Научная статья на тему 'Психология спорта современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности'

Психология спорта современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5141
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТА / СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / SPORT PSYCHOLOGY / SPORT ACTIVITIES / SPORT PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF ATHLETES / COUNSELING ATHLETES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SPORT SPHERE / HIGH PERFORMANCE SPORTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафонов Владимир Константинович

В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной причиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport Psychology modern objectives of scientific and applied psychological support of sport activity

Psychological foundation is determined as systematizing factor of scientific support of sport. The functioning of psychic is defined as the main determinant of functional and psychological traumatizing in exercising and competing sport activities. The objectives of psychological support of athletes training are formulated as the individualizing of sport activity management techniques; the psychological surveillance of the resistance to exercise activities and readiness to compete; the rehabilitation of psychological freshness and functional capacity to work; the individual and group counseling; the optimization of interpersonal climate in sport teams

Текст научной работы на тему «Психология спорта современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности»

[ По материалам V съезда РПО: приглашение к дискуссии ]

УДК 159.9: 796.799(075)

Современные задачи научнопрактического обеспечения спортивной деятельности

В.К. Сафонов

С легкой руки Пьера де Кубертена и его сподвижников в XX веке спорт стал социальным явлением. (С особым удовольствием каждый раз повторяю, что автором термина «психология спорта» является этот знаменитый психотерапевт и основоположник современного олимпийского движения.) Начиная с олимпиады 1936 года, спорт приобрел политическое значение в масштабе всей планеты. В прошлом веке это особенно ярко наблюдалось в 50-80 годы. Сегодня, в XXI веке, мы становимся свидетелями нового взлета социальной значимости достижений спортсменов. В спорт вкладываются огромные финансовые средства, постоянно ведутся научные исследования, все чаще говорится о психологии спорта и спортивных психологах, вновь поднимается вопрос о специализированной подготовке кадров, лицензировании практической деятельности специалистов (с 1982 по 1991 годы научном управлением Спорткомитета СССР проводилась аттестация психологов для работы в сборных командах страны).

Находясь под впечатлением от участия в работе международного конгресса «Медицина спорту - 2011» и V съезда Российского психологического общест-

№ 2 [8] 2012

ва, считаю необходимым включиться в обсуждение актуальных вопросов науки и практики психологии спорта.

Научное обеспечение любой деятельности представляет собой совокупность научно обоснованных мероприятий по учету факторов, прямо или косвенно влияющих на деятельность человека. Спорт является объектом исследования многих научных дисциплин. В сферу интересов спортивной педагогики, например, входит рассмотрение фактов ряда научных дисциплин, обусловливающих конкретные основы спортивной деятельности -педагогические, физиологические, биомеханические, экологические, эргономические и психологические (За-циорский, 1982; Плахтиенко, Блудов,

1983). Названные основы условно делятся на внутренние и внешние по отношению к спортсмену. К числу первых относятся биохимические процессы (гомеостаз), физиологические (соматические) процессы и биомеханические процессы, включающие собственно выполнение движений. Внешние основы включают экологические (условия внешней среды) и эргономические особенности (экипировка и снаряжение спортсмена, особенности спортивного сооружения). Педагогические и психологические основы спортивной деятельности можно назвать внешне-внутренними, поскольку речь идет, с одной стороны, о воздействии тренера на спортсмена, а с другой - о том, насколько это воздействие продук-

Владимир Константинович Сафонов - кандидат психол. наук, доцент, руководитель специализации «спортивная психология» факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, практикующий спортивный психолог

7

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

тивно, насколько оно воспринимается спортсменом.

Хочется вспомнить слова А.Ц. Пуни, который говорил, что объектом управления и регуляции у спортсмена является собственный организм. Между

выделяемыми научными основами прослеживается лишь относительная связь. Такое положение вызвано, прежде всего, нечеткостью определения самих основ, их системной организацией (об этом говорилось на симпозиумах конгресса). В большей степени это касается именно психологических основ физкультурно-спортивного движения. Спорт, безусловно, - объект междисциплинарного изучения, но между разными науками должна быть определена функциональная взаимосвязь, вскрывающая

суть механизмов исследуемого явления. Коль скоро спортивная деятельность представляет собой целостное явление в жизнедеятельности человека, выделяемые структурные элементы (основы) должны функционально объединяться системообразующим фактором, без которого вся структура теряет смысл, свою системность и целостность. Таким фактором могут быть только психологические основы (Ильин, Киселев, Сафонов, 1989). В отличие от всех названных научных основ спортивной деятельности только психологические и педагогические рассматривают человека с позиций субъекта. При этом эффективность педагогики полностью зависит от учета психологических факторов.

С 20-30-х годов XX столетия спорт стал объектом психологических исследований. В этой сфере накоплен большой практический опыт. Вместе с тем, необходимо сказать об отсутствии четкости не только в использовании психологической терминологии, но и в по-

нимании сути психологических основ спортивной деятельности. Так, ставший модным в последнее время термин «психологическая подготовка» часто рассматривает все многообразие задач подготовки спортсменов. Существу-

ет достаточное количество публикаций, в которых говориться, что по одному-трем показателям (чаще - психофизиологическим) можно делать заключение о готовности спортсмена к старту, о его функциональном и психическом состоянии. Все это свидетельствует об уровне компетентности тех, кто имеет отношение к подготовке спортсменов. Причинами такой ситуации следует признать недостаточность проработки научных основ психологии применительно к спорту, низкий уровень психологиче-

ского образования специалистов, занятых в подготовке спортсменов.

Современная спортивная деятельность (спорт высших достижений, массовые формы занятия спортом, детско-юношеский спорт как средство физического развития, как этап спортивного совершенствования, рекреационная физкультура) насчитывает немногим более ста лет. В современном мире спорт является одним из эффективных

средств охраны общественного здоровья, хотя в XXI веке он стал еще и одним из самых выгодных в финансовом отношении видов бизнеса. Хотя сегодня постоянно увеличивается интенсивность тренировочных нагрузок, обновляются рекордные достижения, опровергая представления о пределах возмож-

ностей человека, практика подготовки спортсменов свидетельствует о низкой эффективности учебно-тренировочного процесса.

Данные, накопленные в лаборатории спортивной психологии факультета психологии СПбГУ, демонстрируют, что спортсмены от уровня кандидата в мастера спорта и выше часто нуждаются в психокоррекционной работе. Это проблема психологического травматизма в спорте.

Можно констатировать, что в XXI веке, как и 30 лет назад, имеет место пренебрежительное отношение к психологическому обеспечению подготовки спортсменов со стороны спортивных функционеров. Яркий пример тому -последние олимпиады нашего века, когда задача психологии в спорте формулировалась однозначно - настроить спортсмена на победу. При этом забывается, что психика осуществляет регуляцию соматики организма. Функциональный травматизм всегда сопряжен с проявлением неадекватных реакцией психики на стрессовые ситуации спортивной деятельности. Спортивные нагрузки приводят к психологическому перенапряжению и, как следствие, снижению адаптивных (прежде всего мобилизационных) возможностей психики. В результате происходит увеличение функциональных затрат на выполнение деятельности, снижение функциональных возможностей спортсмена, возрастает вероятность функциональной травмы.

Длительное напряжение психики без психологического восстановления приводит к состоянию психологического пресыщения (потеря интереса, появление раздражения, даже отвраще-

ния к выполняемым заданиям), состоянию психического (эмоционального) выгорания (возникает чувство опустошенности, исчерпанности своих возможностей), невротическим состояниям (страх выполнения спортивного упражнения, повышенная раздражительность, мнительность). Приведем

Коль скоро спортивная деятельность представляет собой целостное явление в жизнедеятельности человека, выделяемые структурные элементы (основы) должны функционально объединяться системообразующим фактором, без которого вся структура теряет смысл, свою системность и целостность.

Необходимо сказать об отсутствии четкости не только в использовании психологической терминологии, но и в понимании сути психологических основ спортивной деятельности. Так, ставший модным в последнее время термин «психологическая подготовка» часто рассматривает все многообразие задач подготовки спортсменов.

Можно констатировать, что в XXI веке, как и 30 лет назад, имеет место пренебрежительное отношение к психологическому обеспечению подготовки спортсменов со стороны спортивных функционеров. Яркий пример тому - последние олимпиады нашего века, когда задача психологии в спорте формулировалась однозначно - настроить спортсмена на победу.

некоторые результаты психологического обследования легкоатлетов кандидатов и членов сборной России (48 заслуженных мастеров спорта (ЗМС), 89 мастеров спорта (МС), 67 кандидатов в мастера спорта (КМС) - всего 204 спортсмена) (Сафонов, Шабол-тас, 2004):

- 63 спортсмена с выраженным тонусом состояния компенсируемой (контролируемой сознанием) психической напряженности (ситуативное проявление капризности, неустойчивости настроения, повышенной раздражительности, появления неприятных ощущений в мышцах, желудке, голове);

- 31 спортсмен в состоянии неком-пенсируемой психической напряженности (независимо от ситуации нарастающая и несдерживаемая раздражительность, агрессивные формы поведения в отношении близких, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, ожидание неприятностей);

- 21 спортсмен в состоянии общего депрессивного настроения (подавленность, угнетенность, заторможенность, пассивность, снижение общего тонуса, неверие в свои силы, обидчивость, уменьшение или отказ от тренировочной работы).

Это результаты 56 % от общего числа обследованных легкоатлетов. Причина такой малоутешительной ситуации не столько в величине тренировочных нагрузок, и, тем более, не в ущербности психики спортсменов, сколько в игнорировании их психологических особенностей, постоянном мобилизационном напряжении психики, приводящем к психическому истощению и, как следствие, к психическим расстройствам, срывам. Во всех перечисленных случаях необходимо внесение изменений в организацию тренировочных и восстановительных режимов работ, нужна организация индивидуальных психоконсультативных мероприятий для спортсменов.

Другой аспект проблемы травматизма - мотивационная сфера спортсмена. По статистике всего 0,004% физически одаренных детей и подростков доходят до уровня мастера спорта международного класса. 70% спортсменов, прекративших занятия спортом на уровне до

КМС, основной причиной завершения спортивной карьеры называют потерю интереса к занятиям и осложнение отношений с тренером. Кроме этого, все подчеркивают свое негативное отношение к спорту высших достижений. Исследования мотивационной сферы спортсменов юношеского возраста показывают, что главная причина развития непростых отношений с тренером заключается в расхождении целей деятельности тренера и спортсмена. Тренера постоянно интересует одно -результат (мотив «достижение успеха»), у спортсменов же наблюдается динамика мотивов. Если на начальных стадиях тренировок цели совпадают, то спустя 3-4 года начинают расходиться. Спортсмен задумывается над тем, как осуществляется тренировочный процесс (социально-познавательный мотив). У него формируется личный смысл (осознание личной значимости) занятия спортом, где ведущими становятся мотивы самоутверждения (Ша-болтас, 1998).

Кто же должен под кого подстраиваться: спортсмен под тренера или тренер под спортсмена? Период спортивного совершенствования - это период развития, формирования личности спортсмена. При всей значимости высоких спортивных результатов для него, весьма актуальным становится стремление к социальному самоутверждению. Чем старше спортсмен, чем выше он поднялся в спортивной иерархии, тем значимее для него потребность самоутверждения не только в спорте, но и в других сферах жизнедеятельности. Непонимание этого тренером, спортивным руководством порождает у спортсмена чувство неудовлетворенности, провоцирует психическую напряженность, снижает его стремление к самореализации в спорте. До 90% спортсменов МС и МСМК (мастер спорта международного класса) отмечают неудовлетворенность не только своими спортивными достижениями, но и самим фактом многолетнего занятия спортом. Затем, по степени значимости соответственно называются: размытость или отсутствие личных перспектив, как в спорте, так и после завершения занятий спортом; неудовлетворительные взаимоотношения в спортивных коллективах. И толь-

ко на третьем месте - условия и организация занятий спортом.

Особенно острая проблема, ведущая к психологическому травматизму, -окончание спортивной карьеры. Спортсмены отмечают трудности личностной адаптации к новым условиям жизни. Назовем только психологические факторы: неадекватность оценки себя, своих возможностей в новых условиях; низкий темп профессионального становлении по сравнению со сверстниками; чувство одиночества, отсутствие поддержки в решении жизненных проблем и, как уже отмечалось выше, неудовлетворенность своими спортивными достижениями.

Другой негативный аспект спорта -его непопулярность в детском, юношеском возрасте, среди молодежи. В обществе плохо развита физическая культура как культура тела, культура здорового образа жизни. Проводимые нами опросы показывают, что только 20% занимающихся в группах здоровья регулярно посещают занятия на протяжении многих лет, остальные занимаются лишь от 3 до 8 месяцев. Причины прекращения занятий: обострение хронических заболеваний, функциональный травматизм, возникновение чувства усталости, потеря интереса. В тоже время, организация психологического обеспечения в группах инвалидов, занимающихся рекреационной физкультурой, свидетельствует об обратном - возникает заинтересованность в занятиях; повышаются функциональные возможности; формируется положительная мотивация на занятия; появляется желание участвовать в соревнованиях.

Организация психологической службы на всех уровнях занятия спортом -одно из условий предупреждения функционального и психического травматизма при подготовке спортсменов. Необходимо отметить, что решение конкретных вопросов научного обеспечения подготовки спортсменов обязательно включает, в большей или меньшей степени, проработку абсолютно всех проблем психологии спорта. Этого требует их системная взаимосвязь, поскольку объектом изучения и воздействия в спорте является организм и личность спортсмена. Научно-практический опыт (Сафонов, 1995) позволяет выделить ряд направлений психологического обеспе-

№ 2 [8] 2012

73

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

чения подготовки спортсменов с учетом современных тенденций профессионализации спорта высших достижений.

Особое место в психологическом обеспечении тренировок занимают работы по психологическому контролю переносимости спортсменом тренировочных нагрузок, готовности к соревнованию. Зная индивидуальные особенности психического состояния спортсмена и осуществляя диагностику оперативных компонентов его состояния непосредственно перед тренировкой и даже в ходе нее (это относится к нагрузочным и предсоревнователь-ным циклам), возможно оперативно готовить заключения: о функциональной работоспособности спортсмена «здесь и сейчас»; о степени соответствия особенностей психофизиологической регуляции (в данный момент) характеру выполняемой тренировочной работы; о проявлениях регуляторных тенденций к максимализации или экономизации трат энергетических ресурсов организма (Сафонов, 1995, 1998).

В совокупности с данными первого направления это позволяет вносить изменения в характер тренировочной работы, а в ходе тренировки в дозировку нагрузки по объему, интенсивности и содержанию. Достаточно продолжительный (до одного сезона) опыт работы с конкретным спортсменом позволяет устанавливать индивидуальные психологические и психофизиологические корреляты соревновательной успешности, определять параметры оптимального психического состояния для тренировочной работы, параметры состояния боевой готовности, предстартовой лихорадки и апатии в соревновательной деятельности. Индивидуализация подготовки спортсмена

и контроль переносимости тренировочных нагрузок являются условиями оптимизации внешних и внутренних факторов спортивной деятельности с целью повышения продуктивности тренировочной работы.

Немаловажным в подготовке спортсмена являются психологические приемы восстановления психической свежести и функциональной работоспособности, настройки на предстоящую, особенно соревновательную, деятельность. Это комплекс мероприятий, в котором существенную роль играют формализованные и неформализованные методы воздействия на психическое состояние спортсмена со стороны тренера и психолога, приемы психической саморегуляции его состояния. Весьма перспективными являются способы, основанные на глубинном мышечном расслаблении, сосредоточении (концентрации) внимания, использовании психотехнических приемов. Опыт обучения спортсменов указанным приемам показывает определенную избирательность в овладении ими. Это постоянно ставит перед психологом задачу поиска индивидуальных форм ведения такой работы со спортсменами. Важно подчеркнуть, что повышение продуктивности использования психологических приемов восстановления функциональной и психической работоспособности предполагает формирование уже у начинающих спортсменов навыков самоконтроля и психорегуляции своего состояния (воспитание культуры управления своими эмоциями).

Оптимизация социально-психологического климата спортивной деятельности. Психологический климат в спортивном коллективе одинаково ва-

жен как в командных, так и индивидуальных видах спорта. Взаимоотношения в коллективе имеют особую значимость в связи со спецификой цели спортивной деятельности, подразумевающей максимальную реализацию возможностей спортсмена/ов. Взаимоотношения в спортивном коллективе могут быть мобилизующим фактором, а могут оказаться демобилизующим. Эти вопросы органически включены в спортивную деятельность.

Психологическое консультирова-

ние спортсменов. Как уже было отмечено, практика работы в сфере спорта высших достижений свидетельствует о наличии достаточно высокого процента спортсменов, имеющих устойчивые психогенные нарушения, вызванные особенностями спортивной деятельности. Часто это обусловлено: влиянием чрезмерных тренировочных нагрузок, при которых развивается состояние психического пресыщения; чрезвычайной значимостью для спортсмена участия в конкретном соревновании; достигнутым результатом - как высоким, так и провальным; неудовлетворенностью какой-либо из сфер жизнедеятельности - спортивной, учебной, трудовой, семейной и т.д.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности предполагает учет психологических факторов в многогранной подготовке спортсмена. Все направления психологического обеспечения в конечном итоге нацелены на психическое состояние спортсмена. На основе собственного профессионального опыта я сделал заключение: практическая работа психолога начинается с психического состояния спортсмена и заканчивается его психическим состоянием!

Литература:

1. Зациорский В.М. Основы спортивной психологии. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

2. Ильин Е.П., Киселев Ю.Я., Сафонов В.К. Психология спорта: Актуальные направления психологической науки.

// Л.: изд-во ЛГУ, 1989.

3. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. // М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Сафонов В.К. Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта

// Актуальные проблемы психологической теории и практики ; под ред. А.А.Крылова. - СПб, 1995.

5. Сафонов В.К. Диалектическая функция психического состояния: теоретико-методологический аспект

// Вестник СПбГУ Сер. 6. - 1998. - Вып.4. - № 27.

6. Сафонов В.К., Шаболтас А.В. Проблема психологического травматизма в спорте

// Материалы науч. конференции «Ананьевские чтения». - СПбГУ, 2004.

7. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте

// автореферат дисс. канд. псих. наук. - СПбГУ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.