УДК 343 .847 МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ВОРОБЬЕВ,
ББК 67.409.021 начальник факультета
В75 (Академия управления МВД России),
е-mail: delo.mv@yandex.ru © Воробьев М. В., 2015
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ИСПОЛНЕНИЮ НАКАЗАНИЯ
В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
Реферат: в связи с произошедшими существенными изменениями отечественного законодательства в настоящее время отмечается значительное (почти в 8 раз) увеличение количества осужденных к наказанию в виде ограничения свободы. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
Уголовно-исполнительная инспекция относится к числу наиболее сложных видов систем (социальных) и обладает следующими признаками: целенаправленность, информационность, детерминированность элементов системы, динамичность, наличие управляющего параметра, усилительного свойства. Среди факторов, определяющих структурное построение уголовно-исполнительной инспекции, находится характер выполняемых ею функций внешнего и внутреннего управления. В связи с этим необходима такая структура, которая оптимально соответствовала бы целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Функциональную структуру уголовно-исполнительной инспекции можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри уголовно-исполнительной инспекции всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутреннее содержание. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма, с каркасом, с несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы, выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри уголовно-исполнительной инспекции.
Ключевые слова: ограничение свободы, уголовно-исполнительная инспекция, нарушения режима отбывания наказания, дополнительные ограничения, организационная структура, функциональная структура.
В настоящее время отмечается значительное увеличение количества осужденных к наказанию в виде ограничения свободы (почти в 8 раз - с 8 тыс. чел. до 63 тыс. чел.). Это связано, в частности, с произошедшими существенными изменениями федерального законодательства. За последние два года принято 27 нормативных правовых актов, касающихся вопросов исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы (в том числе 11 федеральных законов, 1 Указ Президента Российской Федерации, 2 постановления Правительства Российской Федерации, 3 распоряжения Правительства Российской Федерации, 7 приказов Министерства юстиции Российской Федерации и 3 приказа ФСИН России, из них: в 2012 г. - 8 нормативных правовых актов, 2013 - 11, в 2014 г. - 8) [1, с. 8-19].
Согласно ст. 47.1 УИК РФ «Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы» специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является УИИ [2].
На 1 января 2014 г. на учетах УИИ состояли 32 654 осужденных к ограничению свободы, под электронным контролем находились 15 195 человек. При помощи средств электронного мониторинга было выявлено более 19 тысяч нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы. По результатам собранных при помощи электронных средств доказательств 2,5 тыс. осужденных были направлены в места лишения свободы, 6 тыс. по представлениям УИИ вменены дополнительные ограничения [3]. Таким образом, система электронного мониторинга подконтрольных лиц является сдерживающим фактором совершения повторных преступлений [4]. Об этом также свидетельствуют официальные данные ФСИН России об уровне повторной преступности среди осужденных, контроль за которыми осуществлялся при помощи системы электронного мониторинга подконтрольных лиц: он составляет 1,25 % (общий уровень повторной преступности среди лиц данной категории - 1,78 %). Кроме того, доля осуж-
денных к ограничению свободы, находящихся под электронным надзором, злостно уклоняющихся и скрывающихся от контроля УИИ, в три раза меньше, чем осужденных, к которым не применяются технические средства [5].
В целях проверки качества использования оборудования в управлении организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, ФСИН России подключен стационарный пульт мониторинга, который позволяет осуществлять контроль за применением в территориальных органах этого оборудования в режиме онлайн.
УИИ относится к числу наиболее сложных видов систем (социальных) и обладает следующими признаками [6]:
1) целенаправленность. УИИ как социальная система всегда стремится к достижению определенной цели. Цели и задачи уголовно-исполни-тельного законодательства закреплены в ст. 1 УИК РФ: уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; задачами уголовно-исполни-тельного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации;
2) информационность, то есть информационное обеспечение связи как внутри УИИ, так и между УИИ и внешней средой. Необходима такая информация, которая позволяла бы непрерывно влиять на процессы, протекающие в деятельности УИИ;
3) детерминированность элементов системы УИИ, предполагающая такую взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного сотрудника отражается на состоянии и деятельности других сотрудников УИИ как системы в целом; направленность их функционирования на достижение общих для УИИ целей. В связи с этим отметим, что если изменение деятельности какого-либо сотрудника УИИ не оказывает никакого влияния на функционирование УИИ, то этот сотрудник либо не решает задач, поставленных перед УИИ, либо решает задачи, не связанные с общими;
4) динамичность УИИ как системы, заключающаяся в ее способности приспосабливаться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде, чтобы в полном объеме осуществлять свои функции;
5) наличие управляющего параметра - фактическая способность начальника УИИ выступать в отведенной ему роли;
6) наличие в системе усилительного свойства -способность УИИ преодолевать барьеры, возникающие в каналах связи на пути прохождения управляющей и осведомительной информации.
Функциональную структуру УИИ можно определить как совокупность и взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри УИИ всех составляющих ее элементов, определяющих ее внутреннее содержание. Организационную структуру можно сравнить со скелетом живого организма, с каркасом, с несущей конструкцией, которая связывает воедино все части системы, выявляет и устанавливает взаимосвязи и иерархию взаимоотношений сотрудников внутри УИИ. Иными словами, это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого [7].
В числе факторов, определяющих структурное построение УИИ, характер выполняемых ею как системой функций внешнего и внутреннего управления. В связи с этим необходима такая структура, которая оптимально соответствовала бы целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.
К основным задачам-функциям УИИ относятся [8]: исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в УИИ; иные задачи, возложенные на УИИ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УИИ в своей деятельности при исполнении наказания в виде ограничения свободы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы. Они взаимодействуют с органами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным к ограничению свободы помощи в трудоустройстве [9].
В целях оптимизации структуры управления УИИ была проведена реорганизация межрайонных УИИ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации по этому вопросу и приказом ФСИН России от 30 мая 2011 г. № 335 «О реорганизации, изменении типа и утверждении уставов учреждений, подчиненных территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний», которая производилась с учетом численности осужденных. Были созданы филиалы в административно-территориальных образованиях, где они отсутствовали. Согласно данным ФСИН России, такие меры позволили высвободить 436 штатных единиц административного персонала, численность сотрудников, непосредственно исполняющих наказания, увеличилась на 74 человека. Кроме того, снизилась нагрузка на одного сотрудника УИИ на 7 % - до 56 осужденных [10].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2012 г. № 360 «О вне-
сении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 „Об утверждении Положения об уголов-но-испол-нительных инспекциях и норматива их штатной численности"» предусмотрено закрепление норма-тива штатной численности УИИ в размере 2,1 % от среднегодовой численности осужденных.
В 2014 г. большое внимание уделялось вопросам организации деятельности УИИ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. 29 и 30 мая 2014 г. были утверждены устав и временное штатное расписание Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю».
Структура службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Структура службы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества
Управление УИИ осуществляют ФСИН России, территориальный орган и руководство УИИ (ее начальник, его заместители).
НАЧАЛЬНИК ИНСПЕКЦИИ
Канцелярия
Отдел (отделение, группа) исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
Отдел (отделение, группа)
по контролю за исполнением наказаний и применением иных мер уголовно-правового характера
Отделение (группа) психологического обеспечения
Бухгалтерия
Юридическая служба
Группа обеспечения
Филиалы уголовно-исполнительной инспекции
Рис. 2. Типовая структура УИИ
В целях решения вопросов, возникающих при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, и требующих правового регулирования, рабочей группой были подготовлены и направлены в Министерство юстиции Российской Федерации предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации: по увеличению штатной численности УИИ в целях реализации положений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; по закреплению в законодательстве Российской Федерации порядка и оснований применения сотрудниками УИИ физической силы и специальных средств; по регламентации процедуры задержания
и дальнейшего содержания осужденных, скрывшихся от контроля УИИ и объявленных в розыск оперативными подразделениями УИС, а также возможности применения физической силы, специальных средств и оружия в отношении разыскиваемых лиц сотрудниками учреждений и органов УИС; по обеспечению исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в случаях выезда из Российской Федерации осужденных - граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.
В заключение отметим, что с июня 2013 г. контроль за организацией служебной деятельности УИИ возложен директором ФСИН России непосредственно на начальников территориальных органов, что повышает их личную ответственность за результаты деятельности УИИ.
Список литературы
1. Зарембинская Е. Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России за 2012-2013 гг. и задачах на предстоящий период // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.). Казань, 2014. С. 8-19.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положения Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : федер. закон от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2009. № 52. (Ч. 1). Ст. 6453.
3. Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2013 г., Плана работы и показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2014 г. : приказ Минюста России от 31 марта 2014 г. № 50.
4. Анализ деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России по исполнению наказания в виде ограничения свободы и применения СЭМПЛ за 2013 год. М., 2014.
5. Удоденко А. О. Применение оборудования СЭМПЛ в деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Сборник материалов V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России (19-20 июня 2014 г.) М., 2014. С. 133-134.
6. Организация управления в уголовно-исполнительной системе : учебник : в 3 т. / под общ. ред. Ю. Я. Чайки ; науч. ред. В. М. Анисимков и др. Рязань, 2002. Т. 1: Общая часть.
7. Казак Б. Б., Смирнова И. Н. Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций : курс лекций. Псков, 2013. 80 с.
8. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы : приказ Минюста России от 11 октября 2010 г. № 258 (в ред. приказа Минюста России от 27 апреля 2014 г. № 177) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Зарембинская Е. Л. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, за 2010-2011 годы и задачах на 2012-2013 годы // Материалы IV Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций и заместителей начальников территориальных органов ФСИН России, осуществляющих координацию и контроль их деятельности (19-20 июня 2012 г.). Геленджик, 2012.
MIKHAIL VLADIMIROVICH VOROBYOV,
chief of faculty
(Academy of the Department of MIA of Russia), e-mail: delo.mv@yandex.ru © Vorobyov М. V., 2015
TO THE QUESTION OF ORGANIZATIONAL SUPPORT OF ACTIVITY OF PENAL INSPECTORATES FOR THE EXECUTION OF THE PUNISHMENT IN THE FORM OF RESTRICTION OF FREEDOM
Annotation: in connection with the happened essential changes of the domestic legislation considerable (almost by 8 times) the increase in quantity condemned to punishment in the form of restriction of freedom is noted now. The specialized government body exercising supervision of serving condemned punishments in the form of restriction of freedom, is criminal and executive inspection.
Criminal and executive inspection is among the most difficult types of systems (social) and possesses the following signs: focus, informatsionnost, determinancy of elements of system, dynamism, presence of the managing director of parameter, existence in system of intensifying property. Among the factors defining structural creation of criminal and executive inspection there is a nature of the functions of external and internal management which are carried out by it.
In this regard such structure which optimum would answer the purpose and tasks of the organization, and also internal and external factors influencing it is necessary. The functional structure of criminal and executive inspection can be defined as set and interrelation of various functions and kinds of activity in criminal and executive inspection of all elements making it defining its internal contents. The organizational structure can be compared to a skeleton of a live organism, to a framework, to the bearing design which connects together all parts of system, reveals and establishes interrelations and hierarchy of relationship of employees in criminal and executive inspection.
Key words: restriction of freedom, criminal and executive inspection, violations of the mode of serving of punishment, additional restrictions, organizational structure, functional structure.
References
1. Zarembinskaja E. L. Ob itogah raboty ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij territorial'nyh organov FSIN Rossii za 2012-2013 gg. i zadachah na predstojashhij period [About results of work of criminal and executive
inspections of territorial authorities of FSIN of Russia for 2012-2013 and tasks for the forthcoming period]. Sbornik materialov V Vserossijskogo soveshhanija nachal'nikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij territo-rial'nyh organov FSIN Rossii (19-20 ijunja 2014 g.) [Collection of materials of the V All-Russian meeting of chiefs of criminal and executive inspections of territorial authorities of the FPS of Russia (June 19-20, 2014)]. Kazan, 2014, pp. 8-19.
2. O vnesenii izmenenii v otdelnye zakonodatelnye akty Rossyiskoi Federazii v svaezi s vvedenyem v deist-vie polojenie Ygolovnogo kodeksa Rossyiskoi Federazii I Ygjlovno-ispolnitelnogo kodeksa Rossyiskoi Federazii o nakazanii v vide ogranicheniya svobody [About making alteration in the separate legislative acts of Russian Federation in connection with introduction to the action of position of the Criminal code of Russian Federation and criminal-ispolni-tel'nogo code of Russian Federation about punishment as limitation of freedom] : feder. law from December, 27, 2009, no. 377-FZ // Sobranie zakonodatelstva Ros. Federazii. 2009. № 52 (Ch. 1). St. 6453.
3. Ob ytverjdenii otcheta o deyatelnosti Federalnoi slyjby ispolneniya nakazanii za 2013 g. Plana raboty I pokazateliy deyatelnosti Federalnoi slyjby ispolneniya nakazanii za 2014 g. [ About claim of report on activity of Federal service of execution of punishments for 2013, Plan of work and performance of Federal service of execution of punishments indicators on 2014] : prikaz Minusta Rossii on 31 marta 2014 g. № 50 [Order of Minyusta Russia from March, 31, 2014, no. 50].
4. Analiz dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij FSIN Rossii po ispolneniju nakazanija v vide ogranichenija svobody i primenenija SJeMPL za 2013 god [The analysis of activity of criminal and executive inspectorates of the FPS of Russia for an execution of the punishment in the form of restriction of freedom and application the SAMPLE for 2013]. Moscow, 2014.
5. Ydodenko A. O. Primenenie oboredovaniya SEMPL v deyatelnosty ygolovno-ispolnitelnyh inpekcii [Application equipment of SEMPL in activity of criminal-executive inspekciy] // Sbornik materialov V Vseros-siiskogo sovechaniya nachalnikov ygolovno-ispolnitelnyh inpekzii territorialnyh organov FSIN Rossii (19-20 ijunja 2014 y.) S. 133-134 [Collection of materials of the V All-russian conference of chiefs of criminal-executive inspections of territorial organs of FSIN of Russia (19-20 June 2014 y.) Pp. 133-134].
6. Organizacija upravlenija v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [The organization of management in criminal and executive system]. In 3 vol. Under the general edition Yu. Ya. Chaika, scientific editors V. M. Anisimkov, A. A. Aksenov, B. B. Kazak, N. P. Barabanov. Ryazan, 2002, Vol. 1: Obshhaja chast' [General part].
7. Kazak B. B., Smirnova I. N. Organizacija dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij [Organization of activity of criminal and executive inspections]. Pskov, 2013. 80 р.
8. Polojenie ob ygolovno-ispolnitelnyh inpekciyah [Position about criminal-executive inspections] : ytv. Postanovleniem Pravitelstva Rossyiskoi Federacii ot 16 iunia 1997 g. № 729 «Ob ytverjdenii Polojeniya ob ygolovno-ispolnitelnyh inpekciyah i normativa ih shtatnoi chislennosti [by the decision of Government of Russian Federation from June, 16, 1997, no. 729 «O claim of Statute about criminal-ispolni-tel'nykh inspections and norm of their regular quantity»] // SPS «KonsyltantPlus».
9. Ob ytverjdenii Inatrykcii po organizacii ispolneniya nakazaniya v vide ogranicheniya svobody [About claim of Instruction on organization of execution of punishment as limitation of freedom] : prikaz Minusta Rossii ot 11 dekabrya 2010 g. № 258 (v red. Prikaza Minusta Rossii ot 27 aprelya 2010 g. № 177) [order of Minyusta Russia from October, 11, 2010, no. 258 (in red. order of Minyusta Russia from April, 27, 2014, no. 177)] // SPS «KonsyltantPlus».
10. Zarembinskaja E. L. Ob itogah raboty ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij territorial'nyh organov FSIN Rossii po ispolneniju nakazanij, ne svjazannyh s izoljaciej osuzhdennyh ot obshhestva, za 2010-2011 gody i zadachah na 2012-2013 gody [About results of work of criminal and executive inspectorates of territorial authorities of FSIN of Russia for execution of the punishments which aren't connected with isolation condemned from society, for 2010-2011 and tasks for 2012-2013]. Materialy IV Vserossijskogo soveshhanija nachal'nikov ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij i zamestitelej nachal'nikov territorial'nyh organov FSIN Rossii, osushhestvljajushhih koordinaciju i kontrol' ih dejatel'nosti (19-20 ijunja 2012 goda) [Materials of the IV All-Russian meeting of chiefs of criminal and executive inspections and deputy chiefs of the territorial authorities of the FPS of Russia exercising coordination and control of their activity (June 19-20, 2012)]. Gelendzhik, 2012.