. Информация для родителей.