Аннотация
В статье представлены результаты исследования соотношения индивидуально-типических особенностей реализации настойчивости с учебной успешностью студентов-лингвистов. Ключевые слова: настойчивость, личностные черты, системно-функциональный подход, индивидуально-типические особенности.
Одним из востребованных направлений современной практической психологии являются типологические исследования личности, результаты которых позволяют осуществлять адресную работу в таких сферах, как образование, психологическое консультирование, профориентация и т.п. В частности, весьма продуктивным является изучение различных аспектов учебной деятельности студентов в соотношении с индивидуально-типическими особенностями свойств личности [2].
С использованием методологического потенциала системно-функционального подхода А.И. Крупнова [1; 2], были установлены четыре основных типа реализации активности личности, которые стабильно выделяются в различных выборках для таких свойств как настойчивость, любознательность, общительность, инициативность, уверенность и др.: инструментально-смысловой, мотивированно-агармонический, слабо-мотивированный и избирательный [3-5].
Нами было проведено исследование индивидуально-типических особенностей реализации настойчивости в соотношении с учебной успешностью, в котором приняли участие 202 российских студента первого и второго курсов ИИЯ РУДН направления «Лингвистика» (161 девушка и 41 юноша) в возрасте от 17 до 25 лет. Для диагностики настойчивости использовался бланковый тест, разработанный А.И. Крупно-вым [1]. Показателем академической успеваемости студентов был итоговый балл по учебным дисциплинам, которые мы разделили на пять групп: 1) английский язык (обязательный «первый» иностранный язык для всех студентов); 2) второй иностранный язык; 3) специальные дисциплины 4) общеобразовательные дисциплины 5) психолого-педагогические дисциплины. Для статистической обработки использовался кластерный анализ методом К-средних и дисперсионный анализ (А^УА).
Было выявлено, что для субъектов с инструментально-смысловым типом реализации настойчивости характерны высокие показатели успеваемости по второму иностранному языку, специальным и психолого-педагогическим дисциплинам, и средние по английскому языку и общеобразовательным дисциплинам. В целом, «напористые» студенты стараются демонстрировать высокие баллы по большинству дисциплин, однако, к сожалению, им не всегда хватает сил и времени на достижение желаемых высоких результатов, что может приводить к средним результатам по некоторым курсам. Однако, низкие баллы для этого типа не характерны.
Представители мотивированно-агармонического типа реализации настойчивости в целом демонстрируют средние баллы по большинству дисциплин, при этом показатели по второму иностранному языку и психолого-педагогическим дисциплинам у «неуверенных» студентов чуть ниже среднего. Представители данного типа характеризуются специфическими трудностями в инструментально-стилевой подсистеме настойчивости при нормально развитой мотивационно-смыс-ловой подсистеме и показывают средние результаты как по специализированным, так и неспециализированным курсам. Низкие баллы зафиксированы по предметам, которые являются наиболее «новыми» и даже несколько «чуждыми» для испытуемых (как, например, психолого-педагогические курсы, которые достаточно сильно отличаются от лингвистических дисциплин специализации).
Для представителей слабо-мотивированного типа реализации настойчивости характерны низкие значения показателей успеваемости по всем дисциплинам, при этом минимальные показатели для данного типа выявлены для второго иностранного языка, что соответствует особенностям реализации настойчивости для «инертных» студентов. Таким образом, курс, предполагающий наиболее волевое поведение для его эффективного освоения, является наименее успешным для субъектов, у которых такое поведение развито слабо. Отмечается определенная тенденция (в сравнении с предыдущим типом) к снижению показателей успешности для курсов,
требующих проявления высокой настойчивости ввиду их выборности и важности.
Представители избирательного типа реализации настойчивости характеризуются высокими баллами по всем дисциплинам (при этом для второго иностранного языка показатели максимальны). Таким образом, субъекты с более развитой волевой сферой показывают более высокие результаты в обучении. Отметим, однако, что для «прагматичных» студентов может иметь место не только ориентация на само по себе освоение дисциплины, но и на получение высоких оценок и, следовательно, более «ценного» в дальнейшей профессиональной карьере диплома, что может служить объяснением столь высоких показателей успеваемости таких студентов. При этом по дисциплине, максимально характеризующей интерес студента (второй иностранный язык) представители данного типа показывают наиболее высокие результаты, что также соответствует их психологической характеристике, в то время, как для дисциплин, изначально не лежащих в сфере их интересов зафиксированы относительно низкие показатели.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что психологические характеристики четырех устойчивых типах реализации активности личности в волевой сфере получают свое содержательное подтверждение при анализе учебных достижений студентов, относящихся к каждому их данных типов.
Литература
[1] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. М.: МГУДТ, 2008.
[2] Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно- функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / Научн. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. - М.: РУДН, 2014. - С. 9-30.
[3] Воробьева А.А., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Типологические особенности настойчивости и любознательности у студентов различных направлений обучения // Акмеология. - 2014. - № S3-4. - С. 54-55.
[4] Новикова И.А., Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». -2009. - № 1. - С. 36-40.
[5] Шляхта Д.А. К проблеме типологического исследования личностных черт // Вестник РУДН. - Серия: «Психология и педагогика». -2008. - № 4. - С. 47-51.
TYPOLOGICAL FEATURES OF PERSISTENCE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT IN LINGUISTIC STUDENTS
Alexandra A. Vorobyeva - Post Graduate, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198 Irina A. Novikova - Сand.Ps., Associate Professor, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198 Dmitry A. Shlyakhta - Сand.Ps., Associate Professor, Social and Differential Psychology Chair, Peoples' Friendship University of Russia; 10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198
Abstract
The article presents the results of the research on the correlation of individual-typical differences in realization of volition personal traits and academic achievement in linguistic students. Key words: persistence, personal traits, System-Functional approach, individual-typical features.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ
Воронцова Анна Александровна - кандидат психологических наук, доцент. Тульский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Туль-
ский филиал РАНХ и ГС при Президенте РФ); ул. Каминского, 28, Тула, Россия, 300041; e-mail [email protected]
Аннотация
Статья посвящена изучению строения профессионального самосознания у будущих менеджеров, представлена программа психологического сопровождения развития и формирования профессионального самосознания. Ключевые слова: профессиональное самосознание, программа психологического сопровождения.
Профессиональное самосознание студентов-менеджеров мы понимаем как сложное, динамическое, личностное образование, представляющее собой единство и взаимосвязь функциональных (когнитивный, эмоциональный, мо-тивационно-целевой, операциональный) и структурных (образы «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее» (развивающийся профессионал)) компонентов, развитие и формирование которых проявляется в постепенном осознании себя субъектом будущей профессиональной деятельности.
При разработке программы психологического сопровождения развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания мы руководствовались закономерностями профессионального становления личности, возрастными особенностями студентов, а также показателями диагностических методик. Выделенные уровни позволяют рассмотреть динамику развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания студентов-менеджеров в процессе реализации программы психологического сопровождения.
В программе психологического сопровождения предлагается выделять следующие четыре блока:
1. Диагностический блок - направлен на диагностику компонентов профессионального самосознания, даёт возможность проследить динамику развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания у студентов. Диагностический блок программы напрямую связан с консультативным блоком, т.к. позволяет выявить трудности на пути развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания и своевременно осуществить психологическую помощь в виде психологического консультирования по итогам диагностики.
2. Консультативный блок - направлен на информирование студентов об индивидуальных особенностях и динамике развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания; а также на оказание психологической помощи студентам, имеющим проблемы в личностно-про-фессиональном развитии. Информационное, индивидуальное и психолого-акмеологическое консультирование направлены на развитие когнитивного, эмоционального, мотивационно-целевого, операционального компонентов профессионального самосознания.
В процессе индивидуального консультирования оказывается психологическая помощь студентам в развитии и саморазвитии, решении вопросов познания и принятия себя. Интервью является одним из методов психологического консультирования. Процесс интервью направлен на то, чтобы изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.
Психолого-акмеологическое консультирование направлено на построение образа желаемого будущего, на формирование образа «Я-будущее (развивающийся профессионал)». Конкретизируя образ желаемого будущего, наполняя его точными подробностями, консультант совместно с клиентом проясняет, что же нужно клиенту на самом деле. Не достаточно прояснённый образ желаемого будущего несёт в себе скрытые противоречия, которые могут тормозить вступление студентов в профессиональную деятельность. Активная работа по выделению приоритетов во всех выявленных противоречиях образа желаемого будущего способствует инициированию работы по выбору. Основными методами психолого-акмеоло-гического консультирования являются техника эмпатического слушания, моделирование, анализ проблемных ситуаций, позитивное консультирование с помощью метафор, проективных рассказов, метод «режиссёрской постановки симптома» и др.
3. Коррекционно-развивающий блок - направлен на создание условий для развития функциональных, на формирование структурных компонентов профессионального самосозна-
ния - образов «Я-реальное», «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее (развивающийся профессионал)». Включает в себя коррекционно-развивающий тренинг «Восхождение к профессии менеджер». Структура тренинга соответствует структурно-динамической модели развития и формирования отдельных компонентов профессионального самосознания. Предлагаемая программа включает в себя тренинговые занятия по темам «Познание и принятие себя», «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии», «Познание образа «Я-будущее». Тренинг содержит в себе ситуации активного взаимодействия участников, психогимнастические игры, дискуссионные методы, ролевые игры, психотехники, способствующие актуализации потребностей и возможностей участников в личностном и профессиональном саморазвитии. Каждое тренинговое занятие является подготовительным этапом для проведения последующего тренингового занятия. Комплектование группы предлагается осуществлять по результатам диагностики и консультирования студентов. Каждое тренинговое занятие предлагается проводить в течение учебного года, два раза в неделю по 4 академических часа. Продолжительность каждого тренинго-вого занятия 16 часов.
4. Информационный блок - направлен на информирование студентов об основных взглядах на профессионализм и профессиональную деятельность, профессиональную карьеру. Состоит из учебных дисциплин, включённых в учебную программу таких, как «Психология управления», «Психология деловых отношений», «Психология профессиональной деятельности», «Организационное поведение», «Построение карьеры». Изучение психологических дисциплин в форме проблемных лекций, решение практических заданий, кейсов на практических занятиях в большей степени способствует развитию рефлексии, осознанию профессиональной деятельности менеджера и, как следствие, формированию образов «Я-идеальное (профессиональное)», «Я-будущее (развивающийся профессионал)».
Таким образом, развитие и формирование отдельных компонентов профессионального самосознания происходит благодаря внутренней активности студентов-менеджеров и комплексной работе психолога, заключающейся в диагностике, консультировании, коррекционно-развивающей работе. Вышеперечисленные блоки программы, дополняя друг друга, создают условия для развития функциональных и формирования структурных компонентов профессионального самосознания.
Литература
[1] Воронцова, А. А. Психологическое сопровождение формирования профессионального самосознания у студентов-менеджеров: Дис... канд. психол. наук / А. А. Воронцова. - Тула, 2011. - 207 с
[2] Деркач, А. А. Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 357 с.
[3] Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмеологи-ческого развития. М.: МПСИ - Воронеж: Модэк, 2010.
[4] Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. С. 156-176.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT THE DEVELOPMENT
AND FORMATION OF THE COMPONENTS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE MANAGERS
Vorontsova Anna Alexandrovna, Ph.D. in Psychology, associate professor
Tula branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Kaminskogo street, 28, Tula, 300041, Russia
Abstract
This article is devoted to studying the structure of professional consciousness for future managers represented a programme of psychological support of professional self-development. Keywords: Professional self-development, a programme of psychological support