2. Bezmenov I.V. Vzaimosvyaz'social'nojpercepciis kognitivnymistilyamistudentov vuzov. Avtoreferat dissertacii... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Guba G.I. 'Etnokul'turnoe vospitaniedoshkol'nikovimladshihShkolnikovvteatral'nojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kursk, 2007.
4. Scherbakova O.S. 'Etnokul'turnoe vospitanie detej i podrostkov na regional'nyh narodno-pevcheskih tradiciyah v usloviyah dosuga: monografiya. Barnaul, 2013.
Статья поступила в редакцию 25.08.16
УДК 371
Slepkina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: junona2006@mail.ru
PRACTICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF FIGURATIVE PERCEPTION OF MUSIC IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF INTONATION PLASTIC. The article discusses practical issues of development of figurative perception of music in older preschool children by means of all kinds of musical activity. The author describes the contents of the three phases of the perception of the image of a piece of music. The work states an idea that plastic intonation is applicable in various types of musical activities and is aimed at enhancing the perception of figurative meanings in older preschoolers. The article highlights two types of musical and plastic activities in the music lesson in preschool. The researcher also presents different methods of plastic intonation with older preschoolers. The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of musical psychology, theory and methodology of music education.
Key words: imaginative perception, perception of music, plastic intonation, types of musical activities, musical and plastic activities.
Ю.В. Слепкина, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,
E-mail: junona2006@mail.ru
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЧЕСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются практические вопросы развития образного восприятия музыки у старших дошкольников посредством всех видов музыкальной деятельности. Раскрывается содержание трех фаз развития восприятия образа музыкального произведения. Обосновывается идея о том, что пластическое интонирование применимо в различных видах музыкальной деятельности и направлено на активизацию образного восприятия старших дошкольников. В статье выделены два типа музыкально-пластической деятельности на музыкальном занятии в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Также представлены различные методы осуществления пластического интонирования со старшими дошкольниками. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке музыкальной психологии, теории и методики музыкального образования.
Ключевые слова: образное восприятие, восприятие музыки, пластическое интонирование, виды музыкальной деятельности, музыкально-пластическая деятельность.
В музыкально-педагогической практике доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на человека на самых разных этапах его жизни. Особенно важными являются впечатления детства, которые глубоко и сильно влияют на личность. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Накопление образных ощущений создает определенную базу знаний, умений, навыков, помогает глубже раскрыть заложенные в ребенке музыкально-творческие способности. Дошкольное детство - период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им специфическую окраску и выразительность.
В старшем дошкольном возрасте дети обладают уже достаточно развитым словарным запасом, имеют некоторый слушательский опыт, обладают элементарными музыкальными умениями и навыками. Следовательно, развитие образного восприятия музыки должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Приоритетным видом музыкальной деятельности в данный возрастной период является слушание музыки. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, постигает «интонационный словарь» разных эпох. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Развитие образного восприятия музыки должно опираться на полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления. Чем шире и многограннее будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже дошкольники будут проникать в авторский замысел, тем больше становится вероятность возникновения у них правомерных
личностных жизненных ассоциаций. В результате процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полнокровным и действенным.
С.Х. Раппопорт выделяет три фазы восприятия образа музыкального произведения:
- предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);
- коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с музыкой, художественное переживание);
- посткоммуникативную (формируются оценка, суждение)
[1].
Двигательный опыт тесно связан с опытом музыкальным. Это очевидно следует из того, какое воздействие оказывает музыка на телесную, двигательную сферу человека. Наиболее ярко связь музыки с движением человека проявляется в народной музыке. И песня, и народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» музыкального произведения, его инсценированием. Именно пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом системы К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актера. Первая ступень восприятия ребенком музыкального образа связана с анализом своего переживания. Дошкольники не путем вербализации, а через активное действие с образом, вокальное, пластическое интонирование музыки проходят путь от себя к образу и от образа к себе. Пластическое интонирование направлено на то, чтобы лучше познать себя и других, вступить в диалог с композитором, стать участником интерпретации, а, следовательно, глубже понять замысел автора. Так, например, дирижирование, жесты,
мимика детей, выражающее ощущение звучащей музыки, отношение к ней, является отражением слышимой ими интонации в широком смысле слова.
На музыкальных занятиях в детском саду дети практически постоянно находятся в движении под музыку: поют и используют мимику и жесты, соответствующие песне, водят хороводы и выполняют несложные характерные движения, разучивают танцевальные движения при постановке танцев. Где же тогда проявляется метод пластического интонирования, и чем он отличается от любого музыкально-ритмического действия на музыкальном занятии?
Особенную важность использование пластического интонирования приобретает при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Язык интонаций, в понимании которого выражается культура чувствования музыкального языка, является для ребенка синкретичным, целостным и поэтому легко проектируется в язык линий и пластики. Успешному отражению в пластике различных граней и оттенков музыкального образа способствует наблюдение детьми старшего дошкольного возраста за каждой интонацией и ее изменением во время звучания произведения. Такое деятельное наблюдение возможно в пластическом интонировании, когда каждая интонация музыкального образа отражается в движении, т.е. интонируется.
Музыкальный язык часто представляет сложность для восприятия и осмысления его старшими дошкольниками в силу еще недостаточной подготовленности и небольшого слушательного опыта детей. Использование пластического интонирования, в котором язык музыкальных интонаций получает пластическое воплощение, позволяет приблизиться к осмыслению музыкального искусства: «Через внешнее...можно разбудить в человеке то, к чему трудно добраться иным способом» [2, с. 26].
Так же, как для актёра «путь к душе персонажа всегда лежит через тело, через движение», путь к осмыслению музыкального образа происходит через пластическое выражение этого образа. В данном контексте интересно высказывание А.Н. Толстого: «Нельзя до конца почувствовать старинную колыбельную песню, не зная, не видя черной избы, крестьянки, сидевшей у лучины, вертя веретено и ногой покачивая люльку. Левая рука прядет волну, правая крутит веретено, и свет жизни только в огоньке лучины, угольками спадающей в корытце. Отсюда - все внутренние жесты колыбельной песни.» [2, с. 309].
Пластическое интонирование, визуально углубляя чувственно-образное содержание музыкального произведения, становится ключом к пониманию языка музыкального искусства и развитию музыкального мышления дошкольников. Но это происходит на музыкальном занятии только в том случае, когда детям предоставляется творческая возможность проявить свое видение музыкального образа самостоятельно, без навязывания чьих-то двигательных реакций и предварительного разучивания движений.
Выделяя аспекты взаимосвязи музыки и искусства движения, следует отметить, что в соответствии с характером взаимосвязи в ней музыкального и пластического компонентов - их иерархической соподчиненности или паритетности - на музыкальном занятии в ДОУ могут быть выделены два типа музыкально-пластической деятельности:
1) вспомогательно-дидактическая, направленная на решение преимущественно технических учебных задач и не предполагающая непосредственного выхода дошкольников на художественно-образное постижение музыки;
2) художественно-образная, когда на первый план в ней выдвигается собственно художественное начало.
Главное предназначение вспомогательно-дидактической музыкально-пластической деятельности - создать наиболее благоприятные условия для развития у детей музыкально-слуховых представлений о пространственно-временных соотношениях в музыке посредством «перевода» этих соотношений в зрительно-наглядные, двигательные формы. К основным разновидностям такого типа могут быть отнесены:
• моделирование звуковысотных, ритмических, динамических и иных соотношений в прослушиваемой музыке посредством определенной системы движений;
• использование в учебных целях разновидностей, так называемых, звучащих жестов (термин К. Орфа): хлопков, шагов, щелчков, шлепков и т. п. [3].
При всем различии этих разновидностей общим для них является то, что для воплощения в движении пространственно-временных характеристик музыки используется достаточно
четко обозначенная педагогом система условных жестов на музыкальном занятии. Ее конкретное содержание зависит от той педагогической задачи, на решение которой она направлена.
В отличие от вспомогательно-дидактической, художественно-образная музыкально-пластическая деятельность предназначена помочь детям выявить возможные связи между музыкой и искусством движения сквозь призму таких категорий, как содержание художественного произведения, его форма, художественный образ, средства художественной выразительности и т. п. Поэтому при развитии образного восприятия детей старшего дошкольного возраста эта деятельность будет более оправдана. К её основным разновидностям могут быть отнесены:
• создание музыкально-пластических композиций на основе прослушиваемых произведений;
• инсценировка разучиваемых песен с использованием пластических средств выразительности [4].
Интонационная природа основных языковых средств музыки предопределена законами человеческого интонирования и, в свою очередь, предопределяет все стороны музыкальной деятельности, в том числе и те, которые осуществляются вне прямого участия собственно «интонирующих» органов человека, в частности, двигательно-пластической сферы. Музыкальный образ подсознательно фиксируется человеком как выразительный жест, который в свою очередь выступает как «внезвуковой эквивалент музыкальной интонации», сохраняющий её энергию, направленность, пространственные очертания; он воспринимается как «молчаливый портрет» интонации. В связи с этим пластическое интонирование содержит в себе предпосылки двоякого рода:
• воплощения музыки в движении (движения под музыку, при котором музыка выступает в прикладной функции);
• познания музыки через движение (движение в музыке, при котором движение выступает в прикладной функции) [5].
Соответственно различают художественно-образные движения, направленные на адекватное отражение: обобщенных характеристик музыки (ее характера, музыкального образа и т.п.) и элементов музыкального языка (динамики, темпа, ритма и т.д.). Учитывая сказанное, при продумывании содержания музыкально-пластических заданий на музыкальном занятии необходимо иметь в виду то, что оно должно представлять собой сопряжение музыкального и пластического компонентов.
В дошкольной музыкально-воспитательной практике возможно использование несколько видов пластического интонирования.
Свободное дирижирование - имитация дирижерского жеста, в котором передан характер звучащей музыки. Предлагая детям представить себя в роли дирижера, можно порекомендовать им дирижировать собственному пению, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни - штрихи, динамику, особенности метра и т. п. Несмотря на то, что свободное дирижирование основано на технике тактирования (отображения такта при помощи жеста), его содержание выходит за его рамки и предполагает музыкальное руководство группой и исполнением музыки. Вступления, расчленения и заключения получают здесь жестикуляционное отображение, приходится следить за процессом развития музыки. Реализовать эту задачу ребенок может разве что в самых общих чертах, поэтому дирижирование и названо свободным, то есть условным. Участие дирижирующего в совместном произнесении текста или в совместном пении облегчает задачу. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес или песен.
Свободное дирижирование связано с возможностью выразить эмоциональное содержание музыкального произведения, его динамику, изменение оттенков, то есть постичь логику эмоционально-образного развития музыки. Такое восприятие является восприятием-переживанием или восприятием-мышлением, в процессе которого ребенок, через активные формы музицирования - разные формы исполнительской интерпретации, открывает личностный смысл.
Имитация игры на музыкальном инструменте. Выразительными движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Калинка», «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов может быть «проинтонировано» движением рук, имитирующим игру на
балалайке, гуслях и баяне и т.д. Имитирование движений руки со смычком скрипки, виолончели передает выразительность и плавность звучания, например, «Мелодии» А. Г. Рубинштейна, пьесы «Лебедь» из «Карнавала животных» К. Сен-Санса.
Пластические этюды. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов. Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан - море синее» к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова), покачиванием рук с воображаемыми цветами дети могут исполнить «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и т. д.
Инсценирование песен. Музыкальный фольклор, как никакой из других видов музыкального искусства, связан с движением, танцем. «Разыгрывание» песен, имеющих изобразительную основу, очень четко дает понять настроение и музыкально-образное содержание, так как их исполнение сопровождается выразительными движениями и отдельных персонажей, и групп учащихся.
Танцевальные движения. Исполнение музыки танцевального характера способствует освоению танцевальных движений -кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах и т. п. В то же время, исполнение танцевальных движений в характере и образном строе музыки тренирует музыкальный слух.
Музыкально-пластическая деятельность во всех своих разновидностях представляет уникальную возможность педагогического наблюдения за индивидуальным музыкальным развитием детей в условиях коллективной деятельности, что, безусловно, важно на музыкальном занятии.
Однако не всякое движение на музыкальном занятии является пластическим интонированием. Пластическое интонирование проявляется в приобретении опыта живого постижения-переживания «интонационно-пластических основ музыкального языка», в стремлении дошкольников с следить за музыкальной интонацией, самостоятельно и осмысленно переводить её в движение,
Библиографический список
выражающем образ. Экспрессивные выразительные движения, в этом случае, являются своего рода внезвуковым эквивалентом музыкальной интонации, способствуя одновременно переводу слуховых впечатлений в эмоциональное переживание. При этом функционирование моторного звена музыкального восприятия, которое, работая на основании единства эмоции и её двигательного выражения, осуществляется как двигательное импровизированное подстраивание к звучанию. Но подобное двигательное «подстраивание» должно быть индивидуальным у каждого конкретного дошкольника. Лишь в этом случае происходит нахождение персонально значимых для ребенка смыслов, рождающих столь же персональные отклики. Необходимая в данном случае спонтанная двигательная реакция на музыку может быть только личностной импровизацией, а не обусловленным внешним научением музыкально-ритмическим упражнением.
Понимая неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог может побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и пластикой. Исполнение музыки движением, жестом, - пластическое интонирование, - помогает дошкольникам почувствовать и воспринять протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыкального образа и проявить себя в творческом поиске.
Таким образом, уникальность пластического интонирования при развитии образного восприятия проявляется в возможности его применения в разных видах музыкальной деятельности - слушании музыки, пении, музыкально-ритмической деятельности, играх, творческих заданиях, а также в возможности педагогического наблюдения за результатом образного восприятия каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. Игровые методы и приемы пластического интонирования содействуют активному вовлечению детей старшего дошкольного возраста в процесс образного восприятия музыки и более яркому проявлению эмоциональной отзывчивости на нее, активизирует мышление и способствует проявлению творческих способностей.
1. Раппопорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. Москва: Музыка, 1982.
2. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников: сборник статей. Под редакцией М.А. Румер. Москва: Педагогика, 1975.
3. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Москва: Советский композитор, 1978.
4. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2004.
5. Волчегорская Е.Ю. Расширение границ восприятия музыки. Музыка в школе. 2004; 3: 31 - 34.
References
1. Rappoport S.H. Kníga po 'estetike dlya muzykantov. Moskva: Muzyka, 1982.
2. Beloborodova V.K. Muzykal'noe vospríyatíe Shkolnikov: sbornik statej. Pod redakciej M.A. Rumer. Moskva: Pedagogika, 1975.
3. Barenbojm L.A. 'Elementarnoe muzykal'noe vospítaníe po sisteme Karla Orfa. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1978.
4. Abdullin 'E.B., Nikolaeva E.V. Teoríya muzykal'nogo obrazovaníya: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2004.
5. Volchegorskaya E.Yu. Rasshirenie granic vospriyatiya muzyki. Muzyka vshkole. 2004; 3: 31 - 34.
Статья поступила в редакцию 05.09.16
УДК 378
Ostapovich O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Psycho-Pedagogical Faculty, Gorno-Altaisk State
University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ostapovich-olga@mail.ru
Miller V.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: millerv@yandex.ru
DIDACTIC OPPORTUNITIES OF WEB QUEST TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF ICT COMPETENCE OF A MODERN TEACHER. The article examines didactic potential of using a web quest technology in the process of formation of ICT-competence of future teachers, identified by the authors in the process of pedagogical research on the use of this technology in the educational process of bachelor students. In the process of the authors' experiment it became possible to determine the following didactic opportunities: management of educational process; organization of independent work; use of interactive teaching methods; evaluation of educational results. The formation of ICT-competence should be based on the change in the organization of training sessions and the inclusion of a specially organized activity of students into the educational process.
Key words: ICT competence, information technologies, web-quest technology, educational process.
О.В. Остапович, канд. пед. наук, доц., декан психолого-педагогического факультета, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский
государственный университет», E-mail: ostapovich-olga@mail.ru
В.В. Миллер, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»,
E-mail: millerv@yandex.ru