Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста'

Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПОТРЕБНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭРУДИЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / COMPETENCE / MUSICAL AND PERCEPTUAL COMPETENCE / MODEL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC / NEED / MUSICAL ERUDITION / EMOTIONAL RESPONSIVENESS / INTERPRETATION OF MUSICAL PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Китаева Рената Рамилевна

В статье характеризуется старший дошкольный возраст как благоприятный период для развития музыкально-перцептивной компетенции, которая проявляется в сформированных действиях, позволяющих ребенку адекватно воспринимать музыкальное произведение и эмоционально реагировать на него, словесно интерпретировать свои представления по поводу воспринятого. Авторы анализируют идеи, выработанные в литературных источниках, на основе которых обосновывают понимание сущности музыкально-перцептивной компетенции, подходов к ее характеристике, модели и содержания ее компонентов. Детальная характеристика методов исследования дает широкое представление о способах, с помощью которых изучена исследуемая компетенция. Большое внимание уделено рассмотрению данных эмпирического этапа исследования, в котором участвовало 68 детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа эмпирических данных, полученных от дошкольников, составлена психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции обследованных детей старшего дошкольного возраста. В ней отражается низкий рейтинг музыки в составе занятий в области познавательной деятельности дошкольников и их низкая музыкальная эрудированность в сочетании со средним уровнем эмоционального реагирования на музыку и высоким уровнем словесной интерпретации своих представлений по поводу прослушанного в игровой ситуации. В результате комплексной психолого-педагогической диагностики авторы констатируют, что у дошкольников выявлены все компоненты музыкально-перцептивной компетенции, соответствующие созданной модели. Однако психолого-педагогическая характеристика исследуемой компетенции показывает, что большинство компонентов в основном представлены низким и средним уровнями развития (за исключением поведенческого компонента, единственно выявленного в игровой ситуации и представленного высоким уровнем). На основе представленного анализа и психолого-педагогической характеристики выявлены дискуссионные моменты и обоснована перспектива исследования и развития музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical characteristics of musical and perceptual competence of senior preschool children

The article describes the senior preschool age as a favorable period for the development of musical and perceptive competence, which is manifested in formed actions that allow a child to perceive the musical work adequately, to respond to it emotionally, and to interpret their ideas about the perceived music. The authors analyze the ideas developed in literary sources, on the basis of which they substantiate the understanding of the essence of musical and perceptual competence, approaches to its characteristic, model and content of its components. A detailed description of the research methods gives a broad idea of the ways in which the mentioned competence is studied. Much attention is paid to the data of the empirical phase of the study, which involved 68 children of senior preschool age. Based on the analysis of empirical data obtained from preschoolers, the psychological and pedagogical characteristic of musical and perceptive competence of the surveyed children of senior preschool age is created. It reflects the low rating of music on the lessons in the field of cognitive activity of preschool children and their low musical erudition, combined with an average level of emotional response to music and a high level of verbal interpretation of their ideas about what they heard in the game situation. As a result of complex psychological and pedagogical diagnostics the authors state that all the components of musical and perceptive competence corresponding to the created model are revealed among preschool children. However, the psychological and pedagogical characteristic of the competence shows that most of the components are mainly represented by low and medium levels of development (with the exception of the behavioral component, the only one identified in the game situation and represented by a high level). On the basis of the presented analysis and psychological and pedagogical characteristic the authors reveal the debatable moments and substantiate the prospect of the study and development of musical and perceptive competence of senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варданян Ю.В., Китаева Р.Р. Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vardanyan Yu.V., Kitaeva R.R. (2019). Psychological and pedagogical characteristics of musical and perceptual competence of senior preschool children. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/86PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 159.954-053.4(045) ГРНТИ 15.81.21

Варданян Юлия Владимировна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Зав. кафедрой «Психологии», профессор Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8261-6543 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=285212 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400

Китаева Рената Рамилевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсвьева», Саранск, Россия

Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1018407

Психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье характеризуется старший дошкольный возраст как благоприятный период для развития музыкально-перцептивной компетенции, которая проявляется в сформированных действиях, позволяющих ребенку адекватно воспринимать музыкальное произведение и эмоционально реагировать на него, словесно интерпретировать свои представления по поводу воспринятого. Авторы анализируют идеи, выработанные в литературных источниках, на основе которых обосновывают понимание сущности музыкально-перцептивной компетенции, подходов к ее характеристике, модели и содержания ее компонентов.

Детальная характеристика методов исследования дает широкое представление о способах, с помощью которых изучена исследуемая компетенция. Большое внимание уделено рассмотрению данных эмпирического этапа исследования, в котором участвовало 68 детей старшего дошкольного возраста.

На основе анализа эмпирических данных, полученных от дошкольников, составлена психолого-педагогическая характеристика музыкально-перцептивной компетенции обследованных детей старшего дошкольного возраста. В ней отражается низкий рейтинг

музыки в составе занятий в области познавательной деятельности дошкольников и их низкая музыкальная эрудированность в сочетании со средним уровнем эмоционального реагирования на музыку и высоким уровнем словесной интерпретации своих представлений по поводу прослушанного в игровой ситуации.

В результате комплексной психолого-педагогической диагностики авторы констатируют, что у дошкольников выявлены все компоненты музыкально-перцептивной компетенции, соответствующие созданной модели. Однако психолого-педагогическая характеристика исследуемой компетенции показывает, что большинство компонентов в основном представлены низким и средним уровнями развития (за исключением поведенческого компонента, единственно выявленного в игровой ситуации и представленного высоким уровнем). На основе представленного анализа и психолого-педагогической характеристики выявлены дискуссионные моменты и обоснована перспектива исследования и развития музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: компетенция; музыкально-перцептивная компетенция; модель; психолого-педагогическая характеристика; потребность; музыкальная эрудиция; эмоциональная отзывчивость; интерпретация музыкальных представлений

Введение

Детство - это благоприятный период для эффективного развития личности, который характеризуется быстрыми изменениями (физическими, эмоциональными, когнитивными, социальными и др.). Если воспитание и образование ребёнка дошкольного возраста осуществляется эффективно, то у него своевременно формируются базовые компетенции личности (социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая и физическая). Именно они позволяют успешно осваивать программу последующих ступеней, уровней и видов образования, а также оказывают сильное влияние на его дальнейшую жизнь.

Вопрос о сущности компетенций продолжает оставаться нерешенным и дискуссионным на протяжении последней четверти века. С учетом того, что в данном исследовании компетенция является одним из основных понятий, уточним его с опорой на понимание, приведенное И.А. Зимней и включающее «все интеллектуальные, личностные качества, психологические характеристики человека, которые способствуют освоению содержания обучения и его последующей деятельности» [1, с. 20].

Некоторые авторы рассматривают в единой связке компетенции и компетентность. Так, обобщая представления о диалектике компетенций и компетентности, Ю.В. Варданян приводит разновидности педагогической компетентности и констатирует, что «обоснованы соответствующие им компетенции (профессиональные, академические, общие, в том числе ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, переносимые, метапрофессиональные, надпрофессиональные, ядерные и др.)» [2, с. 11]. Аналогично (с учетом конкретного содержания) выявлено и исследовано множество других вариаций указанной связки.

Дошкольный период - это время активного вхождения в социум, развития базовых культурных компетенций. На основе анализа выявлено, что в этом контексте подробную характеристику получила «социально-перцептивная компетенция, которая составляет функциональный компонент компетентности личности, реализуемый в процессе взаимодействия и обеспечивающий адекватное восприятие себя и окружающих» [3, с. 13]. В то же время социокультурный опыт перенимается ребенком путем непосредственного взаимодействия с людьми, а также путем взаимодействия с социокультурными достижениями, к которым относятся музыкальные произведения. Этим вызван интерес к исследованию музыкально-перцептивной компетенции. Она проявляется в наличии сформированных

https://mir-nauki.com

действий, позволяющих адекватно воспринимать музыкальное произведение и эмоционально реагировать на него, словесно интерпретировать свои представления по поводу воспринятого.

В наиболее обобщенном понимании «Музыкально-перцептивная компетенция личности - это умение адекватно воспринимать и эмоционально реагировать на музыку, а также способность к словесной интерпретации музыкальных представлений» [4, с. 35]. В данном исследовании музыкально-перцептивная компетенция ребёнка трактуется нами как определенная система функций, которые приобретаются в процессе повседневной жизни (на основе житейского музыкально-перцептивного опыта) и целенаправленного музыкального воспитания (на основе музыкальных знаний, умений и навыков), реализуются в музыкально-перцептивных действиях (восприятие и понимание музыки, эмоциональное реагирование на неё, интерпретация своих музыкальных представлений), позволяют успешно воспринимать и понимать музыкальное искусство.

Главным условием развития музыкально-перцептивной компетенции является накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых опыта общения с музыкой, как в повседневной жизни, так и процессе целенаправленного воспитательного процесса. Анализ показывает, что обоснован этнокультурный подход с учетом особенностей его реализации в системе дошкольного образования (Е.Н. Киркина и Н.Г. Спиренкова [5]) и педагогического сопровождения развития дошкольников (Л.М. Захарова [6]); выполнены диссертационные исследования, в которых решена теоретическая проблема отличия восприятия музыки (С.Н. Петросьян [7]) от музыкального восприятия (Т.Г. Рубан [8]); созданы и успешно реализованы программы «Творческая академия» (Ю.А. Афонькина [9]), «Синтез» (Т.Г. Рубан [10]) и др., в которых большое внимание уделено освоению развивающего потенциала музыки. Это подтверждает наличие интереса к методологическим, теоретическим и технологическим проблемам поиска путей совершенствования процесса приобщения дошкольников к восприятию и пониманию музыки.

Необходимо отметить, что скорость развития музыкально-перцептивной компетенции зависит от индивидуальных свойств психики ребенка, возрастных особенностей, а также от характера внешнего воздействия. Детально изучены проблемы эмоциональной отзывчивости в современном музыкальном образовании (И.С. Кобозева и Н.И. Чинякова [11]), художественно-интерпретационной компетентности современного педагога-музыканта (И.Е. Молоствова [12]), что позволяет использовать выработанные идеи для изучения особенностей зарождения и развития этих свойств личности в дошкольном возрасте.

В процессе развития музыкально-перцептивной компетенции у дошкольника происходит формирование потребностей и мотивов, направленных на установление коммуникативных связей с музыкой; развивается музыкальный вкус, музыкальные способности; происходит знакомство с идеалами, эталонами высокого искусства; осваиваются способы выражения своей оценки воспринятого произведения на основе приобретенного музыкального опыта.

Для эффективного развития музыкально-перцептивной компетенции дошкольников необходима ее качественная психолого-педагогическая характеристика, что способствовало выдвижению задачи по ее созданию. Исследовательский процесс выстроен на основе идеи Г.А. Урунтаевой и Е.Н. Гошевой о психолого-педагогической характеристике как стратегии изучения воспитателем дошкольника, которая «позволяет получить наиболее полную и обобщенную информацию о нем в рамках номотетического (оценка продвижений ребенка) и идеографического (качественное описание индивидуальности ребенка) подходов» [13, с. 21]. Эта информация также дополняется с учетом сведений, получаемых от родителей детей (законных представителей) и других педагогических работников.

Рассмотрим возможность оценки сформированности компетенций в целом и музыкально-перцептивной компетенции - в частности. Б.И. Бортник с коллегами предупреждают о сложности подобной оценки, т. к. некоторые характеристики формулировок компетенций (обобщенность, емкость и многозначность смысла, заложенного в них) усиливают субъективность в их интерпретации, в связи с чем «можно ставить вопрос только об их оценке с помощью небольшого числа ранговых показателей, границы между которыми сильно размыты» [14, с. 160]. Для конструктивного разрешения возникающих сложностей Ю.В. Варданян и В.С. Карапетян отмечают, что «конкретная компетенция становятся важнейшим предметом мониторинга, поэтому от понимания ее сущности, структуры и содержания зависит адекватность и точность средств, применяемых в процессе ее мониторинга» [15, с. 60]. Следовательно, для адекватной оценки сформированности музыкально-перцептивной компетенции необходимо предварительно создать модель, раскрывающую ее понимание.

Для решения этой проблемы в ходе исследования создана психолого-педагогическая модель музыкально-перцептивной компетенции дошкольника, в которую входят следующие компоненты:

1. потребность в осуществлении коммуникации с музыкальным искусством (мотивационный аспект);

2. музыкальная эрудиция, раскрывающаяся в знаниях различных сведений из области музыкального искусства, понимании замысла композитора, наличии опыта представлений и образов (познавательный аспект);

3. эмоциональная отзывчивость к произведениям музыкального искусства, позволяющая прочувствовать и оценить музыкальный образ, средства его выражения (эмоциональный аспект);

4. адекватное восприятие и словесная интерпретация своих представлений, сложившихся в ходе прослушивания музыкального произведения (поведенческий аспект).

Данная модель легла в основу эмпирического исследования музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста, нацеленного на составление психолого-педагогической характеристики изучаемой компетенции.

Методы

Для эмпирического исследования музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста проведена психолого-педагогическая диагностика ее компонентов с помощью четырех методик:

1. «Расписание» (Н.В. Елфимова) [16, с. 21-25] в авторской модификации, направленное на выявление интересов, мотивов, ценностных ориентаций в области познавательной деятельности дошкольников. С детьми проводилась предварительная беседа, в которой сообщалось о занятиях, существующих в детском саду. В ходе беседы детям демонстрировались иллюстрации и символические изображения занятий. После этого предлагалось составить расписание на 5 дней, по 4 занятия на каждый день. Детям давали бланк с таблицей, в каждую ячейку они зарисовывали символическое изображение того или иного занятия.

2. Беседа (Н.А. Ветлугина) [17, с. 63], сфокусированная на изучении степени музыкальной эрудированности детей дошкольного возраста. Каждому ребенку индивидуально

задавались одинаковые вопросы, направленные на выявление знаний о предназначении музыки, ее представителях, характерных жанрах и средствах музыкальной выразительности. Все вопросы беседы были сгруппированы в 5 групп в соответствии с их содержательной направленностью и оценивались по трехбалльной шкале (3 балла - верный ответ, без помощи педагога; 2 балла - верный ответ, но при помощи педагога или ответ не совсем точный; 1 балл - неверный ответ).

3. Наблюдение за детьми в процессе восприятия музыки (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) [18, с. 124], позволяющая анализировать процесс восприятия детьми музыки и выявлять характерные психологические особенности эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. Фиксация наблюдений за детьми осуществлялась помощниками экспериментатора (студентами и педагогическими работниками) на специально подготовленных бланках. Степень эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку определялась по таким критериям, как: отношение дошкольника к процессу слушания музыки; экспрессивно-мимическое выражение эмоций в процессе восприятия; сопровождение музыки движениями; эстетическая оценка музыкального произведения; вербальная оценка; время реакции на музыку.

4. Игровая ситуация (Г.А. Урунтаева, Т.И. Ерофеева, Р.Г. Казакова) [20, с. 154], используемая для оценки адекватности восприятия музыки и словесной интерпретации своих представлений, сложившихся в ходе прослушивания. Согласно ситуации, на музыкальное занятие «приходили в гости» два клоуна (Пьеро и Арлекин). Детям следовало узнать каждого клоуна по звучащей музыке, выбрать карточку с его изображением, которая, по их мнению, соответствовала герою, звучащему в музыкальном произведении, и наклеить изображение на бланк.

Базой эмпирического исследования стал «Центр развития ребенка - детский сад № 2» г. Саранска. В исследовании участвовало 68 детей старшего дошкольного возраста.

Результаты

На основе данных, полученных с помощью методики «Расписание», составлен общий рейтинг занятий, отражающих интересы, мотивы и ценностные ориентации в области познавательной деятельности обследованных детей (см. рис. 1).

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

I Музыка

I Окружающий мир

Плавание I Математика I Физкультура Английский язык Рисование Чтение Информатика

Занятия в детском саду

Рисунок 1. Данные оценки детьми общего рейтинга занятий в области познавательной деятельности (составлено авторами)

Страница 5 из 10

86PSMN219

Итоги нисходящего рейтинга показали, что лидирующую позицию (первое место) дети старшего дошкольного возраста отдают физкультуре, а далее следуют информатика, математика, окружающий мир, чтение, рисование, музыка, плавание и замыкает рейтинг английский язык. Анализ показывает, что музыка не занимает лидирующую позицию и находится на седьмом месте в рейтинге, включающем девять позиций выбора.

Данные, полученные с помощью беседы, характеризуют степень музыкальной эрудированности обследованных детей старшего дошкольного возраста по следующим критериям:

1. Степень понимания функций музыки (вопросы № 1, 2, 3). Полученные эмпирические данные показали, что дошкольники в целом осознают функции музыки (средняя оценка - 2,2 балла, в основном средний уровень). Среди ответов по преимуществу выделяются следующее: «Петь, танцевать, учиться играть на музыкальных инструментах», «Передавать эмоции».

2. Уровень осведомленности дошкольников о классической музыке (вопросы № 4, 5). Полученные данные показывают, что обследованные дошкольники не знают данное понятие, ранее не соприкасались с классической музыкой (средняя оценка - 1 балл, низкий уровень).

3. Знания дошкольников о композиторах (вопрос № 6). Анализ показывает, что наибольшая часть обследованных дошкольников не знает композиторов (средняя оценка - 1,1 балла, низкий уровень).

4. Знания дошкольников о музыкальных жанрах и стилях (вопрос № 7). Полученные данные показывают, что обследованные дошкольники не имеют представлений о музыкальных жанрах и стилистике музыки (средняя оценка - 1 балл, низкий уровень).

5. Уровень знаний дошкольников в области средств музыкальной выразительности (вопросы № 8, 9, 10). Из ответов следует, что большое количество обследованных дошкольников не знает о средствах музыкальной выразительности (средняя оценка - 1,2 балла, в основном низкий уровень).

В результате проведенной беседы обнаружено, что дошкольники недостаточно музыкально эрудированны и в основном имеют слабые знания по предложенному кругу вопросов.

Данные, полученные в результате наблюдения за детьми в процессе восприятия музыки, характеризуют психологические особенности эмоциональной отзывчивости на музыку обследованных дошкольников по следующим критериям:

1. «отношение дошкольника к процессу слушания музыки» - средний уровень: результаты показали, что лишь часть дошкольников испытывали чувство удовольствия в ходе восприятия музыкального произведения;

2. «экспрессивно-мимическое выражение эмоций в процессе восприятия» - средний уровень: часть дошкольников ярко мимически реагировали на музыку, а у большинства преобладает средний уровень;

3. «сопровождение музыки движениями» - средний уровень: большая часть дошкольников ярко реагировала на звучащую музыку, хлопали, пританцовывали, остальные же сохраняли неподвижное состояние, внешне не проявляли чувства и эмоции, но были сосредоточены на процессе восприятия;

4. «эстетическая оценка музыкального произведения» - средний уровень: дошкольники способны произвести эстетическую оценку произведению, но только при помощи педагога;

5. «вербальная оценка» - средний уровень (данный критерий дополняет предыдущий, выявляя способность детей к высказыванию своего мнения по поводу ранее воспринятого): дошкольники способны высказывать свое мнение по поводу прослушанного в вербальной форме, но имеют небогатый словарный запас для выражения оценочных суждений и их доказательства;

6. «скорость реакции на музыку» - средний уровень: полученные эмпирические данные показывают, что крайне редко кто-то из детей реагировал сразу, в процессе слушания, а большинство детей реагировали более отсрочено, выражая реакцию лишь после процесса слушания.

Результаты наблюдения показали, что большая часть дошкольников эмоционально реагируют на музыку и в целом этот компонент музыкально-перцептивной компетенции имеет в обследованной группе средний уровень развития.

Данные, полученные с помощью игровой ситуации, показывают, что все дети безошибочно выполнили данное задание и смогли пояснить свой выбор. Это подтверждает, что все дошкольники адекватно воспринимают характер звучащей музыки и могут словесно интерпретировать свои представления по поводу прослушанного.

Обсуждение и выводы

Анализ полученных эмпирических данных позволил составить психолого-педагогическую характеристику музыкально-перцептивной компетенции обследованных детей старшего дошкольного возраста. В ней показано, что низкий рейтинг музыки в составе занятий в области познавательной деятельности дошкольников и их низкая музыкальная эрудированность сочетаются со средним уровнем эмоционального реагирования на музыку и высоким уровнем словесной интерпретации своих представлений по поводу прослушанного музыкального фрагмента в игровой ситуации. Таким образом, в результате проведенной комплексной психолого-педагогической диагностики подтверждено, что у дошкольников выявлены все компоненты музыкально-перцептивной компетенции, соответствующие созданной модели. В то же время детализация психолого-педагогической характеристики исследуемой компетенции обследованных дошкольников показывает, что большинство компонентов в основном представлены низким и средним уровнями развития. Исключение составляет единственно выявленный в игровой ситуации поведенческий компонент, который представлен высоким уровнем развития.

Таким образом, перед педагогом в процессе дальнейшего музыкального воспитания встает ряд задач, связанных с развитием разных аспектов музыкально-перцептивной компетенции:

• заинтересовать дошкольников музыкой, создать потребность в общении с ней (мотивационной аспект);

• познакомить детей с классической музыкой, продемонстрировать ее образцы, изучить музыкальные жанры и стили, ознакомить со средствами музыкальной выразительности (познавательный аспект);

• прививать любовь к музыке, раскрепостись детей для того, чтобы они смогли проявлять свои чувства открыто; научить их самостоятельно производить

эстетическую оценку прослушанному музыкальному произведению (эмоциональный аспект);

• произвести работу с дошкольниками по пополнению словесного багажа, способствующего выражению впечатлений от музыки и интерпретации музыкальных образов как в игровых ситуациях, так и вне игры (поведенческий аспект).

Для решения этих задач обоснована необходимость в проектировании, организации и реализации модели психолого-педагогического сопровождения деятельности, обеспечивающей успешное развитие музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Важность решения этих задач обусловлена тем, что наличие развитой музыкально-перцептивной компетенции определяет степень освоения ребенком музыкального опыта предшествующего поколения и создает условия для его плавного вхождения в культурно-музыкальную жизнь социума.

Дискуссионными остаются вопросы качества стихийного развития в дошкольном детстве основы музыкально-перцептивной компетенции детей, растущих в условиях преобладания массовой музыкальной культуры и разной насыщенности жизни эстетически ценными музыкальными произведениями; определения путей развития способности дошкольника воспринимать и понимать музыкальное искусство, избирательно реализовать свои музыкальные предпочтения в разных сферах жизни; обоснования модели психолого-педагогического сопровождения деятельности, обеспечивающей развитие музыкально-перцептивной компетенции детей старшего дошкольного возраста и сохранение ее устойчивости на последующих ступенях, уровнях и видах образования, что значительно расширяет перспективу исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. - № 4 (4). - С. 16-31.

2. Варданян, Ю.В. Изучение психологии как источник развития субъекта профессионально-педагогической компетентности [Текст] / Ю.В. Варданян // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10. - С. 10-14.

3. Варданян, Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. -2015. - № 3 (23). - С. 12-16.

4. Китаева, Р.Р. Генезис представлений о музыкально-перцептивной компетенции личности [Текст] / Р.Р. Китаева // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. по материалам Международн. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Ю.В. Варданян. - 2018. - С. 33-39.

5. Киркина, Е.Н. Реализация этнокультурного подхода к образованию дошкольников [Текст] / Е.Н. Киркина, Н.Г. Спиренкова // Перспективы науки. -2018. - № 7 (106). - С. 115-119.

6. Захарова, Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 5. С. 161-167.

7. Петросьян, С.Н. Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности: дис. ... к.псих.н.: 19.00.07 [Текст] / С.Н. Петросьян. -Ставрополь, 2003. - 136 с.

8. Рубан, Т.Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки в условиях взаимодействия искусств: дис. ... к.псих.н.: 19.00.07 [Текст] / Т.Г. Рубан. - М., 1998. - 113 с.

9. Афонькина, Ю.А. «Творческая академия»: программа развития способности к творческой деятельности у старших дошкольников [Текст] / Ю.А. Афонькина // Методист. - 2012. - № 4. - С. 64-67.

10. Рубан, Т.Г. Развитие музыкального восприятия у детей на основе взаимодействия искусств. Программа «Синтез» [Текст] / Т.Г. Рубан // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее: материалы международн. научн-практ. конф. / гл. ред. М.Л. Космовская; отв. ред. С.Е. Горлинская, Л.А. Ходыревская. - 2012. - С. 121-124.

11. Кобозева, И.С. Развитие эмоциональной отзывчивости как проблема современного музыкального образования [Текст] / И.С. Кобозева, Н.И. Чинякова // Вестник психофизиологии. - 2016. - № 4. - С. 45-48.

12. Молоствова, И.Е. Художественно-интерпретационная компетентность как профессионально значимая характеристика современного педагога-музыканта [Текст] / И.Е. Молоствова // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2015. - № 3 (11). - С. 25-31.

13. Урунтаева, Г.А. Психолого-педагогическая характеристика как стратегия познания воспитателем дошкольника [Текст] // Г.А. Урунтаева, Е.Н. Гошева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 8 (80). -С. 12-23.

14. Бортник, Б.И. Оценка компетенций: формализация и формалистика [Текст] / Б.И. Бортник, Н.Ю. Стожко, Н.П. Судакова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 160.

15. Варданян, Ю.В. Современные проблемы вузовского этапа мониторинга компетенции [Текст] / Ю.В. Варданян, В.С. Карапетян // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сб. науч. тр. по материалам Международн. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Ю.В. Варданян. - 2018. - С. 58-63.

16. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н.В. Елфимова. - М., 2012. - 120 с.

17. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.

19. Урунтаева, Г.А. Примерные технологии отслеживания развития ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности [Текст] / Г.А. Урунтаева, Т.И. Ерофеева, Р.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2008. - 249 с.

Vardanyan Yulia Vladimirovna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

Kitaeva Renata Ramilevna

Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: [email protected]

Psychological and pedagogical characteristics of musical and perceptual competence of senior

preschool children

Abstract. The article describes the senior preschool age as a favorable period for the development of musical and perceptive competence, which is manifested in formed actions that allow a child to perceive the musical work adequately, to respond to it emotionally, and to interpret their ideas about the perceived music. The authors analyze the ideas developed in literary sources, on the basis of which they substantiate the understanding of the essence of musical and perceptual competence, approaches to its characteristic, model and content of its components.

A detailed description of the research methods gives a broad idea of the ways in which the mentioned competence is studied. Much attention is paid to the data of the empirical phase of the study, which involved 68 children of senior preschool age.

Based on the analysis of empirical data obtained from preschoolers, the psychological and pedagogical characteristic of musical and perceptive competence of the surveyed children of senior preschool age is created. It reflects the low rating of music on the lessons in the field of cognitive activity of preschool children and their low musical erudition, combined with an average level of emotional response to music and a high level of verbal interpretation of their ideas about what they heard in the game situation.

As a result of complex psychological and pedagogical diagnostics the authors state that all the components of musical and perceptive competence corresponding to the created model are revealed among preschool children. However, the psychological and pedagogical characteristic of the competence shows that most of the components are mainly represented by low and medium levels of development (with the exception of the behavioral component, the only one identified in the game situation and represented by a high level). On the basis of the presented analysis and psychological and pedagogical characteristic the authors reveal the debatable moments and substantiate the prospect of the study and development of musical and perceptive competence of senior preschool children.

Keywords: competence; musical and perceptual competence; model; psychological and pedagogical characteristic; need; musical erudition; emotional responsiveness; interpretation of musical performances

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.