Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России..,
УДК 159.99
Минюкова Дарья Сергеевна
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
дагуа-т1пуико¥а@гатЫег. ги
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФСИН РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В данной статье предпринята попытка раскрыть основные особенности служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России. В ней затрагиваются вопросы, посвященные важности осуществления психокоррекционной работы с данным контингентом сотрудников. Автором предлагается многоуровневый психопрофилактический комплекс, основной целью которого является повышение и поддержание оптимального уровня профессиональной ответственности личного состава уголовно-исполнительных инспекций, а также приводятся данные, полученные в ходе апробации социально психологического тренинга «Профессиональная ответственность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России».
Ключевые слова: профессиональная ответственность, психокоррекционные мероприятия, психологическое сопровождение, служебная деятельность, уголовно-исполнительные инспекции.
В современном обществе все большее значение набирает тенденция, направленная на гуманизацию исполнения наказаний. Анализ статистики Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) доказывает, что за последние три года происходит увеличение количества осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы (рис. 1) [6].
Проведенный анализ свидетельствует о росте нагрузки на личный состав уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) ФСИН России. В связи с тем, что УИИ исполняют различные виды уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, которые отличаются друг от друга условиями и порядком отбывания, возрастает профессиональная ответственность сотрудников УИИ ФСИН России.
Все это приводит к повышенным требованиям к сотрудникам инспекций, они должны владеть соответствующей психологической готовностью, обеспечивающей добросовестное исполнение служебных обязанностей, качественное функционирование системы. Они должны отличаться эмоциональной выдержкой, иметь стойкий иммунитет к воздействию криминальной культуры и ряда других неблагоприятных факторов.
Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе (УИС), и в УИИ ФСИН России в частности, неминуемо связана с высокими психическими и физическими нагрузками, которые порождают острую необходимость ее психологического сопровождения с целью поддержания оптимального уровня эффективности деятельности сотрудников [3, с. 74]. Такое сопровождение должно положительно влиять на профессионализм сотрудников инспекций, обеспечивать положительные изменения в структуре их отношений к служебным обязанностям за счет совершенствования компонентов профессиональной ответственности.
Главная цель психологического сопровождения служебной деятельности - оказание психологической помощи сотрудникам УИИ ФСИН России, находящимся в условиях постоянно меняющейся трудовой деятельности с целью адаптации к ней, восстановление психологического равновесия и поиска личностных ресурсов для поддержания работоспособности на высоком уровне [4].
Оптимизация и развитие профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России обеспечивает совершенствование их навыков, что приводит к строгому соблюдению требований
503865
423092
306448
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Рис. 1. Количество осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы
© Минюкова Д.С., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
103
Рис. 2. Уровни организации психопрофилактического комплекса, направленного на развитие и поддержание уровня профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России
Уровень Организационный Групповой Личностный
Мероприятия Занятия в рамках служебно-боевой и общественно-государственной подготовки с личным составом; применение психодиагностического комплекса, в рамках сопровождения служебной деятельности сотрудников УИИ ФСИН России, аттестации и формирования резерва кадров. Социально-психологические тренинги (включая групповые дискуссии и беседы) Индивидуальные беседы, психологическое консультирование
нормативно-правовой базы, сознательному и заинтересованному отношению к осуществлению ими своих должностных обязанностей.
Таким образом, мы констатируем, что в настоящее время существует необходимость в создании и апробировании серьезного психопрофилактического комплекса, направленного на развитие и поддержание уровня профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России. Данный вид работы, также должен быть направлен на расширение и актуализацию диапазона личностных ресурсов сотрудников для самостоятельного преодоления трудностей и решения, возникающих в ходе служебной деятельности проблем.
Учитывая современное кадровое состояние УИИ ФСИН России данный комплекс, направленный на повышение и оптимизацию профессиональной ответственности сотрудников должен охватывать три уровня: организационный, групповой и личностный (рис. 2).
Реализация данного комплекса на различных уровнях оказывает полное влияние на служебную деятельность сотрудников инспекций, что позволяет не только диагностировать уровень профессиональной ответственности, но и применять различные психологические приемы для его опти-мизации.Это будет способствовать рационализации служебной эффективности, а также повышению качества психологического здоровья личного состава УИИ ФСИН России.
Социально-психологический тренинг, разработанный нами для группового уровня психопрофилактического комплекса, включает в себя три равноправные части, которые дополняют друг друга кругом решаемых задач. Целью каждой из них является воздействие на определенные структурные элементы профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России [2]. Каждая часть включает в себя установленный набор психокор-рекционного инструментария, задачами которого является формирование сознательного и заинтересованного отношения сотрудников инспекций к своей служебной деятельности, развитие и поддержание соблюдения законодательных норм.
Первая часть социально-психологического тренинга, направлена на развитие когнитивного и поведенчески результативного подкомпонента
профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России. Ее основной целью является знакомство с понятием «профессиональная ответственность», осознание значимости данного качества для эффективной профессиональной деятельности, закрепление профессионально-ответственного поведения.
Вторая часть направлена на развитие эмоционально волевого подкомпонента профессиональной ответственности сотрудников инспекций. Основная цель данной части социально-психологического тренинга - формирование эмоционально-волевой сферы, осознание и вербализация своих представлений о стрессе в служебной деятельности.
Третья часть социально-психологического тренинга направлена на развитие мотивационного подкомпонента профессиональной ответственности. Ее основная цель заключается в повышении профессиональной мотивации сотрудников УИИ ФСИН России, осознание собственных профессиональных мотивов, тренировка навыка понимания мотивации своих коллег.
Апробация социально-психологического тренинга проходила в нескольких территориальных органах ФСИН. Для подтверждения эффективности данного психологического инструмента были сформированы две группы сотрудников - контрольная и экспериментальная. В соответствии с программой тренинга занятия проводились еженедельно по 2 часа.
Перед началом реализации данного социально-психологического тренинга была проведена вводная диагностика данного феномена с применением опросника, разработанного В.П. Прядеиным [5, с. 48]. Данная методика также применялась нами после окончания работы.
После окончания работы был осуществлен сравнительный анализ результатов, полученных после апробации с использованием методов анализа статистической значимости различий - непараметрических критериев Манна-Уитни - для сравнения несвязанных (независимых) выборок, Т-Вилкоксона - для сравнения связанных (зависимых) выборок (рис. 3).
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что у сотрудников, входящих в экспериментальную группу, отмечается тенденция
Психологическое сопровождение службы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России...
ДЭ ДАЭ МС МЭ КО КОС РП РС ЭС ЭА РИ РЭ я <ртДо ^б^После
Рис. 3. Распределение показателей профессиональной ответственности экспериментальной группы сотрудников УИИ ФСИН России до и после психокоррекционного воздействия.
ДЭ - динамическая эргичность; ДАЭ - динамическая аэргичность; МС - мотивация социоцентрическая; МЭ - мотивация эгоцентрическая; КО - когнитивная осмысленность; КОС - когнитивная осведомленность; РП - результативность предметная; РС - результативность субъектная; ЭС - эмоциональность стеническая; ЭА - эмоциональность астеническая; РИ - регуляторная интернальность; РЭ - регуляторная экстернальность.
к росту динамической эргичности, что характеризуется стремлением к самостоятельному и более тщательному выполнению ответственных заданий, снижению тенденции перекладывания такого рода работы на других сотрудников, увеличению соци-оцентрической мотивации, которая связывает изучаемый феномен с чувством долга, преобладанием служебных интересов над личными. Кроме того, в экспериментальной группе после проведения социально-психологического тренинга наблюдается более глубокое понимание профессиональной ответственности сотрудниками УИИ ФСИН России, рассмотрение ее с точки зрения необходимости и совести, отмечается рост добросовестности и продуктивности при выполнении коллективных дел. Происходит смещение от эмоциональной астеничности в сторону стеничности, что характеризуется ростом положительных эмоций, их появлением в связи с возможностью или при выполнении ответственных дел.
Положительные результаты экспериментальной апробации, показывают необходимость внедрения данного комплекса мероприятий в психологическое сопровождение сотрудников УИИ ФСИН России во всех субъектах Российской Федерации, так как от качества и эффективности работы инспекторов УИИ ФСИН России зависит не только соблюдение закона, но и поддержание позитивного образа Федеральной службы исполнения наказаний в целом. От того, насколько сотрудник соответствует требованиям, которые предъявляет к нему сегодняшняя действительность, зависит не только уровень выполнения служебных задач, но и престиж пенитенциарной системы в глазах населения [1, с. 28].
Внедрение психопрофилактического комплекса, направленного на повышение и развитие профессиональной ответственности сотрудников УИИ ФСИН России должно оказать положительное влияние на становление сотрудников как зрелых
в личностном и социальном плане людей, способных адекватно воспринимать действительность и готовых нести ответственность за свое профессиональной поведение, которое должно отличаться строгой правовой нормативностью и эмоциональной устойчивостью.
Библиографический список
1. Горностаев С.В., Лафуткин А.М. Профессионально важные качества сотрудника // Преступление и наказание. - 2012. - № 11. - С. 28-29.
2. МинюковаД.С. Теоретические основы исследования ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) [Электронный ресурс] // Мир науки. - 2016. -Т. 4. - № 3. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/ РБР/38Р8ЫШ16.р^ (дата обращения: 20.02.2018).
3. Пестриков Д.В. О понятии «конструктивное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы» // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - Вологда, 2016. -№ 4 (36). - С. 74-78.
4. Приказ Минюста РФ от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.vcom.ru/cgi-bin/db/ zakdoc?_reg_number=%C20504042 (дата обращения: 20.02.2018).
5. Прядеин В.П. Психодиагностика личности: Избранные психологические тесты: Практикум. -Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. - 215 с.
6. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно исполнительной инспекции. Официальные статистические данные ФСИН России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://фсин.рф/ stmcture/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (дата обращения: 20.02.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
105
References
1. Gornostaev S.V., Lafutkin A.M. Professional'no vazhnye kachestva sotrudnika // Prestuplenie i nakazanie. - 2012. - № 11. - S. 28-29.
2. Minyukova D.S. Teoreticheskie osnovy issledovaniya otvetstvennosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii (FSIN Rossii) [EHlektronnyj resurs] // Mir nauki. - 2016. - T. 4. - № 3. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/38PSMN316.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2018).
3. Pestrikov D.V. O ponyatii «konstruktivnoe povedenie sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Vestnik instituía: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. - Vologda, 2016. - № 4 (36). -S. 74-78.
4. Prikaz Minyusta RF ot 12.12.2005 № 238 «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii deyatel'nosti psihologicheskoj sluzhby ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.vcom.ru/cgi-bin/db/zakdoc7_reg_ number=%C20504042 (data obrashcheniya: 20.02.2018).
5. Pryadein V.P. Psihodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologicheskie testy: Praktikum. - Surgut: Surgutskij gos. ped. un-t, 2014. - 215 s.
6. Harakteristika lic, sostoyashchih na uchete v ugolovno ispolnitel'noj inspekcii. Oficial'nye statisticheskie dannye FSIN Rossii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fsin.rf/structure/ inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/ (data obrashcheniya: 20.02.2018).