УДК 159.99
Е.В. Дёкина (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-20-90, e-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
В статье рассматриваются основные особенности психологического обеспечения организации работы с молодежью, направления разработки учебного содержания дисциплин психологического цикла, практик, основ внеучебной работы со студентами — будущими организаторами работы с молодежью.
Ключевые слова: организатор работы с молодежью, психологическое образование, психологическая поддержка, учебно-профессиональная деятельность, индивидуальность студента.
Профессия организатора работы с молодежью задает цель, ведущие идеи, содержание психологического образования. Организатор работы с молодежью по самой сути своей деятельности имеет дело с подростками, юношами и девушками, молодыми людьми. В эти периоды происходят самые существенные изменения с человеком. Имея целостное представление о закономерностях, направлениях развития молодого человека, проблемах того или иного возраста, возможно достаточно грамотно осуществлять взаимодействие с детьми и молодежью. Организатор работы с молодежью должен способствовать индивидуально-творческому личностному развитию детей и молодежи, подведению их к состоянию саморазвития, осуществляемое в молодежных центрах, учреждениях дополнительного образования, общественных организациях и др. Знания о психолого-педагогических особенностях юношей и девушек, становлении их личности и индивидуальности должны быть основополагающими в деятельности организатора работы с молодежью и составлять основное содержание психологического образования.
Организатор работы с молодежью координирует деятельность детских и молодежных объединений; анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга воспитанников; ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями; прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории; осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей; участвует в работе по формированию молодежной политики, развитию сети культурно-просветительских учреждений; способствует формированию общей культуры личности [2, 3].
Успешное решение обозначенных задач предполагает использование будущим организатором работы с молодежью психологических знаний. Ведущая идея психологического образования будущего организатора работы с молодежью состоит в том, что психологические знания должны давать возможность действовать профессионально.
Особую актуальность приобретает психолого-педагогическая поддержка, которую можно рассматривать как систему психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей процессы индивидуализации, создающую условия для определения индивидуальной траектории профессионального самообразования и саморазвития будущего организатора работы с молодежью. Основные положения психолого-педагогической поддержки связаны с оказанием помощи в организации сотрудничества студента и вузовского сообщества, в самопознании, в творческом
самовыражении, в духовном самостроительстве, в развитии способности к жизненному самоопределению.
В вузе закладываются, развиваются профессионально важные качества будущего специалиста, с которыми студент вступит в новую для него сферу деятельности. Актуальной является ориентация на возрастные задачи развития, а применительно к студенческому периоду жизни - это становление индивидуальности в сопряжении с будущей профессиональной деятельностью [1]. Возрастающая индивидуальность является важной характеристикой учебно-профессиональной деятельности студентов. В этот период начинается уточнение своих профессиональных притязаний, намечается принятие роли профессионала. Значимым является изучение и учет возрастных особенностей студентов, создание условий для становления личности и индивидуальности студента в учебно-воспитательном процессе вуза.
Для студента-первокурсника актуальными становятся проблемы, связанные со становлением образа «Я - студент», с обретением собственной позиции в учебно-воспитательном процессе вуза, с построением конструктивных взаимоотношений, с освоением содержания и способов мышления и поведения в будущей профессиональной деятельности.
Научный кружок «Познай себя» для студентов-первокурсников создан для профессионального самоопределения будущих организаторов работы с молодежью, проектирования программ профессионального самообразования и самовоспитания, осознания и развития индивидуальности будущего организатора работы с молодежью. К проведению кружка привлекаются студенты старших курсов в качестве со-руководителей по направлениям: адаптация студента-первокурсника к учебно-воспитательному процессу вуза, творческая самореализация, развитие индивидуальности, профессиональное самопознание и саморазвитие. По данным направлениям проводятся мини-исследования, деловые игры, «круглые столы» и др. В первые месяцы обучения студенты получают представления о своем вузе, будущей профессии; в этот период формируются взгляды, влияющие на успешность студента в дальнейшем. Участие в научном кружке позволяет определить сферу применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности, повысить уверенность студентов в своих способностях. На занятиях кружка студенты учатся выражать собственное мнение, формулировать высказывания, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, сотрудничать и т.д. Опыт работы научного кружка позволяет по-новому оценить возможности внеучебных занятий в развитии творческих способностей студентов, становлении индивидуальности будущих организаторов работы с молодежью. В рамках научного кружка происходит индивидуальное включение студента в научно-исследовательскую, внеучебную деятельность.
В подготовке организаторов работы с молодежью присутствуют учебные дисциплины как по психологии, так и курсы, наполненные психологическим содержанием. Дисциплина «Психологические основы работы с молодежью» нацеливает студентов на освоение категорий и понятий, которые в последующем выступят основой описания закономерностей развития и образования человека. Знание закономерностей развития человека на разных этапах онтогенеза входит в целевые, содержательные и организационные аспекты его будущей профессиональной деятельности. Конкретизировать и представить более дифференцированную картину психологического развития по интересующей проблеме студент может в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе. Дисциплина призвана сформировать у студента систему обобщенных знаний о субъективной реальности, вооружить его средствами понимания себя и других, познакомить с многообразием явлений внутреннего мира.
Факультатив «Организация психологической помощи молодежи» проходит с целью знакомства с видами и формами использования психологического знания в работе с детьми и молодежью, проектирования программ профессионального самообразования и самовоспитания. По содержанию факультатив включает вопросы знакомства с целями, видами и формами психологической помощи; использования психологического знания в профессиональной деятельности организатора работы с молодежью. Форма практических занятий с использованием интерактивных методов обучения способствует осознанию студентами индивидуальных проблем, выработке индивидуального стиля деятельности и индивидуальной системы взаимоотношений в социально-профессиональной среде педагогического вуза.
Актуальным является привлечение будущих организаторов работы с молодежью к деятельности психологического центра вуза «Контакт». Концепция деятельности центра включает наличие теоретического и практического компонентов. Теоретический компонент направлен на распространение психологических знаний, организацию и проведение диспутов, дискуссий, конференций, организацию научно-исследовательской деятельности студентов. Практический компонент предполагает проведение на базе центра исследований, апробацию диагностических, коррекционных и развивающих технологий и методик, социально значимых проектов. Для студентов организуются деловые игры, психологические тренинги различной направленности, индивидуальные и групповые консультации.
Дневник профессионального становления будущего организатора работы с молодежью создан для актуализации профессионального самопознания, саморазвития и самопроектирования. Дневник ставит своей целью научить студентов самостоятельно ставить и решать вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности в процессе освоения профессией. Работу с дневником целесообразно осуществлять в рамках проведения научного кружка, дисциплины «Психологические основы работы с молодежью», при самостоятельном заполнении. Задаваемые «Дневником» формы самостоятельной работы предоставляют возможность каждому студенту проявить себя, свои знания, способности, пережить ситуацию успеха, самоутвердиться среди однокурсников. Дневник профессионального становления состоит из следующих разделов: «Кто Я?» (в данном разделе раскрываются вопросы профессионального самопознания, осознания и развития своей индивидуальности), «Я и моя группа» (упражнения и задания данного раздела способствуют развитию эффективного взаимодействия с окружающими: студентами, преподавателями, кураторами групп), «Я и моя будущая профессия» (цель данного раздела связана с введением студентов в смыслы, ценности, назначение профессии специалиста по работе с молодежью), «Я и учебно-воспитательный процесс» (упражнения данного раздела способствуют адаптации студента к учебно-воспитательному процессу вуза, факультета, организации пространства деятельности студента в вузе, на факультете, в группе). Каждый раздел заканчивается сравнительным анализом изменений, которые произошли со студентов в течение учебного года. Студенты не только учатся осознавать, кем они являются в актуальном плане, но и пытаются проследить те изменения, которые происходят с ними в процессе обучения. Дневник позволит студентам и преподавателям более эффективно выстраивать свои взаимоотношения в ходе учебно-воспитательного процесса.
Курс по выбору «Планирование и реализация карьеры студентами педагогического вуза» направлен на освоение системы современных знаний об особенностях планирования и реализации карьеры; развитие моделей и форм вовлечения в профессиональную деятельность; обучение навыкам самостоятельного карьерного конструирования. О карьерной подготовке со студентами необходимо
говорить на протяжении всего периода обучения в вузе. Преподавание курса по выбору проводится в тесном взаимодействии со всем комплексом психолого-педагогических дисциплин. Важно, чтобы в процессе профессионального обучения молодые люди воспринимали себя не просто студентами, а видели определенную перспективу своего профессионального будущего, осознавали себя формирующимися специалистами, собственная активность которых является решающим фактором, обусловливающим выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности. Сопровождение профессиональной карьеры студентов будет способствовать формированию у них устойчивого интереса к осваиваемой профессии, выстраиванию индивидуальной траектории профессионального обучения, а у выпускников - навыков поиска работы, самопрезентации на рынке труда, составления резюме и т.д.
Элективный модульный блок дисциплин углубленной подготовки по организации работы с молодежью включает следующие дисциплины: «Организация досуговой деятельности детей и молодежи», «Организация летнего отдыха детей и молодежи», «Технологии добровольческой деятельности», «Лидерство в молодежной среде», «Профилактика девиантного поведения молодежи», «Технологии работы с талантливыми детьми», «Технологии работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации», «Организация ученического самоуправления» и др. Модульный блок разработан на основе актуальных направлений сферы молодежной политики, анализа технологий реализации молодежной политики. Например, в рамках дисциплины «Технологии волонтерской деятельности» предусмотрены задания по составлению анкеты волонтера, анализу актуальных проблем организации волонтерской деятельности, применению на практике технологий организации волонтерской деятельности детей и молодежи. В рамках дисциплины «Лидерство в молодежной среде» осуществляется разработка лидерских программ и проектов, овладение методиками изучения лидерского потенциала. По дисциплине «Организация досуговой деятельности детей и молодежи» предусмотрено знакомство с методами изучения досуговых интересов детей и молодежи, технологиями проектирования мероприятий. Освоение дисциплин элективного модульного блока дисциплин предполагает формирование следующих дополнительных специальных компетенций: способен проектировать различные виды деятельности детей и молодежи с использованием инновационных и традиционных технологий; владеет методами психолого-педагогического обеспечения различных видов деятельности детей и молодежи; способен и готов самостоятельно осваивать новые технологии работы с молодежью; владеет педагогическими приемами и техниками, необходимыми для работы с различными категориями детей и молодежи. По всем дисциплинам предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, мастер-классов и др. при этом. Студенты являются соавторами учебного материала, программ, планов.
Важно, чтобы студент делал предметом усвоения содержание предстоящих видов деятельности, закладывал теоретический способ применения результатов учебно-профессиональной деятельности на практике. Задания различных видов практик включают в себя содержательные и организационные аспекты деятельности студентов-практикантов по освоению средств изучения, понимания, проектирования и конструирования психолого-педагогических условий развития и образования детей и молодежи.
Таким образом, освоение системы психологических знаний как основы профессиональной деятельности будущего организатора работы с молодежью является важнейшей задачей психологических дисциплин в вузе.
Содержание и организация воспитательной работы в вузе также должны опираться на социально-психологические особенности студенческого периода жизни. Психолого-педагогическими основами процесса воспитания могут стать: целевая установка на принятие, проявление и развитие личности и индивидуальности студента; определение воспитательных задач с учетом психологических особенностей студенческого периода жизни; стимулирование индивидуального самовыражения, предоставление возможности пробовать свои силы в различных видах учебной и внеучебной деятельности; преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками воспитательного процесса и др. Например, участие студентов в волонтерском движении способствует развитию навыков самоорганизации, самореализации; становлению индивидуальности студентов; профориентации; получению опыта работы по направлению подготовки и др. Участие в деятельности различных студенческих объединений дает возможность студентам взаимодействовать со сверстниками, имеющими активную жизненную позицию, участвовать в конкурсах, семинарах, стажировках и др., раскрыть свой личностный, творческий потенциал, развить лидерские качества, сформировать навыки работы в команде, овладеть инновационными технологиями работы и др. Таким образом, социокультурная среда вуза должна обеспечивать естественность трансляции студентам норм взаимоотношений, общения, организации досуга, способствовать формированию мотивации к учебно-профессиональной деятельности, развитию личности и индивидуальности, в том числе в будущей профессии.
Литература
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школа-Пресс, 2000. 416 с.
2. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» : приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 № 678 // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. № 2.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью: [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г] // Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика» М.:[б.и.], 2002-2012. URL: www.edu.ru (дата обращения 11.10. 2013 г.)
E. V. Dekina
PSYCHOLOGICAL PROVISION OF THE ORGANIZATION OF YOUTH OUTREACH
In the article we consider the main peculiarities of psychological provision of the organization of youth outreach, ways of the development of educational content of psychological cycle disciplines, practices, basics of extra-curricular work with students-future organizations of youth outreach.
Keywords: organizations of youth outreach, psychological education, psychological support, educational-professional activity, student's individuality.