операций) является одним из центральных условий формирования способности принятия учебной задачи младшими школьниками
Библиографический список
1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.
2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Креч, Д. Факторы, определяющие решение задач: Хрестоматия по общей психологии / Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон; Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд - во МГУ, 1981.
4. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1979.
5. Начальная школа: поиск оптимального варианта. - М., 1992.
6. Кузеванова, Е. В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 286 - 292
УДК316.6: 377
О. А. Андриенко
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
Поступление вчерашнего школьника в профессиональный лицей является одним из важнейших моментов в его жизни. Именно от того, насколько быстро и легко он приспособится к учебному заведению, к коллективу, к профессиональной деятельности, к новым формам и методам теоретического и производственного обучения, зависит его психическое благополучие, а также успех в овладении профессией. Поэтому очень важно оказать помощь первокурсникам в этом трудном и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
В начале каждого учебного года мы проводим диагностику учащихся первого курса, которая позволяет выявить их возрастные особенности, успеваемость, отношение к учебе и профессиональной деятельности, уровень тревожности, самопринятия, ответственности, коммуникативных и адаптивных способностей, а также особенности межличностных отношений в группе. Данные диагностики последних четырех лет свидетельствуют о недостаточном уровне социальной адаптации юношей и девушек в новом для них учебном заведении: 17,42% учащихся имеют высокий уровень адаптации в лицее, 36,85% - средний уровень и 45,73% - низкий.
Это обусловило необходимость введения в профессиональном лицее психологического сопровождения образовательного процесса. Изучению дан-
ной проблемы посвящены работы М. Р. Битяновой, А. Ю. Виноградова, Е. К. Вишневецкой, И. В. Дубровиной, Н. Р. Жильцовой, Л. И. Лепилиной, Т. Н. Мальцевой, Р. В. Овчаровой, Т. А. Поплановой, В. Н. Степашкиной, Е. В. Янко, Т. Г. Яничевой и др.
В словаре русского языка сказано, что сопровождать - значит «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним» [3, с. 747].
По мнению М. Р. Битяновой, «психолого-педагогическое сопровождение -это создание педагогических, психологических, социальных условий успешного обучения, развития учащегося и классных коллективов в ситуациях школьного взаимодействия» [1, с. 20]. Главной задачей здесь является разработка и внедрение в практику образовательного учреждения таких условий и ситуаций, которые обеспечивали бы каждому учащемуся и классному коллективу возможность удовлетворить свои актуальные потребности: возрастные, личностные, образовательные [2].
Т. Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации учащихся в пространстве открытого диалога [5, с. 102].
Разработка системы психологического сопровождения предполагает поэтапное внедрение и использование достижений современной возрастной, социальной, дифференциальной, педагогической психологии, конфликтологии, валеологии и других смежных дисциплин.
Мы считаем, что сопровождение необходимо рассматривать как процесс, как целостную деятельность психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента.
1. Систематическое отслеживание (мониторинг) психолого-педагогичес-кого статуса учащегося и динамики его психического развития в процессе обучения. С первых минут нахождения учащегося в образовательном учреждении бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики [1].
2. Создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития «психологически благополучных» учащихся, тех, кто не нуждается в специализированной помощи психолога и педагогов. Здесь имеется в виду непосредственная ежедневная работа психолога с подростками: консультации, развивающие занятия (индивидуальные и групповые); опосре-
дованная работа - путем консультирования, методической помощи администрации, педагогам. Общая цель направлений данной деятельности: создать самому или помочь организовать образовательное пространство, которое бы учитывало потенциал, психологические особенности учащихся, актуальные интересы и потребности; такая работа направлена на развитие личности в целом, ориентирована на расширение знания лицеиста о себе, своих особенностях, возможностях - все это условия его успешной социализации [2].
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи лицеистам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех учащихся, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально-принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками и т. д. [1; 2].
Реализация психологического сопровождения образовательного процесса в профессиональном лицее предполагает создание и поддержание комфортной эмоциональной среды, способствующей максимальному проявлению способностей и индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося; учет психологических и социально-психологических закономерностей развития при формировании групп, подборе педагогов, организации учебного процесса; проведение мероприятий, направленных на повышение психологической компетентности педагогов и родителей; внедрение системы диагностической, развивающей и коррекционной работы с учащимися; включение в учебные планы предметов психологического цикла [5].
Таким образом, мы считаем, что психологическое сопровождение - это система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, создающего возможность для адаптации и самореализации учащихся.
Нами были созданы две группы учащихся: экспериментальная (ЭГ), в которой проводилась работа по психологическому сопровождению и контрольная (КГ), в которой не велась специальная работа с первокурсниками по более успешной адаптации в лицее.
Рассмотрим процесс психологического сопровождения образовательного процесса в профессиональном лицее. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются: психодиагностика, коррекционно -развивающая и консультативно - просветительская деятельность.
Психодиагностика. Психологическое сопровождение образовательного процесса в лицее начинается с работы с абитуриентами. Для того чтобы помочь выпускникам школ определиться в выборе профессии, педагог-психолог совместно с мастерами производственного обучения и приемной комиссией проводят ряд мероприятий. Данная работа проходит в несколько этапов.
На первом информационном этапе абитуриенты получают максимум сведений о профессиях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения учебы, о требованиях профессиограммы к свойствам и качествам будущего специалиста. На этом этапе для подростков и их родителей проводятся мероприятия, включающие предоставление подробных ознакомительных материалов о профессиях, обучение по которым ведется в лицее, «Дни открытых дверей», выставки работ учащихся, встречи с ними, экскурсии в лицей.
На втором диагностическом этапе выявляются мотивы и степень осознанности выбора абитуриентами профессии, их интересы и склонности, профессиональная направленность (с помощью тестов Я. Голланда, Е. А. Климова), а также биологически обусловленные свойства личности (опросник Г. Айзенка). Следует подчеркнуть, что диагностика проводится с согласия подростка и его родителей и не служит основанием отказа в приеме в лицей.
На третьем этапе оказывается индивидуальная консультативная помощь в выборе профессии с использованием данных тестирования и профессиог-рамм. В процессе консультации может осуществляться переориентация абитуриента на другую профессию, однако окончательный выбор остается за ним.
На четвертом этапе с подростками, первично определившимися с профессией, работают мастера производственного обучения. В процессе трудовых проб происходит знакомство будущих учащихся с рабочими местами, их техническим оснащением; выявляются состояния крупной и мелкой моторики, значимые психические процессы, способность выполнять операции в заданной последовательности; соотносятся ожидания подростков с реальными условиями трудовой деятельности; происходит оценка ими самими собственных возможностей освоения выбранной профессии, при этом формируются первичные практические умения. С этой целью в лицее организованы курсы «Домашний парикмахер», «Основы моделирования и конструирования одежды», «Пользователь ПК» и др.
На последнем пятом этапе индивидуально с каждым абитуриентом администрацией лицея проводится собеседование. Его цель - выявление осознанности выбора профессии, степени ответственности за него, определение направленности интересов, желаний и предпочтений.
Можно сказать, что комплексный подход к профориентационной работе дает возможность каждому поступающему в лицей осознанно и ответственно подойти к выбору профессии.
Для всестороннего изучения личности первокурсника нами разработан курс «Познай себя», включающий диагностику психических познавательных процессов, типа темперамента, акцентуаций характера, уровня субъективного контроля, самооценки, тревожности, агрессивности, коммуникатив-
ных умений, самоконтроля в общении, а также особенностей поведения в конфликтной ситуации и межличностных отношений.
В рамках данного курса с юношами и девушками в течение всего учебного года проводятся занятия, на которых они узнают свои личностные особенности, а также степень развития профессионально важных качеств.
Для отслеживания личностных изменений, происходящих с учащимися за время обучения в лицее, нами разработана «Карта индивидуального психологического развития учащегося», в которую заносятся результаты диагностики. Полученная информация доносится до самого лицеиста и мастера производственного обучения, по необходимости - до преподавателей. Учитывая данные тестирования, классный руководитель строит индивидуальную работу с каждым учащимся, что способствует более успешной адаптации в профессиональном лицее.
На основе полученных результатов ведется коррекционно-развивающая деятельность, предполагающая оказание влияния педагога-психолога на учащегося с целью исправления имеющихся недостатков, изменения его поведения.
Данное направление работы ориентировано на развитие профессиональных и личностных качеств, решение конкретных проблем, коррекцию поведения или психического самочувствия. Эта работа включает в себя: формирование толерантных межличностных отношений, пропаганду здорового образа жизни; социально-психологический тренинг для выявления юношами и девушками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми, познания самих себя, нахождения способов личностного развития.
С первокурсниками в течение года в рамках данного направления проводятся различные занятия. Например, учебный год для вновь поступивших начинается с адаптационных игр, в задачи которых входит тесное сплочение группы на основе взаимодействия. В результате их проведения выявляются лидеры, формируется структура группы, что контролируется социометрическими методами. Сформированные группы, как правило, отличаются большей управляемостью и доброжелательностью во взаимоотношениях. Также с учащимися проводятся различные тренинговые занятия, направленные на повышение уверенности в себе, принятие себя, осознание своих возможностей и развитие коммуникативных умений, профессионально значимых качеств.
Третье направление работы педагога-психолога в профессиональном лицее - консультативно-просветительская деятельность.
В связи с психологизацией образовательного процесса необходимо повышать психологическую компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, используя такие формы работы, как тренинги, лекции, семинары и тематические консультации. Педагогический коллек-
тив должен знать особенности работы с учащимися подросткового и юношеского возраста, а также с учащимися девиантного поведения. Классные руководители - о межличностных взаимоотношениях в группе, психологических особенностях лицеистов, их интересах и склонностях, причинах педагогических конфликтов и т. д.
В отличие от психологической поддержки, сопровождение - это постоянная работа, целью которой является адаптация первокурсника. Основополагающую стартовую функцию данной работы выполняет педагог-психолог. Однако важно не забывать, что сопровождение реализуется в системе образования. Результат может быть не достигнут, если в центре нет квалифицированного педагога, обладающего достаточным уровнем психологической компетентности. Поэтому очень важно повышать психологическую компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения. С этой целью в лицее создан постоянно действующий психологический семинар, на котором обсуждаются следующие проблемы: «Учебная мотивация и ее формирование на занятиях», «Развитие познавательных процессов у учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях», «Совместная деятельность мастера производственного обучения, исполняющего воспитательные функции, и педагога-психолога по диагностике и коррекции личности учащегося», «Применение информационных технологий в диагностике профессионально важных качеств личности учащегося и педагога», «Развитие психо -физиологических качеств учащихся и их влияние на уровень профессиональной подготовки», «Социологический портрет учащегося ПЛ», «Личностные особенности первокурсников и их учет в обучении и воспитании», «Структура межличностных отношений в группе. Особенности работы мастера производственного обучения в группе с учащимися различного социометрического статуса», «Ценностные ориентации учащихся», «Планирование воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся» и др.
В рамках психологического сопровождения образовательного процесса в лицее реализуются следующие программы: «Подготовка к жизненной карьере», «Профилактика социально-опасных явлений в молодежной среде», «Культура профессионала» и «Деловая культура».
Также педагог-психолог оказывает помощь педагогам, учащимся, родителям по широкому кругу профессиональных и личностных проблем через индивидуальные и групповые консультации, беседы. В процессе формирования личности у учащихся возникает масса вопросов, с которыми они обращаются к психологу Это взаимоотношения со сверстниками, с родителями, с противоположным полом, с преподавателями и мастерами производственного обучения; просьба помочь найти выход из какой-либо затруднительной ситуации; вопросы осознания собственной личности и т. д. Разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям и
самим учащимся в вопросах воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, развития и саморазвития способствует предупреждению возникновения явлений дезадаптации учащихся.
После эксперимента нами была проведена повторная диагностика первокурсников, которая показала, что в тех группах, где велась работа по психо -логическому сопровождению уменьшилось число учащихся, находящихся на низком уровне адаптации, кроме того, увеличилось число лицеистов, находящихся на среднем и высоком уровнях (таблица). Также снизилось количество проявлений дезадаптации, выражающихся в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Еще одним показателем является то, что из контрольных групп в последующем было отчислено четыре человека, из экспериментальных - один.
Уровни адаптированности первокурсников в профессиональном лицее на начало и завершающей стадии эксперимента, %
Уровень адаптации Начало эксперимента Конец эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 12,5 15,38 20,83 19,23
Средний 20,83 19,23 45,83 26,92
Низкий 66,67 65,39 33,34 53,85
Итак, введение психологического сопровождения образовательного процесса в профессиональном лицее позволяет: формировать позитивные взаимоотношения между учащимися, преподавателями и мастерами производственного обучения; осуществлять динамическое наблюдение, исследование развития познавательных процессов, а также профессионально важных качеств лицеистов, которые проявляются в межличностном общении, в учебной и профессиональной деятельности; предупреждать возникновения явлений дезадаптации учащихся; поддерживать психическое здоровье лицеистов.
Библиографический список
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
2. Зуева, Н. Психолого-педагогическое сопровождение - модель школьной психологической
службы / Н. Зуева // Народное образование. - 1999. - № 9. - С. 158-161.
3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.
4. Попланова, Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся / Т. А. Попланова // Профессиональное образование. - 2006. - № 5. - С. 20.
5. Яничева, Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. / Т. Г. Яничева // Журнал практического психолога. - 1999. - № 3. - С. 101 - 120.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ...
6. Янко, Е. В. Психологическое сопровождение образовательного процесса в УНПО / Е. В. Янко, Н. В. Костюк // Профессиональное образование. - 2004. - № 1. - С. 20-21.
7. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 158-164
8. Босикова, К. Н. Условия повышения учебной активности студентов неязыковых специальностей средствами новых информационных технологий // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 332 - 337
УДК 37
С. А. Шевченко
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Жизнь современных старшеклассников проходит в условиях экономических и социальных перемен. Ситуация, сложившаяся в социуме России, диктует свои требования к подготовке обучающихся старших классов. В настоящее время в российском образовании происходят изменения, которые непосредственно связаны с его модернизацией. Это своего рода ответ на социальную ситуацию, в которой формируется современный школьник, когда его будущая жизнь и благосостояние общества во многом зависит от его активной творческой позиции. В данной связи перед образовательными учреждениями поставлена задача формирования компетентного школьника, способного самостоятельно и творчески участвовать в жизни общества.
Новое образование, строящееся на основе компетентностного подхода, предлагает разграничение компетентностей школьников по определенным сферам. Одной из таких сфер является сфера культурно-досуговой деятельности, включающая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность. Указанная сфера представляется неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника, определяющим особое пространство его развития. В рассматриваемой сфере особенно важна внеурочная деятельность старшеклассников, так как способствует их позитивной социализации.
Научный интерес к культурно-досуговой сфере старшеклассников как к сфере, связанной с саморазвитием, самовыражением, самоутверждением носит постоянный и устойчивый характер. Педагогическая практика показывает, что учителя общеобразовательных школ хотя и признают важность культурно-досуговой деятельности старшеклассников для их развития, но не достаточно уделяют внимание организации данной деятельности, отводя ей незначительное место в сравнении с учебными занятиями. Более того,