УДК 796.01:378.172
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ
МОТИВАЦИИ
Е.Б. Кузьмин, А.М. Ахметов, Ю.П. Денисенко, Л.Е. Школьникова, А.А. Гераськин, И.Ф. Андрущишин
Определена сущность и содержание спортивной мотивации и особенности ее взаимосвязи со свойствами личности спортсменов на основе теоретического анализа научно-методической литературы. Выявлены педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет.
Ключевые слова: мотив, спортивная мотивация, спортивная деятельность, свойства личности, уровень притязаний.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы. Мотивация поведения невозможна вне пределов эмоциональной сферы [1]. Эмоции ориентируют человека, указывая на значимость окружающего для человека, на степень их важности, на их модальность. Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат необходимых для реализации побуждений.
В психологической литературе предлагается различать понятия мотив и мотивация. Под мотивами понимаются: 1) субъективные динамические силы (тенденции), направленные на избавление человека от угнетающих его состояний напряжения; 2) субъективные образы предметов, удовлетворяющих соответствующие потребности, и придающих направленной на них активности личностный смысл; 3) особые фиксированные установки, определяющие готовность к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении; 4) устойчивые оценочные диспозиции.
Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления ее целей.
Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием предмета спортивной деятельности. Р.А. Пилоян [1] определяет спортивную мотивацию как «особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата».
Спортивная деятельность характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов
деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях. В продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль принадлежит мотивационной сфере личности [2].
Мотивы занятий спортом высших достижений включают, по мнению А.В. Родионова [3], потребности в предельных физических усилиях, переживании состояния сильной психической напряженности, преодолении соперника, испытании собственных физических и психических возможностей.
На приоритетность мотивов, особенности структуры мотивов оказывают влияние специфика вида спорта, уровень спортивных достижений, возраст, пол, спортивный стаж спортсмена, а также самооценка своих личных качеств [4].
Психологи спорта предлагают различать мотивы занятий спортом и спортивную мотивацию. В частности, В.К. Сафонов выделяет два уровня спортивной мотивации:
1. Общая мотивация. Ее формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании спортсмена далеко отставленной цели.
2. Мотивированность спортсмена на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функциональных возможностей.
Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности: 1) положительного отношения к спорту и преодолению трудностей спортивной деятельности [5]; 2) эмоционально-волевых качеств -целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости [6]; 3) чувства коллективизма и его проявлений [7].
Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности и непосредственно на соревновательный результат, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.
Е.Г. Бабушкин [7] предлагает выделять в структуре спортивной мотивации тренировочную и соревновательную мотивации.
В свою очередь, в соревновательной мотивации выделяются две составляющие: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи [8, 9].
Спортсменов с доминированием мотивации достижения успеха отличает стремление к победе, способность «бороться до конца», положительные эмоции, склонность к доминированию, стремление к риску, нечувствительности к угрозе, низкая тревожность, атакующий стиль
ведения поединка, высокая интенсивность напряжения сил и эффективность поведения в экстремальных ситуациях.
Выявлено, что мотивация достижения успеха влияет на цель и содержание действия, на интенсивность напряжения сил и на поведение в экстремальных ситуациях. В.И. Степанским [9] выявлено, что при доминировании мотивации достижения результативность деятельности определяется наличным уровнем регуляции деятельности, то есть его психофизиологическими особенностями. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности, ее результативность будет низкой.
Проявление спортивной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. По результатам исследования А.В. Шаболтас значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверенность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья. В частности, выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.
В ряде работ рассматривалось соотношение мотивов и целей спортивной деятельности. Г.Д. Горбунов пишет, что процесс субъективного целеполагания и мотивационная сфера спортсмена тесно связаны между собой, и определяющая роль в этом отводится самоутверждению. Развитие такого мотива необходимо рассматривать в связи с образованием системы ценностей спортсмена, в основе которой должна быть критическая оценка личного поведения и достижений. Критическое отношение спортсмена к своему поведению невозможно без самооценки и идентификации с общепринятыми общественно-социальными нормами. Личностные ценности спортсмена определяют его уровень притязаний к себе и к своему достижению.
Важной предпосылкой осуществления регулирующей функции цели является ее субъективное принятие спортсменом. Чем яснее осознает спортсмен стоящие перед ним задачи, чем глубже он понимает и переживает важность и общественную значимость разрешения этих задач, тем интенсивнее побуждение к их разрешению. Чем труднее и серьезнее цель, тем больше усилий прилагают спортсмены [10]. Трудность выбираемой спортсменом цели характеризует уровень ее притязаний в сфере спортивной деятельности. Уровень притязаний у спортсмена должен соответствовать его возможностям [11].
По мере возрастания стресса лица с сильной нервной системой завышают уровень притязаний, со слабой нервной системой - занижают его. Е.П. Ильин [12] приводит признаки поведения спортсменов с завышенным и низким уровнями притязаний. Первые переоценивают свои возможности, претендуют на высокие оценки со стороны окружающих и сильно переживают неудачи. Спортсмены с низким уровнем притязаний недооценивают себя, не стремятся подняться выше достигнутого уровня,
неохотно берутся за сложные задачи, боятся неудач. На уровень притязаний спортсмена могут оказывать влияние прошлые успехи и неудачи, способность реалистично оценивать настоящую ситуацию, способность предвидеть ход и результат действия. Волевая активность спортсмена, его стремление к намеченной цели тем выше, чем важнее мотив и выше уровень притязаний (труднее цель).
В целом результаты исследований говорят о тесной взаимосвязи между мотивационными установками, уровнем притязаний, самооценкой, особенностями личности.
Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей, можно заключить, что они выделяют следующие мотивы, связанные с процессом спортивной деятельности: потребность в двигательной активности; эстетическое наслаждение; стремление к соревнованию; активный отдых и развлечение; потребности в предельных физических усилиях; стремление к состоянию стресса и его преодолению.
Наряду с этим авторами выделяются мотивы, связанные с результатами спортивной деятельности: испытание собственных физических и психических возможностей; стремление стать здоровым, сильным, физически, добиться красивого телосложения, совершенствование физических способностей; формирование личности: стремление закалить волю, стать мужественным и стойким; повышение социального статуса, социальное самоутверждение; достижение успеха в спорте; ориентация на возможные негативные последствия успеха; желание контактов в спортивной команде; материальные потребности, социально-бытовые условия; подготовка к профессиональной деятельности; накоплении специальных знаний и навыков, знаний о своих противниках; отсутствие болевых ощущений и психогенных влияний; желание побывать на соревнованиях в других городах страны и, особенно за границей; желание в будущем стать тренером; этические мотивы: осознание важности спортивной деятельности, желание прославить свою страну, стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления за спортивный коллектив.
Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности. В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст, задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием. В роли внешних факторов выступает социальное окружение, которое отражает как традиционные социальные и моральные нормы, присущие обществу, так и отношение к личности спортсмена.
Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности. В результате развития внутренних факторов происходит формирование целей и задач занятий спортом, которые адекватны, с одной стороны, личностно-значимым потребностям, с другой, возможностям и особенностям
выполняемой деятельности. Развитие внешних факторов проявляется преимущественно в совершенствовании организации учебно-тренировочного процесса (условия тренировок, организация и методика тренировки, высокая эмоциональность тренировочных занятий) и соревновательной деятельности.
Для развития мотивации решающее значение имеет высокая удовлетворенность спортсменов результатами спортивной деятельности с учетом их соответствия ее цели и задачам (как итог эффективного взаимодействия внутренних и внешних факторов), информация о которых оперативно поступает к спортсмену от тренера по каналам обратной связи.
Конечной целью психологической подготовки выступает формирование и совершенствование спортивной мотивации личности путем ежедневной (в процессе каждого тренировочного занятия и соревнования) стабилизации отношений спортсмена к процессу и результатам спортивной деятельности, к тренеру и партнерам по команде, к самому себе. Психологическая подготовка, направленная на формирование спортивной мотивации, осуществляется в единстве с остальными видами спортивной подготовки. Поэтому все выполняемые спортсменами физические упражнения и восстановительные мероприятия должны рассматриваться во взаимосвязи не только с их физическими состояниями, но и с актуализируемыми при этом психическими состояниями занимающихся.
В литературе не нашли своего отражения такие вопросы как: особенности соревновательной и тренировочной мотивации занятий волейболом в юношеском возрасте; взаимосвязи спортивной мотивации, самооценки спортивных возможностей и волевых качеств; управление формированием спортивной мотивации; взаимосвязи спортивной мотивации с личностными особенностями спортсмена и уровнем их спортивной подготовленности. Это и определило актуальность нашего исследования.
Проведенные нами длительные исследования по данной проблеме с волейболистами 15-16 лет позволили прийти к следующему заключению.
Формирование отношений, лежащих в основе спортивной мотивации, осуществляется посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».
Действие механизма «снизу вверх» обеспечивается посредством направленного создания в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности специальных внешних условий (к примеру, ситуаций достижения успеха, необходимости принять своевременное решение в личностно значимой и неопределенной ситуации, и т. п.), которые объективно требуют от спортсменов актуализации формируемых мотивов и волевых качеств, и приводят к самостоятельному принятию решения о реализации связанных с ними действий.
Одновременно с постановкой в специально организованные внешние условия спортивной деятельности тренером через применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим
условиям, при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»).
Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили выделить ряд педагогических условий, реализация которых в процессе спортивной подготовки через психологические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» должна обеспечить, по нашему предположению, возникновение, функционирование и развитие отношений волейболистов к цели занятий спортом, спортивному успеху, своим возможностям, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, к команде и тренеру.
Стабилизация этих отношений приводит к формированию у занимающихся мотивов занятий спортом, волевых качеств, способности к субъективному контролю и самоуправлению, которые впоследствии становятся личностной основой внутренне организованной спортивной мотивации.
При этом на наш взгляд, необходимо соблюдать следующие выделенные нами педагогические условия:
• формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом;
• формирование благоприятных отношений к спортивному успеху;
• формирование благоприятных отношений к своим возможностям;
• формирование благоприятных отношений к тренировочной и соревновательной деятельности;
• формирование благоприятных отношений к команде и тренеру.
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что при
практической реализации выделенных нами педагогических условий в учебно-тренировочном процессе волейболистов 15-16 лет наблюдается: 1) ускорение темпов развития волевых качеств целеустремленности, настойчивости и упорства; 2) ослабление значимости мотива эмоционального удовольствия и повышение значимости мотивов достижения успеха, социального и физического самоутверждения;
3) усиление спортивной мотивации и соревновательной мотивации;
4) повышение уровня субъективного контроля и способности к самоуправлению общением, поведением и деятельностью.
Для управления формированием спортивной мотивации необходимо создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».
Список литературы
1. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 112 с.
2. Сафонов В.К. Актуальные проблемы психологического обеспечения спорта // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 30-42.
3. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Физкультура и спорт, 1983. 112 с.
4. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ...канд. психол. наук. СПб., 1998. 21 с.
5. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.
6. Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 79 с.
7. Бабушкин Г.Д. Бабушкин Е.Г., Формирование спортивной мотивации. Омск: СибГАФК, 2000. 79 с.
8. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учеб. пособие. Челябинск: ЧГИФК, 1988. 86 с.
9. Степанский В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 25-32.
10. Эртман Ю.Н., Гераськин А.А. Соревновательная надёжность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе // Омский научный вестник. 2014. № 4 (131). С. 141-144.
11. Капустин А.И. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1980. 15 с.
12. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1980. 199 с.
Кузьмин Евгений Борисович, канд. пед. наук, доц., YPROFayandex.ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Ахметов Айдар Мухаметлаесович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, YPROFayandex. ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Денисенко Юрий Прокофьевич, д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой, YPROFayandex. ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Школьникова Людмила Евгеньевна, старший преподаватель,; YPROFgyandex. ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Гераськин Анатолий Александрович, канд. пед. наук, доц., anatoly geraskinamail.ru, Россия, Омск, Омский государственный институт сервиса,
Андрущишин Иосиф Францевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, ifandru2amail.ru, Казахстан, Алматы, Казахская академия спорта и туризма
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SPORTS MOTIVATION
E.B. Kuzmin, A.M. Akhmetov, Y.P. Denisenko, L.E. Shkol'nikova, A.A. Geraskin,
I.F. Andruschishin
The essence and content of sports motivation and especially its relationship with the properties of the individual athletes on the basis of theoretical analysis of scientific and methodical literature. Revealed pedagogical conditions of formation of motivation of sports of volleyball players of 15-16 years.
Key words: motive, sports motivation, sports activity, the properties of the individual, the level of claims.
Kuzmin Evgeny Borisovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,
Akhmetov Aydar Mukhametlayesovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of Department, YPROF@yandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,
Denisenko Yury Prokofyevich, doctor of biological Sciences, professor, head of Department, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,
Shkolnikova Lyudmila Evgenyevna, senior teacher, YPROFayandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,
Geraskin Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, anatoly seraskin@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Institute of Service,
Andrushchiyshin Iosif Frantsevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, head of Department, ifandru2@mail. ru, Kazakhstan, Almaty, Kazakh Academy of Sport and Tourism
УДК 796.072
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ИНСТИТУТАХ СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.В. Михайлова
Раскрыта программа формирования профессионально-трудовых отношений и дается ее экспериментальное обоснование в процессе применения в институтах спорта Российской Федерации. Представлены данные, которые свидетельствуют об эффективности применяемых подходов в процессе подготовки специалистов в институте спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
Ключевые слова: институт спорта, профессионально-трудовые отношения, профессиональная деятельность, спортсмены, тренеры.
Современная система обеспечения готовности к эффективной профессиональной деятельности конкретных категорий населения, в том числе и в сфере спорта, представляет собой подвижную систему, которая требует постоянного внимания социума к ее изменениям [1].
В условиях реальной социальной ситуации существенным компонентом развития спорта как социального института становится максимально полное использование предоставляемых государством и обществом возможностей [2-5]. Далеко не последним в ряду средств создания базы для достижения высоких спортивных результатов и социального благополучия субъектов института спорта становится формирование способности опираться на знание законодательно зафиксированных прав и гарантий, а также умения ими пользоваться, то есть освоения правовых основ выбранной профессиональной деятельности, правовая грамотность [6-8].