ÎK О
О
с
>3
о о
У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
УДК 159.9:343.8 ББК 88.473 К60
N.E. KOLESNIKOVA*, A.I. SHIPILOV**
EVALUATION, CRITERIA AND INDEXES OF EFFICIENCY OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PRISONERS IN PENAL INSPECTIONS
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективности психологического сопровождения осужденных в уголовно-исполнительных инспекциях, устанавливаются его критерии и параметры оценки.
Ключевые слова: критерий, показатель, уголовно-исполнительная инспекция, психологическое сопровождение.
НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА КОЛЕСНИКОВА*, АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ ШИПИЛОВ**
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ, КРИТЕРИЯХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ
Annotation: in the article the author considers the issues of efficiency of psychological support of prisoners in penal inspections, gives the criteria and parameters of its evaluation.
Key words: criteria, index, penal inspection, psychological support.
B настоящее время острым и актуальным является вопрос оценки критериев и показателей эффективности психологической работы с осужденными в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ). Однако практика показывает, что только психологических критериев мало для оценки социальной реабилитации личности, поэтому в статье оценка критериев эффективности психологической работы с осужденными в УИИ будет опираться на социально-психологические показатели. Критерий (от греч. kriterion - мерило для оценки чего-либо) - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки1. Показатель - это оцененная соответствующим образом характеристика явления (ситуации, проблемы, процесса и пр.), а также наблюдаемый и поддающийся фиксации результат.
Показатели выполняют три функции: 1) являются формой представления информации; 2) служат средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений; 3) всегда связаны с интересами человека, реально выступают в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности его деятельности. Признаки показателя: диагностичность, достоверность, комплексность. Именно на показателях строится система мотивации социальной и психологической работы сотрудников УИИ. И чем точнее показатели отражают их интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации труда в УИИ.
* Кандидат психологических наук, доцент кафедры организаци режима и оперативно-розыскной деятельности в УИС, (Псковский филиал Академии ФСИН России) E-mail: nukolesnikowa@rambler.ru;
** доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии и психологии труда
(Современная гуманитарная академия, г. Москва) E-mail: anshipilov@yandex.ru.
Сама система показателей, на которых строится социально-реабилитационная, в том числе социально-психологическая, работа с осужденными в УИИ, уже отражает характер, предполагаемую эффективность и социальную значимость деятельности инспекций. Так, в разделе VII Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной сис-темы2 нашли отражение следующие критерии оценки деятельности психологической службы:
- наличие передового опыта в области психологического обеспечения деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов;
- доля обследованных лиц (процент от общего количества обследованных), на которых были подготовлены психологические портреты, характеристики, заключения, рекомендации, программы;
- количество проведенных консультаций по личным вопросам, индивидуальных и групповых психокоррекционных мероприятий;
- количество консультаций для сотрудников подразделений по вопросам профессионально-служебной деятельности;
- количество лекций, занятий по повышению психологической компетентности персонала, психологическому просвещению осужденных;
- количество лекций, занятий, семинаров, проведенных с целью повышения профессионального мастерства сотрудников психологической службы;
- состояние социально-психологического климата в органах и учреждениях УИС (предоставление описательных материалов, подтверждающих проведенную работу);
- наличие суицидов и суицидальных попыток в подразделениях территориального органа УИС;
- профессиональный потенциал сотрудников психологической службы (удельный вес сотрудников с базовым психологическим образованием, их компетентность; среднее количество лиц, с которыми осуществляет работу психолог).
В разделе VI Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы содержатся требования к документации психологической службы, структура, содержание и объем которой также являются показателем социально-психологической работы в УИИ. Согласно этой Инструкции сотрудниками психологической службы ведется следующая документация:
- журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых), прошедших психологическое обследование;
- журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
- журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
- журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование;
- журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом;
- журнал учета групповой просветительской, психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом;
- журнал учета перемещения психологической информации;
- дело планов и отчетов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога.
В п. 1.11 Методических рекомендаций по организации психологической работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (2006) указывается: «Психолог УИИ организует сбор статистической информации по основным направлениям деятельности, составляет справки, отчеты и по результатам деятельности формирует банк данных. Документация психолога, предусмотренная п. 28 разд. VI приказа Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», является отчетной и предназначена для осуществления контроля за деятельностью психологов УИИ».
В проекте Концепции развития наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, до 2020 года определены критерии эффективности исполнения указанных наказаний3. В этом перечне критериев шесть имеют социально-психологическую сущность:
1) у осужденного выработалось стойкое негативное отношение к совершенному им преступлению и одновременно появилось раскаяние и сожаление в адрес потерпевших;
2) осужденный признал вину в совершенном преступлении и осознал справедливость назначенного ему наказания;
3) осужденный в период отбывания наказания стремился к повышению своего образовательного и профессионального уровня, что в поведении выражалось в обучении в школе, колледже, на курсах повышения квалификации;
4) у осужденного появились позитивные жизненные перспективы;
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
О О
с
>3
is О о
У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
5) осужденный позитивно относится к воспитательно-профилактическому воздействию, и оно имеет реальные положительные результаты. Он занимается самовоспитанием;
6) осужденный имеет устойчивую связь с семьей, стабильные отношения с позитивным окружением.
Приказом Минюста России от 14 апреля 2006 г. № 166 утверждено Положение о рейтинговой оценке деятельности уголовно-исполнительных инспекций и отделов по их руководству территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний, в котором отмечается, что рейтинговая оценка необходима «для сравнения результатов работы по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы по основным направлениям деятельности»4. Этот же приказ регламентирует определение рейтинговой оценки на основе статистических данных. Согласно этому документу показателями рейтинговой оценки деятельности УИИ являются:
- общая численность осужденных, в том числе распределение по отдельным видам наказаний и общая численность несовершеннолетних осужденных;
- численность осужденных, совершивших рецидивные преступления;
- сведения о криминогенном составе, то есть о численности осужденных к различным видам отбывания наказания без изоляции от общества и характере совершенных ими преступлений (тяжкие и особо тяжкие преступления, повторные преступления).
Кроме того, на уровень рейтинговой оценки УИИ влияют: сведения о прокурорском реагировании, привлечении персонала УИИ к ответственности, раскрытии преступлений и количестве УИИ.
Анализ обзоров деятельности УИИ за последние несколько лет и основных показателей деятельности УИС России за 2013 г. свидетельствует о том, что в них не предусматривается учет показателей эффективности социально-психологической работы ни как меры профилактики повторных преступлений, ни как дополнительной меры воспитательно-профилактического характера, ни как условия исполнения наказаний без изоляции от общества5. Это означает, что персональную ответственность ни психологи подразделений, ни руководители УИИ за результаты социально-психологической реабилитации осужденных не несут. Таким образом, динамика внутриличностных механизмов саморегуляции социального поведения лиц, состоящих на учете в инспекциях, остается вне поля
зрения сотрудников УИИ, методы социальной и психологической работы, а также прогнозирования рецидивной преступности применяются в отрыве от состояния и динамики базовых (внутриличностных) показателей социальной реабилитации осужденных.
Вместе с тем отслеживание хотя бы некоторых показателей изменения социально-психологического статуса личности в период отбывания срока наказания является если не главным, то одним из основных условий повышения эффективности профилактики рецидивной преступности. К сожалению, на данном этапе развития социально-психологической работы в УИИ такие показатели четко не обозначены. Существуют попытки некоторых психологов, работающих в ИУ общего режима, приведения их в систему6.
Таким образом, решение проблемы разработки системы социально-психологических критериев и показателей для каждой половозрастной категории осужденных можно начать с понимания того, что именно должно стать ожидаемым результатом работы с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества. Это не что иное, как их социальная реабилитация, под которой понимается «комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (безработные, осужденные, беженцы и др.), девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения, отбывающие наказание без изоляции от общества и т. п.)»7.
Очевидно, что об успехе социальной реабилитации осужденного свидетельствуют: его включенность в более широкую сеть социально одобряемых межличностных и общественных отношений, возвращение человеку его доброго имени (избавление от клейма судимости), совла-дающее поведение в ТЖС, а в целом - социали-зированность личности. Социализированная личность характеризуется тремя главными интег-ративными показателями (признаками):
1) социальная идентичность (определение собственной принадлежности к группам по половому, гендерному, семейному, профессионально-трудовому, религиозному и другим признакам);
2) социальная адекватность (адекватная самооценка, адекватный уровень притязаний, адекватная ролевая позиция в межличностных отношениях, адекватный уровень агрессивнос-
ти (здоровая агрессия), адекватные социальные установки, реалистичный образ пространства, времени, социальной среды, мира в целом и др.);
3) социальная адаптироеанностъ (определяется по уровню и особенностям развития базовых механизмов саморегуляции поведения, например антиципации и стиля саморегуляции, механизмов социализации (идентификация - обособление) и индивидуального социального развития (типизация - индивидуализация), а также по совокупности показателей социально-психологической адаптации - лживость, адаптация, эмоциональный комфорт, принятие себя, принятие других, интернальность, эскапизм, доминантность)8.
Понимая остроту и сложность вопроса об оценке, критериях и показателях эффективности социально-психологической работы с осужденными в УИИ, в 2011 г. в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний Н. А. Цветковой разработан и апробирован вариант социального паспорта осужденного к наказаниям без изоляции от общества. Он позволяет получить целостное представление о показателях и критериях эффективности социально-психологического воздействия9 на осужденных, состоящих на учете в УИИ.
Таким образом, цели социальной реабилитации осужденных к наказаниям без изоляции от
общества будут достигаться более эффективно при условии, если:
- будет осуществлена систематизация критериев и показателей эффективности социально-психологической работы с осужденными в УИИ;
- система критериев и показателей эффективности социально-психологической работы с осужденными в УИИ будет подвергнута процедуре унификации*, в результате которой будут выделены ключевые (они же отчетные) критерии и показатели динамики социально-психологической реабилитации осужденных в период отбывания срока наказания;
- будет решен вопрос об ответственности администрации и психологов УИИ за результаты социально-психологической работы, определяемые по динамике этих унифицированных показателей;
- произойдет закрепление ключевых показателей социально-психологической работы в УИИ в рейтинговой оценке деятельности инспекций.
Однако в случае решения поставленных выше задач возросший объем требований к сотрудникам УИИ и соответственно их деятельности более остро поставит вопрос о введении в штатное расписание инспекций должности социального работника.
* Унификация - распространенный и эффективный метод устранения излишнего многообразия посредством сокращения перечня допустимых элементов и решений, приведения их к однотипности. Унификация критериев и показателей является разновидностью их систематизации в целях получения четкой системы показателей, удобной для пользования.
Список использованной литературы
1 См.: Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. М., 2010. С. 272.
2 См.: Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238 // СПС «КонсультантПлюс».
3 См.: Концепция развития наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, до 2020 года. Псков, 2010. С. 11.
4 Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 1. С. 44-45.
5 См.: Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России в 2013 г. : обзор.
6 См.: Колесникова Н. Е. Социально-психологическая ресоциализация осужденных-мужчин в исправительном учреждении : дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.
7 См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
8 См.: Социально-психологическая адаптация : тест Р. Даймонда, К. Роджерса.
9 См.: Цветкова Н. А. Социальная работа с осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества : метод. пособие по социальной паспортизации осужденных (для работников уголовно-исполнительных инспекций). Псков, 2012.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 16 мая 2014 г. № 5.