Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала школьника в педагогическом процессе'

Развитие творческого потенциала школьника в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1637
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична

В статье раскрываются концептуальные основы развития творческого потенциала современного школьника. Излагается необходимая педагогическая стратегия действия, включающая в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веретенникова Людмила Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала школьника в педагогическом процессе»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Л.К. Веретенникова

Аннотация: В статье раскрываются концептуальные основы развития творческого потенциала современного школьника. Излагается необходимая педагогическая стратегия действия, включающая в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: творческий потенциал школьника, педагогический процесс, развитие личности, факторы развития личности, готовность личности к развитию творческого потенциала, педагогическое сопровождение, педагогическая диагностика творческого потенциала.

Summary. The article is about conceptual ideas of modern pupils' creative development. The article tell us about necessary educational strategy in creative developing which includes: principles, conditions, models and mechanisms for pupils' creative developing.

Keywords: pupils' creative potential, educational process, personality development, factors of personality development, personality readiness to creative potential development, educational accompaniment; pedagogical diagnostic of creative potential.

В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях реформирования общества. В этой связи повышается роль и значение школы и учителя, особенно начальных классов, в формировании творческих способностей и реализации потенциальных возможностей ученика. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в современной школе невозможен без нового содержания образования, выявления и развития креативности обучающихся.

В рамках реализации программы «Столичное образование», созданы возможности для осуществления опытно-экспериментальной работы, позволяющей познакомить учащихся, начиная с 1 класса, с миром творчества, сформировать у них творческое воображение, мышление; предоставляющей возможность постоянно развиваться на протяжении всей их школьной жизни, осваивая универсальные способности и формируя психические процессы: мышление, рефлексию, волю, память. Они одновременно являются компонентами, характеризующими качество образования.

Важнейшим показателем качества образования и уровня развития младшего школьника в условиях развива-

73

74

ющего пространства и среды является согласованность дидактической, методической и антропологической составляющих, где дидактическую составляющую мы рассматриваем как концепцию и структуру образования, под методической понимаем набор методик, в том числе компьютерных средств; под антропологической — основные личностные образования и способности, которые формируются в педагогическом процессе.

Предпринятый нами анализ тенденций развития образовательного процесса в соответствии с потребностями общества показал, что все большую актуальность приобретает идея развития творческого потенциала обучаемых, причем в выборе средств для ее реализации усиливается акцент на задаче повышения собственной активности учащихся. Произошло существенное обогащение функций образовательного процесса: помимо обучающей, воспитывающей и развивающей, четко обозначилась функция ориентирования обучаемых на творческое саморазвитие.

Практическая реализация данной функции образовательного процесса выступает как формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала, способности к созданию, творению нового, которой обладает человечество в целом и каждый человек в силу своей принадлежности к человеческому роду. Согласно разработанной нами концепции творческий потенциал человека является одним из ключевых педагогическим понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и реализацией ее сущностных сил (Л.К. Веретенни-кова, Р. Р. Главатских и др.).

Систематизация накопленного теоретического материала показала, что творческий потенциал личности, являясь достаточно сложным образованием, в настоящее время изучается с позиций различных научных подходов. Анализ существующих подходов к определению понятия творческого потенциала личности позволил сделать ряд обобщений, касающихся понимания его сущности и возможных путей его развития. Мы в своих исследованиях определяем творческий потенциал ин-тегративным образованием, имеющим системную организацию и сложную структуру с позиций целостного понимания личности. Рассматривая творческий потенциал как родовое сущностное свойство человека, мы признаем его дихотомичность, выступающую как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение природных и социальных, иррациональных и рациональных, наддеятельностных и деятельнос-тных, объективных и субъективных, предактуальных и постактуалъных составляющих, имеющих как внешний, так и внутренний план осуществления. Подчеркивая динамический характер данного личностного свойства, мы делаем вывод о таких его характеристиках, как динамичность и изменчивость, возможность его актуализации, развертывания и совершенствования.

Нами сформулирована концептуальная идея развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе. Ее суть состоит в том, что педагогическая стратегия воздействия на личность обучающегося с целью развития его творческого потенциала средствами образования должна быть трансформирована в задачу формирования у учащегося готовности к творческому саморазвитию.

В процессе исследования для реализации концептуального замысла определена необходимая педагогическая стратегия действия, включающая в себя принципы, условия, модели и механизмы. Ядро концепции составляют основные понятия: творческий потенциал человека, развитие творческого потенциала, готовность учащегося к развитию своего творческого потенциала, развивающее образовательное пространство; принципы развития творческого потенциала, критерии диагностики уровня развития творческого потенциала и готовности учащегося к его развитию. Результатом являются: модель образовательного процесса, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащегося (цели, принципы, содержание, технологии, педагогические условия, результат); характеристика функциональ но-компонентного состава готовности учащегося к развитию творческого потенциала и кри-териально-уровневая характеристика исследуемой готовности; механизм становления готовности как интегра-тивного свойства личности в аспекте устойчивости; структурно-функциональная характеристика развивающего образовательного пространства.

Исследуемая готовность к формированию и проявлению творческого потенциала является сложным динамическим образованием, имеющим определенную структуру качеств, свойств и состояний, позволяющих субъекту более или менее успешно осуществлять преобразовательную деятельность или проявлять творческую активность, а каждый из составляющих ее элементов может быть описан через критериальную базу структурно-компонентного состава.

Исходя из того, что готовность к развитию творческого потенциала как активно-действенное состояние личности отражает состояние предстоящей задачи и условия ее выполнения, мы определили компонентный состав структуры готовности учащегося к развитию своего творческого потенциала: мотивационный, содержательный (ориентационно-знани-евый), операционно-действенный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный компоненты (табл.).

Из таблицы видно, что структура готовности учащегося к развитию своего творческого потенциала многоаспектна и многокомпонентна. На основе анализа исследований, а также результатов опытно-экспериментальной работы, научно-практических разработок наших докторантов, аспирантов, можно утверждать, что каждый из компонентов готовности учащегося к развитию творческого потенциала выполняет свои функции. Между компонентами существуют определенные функциональные связи и зависимости, обеспечивающие ее целостность и проявляющиеся в специфике процесса ее формирования, обусловливающие разноуровневость и неодновременность становления компонентного состава этого интег-ративного качества.

Динамическая сторона исследуемого явления характеризует готовность как состояние, которое формируется по механизму установки на разных уровнях осознанности, эмоционально переживается, закрепляется и, принимая форму смысловой или социальной установки, обеспечивает доминирование определенной системы ценностных ориентации личности.

75

Таблица.

Структура готовности учащегося к развитию творческого потенциала

Ф

Компоненты готовности Функции компонента Критериальная характеристика компонентного состава готовности личности

1 2 3

Мотивационный Мотивационная Потребность в творческом саморазвитии; мотивы интереса, долга, ответственности; ценностное отношение к человеку, к творчеству, к собственным творческим возможностям

Содержательный (ориенттационно -знаниевый) Ориентационная Знания о феномене творчества, закомернос-тях творческого процесса; системные знания о мире и представления о месте человека в нем; убеждения в творческой преобразовательной миссии человека; знание методов творческой деятельности (сенектика, морфологический анализ)

Операционно-действенный Практический Умения и навыки, необходимые для творческой деятельности, способность к творческой деятельности, умения и навыки конструктивного взаимодействия в социальном окружении в процессе творчества

Эмоционально-волевой Регулирующая Особенность протекания эмоционально-волевых процессов, способность к волевой саморегуляции

Рефлексивный Оценочная Способность к рефлексии

#

76 Анализ процессуальной стороны готовности обусловливает процесс синергетической взаимосвязи осознаваемого и неосознаваемого компонентов психики в процессе формирования готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала, необходимости учета этой взаимосвязи при организации образовательного процесса. «Синергия» (греч.) означает содружество, сотрудничество, взаимное усиление влияния двух или нескольких элементов, превышающее действие каждого из них в отдельности. Синергия в осуществлении нашего концептуального замысла проявляется в следующем:

— в обращении к различным сферам психики, регулирующим поведение и деятельность человека (к сознанию и неосознаваемым ее компонентам);

— в признании различных уровней осознания состояния готовности личности к развитию своего творческого потенциала (неосознанного, слабо осознаваемого и сознательного);

— в использовании разных каналов трансляции и восприятия педагогического влияния и информации (рационального и эмоционального);

— в применении методов педагогического воздействия, адресованных к разным уровням сознания.

В процессе исследования было установлено, что педагогическое обеспечение формирования готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности состоит в следующем: выполняет мотивационную, информационную, технологическую функции и направлено на решение ряда педагогических задач. Назовем среди них следующие:

— актуализация потребности учащихся в развитии своего творческого потенциала, создание условий для ее реализации;

— ориентация мотивационной сферы учащихся на развитие своего творче ского потенциала;

— трансляция знаний о способах творческой деятельности и способах само развития;

— обучение умениям и навыкам творческого саморазвития.

Педагогическое сопровождение названного процесса направлено на создание необходимых психолого-педагогические условий эффективности названного процесса гуманистической ориентации педагога, благоприятной атмосферы для свободной коммуникации в ходе учебно-познавательной деятельности, учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся и других. Оно также включает в себя специальные средства организации (ориентирование учебно-познавательной деятельности на комплекс личностных характеристик учащихся; выявление содержания субъектного опыта учеников, организацию учебного материала, предоставляющую ученикам возможность выбора содержания и способов проработки учебных заданий, побуждение учащихся к рефлек-

сивной деятельности, включение их в деятельность на творческом уровне, организацию групповой работы); направлено на диагностику (наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, интервьюирование, анализ выполненных учащимися работ); определяет педагогический результат как сформированную потребность обучаемых в творческом саморазвитии; способность воспринимать себя как источник творчества; умение конструктивно общаться с окружающими; активное участие в различных видах деятельности на творческом уровне; адекватную самооценку на основе осуществления рефлексивной деятельности.

Другое направление состоит в разработке путей совершенствования содержания образования в целях эффективного формирования готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала. В ходе теоретического и практического анализа установлено, что ими являются: гуманитаризация содержания учебных предметов, включение в содержательный обучения школьных дисциплин 77 аспектов самообразования и учебного исследования, включение в учебный план специальных факультативных курсов психолого-педагогической поддержки развития личности. Специальные курсы, различаясь содержанием, ориентацией на возраст обучаемых, учетом индивидуально-психологических особенностей конкретных учащихся, имеют общие целевые установки, методику проведения и критериальную базу результативного компонента.

К эффективным приемам обогащения содержания обучения, способствующим решению поставлен-

78

ной задачи формирования у обучаемых готовности к развитию своего творческого потенциала, относятся: обеспечение личностной значимости содержания для учащихся; раскрытие ценностного смысла содержания обучения; опора на содержание субъектного Обучаемых; создание всем школьникам условий для творческого ос-содержания, для более полной самореализации, соблюдение добровольности и создание ситуаций выбора, а также ответственности за свой выбор; эмоциональная поддержка, нравственное насыщение информационного материала и ситуации его освоения (поиска, открытия, творения); включение в содержание обучения психогигиенической компоненты (курсов по аутогенной технике самовоздействия, технике релаксации) в целях оптимизации индивидуальных и групповых психических состояний; обогащение содержания обучения знаниями о творчестве, сущности, закономерностях и способах осуществления творческого процесса, информацией о личности человека-творца и о творческих открытиях человечества. Третьим направлением является теоретический и практический поиск возможностей трансформации образовательной среды в развивающее образовательное пространство, в котором актуализируется потребность в творческой самореализации и становится востребованной готовность личности к развитию своего творческого потенциала. Анализ показал, что образовательное пространство приобретает развивающую направленность в результате целенаправленной педагогической деятельности, а не возникает стихийно. Развивающим по отношению к субъектам образовательное

пространство становится, если выполняет гуманистическую, собственно развивающую, психогигиеническую функцию и способствует самоопределению за счет наличия психологически безопасной атмосферы, принятия «человеческой инаковости» и предоставления субъектам возможностей творческой самореализации. Субъективной характеристикой образовательного пространства является психологический климат, отражающий самочувствие субъектов, стиль и тон их взаимоотношений. Объективными показателями образовательного пространства выступают ценностно-смысловая и технологическая целостность. Оформление образовательной среды в развивающее пространство требует специальной подготовки педагогов для обеспечения ценностно-смыслового и теоретико-технологического единства. Выполнить данную задачу способны гуманистически ориентированные педагоги, с развитой способностью к рефлексии и владеющие приемами создания положительного психологического климата.

Длительная опытно-экспериментальная работа в ряде российских университетов (МГОПУ им. М.А. Шолохова, МПГУ, УдГУ, ИжГТУ, КГУ и др.) в контексте данной научной проблематики показала, что необходима специальная подготовка студентов и педагогов к развитию творческого потенциала учащихся. Такая подготовка многоаспектна и требует теоретического просвещения педагогов с целью формирования у них мотивации, знаний и убеждений, а также организации исследовательского и рефлексивно-творческих практикумов для обеспечения личностного и профессионального роста.

Изучение структурных компонентов, характера соотношения природной и социальной, рациональной и иррациональной составляющих— творческого потенциала будущих учителей привело авторов к выводу о необходимости и возможности разработки технологий его развертывания, выстраивания эффективных путей его развития и формирования. С этой целью творческий потенциал рассматривается в динамике, предлагаются методики определения уровней его проявления, степени реализации. В структурно-содержательном плане творческий потенциал личности студента отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности, а также комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. Образовательное пространство эффективно выполняет функцию актуализации и подкрепления ситуативной готовности студентов к развитию своего творческого потенциала. Если в арсенале приемов его создания важное место занимают наряду с педагогическими методами обращения к сознанию, приемы эмоционального влияния, адресованные к неосознаваемой сфере психики.

Решение задачи развития творческого потенциала обучаемых в образовательном процессе как формирования у них готовности к творческому саморазвитию и создания развивающего образовательного пространства обусловило необходимость определения структуры последнего, в которую нами включены следующие компоненты: ценности и смыслы его субъектов (педагогов и учащихся), характер взаимодействия субъектов, определяе-

мый целями, содержанием и технологиями образовательного процесса, и социально-психологическая атмосфера взаимоотношений его участников.

Установлено, что интегративными характеристиками образовательного пространства выступают: целостность как ценностно-смысловое единство, согласованность как технологическое единство, психологический климат (как самочувствие субъектов, стиль и тон их взаимоотношений). Качественное своеобразие интегративных характеристик развивающего образовательного пространства состоит в том, что они имеют гуманистическую и психогигиеническую направленность, носят характер педагогической поддержки.

Предпринятое нами моделирование образовательного процесса в школах №№ 972, 1512, 1968 г. Москвы показало, что образовательный процесс способствует эффективному развитию творческого потенциала учащихся, если:

— структура целей образовательного процесса включает в себя государственную цель-заказ как обеспечение качественного усвоения на творчески-преобразующем уровне обязательного объема знаний, умений и навыков, определенных государственным образовательным стандартом, а также подготовку конкурентоспособных на рынке образования и труда выпускников;

— цель личности обусловлена потребностью освоения методологии творче ского самосовершенствования и овладения технологией творческой само реализации;

— цель — формирование готовности обучающихся к развитию и реализации своего творческого потенциала как обеспечение согласо-

79

ф

80

ванности и взаимосвязи выделенных выше двух предыдущих структурных компонентов цели образования, обусловливающее эффективность образовательного процесса в решении актуальной проблемы, стоящей перед системой образования на данном историческом этапе общественного развития.

Для реализации сформулированных в модели целей образовательного процесса определены необходимые принципы его организации и педагогические средства. В их число вошли:

а) принципы гуманизации, гуманитаризации, демократизации, учета взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в поведении и деятельности человека, развивающей и личностно-ориентированной направленности обучения, принципы системности и по следовательности;

б) содержание, представленное знаниями о психологии и педагогике саморазвития, о специфике творчества, о творческом подходе в решении частных и общих, учебных и личностных задач, об аксиологическом аспекте творчества человека; а также представления о творческой самодетерминации личности, о творческом потенциале человека и современных данных о способах его эффективного развития, психотехнологий решения креативных задач и ситуаций;

в) технологии, ведущим признаком которых является направленность:

— на обучение способам творческого решения задач и проблем;

— актуализацию субъектного опыта школьников;

— предоставление участникам образовательного процесса субъ-

ектной позиции, способствующей их самоопределению;

— обеспечение благоприятного психологического климата, демократической атмосферы взаимодействия;

— обучение навыкам конструктивного взаимодействия и творческой самореализации; оказание педагогической поддержки, стимулирования личностного роста и развития обучаемых;

— гармонизация психического состояния, формирование установки на творческую самореализацию;

г) педагогические условия. В их число вошли: компетентность педагогов в управлении развитием творческого потенциала учащихся; индивидуальный подход к учащимся, активизация их личностного развития; обеспечение учащимся субъектной позиции, предоставление возможности самоопределения в образовательном процессе; диалогический, фаси-литаторский стиль педагогического общения; благоприятный психологический климат; создание на основе образовательного процесса развивающего образовательного пространства, признание его учащимися фактором собственного развития.

Выявлены также условия, при которых образовательное пространство приобретает развивающую направленность. Это происходит, если:

— приоритетами образовательного процесса выступают: признание самоценности всех его участников; целостный взгляд на ребенка, направленность развивающего влияния образовательного процесса на все сферы, а не только на интеллект личности (на эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную);

— формирование готовности учащихся к творческому саморазвитию

ф

для реализации их творческого потенциала в структуре целей образования;

— субъекты образовательного процесса достигли ценностно-смыслового единства (по целям — гуманистически ориентированного, по технологиям обучения — развивающего, по содержанию обучения — гуманитарно насыщенного);

— субъектам в образовательном процессе предоставлены возможности для творческой самореализации, обеспечивающие самоопределение и стимулирующие потребности в творческом самовыражении.

Основными направлениями работы по созданию развивающей среды и ее влиянию на формирование творческого потенциала являются:

— интеллектуальное развитие обучающихся (мышление, память, творческое мышление, речь), повышение их креативности;

— социально-психологическое развитие, предполагающее понимание и принятие себя и других, взрослых и детей, повышение уверенности в себе;

— физическое развитие, связанное с развитием двигательной активности, моторики ребенка;

— коммуникативное развитие как средство приобретения приемов эффективного общения и взаимодействия с другими;

— введение и отработка новых видов интеллектуальной работы, освоение учениками методов творческой деятельности;

— снятие барьеров, ограничений, препятствующих развитию креативности;

Этим предопределяется стремление изменить среду.

В основу работы педагогического коллектива по данному направлению

положены следующие принципиальные положения: сохранение физического, психического здоровья учащихся и применение здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе; создание креативной среды, обусловленное принятием личности каждого ученика.

Реализация целей и задач осуществлялась в несколько этапов на протяжении ряда лет (2000-2006 гг.). Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что решение задач развития творческого потенциала личности с начальной школы необходимо осуществлять в условиях развивающей среды, позволяющей оптимально учитывать психофизиологические особенности каждого учащегося, существенно повысить конкурентоспособность выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения. — Шадринск, 1996.

2. КрутецкийВ.А. Проблема способности в психологии. — М., 1971.

3. Развитие творческой активности jj школьников / Под ред. А.М. Матюш-кина. — М., 1991.

4. Веретенникова Л.К., Ускова Г.А. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала младших школьников: Учебное пособие. — Ч. 1. — М., 2008.■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.