Научная статья на тему 'Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы'

Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
396
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / PROFESSIONAL STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / EMOTIONAL STRESS / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / SITUATIONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сказко А. С., Костина Г. В.

В статье рассматривается проблема профессионального стресса у преподавателей высшей школы. На основе проведённого исследования, авторами проанализированы такие характеристики, как уровень стрессоустойчивости, самооценка тревожности, уровень профессионального стресса. Результаты проведённого исследования показали, что большинство сотрудников имеют средний уровень устойчивости к общему стрессу. Общий уровень стрессоустойчивости снижается у сотрудников по мере повышения стажа и возраста. На основании проведенного исследования сделаны выводы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы. Авторы видят решение проблемы в формировании и реализации специальных программ по профилактике стресса среди сотрудников вуза и психологической коррекции нуждающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS IN THE TEACHERS OF HIGHER EDUCATION ACTIVITY

The article considers a problem of professional stress in the teacher of higher education’s activity. Such characteristics as stress resistance, emotional stress, self-assessment of the level of anxiety, professional stress are analyzed in the text. The main conclusions are drawn on the basis of the conducted research. The conclusions can be used in further research of the professional stress. The results of the conducted research have shown that the majority of staff has an average level of stability to the overall stress. The overall level of stress decreases when seniority and age of the officers increase. The authors see the solution to the problem in the formation and implementation of special programmes for the prevention of stress among employees of the university and psychological correction of the needy.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы»

4. Корзун В.Б., Мальсагов Д.Д., Ошаев Х.Д. Основные этапы развития ингушской литературы. Грозный, 1963.

5. Семенов Л.П. Мальсагов З.К. Биографическая справка. Литературная энциклопедия. Москва, 1932; Т. VI: 747 - 748.

References

1. Brushlinskij A.V. Problemypsihologiisub'ekta. Moskva: IP RAN, 1994.

2. Ushinskij K.D. Chelovek kakpredmet vospitaniya. (Opytpedagogicheskoj antropologii): Sobr. soch.: V 11 t., 1950.

3. Pomeranceva 'E.V. Mifologicheskie personazhi v russkom folklore. Moskva, 1975.

4. Korzun V.B., Mal'sagov D.D., Oshaev H.D. Osnovnye 'etapy razvitiya ingushskojliteratury. Groznyj, 1963.

5. Semenov L.P. Mal'sagov Z.K. Biograficheskaya spravka. Literaturnaya 'enciklopediya. Moskva, 1932; T. VI: 747 - 748.

Статья поступила в редакцию 12.02.18

УДК 378

Skazko A.S., senior lecturer, Philosophy and Humanities Department, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Kostina G.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Philosophy and Humanities Department, Stavropol State Medical

University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL STRESS IN THE TEACHERS OF HIGHER EDUCATION ACTIVITY. The article considers a problem of professional stress in the teacher of higher education's activity. Such characteristics as stress resistance, emotional stress, self-assessment of the level of anxiety, professional stress are analyzed in the text. The main conclusions are drawn on the basis of the conducted research. The conclusions can be used in further research of the professional stress. The results of the conducted research have shown that the majority of staff has an average level of stability to the overall stress. The overall level of stress decreases when seniority and age of the officers increase. The authors see the solution to the problem in the formation and implementation of special programmes for the prevention of stress among employees of the university and psychological correction of the needy.

Key words: professional stress, stress resistance, emotional stress, situational anxiety.

А.С. Сказко, доц. каф. философии и гуманитарных дисциплин, ФГБОУ «Ставропольский государственный

медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Г.В. Костина, ст. преп., канд. филос. наук, ФГБОУ «Ставропольский государственный медицинский университет»,

г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема профессионального стресса у преподавателей высшей школы. На основе проведённого исследования, авторами проанализированы такие характеристики, как уровень стрессоустойчивости, самооценка тревожности, уровень профессионального стресса. Результаты проведённого исследования показали, что большинство сотрудников имеют средний уровень устойчивости к общему стрессу. Общий уровень стрессоустойчивости снижается у сотрудников по мере повышения стажа и возраста. На основании проведенного исследования сделаны выводы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы. Авторы видят решение проблемы в формировании и реализации специальных программ по профилактике стресса среди сотрудников вуза и психологической коррекции нуждающихся.

Ключевые слова: профессиональный стресс, стрессоустойчивость, ситуативная тревожность, эмоциональное напряжение.

Динамика современной жизни диктует нам свои условия: быстрые темпы, обилие негативной информации, сложности на работе, материальные затруднения. Стресс становится неотъемлемой частью нашей жизни. Интенсивное изучение различных форм стресса и его негативного влияния на жизнедеятельность и здоровье человека является одним из доминирующих направлений прикладных психологических исследований на протяжении последних десятилетий [1 - 7].

Особый интерес вызывает проблема профессионального стресса у педагогов высшей школы. Напряженный ритм работников учебных учреждений, интенсивность их труда порождают диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере и сравнительно малой физической нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто

ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие, в результате у педагогов высшей школы наблюдается снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания).

В исследовании приняли участие 40 преподавателей Ставропольского государственного медицинского университета в возрасте от 30 до 75 лет со стажем работы в вузе от 10 до 45 лет. Исследование целесообразно начать с определения уровня общей стрессоустойчивости профессорско-преподавательского состава. Результаты исследования общей стрессоустойчивости по методике «Бостонский опросник» представлены в таблице 2.1. и наглядно отражены на рисунке 2.1. Результаты свидетельствуют о том, что лишь один человек (2,5%) со стажем работы до 19 лет

Таблица 2.1.

Стаж работы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

абс. % абс. % абс. %

10 -19 лет (11 чел.) 1 9,1 8 72,7 2 18,2

20 -29 лет (10 чел.) - - 8 80,0 2 20,0

30 -39 лет (10 чел.) - - 5 50,0 5 50,0

40 и более лет (9 чел) - - 3 30,0 6 60,0

1 2,5 24 60,0 15 37,0

Результаты диагностики уровня общей стрессоустойчивости респондентов по методике «Бостонский опросник»

Рис. 2.1. Результаты диагностики уровня общей стрессоустойчивости респондентов по методике «Бостонский опросник», %

продемонстриро валвысокийуровеньобщейстрессоустойчиво-сти. Средний уровень стрессоустойчивости показали 24 респондента (60,0%) и низкий - 15 (37,0%).

Большинство сотрудников имеют средний уровень устойчивости к стрессу. Причём, количество сотрудников, имеющих низкий уровень стрессоустойчивости, увеличивается у респондентов со стажем 30 - 39 и 40 и более лет. Можно сделать вывод, что общий уровеньстрессоустойчивости снижаетсяу сотрудников по мере повышения стажа и возраста.

Очень важно понимать, как сами преподаватели оценивают свою стрессоустойчивость. Результаты самооценки стрессоустойчивости по методике С. Коухена, Г. Виллиансона представлены в таблице 2.3. и на рисунке 2.3.

На основании проведённого исследования можно сделать выводы: респонденты в возрасте 30 - 44 года демонстрируют хороший и удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, плохой всего у 13,3 % преподавателей. В возрасте 45 - 54 года уменьшается количество сотрудников с удовлетворительным

Таблица 2.3

Результатыдиагностикисамооценки стрессоустойчивости по методике С. Коухена, Г. Виллиансона

Оценка стрессоустойчивости Возраст респондентов

30-44 % 45-54 % 55-64 %

отлично - - - - - -

хорошо 4 26,7 1 7,4 -

удовлетворительно 9 60,0 6 43,3 4 36,4

плохо 2 13,3 5 34,9 6 54,5

оченьплохо - -- 2 14,3 1 9,1

15 100 14 100 11 100

□ отлично ■ хорошо □удовлетворительно □плохо ■ очень плохо

Рис. 2.3. Результаты диагностики самооценки стрессоустойчивости по методике С. Коухена, Г. Виллиансона, %

Таблица 2.4.

Результаты диагностики уровня профессионального стресса по методикеВайсмана

Стаж работы Невысокий уровень % Средний уровень % Высокий уровень % Всего

10-19 лет 4 36,4 7 63,6 - - 11

20-29 лет 3 30,0 6 60,0 1 10,0 10

30-39лет 1 10,0 5 50,0 4 40,0 10

40 и более лет - - 4 44,4 5 55,6 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.