УДК 377
Костицына В.С., Баталова Л.Г.
Сотрудничество психолога и учителя-тьютора как залог успешной социализации и профессионального самоопределения лицеистов
В статье рассматривается актуальность сотрудничества психолога и учителя-тьютора в социализации старшеклассников и их профессиональном самоопределении. В результате совместной работы авторами предложены эффективные приемы взаимодействия: для адаптации десятиклассников к новым условиям обучения, формирования профессионального самоопределения старшеклассников, развития навыков самоорганизации, межкультурной коммуникации, выявления и разработки педагогических условий для оптимального развития педагогов.
Ключевые слова: социализация, профессиональное самоопределение, профессиональные пробы, межкультурная коммуникация, инновационные образовательные практики, исследовательская и проектная деятельность, самоорганизация старшеклассников.
Тьюторское сопровождение индивидуальной траектории развития обучающихся широко востребовано в современной школе. В МАОУ «Лицей № 2» г. Перми уже несколько лет функционирует институт тьюторства. Цель тьюторства - подготовка выпускников лицея к самостоятельной жизни (трудовой, общественной, личной). Тьютор в лицее - это специалист, помогающий старшекласснику в процессе социализации. При выстраивании и реализации индивидуальной образовательной траектории лицеистов (ИОТ) тьютору необходимо учитывать склонности, потребности и индивидуальные возможности обучающихся.
Актуальность сотрудничества психолога и тьютора очевидна. Во-первых, каждый учитель овладел знаниями психологии в рамках вузовской подготовки, но в своей профессиональной деятельности, как учитель той или иной школьной дисциплины, уделяет внимание, в основном, знаниям предмета, и консультация психолога нужна для актуализации полученных ранее знаний при решении
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
Оноре де Бальзак
важных практических вопросов, возникающих в процессе обучения учащихся. Во-вторых, специфика работы тьютора такова, что необходимо помогать лицеистам решать важные личностные проблемы, возникающие у школьников в процессе социального взросления, что также может потребовать особого психологического сопровождения. Для решения таких проблем психолог лицея может предложить комплекс методик, которые тьютор будет использовать в своей работе.
Сотрудничество психолога и учителя-тьютора, с одной стороны, и активность самого ученика - с другой, позволяют сделать процесс социализации лицеистов более эффективным. В процессе такого сотрудничества были выявлены наиболее важные направления работы: 1) адаптация десятиклассников к новым условиям обучения; 2) формирование профессионального самоопределения лицеистов; 3) развитие навыков самоорганизации обучающихся; 4) выявление и создание педагогических условий для оптимального развития личности педагога.
Цель первого направления совместного труда тьютора и психолога - содействие успешной адаптации десятиклассника. Для этого необходимо учитывать особенности обучающегося: зависимый или автономный человек, завышенная или заниженная у него самооценка, каков уровень тревожности, коммуникабельности и др. Психолог может с легкостью подобрать методики психологического тестирования и проанализировать полученные результаты, а учитель-тьютор будет использовать эти рекомендации в учебно-воспитательном процессе.
На основе результатов тестирования десятиклассников психологом была поставлена задача: составить комплекс мероприятий для знакомства и сплочения нового коллектива, чтобы ускорить процесс адаптации. Для этого была собрана копилка игр, так как интерактивные приемы наиболее эффективны и содержательны. Учитывалось также, что игры будут проводить тьюторы, а, следовательно, необходимо собрать комплекс из быстро проводимых и легко анализируемых игр. Затем накопленный материал систематизировался по двум модулям:
• модуль «Знакомство» и
• модуль «Сплочение группы».
модуль «знакомство»
Цель игр: знакомство со всеми участниками игры, преодоление барьера в общении, снятие тактильного барьера и активизация участников, развитие эмпатии, знакомство с мимическими проявлениями эмоций.
Этот модуль разделен на блоки знакомства: вербальные, тактильные, эмоциональные, невербальные приемы.
Вербальные знакомства
Игра 1. «Имя +» (7-20 мин).
Игра 2. «Коммуникация» (20-30 мин).
Тактильные знакомства
Игра 1. «Письмо на спине» (20 мин).
Игра 2. «Строим цифры» (10 мин).
Эмоциональные знакомства
Игра 1. «Покажи свое настроение» (20 мин).
Игра 2. «Улыбка» (10 мин) невербальные знакомства Игра 1. «Поводыри» (20 мин). Игра 2. «Крокодил» (20 мин). модуль «сплочение группы» Цель игр: сплочение группы, снятие эмоционального барьера, осознание личной ответственности, выявление лидера. Игра 1. «Карандаши» (15 мин). Игра 2. «Кто быстрее» (20 мин). Игра 3. «Болото» (10 мин). Игра 4. «Автобус» (15 мин). Перед играми можно провести тестирование по методике А.П. Панфиловой «Какой у вас тип коммуникабельности» [8]. Второй раз можно провести тестирование в середине или в конце цикла занятий. Обработку ведет сам учитель-тьютор и результаты не объявляет.
Второе направление совместной деятельности тьютора и психолога связано с выработкой основных подходов к созданию условий для социализации и профессионального самоопределения лицеистов. В данном случае важную роль играют инновационные образовательные практики (ИНоП), внутрили-цейские и реализуемые вне лицея, внешние: профессиональные пробы, учебные практики, исследовательская и проектная деятельность, социальные практики. При проведении профессиональных проб в профиле «германских языков и культур» (ГЯК), где учащиеся видят себя в будущем хорошими специалистами в области переводоведения, лингвистики, зарубежной филологии, международных отношений, большое внимание уделяется развитию социокультурной и коммуникативной компетенции, значение которой раскрыто в исследованиях Л.Г. Баталовой [1]. Поэтому в процессе реализации ИОТ в соответствии с рекомендациями Л.В. Кушниной и М.Г. Силантьевой перед учителем-тьютором стоит
задача - формировать готовность к коммуникативному взаимодействию с носителями языка, т.е. способность успешно решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с представителями других культур в соответствии с нормами и традициями этих культур [4].
Воспитание языковой личности в социокультурном пространстве происходит через организацию встреч и интерактивных мероприятий с представителями разных стран. Например, в рамках межкультурного мероприятия «Концепты русской и китайской культур» на семинаре-дискуссии лицеисты выступили с сообщениями о русских народных инструментах и национальных костюмах, рассказали об образах русских богатырей. Китайские студенты-филологи подготовили доклады о культуре и мифологии своей страны, легендах, китайских драконах, об обычаях и обрядах китайской свадьбы. В интерактивной части мероприятия лицеисты и китайские студенты продолжили «диалог культур». Мастер-классы по теме «Русский и китайский фольклор» сменялись лингвистическими играми, презентацией выставки русских народных промыслов, викторинами, чаепитием с блюдами русской национальной кухни.
Результатом межнационального диалога стало снятие напряженности, создание обстановки взаимопонимания, доверия и уважения. Данные мероприятия способствуют активизации интереса учащихся к иноязычной, а также собственной культуре, развитию таких необходимых для успешной социализации качеств, как коммуникабельность, толерантность, способность к эмпатии, что доказано в исследованиях Л. В. Кушниной [7].
Решая задачу профессионального самоопределения, следует помнить, что в психологии нет единственной методики, с помощью которой можно было бы дать однозначную характеристику: КОМУ КЕМ БЫТЬ. Тем не
менее, можно предложить учащимся достоверную информацию, полезную для выбора профессии. Кому-то выбор дается легко, для кого-то выбор - это сложный процесс, и эта сложность связана с тем, что выбор -это атрибут взрослости. Многие вопросы за ребенка долгие годы решают родители, и отчасти это удобно: за тебя продумывают, делают выводы, принимают решение, а ребенку остается только выполнить поручение старшего. По мнению С.А. Корольковой, в подростковом возрасте возникает острое желание проявить самостоятельность, но в решении многих вопросов ему не хватает опыта, и поэтому позиция подростка бывает часто абсурдной. Тем не менее, в возрасте 15-16 лет впервые серьезно встает вопрос о профессиональной ориентации, об интересах к определенной области знаний [5].
Выбор может в той или иной мере повлиять на жизнь человека, ведь на принятие решения затрачиваются время и силы, пересматриваются свои возможности и обнаруживаются новые способности, которые подросток стремится развивать, а это также влияет на профессиональный выбор. Изначально у старшеклассника возможность самостоятельного выбора профессии может вызвать массу положительных эмоций, т.к. позволяет ему почувствовать себя взрослым и рассудительным человеком. Но осознание того, что без посторонней помощи это сделать трудно, заставляет его обращаться к тьютору, к психологу. И здесь важно показать старшекласснику, что за свой выбор он сам несет ответственность. Поэтому, делая тот или иной выбор, ему необходимо аргументированно объяснить: почему он делает такой выбор.
Наиболее интересные для профессионального самоопределения лицеиста, на наш взгляд, являются методики психологического тестирования, предложенные А.П. Чернявской [9]. Так, ее разработка
«Профессиональная готовность» показывает некоторые индивидуальные особенности человека. Также нами активно используются тест Р. Амтхауэра по определению структуры интеллекта, что немаловажно при выборе профессии. Осознанность и устойчивость интересов обучающихся определяются по ДДО «Я предпочту» Е.А. Климова, для определения самооценки - тест Г.Н. Казанцевой, тревожности - тест А.М. Прихожан. Полезна информация и по мотивации обучения (тест М.И. Лукьянова) [2;3]. Большую роль при адаптации играют коммуникативные способности человека, которые можно определить тестом А. Карелина «Коммуникативные и организаторские способности», а для развития коммуникативных навыков, на наш взгляд, лучше использовать интерактивные игры [6].
Представленные методики не являются «указующим перстом», а, скорее, служат дополнительным средством для профессионального самоопределения. Этот комплекс можно обогатить многими другими методиками, которые помогут разобраться со многими вопросами профессионального самоопределения.
Реализация инновационных образовательных практик в классе германских языков и культур осуществляется в различных формах: мастер-классы, креативные проекты, стажировки в Школах переводческой профориентации ПГНИУ и ПНИПУ. На ежегодной стажировке в Школе переводческой профориентации ПНИПУ лицеисты посещают занятия ведущих, в том числе зарубежных преподавателей кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, погружаются в атмосферу студенческой аудитории,знакомятся со спецификой обучения и особенностями переводческой профессии через тренинги по голосовой культуре устного переводчика, мастер-классы по испанскому, китайскому и корейскому языкам, определяют свои способности и уровень лингвострановедческих
знаний, участвуя в интеллектуальных играх, решают проблемы, возникающие при устном переводе. В рамках ежегодной профори-ентационной игры-квеста «Карьерный экспресс» лицеисты знакомятся с факультетами ПГНИУ в интерактивной, игровой форме; проверяют уровень социокультурных знаний через викторины, конкурсы, мастер-классы преподавателей и студентов разных факультетов; знакомятся с учебным процессом и научно-исследовательской деятельностью вуза, выполняют творческие задания в проектных мастерских. Старшеклассники совершенствуют свои знания иностранного языка на ежегодных конкурсах переводов научно-технических, научно-популярных, публицистических текстов, организованных вузами и Немецким читальным залом; участвуют в страноведческих викторинах и др. Профессиональные пробы позволяют оценить уровень сформированности профессионально важных качеств и дают возможность лицеистам реализовать свои творческие способности.
Цель третьего направления совместной деятельности психолога и тьютора - развитие навыков самоорганизации старшеклассников в лицее - осуществляется через организацию и сопровождение исследовательской и проектной деятельности старшеклассников. Помочь определиться с темой исследования, научить их видеть актуальные проблемы и составлять планы работы, познакомить с научной литературой и оформлением исследования - это все развивает навыки самоорганизации. Большую роль в решении этой задачи играет организация консультаций с учеными вузов и воспитательная работа. Подготовка учебно-исследовательских проектов предполагает индивидуальную работу с учащимися, способствует активизации всех механизмов восприятия и обработки информации (память, внимание, мышление, эмоции). Тьютор в сотрудничестве с психоло-
гом подбирает индивидуальный темп и объем учебной работы, в том числе самостоятельной, которые активизируют познавательную деятельность, совершенствуют абстрактную и аналитическую деятельность учащегося, мотивируют активную творческую работу, что способствует не только реализации индивидуальной образовательной траектории, но и развитию личности будущего выпускника. В.С. Костицына считает, что исследовательская и проектная деятельность в классах германских языков и культур развивает способность видеть сходства и различия культур, формирует навыки межкультурного общения, помогает создать ассоциативно-языковую память [6].
Четвертое направление связано с выявлением и созданием педагогических условий для оптимального развития личности педагога. Реализация данной цели осущест-
список литературы
вляется через анализ созданного в лицее образовательного пространства, готовности педагогов к самопознанию и рефлексии своей деятельности. Зная свои психологические особенности, работая над собой и обучаясь новым методам преподавания, педагоги могут эффективнее находить индивидуальные подходы к обучающимся.
Сотрудничество психолога и учителя-тьютора при организации профессиональных проб старшеклассников, межкультурных мероприятий, ведении исследовательской работы и защиты проектов на лицейских, городских и международных конференциях, участия в лицейских мероприятиях и клубах способствует развитию профессионально важных качеств лицеистов, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения и успешной социализации.
1. Баталова Л.Г. Использование коммуникативных упражнений как один из путей реализации компетентностного подхода при обучении английскому языку в старших классах лицея // Образовательное пространство успеха: тезисы докладов краевой науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Б. Русиешвили; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 22-24.
2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с.
3. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 416 с.
4. Кушнина Л. В., Силантьева М. Г. Языковая личность переводчика в свете концепции переводческого пространства // Вестник Пермского университета. 2010. С. 71-75.
5. Королькова С.А. К вопросу о языковой подготовке переводчиков // Мир образования -образование в мире: науч.-метод. журн. 2013. № 3. С. 101-108.
6. Костицына В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов.Пермь: Изд-во ПГУ, 2001. 272 с.
7. Кушнина Л.В. Языки и культуры в переводческом пространстве: моногр. / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2004. 163 с.
8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2004. 496 с.
9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во Владос-пресс, 2001. 96 с.