ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
A.A. Воронцова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Рассмотрено строение профессионального самосознания, приведены результаты исследования структуры и динамики его развития, разработана программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания.
Система высшего профессионального образования в новых рыночных условиях предъявляет новые требования к профессиональной подготовке трудовых ресурсов. Современное профессиональное образование должно заложить основы для достижения многими выпускниками вуза профессионализма в своей области, развить навыки построения перспективы своего профессионального роста, сформировать ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности, т.е. должно быть направлено на развитие у выпускников профессионального самосознания. Осознание собственных качеств и возможностей становится возможным при развитом самосознании, благодаря которому личность осознает себя субъектом будущей профессиональной деятельности.
Интерес к заявленной теме определяется тем, что сформированное профессиональное самосознание позволяет личности самореализоваться в профессиональной деятельности, достигнуть высокого уровня профессионализма, вершины акме.
Категория профессионального самосознания исследована в работах отечественных ученых (Е.А. Климов, Н.С- Пряжников, A.A. Деркач, А.К. Маркова, T.J1. Миронова, С.В. Москаленко, A.A. Бодалёв, В.А. Сластенин, 3. Иванова и К. Косев, A.B. Поддубная) [1 ; 2; 3; 4]. Большинство исследователей рассматривают категорию профессионального самосознания как осознание человеком себя в профессиональной деятельности.
На сегодняшний день остается открытым вопрос о развитии профессионального самосознания в процессе обучения студентов в вузе.
Наша задача попытаться систематизировать и обобщить комплекс подходов, связанных с изучением профессионального самосознания, и на этой основе разработать структуру профессио-
нального самосознания студентов, определить уровни и критерии развития профессионального самосознания, разработать программу психологического сопровождения развития профессионального самосознания у учащихся.
Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамическое, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, и отношения к своей профессиональной деятельности, выявление в процессе самопознания своей социальной ценности и смысла своей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.
Мы предлагаем рассмотреть строение и развитие профессионального самосознания в контексте системно-субъектно-деятельностного подхода.
В рамках нашего подхода, профессиональное самосознание имеет многомерное строение. Мы предлагаем рассмотреть строение профессионального самосознания вслед за В.В. Столиным в «вертикальном» и «горизонтальном» планах [5].
«Вертикальное» строение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру, динамику трех образов «Я»: «Я-реальное (настоящее)», «Я-идеалыюе (профессиональное)» и «Я-будущее (развивающийся профессионал)».
«Я-реальное» - это комплекс представлений о себе. Оно формируется во взаимодействии со сложившейся у студента Я-концепцией, а также со сложившимся у него идеалом своего будуще-
го. «Я-идеальное (профессиональное)» - это комплекс представлений студента об идеальном профессионале. «Я-будущее (развивающийся профессионал)» - это комплекс представлений студента о перспективах своего развития и самосовершенствования на профессиональном пути, выход на смысложизненное самоопределение.
В «горизонтальном» плане профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-целевую и операционную составляющие.
Когнитивный компонент реализуется в самопознании, Самопознание представляет собой познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. Соотнесение знаний о себе с социаль-но-профессиональными требованиями и нормами, позволяет студентам определить свое место в системе общественных отношений.
Эмоционально-ценностный компонент проявляется в самопонимании - оценочное и эмоциональное отношение к себе, самоуважение и принятие себя. Самопонимание как процесс проявляется в формировании отдельных ситуативных образов и расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе.
Мотивационно-целевой компонент реализуется в самоактуализации. Самоактуализация осуществляется через реализацию самого себя в профессии. Устойчивыми мотивационными образованиями являются личностные ценности.
Операционный компонент проявляется в саморегуляции и управлении внешней и внутренней целенаправленной активностью учащегося. Выражается в целеполагании, устремленности в будущее, принятии ответственности за реализацию своих ценностей на себя. Позволяет выстраивать стратегию собственного профессионального роста, формировать активную профессиональную позицию личности.
Процесс становления профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Критериями развития профессионального самосознания выступают: 1) представленность в сознании образа «Я-реальное»; 2) направленность на саморазвитие и самореализацию;
3) сформированность в сознании представления о себе как «Я-идеальное (профессиональное)»;
4) представленность в сознании образа «Я-будущее» (развивающийся профессионал)».
Нами выделены следующие уровни развития профессионального самосознания:
Первый уровень развития характеризуется наличием размытого представления о себе, низким уровнем самопонимания, негативным эмоциональным отношением к себе, низкими показателями аутосимпатии, зависимостью от внешней среды. Студенты имеют трудности в формировании когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания. Размытое представление о себе или негативная «Я-шнцепция» препятствует формированию мотивационно-целевого компонента профессионального самосознания.
Второй уровень развития характеризуется сформированным представлением о себе, о своих сильных и слабых сторонах личности, адекватной самооценкой, позитивной «Я-концепцией», самоуважением и самопринятием, высокие показатели интегрального самоотношения. Когнитивный, эмоционально-ценностный компоненты профессионального самосознания сформированы. Отсутствие представления о себе как о профессионале, о профессионально важных качествах, о своих сильных и слабых профессиональных качествах, о ценностях и смыслах своей профессиональной деятельности.
Третий уровень развития характеризуется позитивной «Я-концепцией», осознанием своего образа «Я-идеальное (профессиональное)», осознанием профессионально важных качеств, формирование уважения к своему профессиональному сообществу и к себе как будущему профессионалу. Направленность на саморазвитие и самореализацию себя в профессии, преобладание ценности самоактуализации, интерналь-ный локус контроля. Затруднения в развитии операционного компонента профессионального самосознания, не сформированность навыков це-леполагания и саморегуляции. Отсутствие ориентация на цели жизни, не умение выстраивать планы своего профессионального развития. Низкие показатели компетентность по времени.
Четвертый уровень развития характеризуется наличием в сознании представлений и о себе и о своем идеале профессионала, о себе как о развивающемся профессионале. Сформированы когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационноцелевой и операционный компоненты профессионального самосознания. Высокие показатели на-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № б
55
5 з:
X
(П
X
X X
сг X
с: V*
о а. о о
ж X
о о
5
>■ л
с;
О <5
й
О
о
\о
о
сжо
! Эксп. группа :Коитр группа
Рис. 1.
правленности на саморазвитие и самореализацию в профессии, развитое целеполагание, устремленность в будущее, осознанность и осмысленность планов социально-профессионального развития.
Выборку эмпирического исследования составили студенты вторых - четвертых курсов специальности «Менеджмент», всего было обследовано 120 человек.
По результатам исследования, основная масса студентов на констатирующем этапе эксперимента, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, имеют первый и второй уровни развития профессионального самосознания. Основная масса студентов имеет низкие и средние значения по шкале глобальное самоотноше-ние, аутосимпатия, самоподдержка.
На рисунке 1 представлены результаты исследования.
Для решения проблемы развития профессионального самосознания возникла необходимость в разработке программы психологического сопровождения.
Цель программы психологического сопровождения - способствовать созданию условий для развития профессионального самосознания.
Программа психологического сопровождения была реализована на базе МИЭМП. В программе приняли участие 60 человек (4 группы по 20 человек),
В программе психологического сопровождения мы выделяем пять блоков: 1) диагностический (диагностика уровня развития профессионального самосознания); 2) консультативный (информирование студентов об особенностях и динамики развития профессионального самосознания); 3) коррекционно-развивающий (коррекция и развитие компонентов профессионального самосознания); 4) информационный (знакомство студентов с современными взглядами на профессиональную деятельность менеджеров, профессиональную карьеру); 5) интегративный (выстраивание перспективы своего профессионального роста, формирование ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности).
Программа разработана с учетом принципа системности, отдельные компоненты программы оказывают развивающее воздействие на отдельные компоненты профессионального самосознания. Каждый блок программы дополняет друг друга и в совокупности оказывает развивающее
Рис. 2. Результаты контрольного среза№1
Второй этап развивающей работы включал в себя участие студентов преимущественно со вторым уровнем развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие своего профессионального Я и своей будущей профессии». На контрольном срезе №2 можно увидеть динамику в развитии эмоционально-ценностного, мотивационно-целевого компонентов профессионального самосознания, развитие представления о менеджере-профессионале (рис. 3).
После проведения развивающей работы, количество студентов, имеющих третий уровень развития профессионального самосознания, увеличилось. При проведении контрольного среза № 1, всего 13% (8) студентов имели третий уровень развития профессионального самосознания, то после проведения развивающей работы - 60% (36). Таким образом, на 47% увеличилось число студентов имеющих сформированное представление о профессионале, сформированные эмо-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология Социокннетика ♦ № 6
57
воздействие на профессиональное самосознание.
Для доказательства данного положения, нами были выделены следующие стадии экспериментальной работы: первый этап развивающей работы - контрольный срез № 1, второй этап развивающей работы- контрольный срез №2.
Первый этап развивающей работы включал в себя участие студентов с первым и вторым уровнями развития профессионального самосознания в тренинге «Познание и принятие себя».
В результате его проведения было установлено, что в экспериментальной группе произошли существенные сдвиги в формировании когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов профессионального самосознания (рис. 2).
Как видно из представленных результатов, мы наблюдаем существенные изменения по шкалам интегральное самоотношение-47,3, самоуважение "50,7, аугосимпатия-49,3, самоподдержка-49,6, самоуважение - 49,2.
іЭксп.Группа Контр. Группа
Рис. 3. Результаты контрольного среза № 2
ционально-ценностный и мотивационно-целевой компоненты профессионального самосознания.
На втором контрольном срезе и в контрольной и в экспериментальной группах была применена методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер. В результате в экспериментальной группе 80% (48) студентов обладали положительной идентичностью, тогда как в контрольной группе только - 53,3% (32), все студенты 3 курса. Студенты экспериментальной группы в процессе тренинговой работы смогли определиться в своих ценностях, убеждениях, подойти к поиску смысла своей профессиональной деятельности, принять свою будущую профессию и гордиться собой в выбранной профессиональной деятельности.
Таким образом, процесс становления профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.
Составляющие структуры профессионального самосознания могут быть изучены, сформированы и усовершенствованы в их системном
единстве.
Библиографический список
1. ДеркачА.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. - М.: Изд-во РАГС, 2000.-483 с.
2. Климов Е.А, Психология профессионала: избранные психологические труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003.-400 с.
3. МарковаА.К. Психология профессионализ-ма.-М.; Знание, 1996.-308с.
4. Пряж ников Н.С., Пряжникова ЕЛО. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие. - М.: Academia, 2004. - 480 с.
5. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - 286 с.