УДК 159.9
Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 2
В. К. Сафонов ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Французский психотерапевт Пьер де Кубертен, увлеченный историей Древней Эллады, еще будучи студентом парижского университета Сорбонны принимает решение соединить спорт, который делает людей совершенными, сильными и выносливыми, с психологией. Во многом благодаря его подвижничеству, международной публичной деятельности в 1894 г. состоялся учредительный конгресс Международного олимпийского комитета (МОК). Кубертену же принадлежит термин «психология спорта», появившийся в 1896 г. На Конгрессе МОК 1913 г. состоялся первый в истории симпозиум по психологии спорта.
Прошло более ста лет, современная психология насчитывает не один десяток прикладных направлений. В отношении же психологии спорта по-прежнему обсуждаются вопросы: является ли она самостоятельным прикладным направлением психологической науки, или это одна из учебных дисциплин на тренерских факультетах; что может психология дать практике спорта; кто может/должен быть спортивным психологом. Являясь психологом по образованию, отстаивая в академической среде состоятельность психологии спорта как направления психологической науки, не соглашаясь ни с профессорами от психологии, педагогики, психотерапии и даже... математики, полагающими, что психологом в спорте может работать любой из них — было бы желание, ни с отечественными «мэтрами» от психологии спорта, заявляющими об исключительности и «божьем даре» того, кто способен привести сотни спортсменов к олимпийским высотам (при этом отвергается какая-либо научность в работе такого «мага» и утверждается бесперспективность подготовки спортивных психологов в учебных заведениях физкультурного и психологического профиля [1]), наконец, преодолевая нежелание функционеров от спорта, негативизм тренеров, «закрытость, зажатость» спортсменов, но работая с последними, — не могу не поделиться своим видением психологии в спорте. Но прежде должен сказать о чувстве благодарности к тем спортсменам, с которыми пришлось работать, становясь свидетелем их провалов и достижений, кризисов и преодолений. Работа с ними помогла оценить применимость психологических научных конструктов к практике работы со спортсменами, убедила в однозначной целесообразности развития психологической культуры спортсмена, т. е. знания своих психологических особенностей, понимания того, что с ним происходит в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности, способности к произвольной регуляции своего состояния. С другой стороны, эта работа помогла понять, что творится в душе даже опытного спортсмена, не раз стоявшего на пьедестале международных соревнований: «Что же это такое — все делал и. очередной провал!». Когда-то оказался на симпозиуме по психологии спорта, проводимом европейской ассоциацией спортивных психологов (ПРБЛС, учреждена в 1960 г.), и услышал, что там собрались специалисты, работающие с неуспешными спортсменами. Как так, почему? Собрались психологи сборных команд — а там чемпионов пруд пруди. Оказывается, 98% спортсменов, выступающих на международном уровне, не удовлетворены своими спортивными
достижениями. Эта категория спортсменов испытывает чувство нереализованности если не своих функциональных возможностей, то, по крайней мере, своих спортивных амбиций, личностных притязаний. Позднее убедился в этом на собственном исследовательском и тем более практическом опыте. Психолог работает с неуспешным спортсменом (!): мастер спорта международного класса недоволен своими результатами во второй десятке мировой элиты, перворазрядник ставит задачу выполнить норму кандидата в мастера спорта («да просто обязан») — и не получается, а что происходит с чемпионами, когда они впервые готовятся отстоять свое чемпионство или когда чувствуют дыхание претендентов на их трон...
За многие годы, читая студентам-психологам лекции по курсу «Психология спорта», убедился, что в первую очередь нужно обосновать состоятельность психологии спорта как научного и практического направления деятельности психологов. Предлагаю студентам перечислить известные им направления психологической науки — называется 10-15 направлений. После этого привожу классификацию направлений психологической науки Б. Г. Ананьева: общая психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, а также авиационная психология и психология спорта [2]. При этом подчеркиваю, что последние два направления Б. Г. Ананьев объединял, объясняя это тем, что эти направления занимаются исследованием деятельности в особых условиях, требующих от человека мобилизации всех физических и духовных сил. А в другой своей работе Б. Г. Ананьев писал, что центральной проблемой психологии должна стать проблема гармонического развития человека, определения границ потенциальных возможностей [3]. В этом он видел резервы развития конкретного человека и человечества в целом. При этом именно исследования в области спорта назывались идеальными условиями для изучения максимальных возможностей человека в поведении и деятельности.
В занятиях спортом, спортивных единоборствах, экстремальности соревновательных ситуаций наиболее полно и непосредственно проявляются особенности психики человека. Об этом в 60-80-е годы прошлого столетия писали специалисты по исследованию деятельности человека в особых условиях — Б. Ф. Ломов, Г. М. Зараковский, Ю. М. Забродин, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко и др. Исследования поведения и деятельности человека в ситуациях максимальной реализации функциональных возможностей дают знания о резервах, потенциальных возможностях человека, открывают перспективы понимания принципов и механизмов функционирования процессов жизнедеятельности организма и личности. В этом заключается исключительность психологии в спорте. В истории психологической науки «психология спорта» как термин и направление появилась раньше общей психологии. Термин «общая психология» был предложен в 1903 г. французом Ш. Рише для анализа и систематизации знаний, накопленных к тому времени в психологии [4]. Остальные направления психологии формировались уже в 1920-30-е годы. По моему мнению, это произошло только потому, что спорт оказался той сферой, в которой сама практика показала, что психология непосредственно определяет успешность, результативность деятельности человека. Кубер-тену принадлежит фраза: «В борьбе равных побеждает психология».
Спорт является единственной сферой деятельности, в которой человек (спортсмен) сознательно стремится к максимальным нагрузкам (принцип максимализации), видя в этом единственное условие расширения своих возможностей, роста спортивных результатов. В сознательном стремлении развивать необходимые качества и максимально
43
использовать их в ходе соревнования заключается специфичность реализации функциональных возможностей в спорте. Во всех остальных сферах деятельности и жизнедеятельности действует принцип минимизации усилий, затрат на достижение цели. В этом заключается особенность спорта, спортивной деятельности, специфика психологии спорта как направления психологической науки. В ряде видов профессиональной деятельности (военные, спасатели, работа в особых условиях, экстремальных ситуациях) и жизнедеятельности (здоровый образ жизни, рекреационная физкультура, превенция рискованного поведения) используются принципы спортивной подготовки, но лишь как средство формирования необходимых функциональных и психологических качеств человека. Именно поэтому спорт оказывается идеальным объектом для исследования резервов человека, принципов и механизмов регуляции функционирования подсистем организма и психики, поведения человека в ситуациях экстремальности внешних и внутренних условий деятельности. Из этого следует, что психологию спорта не следует рассматривать только как учебную дисциплину, задачи которой ограничиваются конкретными потребностями физкультурно-спортивной практики. Уникальность объекта исследований (сознательное стремление к максимальным нагрузкам) предопределяет вклад психологии спорта в развитие общей теории и практики психологической науки.
Е. П. Ильин определяет психологию спорта как «науку о человеке в сфере спорта», добавляя при этом, что «необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками» [5, с. 12].
В систематизации наук прикладное направление конкретной науки должно удовлетворять определенному требованию — иметь четко сформулированную теоретическую и практическую задачи, не дублируя при этом задачи других направлений. В противном случае речь идет о некорректности, несостоятельности выделения научного направления. В отношении психологии спорта теоретическая задача заключается в изучении принципов и механизмов поведения и деятельности в ситуациях максимальной реализации функциональных возможностей. В качестве практических задач называются психологическое обеспечение подготовки спортсмена, психологическое сопровождение его деятельности, а также пропаганда двигательной активности как средства сохранения, восстановления и укрепления здоровья [6].
Важным вопросом любой науки является формулирование собственной проблематики, относящейся к решению практических задач. В психологии спорта выделяется несколько групп проблем. Прежде всего, это психологические аспекты деятельности спортсмена и тренера, «работающие» на повышение подготовленности, соревновательной успешности. Во многих видах спорта присутствует элемент субъективности в судействе. Это порождает у всех участников спортивных баталий недовольство, претензии к действиям и решениям спортивных судей. В последние десятилетия спорт стал одной из прибыльных сфер бизнеса: спортсмены получают высокие гонорары, соревнования превращаются в развлекательные телешоу с баснословной стоимостью рекламных видеороликов и рекламы на стадионах, спонсоры продвигают на рынок свою продукцию, появляются фитнес-клубы, престижные виды спорта и многое другое. Это обусловливает группу психологических проблем, связанных с организацией и проведением спортивных мероприятий. Также нужно добавить, что спорт вновь,
44
как в середине прошлого столетия, становится значимым фактором пропаганды могущества общественного строя тех или иных стран. Таким образом, психологию спорта XXI в. характеризуют следующие группы проблем:
— психология занимающихся физической культурой и спортом;
— психология деятельности тренера;
— психология судейства;
— психология спортивных мероприятий [5; 7].
Все формы занятия физической культурой и спортом объединяются одним термином — спортивная деятельность. Это формы целенаправленной двигательной активности: спорт высших достижений; массовые формы занятия спортом; детский и юношеский спорт (как средство физического развития, как этап спортивного совершенствования); рекреационная физкультура. Как видно, рекреационная физкультура ставится в один ряд со спортом высших достижений. Основанием для этого является стремление занимающегося к максимально возможным нагрузкам. Конечно, можно говорить о человеческом подвиге спортсменов-паралимпийцев, но и те, кто занимаются в группах здоровья или лечебной физкультуры, также ставят перед собой амбициозные цели, достижение которых связано с функциональными нагрузками, компенсацией или восстановлением утраченных функций, сохранением или даже повышением функциональных кондиций. Как в спорте, так и в рекреационной физкультуре цели достигаются через нагрузки, истощение функциональных возможностей в процессе занятий и последующую гиперкомпенсацию. В таком технологическом цикле залог роста функциональных возможностей. Но все это происходит только в том случае, если выполняемые нагрузки соразмерны возможностям и не приводят к перетренированности (хроническому истощению, постоянному недовосстановлению функциональных возможностей), обострению хронических заболеваний. Чрезмерность тренировочных нагрузок — одна из типичнейших особенностей занятия спортивной деятельностью. В середине XX в. перед спортивной наукой стояла задача оптимизации тренировочных нагрузок, с тем чтобы повысить эффективность, КПД тренировочного процесса. Сегодня, в XXI в., специалистами от спорта ставится та же задача. Так, В. Сальников, трехкратный олимпийский чемпион, в интервью по случаю вступления в должность президента Всероссийской федерации плавания подчеркнул, что одной из главных задач видит оптимизацию тренировочных нагрузок, а не стремление к постоянному их увеличению [8]. Я позволю себе добавить, что и тогда и сейчас причина проблем одна — игнорирование психологических факторов в подготовке спортсменов.
Центральной проблемой каждого прикладного направления психологии является надежность поведения и деятельности человека в соответствующей предметной сфере. Психология спорта не исключение: интегральной проблемой психологии спорта являются психологические основы надежности спортивной деятельности. Подготовка спортсмена высшей квалификации — длительный, многолетний процесс, в который вплетаются особенности развития организма и индивида, воспитания и становления личности спортсмена. Психологическое обеспечение спортивного движения как комплексная практическая задача психологии спорта пронизывает все стороны многоплановой подготовки спортсмена — от спортивной ориентации до успешного выступления на конкретных соревнованиях. Внося вклад в подготовку спортсмена, усилия спортивного психолога в итоге направлены на обеспечение результативности, стабильности его выступлений на ответственных соревнованиях, т. е. надежности.
45
Нужно сказать, что в деятельности тренеров, работе тренерских советов бытует твердая установка: есть надежные и ненадежные спортсмены. Это реализуется в самом подходе к пониманию надежности в спорте. В спортивной педагогике надежность спортсмена чаще всего рассматривается как комплексное качество, свойство, позволяющее эффективно выступать на соревнованиях в течение определенного времени. Выделяются факторы надежности спортивной деятельности, подчеркивается роль личностных, типологических особенностей, уровня развития психофизиологических функций как факторов надежности спортсмена. На основании таких данных делаются попытки прогнозирования спортивной успешности, выделения симптомокомплекса успешного надежного спортсмена. Обследования больших групп спортсменов высокой квалификации показывают, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, сознательность, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность. Однако такие данные не показывают принципиальных различий в качествах представителей разных видов спорта и не позволяют сделать прогноз результативности на конкретных соревнованиях. Несмотря на многократные попытки, получить исчерпывающий набор (комплекс) качеств надежного спортсмена не удается. Так, перечисляя качества «спортсмена-чемпиона» и называя фамилии известных спортсменов, с которыми ему пришлось работать, автор [1] обходит вопрос о том, при каких обстоятельствах состоялось их сотрудничество. Позволю себе уточнить: именно тогда, когда каждый из этих спортсменов испытывал трудности, кризис в своей спортивной карьере. Об этом свидетельствуют биографии спортсменов.
Решение проблемы надежности в спорте — по крайней мере, понимание функциональных причин надежности/ненадежности — представляется возможным на основе положений, сформулированных в инженерной психологии еще в прошлом столетии [9]. Надежность деятельности складывается из двух составляющих — структурной и функциональной надежности.
Под структурной надежностью понимается способность человека в принципе выполнять возложенные на него функции. Факторы структурной надежности применительно к специфике спорта уже упоминались выше. Именно психологические и психофизиологические особенности, в совокупности с функциональной и технической подготовленностью, обеспечивают принципиальную основу, позволяющую спортсмену преодолевать объективные препятствия и субъективные трудности, встающие перед ним во время тренировок и соревнований. Индивидные и личностные особенности, социальные установки, структуры ценностных ориентаций и мотивов, уровень развития психофизиологических функций следует рассматривать как элементы структурной (принципиальной) надежности спортсмена. Решая вопрос структурной надежности, необходимо выделять две категории качеств, проявляющихся в спортивной деятельности вообще (общие качества) и в конкретном виде спорта (специальные качества). К первой категории следует относить некоторые генетически обусловленные морфологические особенности, определяемые как спортивная одаренность, а также такие качества личности, формируемые в процессе воспитания и становления спортсмена, как уверенность в своих силах, эмоциональная устойчивость, самостоятельность, сознательность, самоконтроль. С другой стороны, длительный процесс тренировок в конкретных видах спорта накладывает отпечаток на формирование определенных черт характера спортсмена, происходит преимущественное развитие тех психофизиологических функций,
46
которые отвечают за выполнение спортивного упражнения в данном виде спорта. Это определяет категорию специальных качеств, обусловливающих уровень спортивной квалификации спортсмена. Совокупность общих и специальных качеств оказывается структурным фундаментом надежности спортивной деятельности.
Под функциональной надежностью понимается способность человека выполнять возложенные на него функции с необходимым качеством. В спорте, как указывал А. Ц. Пуни [10], объектом управления является собственный организм спортсмена, и от того, как он сможет управлять самим собой, зависит успех выступления на соревнованиях, выполнение тренировочного задания. Современный спорт характеризуется высокой технологичностью подготовки спортсменов. Сегодня мировая элита спортсменов в функциональном отношении подготовлена практически одинаково, что ведет к ужесточению соревновательной борьбы. Это сопровождается увеличением нервно-психологического напряжения. В таких условиях резко возрастает роль психики, выполняющей функцию регуляции и управления подсистемами организма, поведением и деятельностью спортсмена. В процессах регуляции и управления центральное место занимает психическое состояние, представляющее собой системную характеристику приспособления, адаптации подсистем организма и психики к условиям жизнедеятельности [11; 12]. Психическое состояние, обусловливающее выраженность протекания регулярных процессов целенаправленного поведения, выступает ведущим фактором функциональной (потенциальной) надежности спортсмена. Наши исследования показывают статистически значимую взаимосвязь между характеристиками предстартового психического состояния и результативностью на соревнованиях, обосновывают возможность прогноза успешности выступления спортсмена на соревнованиях и ведения индивидуального управления предстартовой подготовкой, осуществления контроля переносимости спортсменом тренировочных нагрузок.
Формулирование структурных (устойчивых) и функциональных (динамических) психологических основ надежности спортсмена позволяет рассматривать надежность спортивной деятельности не как совокупность необходимых качеств, а как способность реализовать эти качества в условиях напряженной тренировочной и соревновательной деятельности. Наличие спортивно важных качеств не является достаточным условием успешности в спорте. Стержневым условием максимальной реализации функциональных возможностей, ресурсов спортсмена является такое психическое состояние, которое обеспечивает сбалансированное протекание процессов регуляции функциональных подсистем организма и психики. Психическое состояние рассматривается в психологии спорта как приспособительная реакция [13], результат приспособительной реакции к изменяющимся внешним и внутренним условиям, направленный на достижение результата деятельности [11].
Если принципиальным для понимания причин надежности спортивной деятельности является психическое состояние спортсмена до и во время выполнения спортивного упражнения, то для понимания детерминант психического состояния главным фактором является мотивация, как ситуативное проявление особенностей мотиваци-онной сферы. Б. Ф. Ломов в мотивационной сфере выделил устойчивые и динамические компоненты [14]. Х. Хекхаузен всю психическую организацию человека рассматривает через призму мотивационной сферы и постулирует: мотив — «личностная диспозиция»; мотивация — «ситуативная диспозиция» [15]. Практика работы со спортсменами убеждает, что упорство, с которым спортсмен на протяжении многих лет тренируется
и ставит перед собой амбициозные цели, не исключает того, что на конкретной тренировке он может «сачковать»; случается и так, что на соревнованиях хорошо подготовленный спортсмен осторожничает или отказывается от борьбы. Речь идет об устойчивой и ситуативной составляющих мотивационной сферы спортсмена. Первая — это мотивы, которые обеспечивают организацию целенаправленного поведения и выполняют функцию побуждения. Вторая — мотивация, которая ответственна за регуляцию целенаправленного функционирования организма, поведения человека в конкретной ситуации. Мотивация — динамический компонент мотивационной сферы, составляющая психического состояния. Под мотивацией понимается выраженность (активность) поведения в конкретной ситуации, обусловленная самооценкой функциональных возможностей и субъективными критериями удовлетворительного достижения цели. Субъективные критерии достижения цели (осознаваемые или неосознаваемые) становятся теми внутренними эталонами, которые и детерминируют мобилизованность спортсмена на борьбу. Мотивация, как некоторая конкретность критериев достижения цели, подключает непроизвольные (эмоции) и произвольные (воля) механизмы психической регуляции. В конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности, при наличии конкретных целей, достигнутых или не достигнутых, происходит коррекция критериев достижения цели. Более того, повторяющиеся от ситуации к ситуации особенности мотивации оказывают воздействие на мотивы, меняя содержание и приоритетность конкретного мотива. В процессе выполнения спортивного упражнения у спортсмена могут измениться критерии достижения цели — и тогда возможен отказ от борьбы или же, наоборот, ужесточение спортивного единоборства.
Уникальность спортивной деятельности в любой её форме заключается в сознательном стремлении к максимальным нагрузкам, в стремлении максимально реализовать функциональную подготовленность. Очень часто это заканчивается перетренированностью, травмами, повторяющимся разочарованием от провального выступления на соревнованиях. Дозировка нагрузок, критерии достижения желаемой цели непосредственно связаны с мотивацией в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. В спортивной деятельности, как ни в какой другой, чрезвычайно тонкими механизмами являются мотивация спортсмена и его психическое состояние. Дисбаланс между желаемым результатом и оценкой своих возможностей прежде всего проявляется в психическом состоянии (предстартовая лихорадка или апатия), формирует установку «страха победы», страха достижения желаемого результата. Понимание психологических механизмов функционирования психики в ситуациях максимальной реализации возможностей — залог эффективности практической работы психолога в спорте.
Из всего сказанного заключаю: в спорте должны быть спортивные психологи, их нужно готовить, нужно изменять отношение спортивных функционеров к психологии и психологам в спорте. Необходимо формировать у тренеров и спортсменов понимание того, что психологическая подготовка — такой же необходимый элемент спортивной успешности, как подготовка функциональная и техническая. И наконец, главное: психология спорта — это не академическая дисциплина учебного плана на тренерских факультетах физкультурных вузов, а прикладное направление психологической науки и практики, имеющее исключительное значение для изучения пределов возможностей человека, обеспечения максимальной реализации функциональной подготовленности спортсмена, предупреждения психологических срывов и личностных травм.
48
Спортивный психолог должен готовиться по специальной программе, иметь возможность стажировок. Практическая деятельность спортивного психолога должна лицензироваться.
Литература
1. Загайнов Р. М. К проблеме уникальности личности спортсмена-чемпиона // Спортивный психолог. 2005. № 1 (4).
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1963. 339 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977. 296 с.
4. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. 176 с.
5. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб., 2008. 352 с.
6. Сафонов В. К. Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта // Актуальные проблемы психологической теории и практики / под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 74- 86.
7. Сафонов В. К. Психология в спорте: теория и практика. СПб., 2012. 265 с.
8. Вайцеховская Е. А. Интервью с чемпионом // Спорт экспресс. 10.11.2009.
9. Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта. Актуальные направления психологической науки. Л., 1989. 96 с.
10. Пуни А. Ц. Очерк истории психологии спорта. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А. Ц. Пуни. М., 1979. 126 с.
11. Сафонов В. К. Диалектическая функция психического состояния (теоретико-методологический аспект) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. 1998. Вып. 4. С. 48-56.
12. Сафонов В. К. Диалектическая функция психического состояния // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2011. Вып. 3. С. 42-52.
13. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния. М., 1980. 280 с.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 312 с.
15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 2. М., 1986. 392 с.
49