вующие наиболее полной реализации потенциала ребенка, снижению его эмоционального напряжения и дальнейшей его адаптации в окружающей социальной среде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 45 с.
2. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. - 2-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144 с. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып.7).
3. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии/ Н.Н. Заваденко и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medlibrary.ru/library/?rubric id=34&item id=4268&level =.
4. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
5. Петрова Е.Г., Махрина Е.А.Изучение детей с признаками гиперактивности в рамках профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2014. № 1. - С.258-263.
6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. - СПб.: ИМАТОН, 1997.- 58 с.
И.В. Челышева
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности включения медиаобразовательного компонента в реализацию современных магистерских программ. Автором представлен анализ основных тенденций включения медиаобразовательной практики в образовательный процесс высшей школы, исследованы тенденции использования научных, методологических и методических разработок научных школ в профессиональной подготовке студентов магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».
Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, магистерская программа, научная школа, научно-образовательный центр.
I. Chelysheva
MEDIAEDUCATION ORGANIZERS IN THE PREPARATION OF FUTURE WORK WITH YOUTH: OPPORTUNITIES FOR IMPLEMENTATION
Abstract. The article discusses the possibility of including media education component in the implementation of the modern master's degree programs. The author presents an analysis of the major trends in the practice of inclusion of media education in the educational process of high school, studied trends in the use of scientific, methodological and methodical development of scientific schools in the training of graduate students in the field of study "Organization of work with youth."
Keywords: media culture, media education, master's program, a scientific school, scientific and educational center.
Подготовка высококлассных руководителей и организаторов работы с молодежью, лидеров молодежных организаций - насущная задача современного общества. Деятельность будущих магистров по направлению подготовки «Организации работы с молодежью» связана с исследованиями проблем и перспективных направлений реализации государственной молодежной политики, решением социальных проблем молодежи, организацией социокультурной деятельности подрастающего поколения.
Обучаясь в магистратуре, студенты изучают политические, общественные и социокультурные тенденции происходящих процессов в молодёжной среде; структуру деятельности общественных движений в целях международного молодёжного сотрудничества; инновационные технологии в практике работы с молодежью; особенности организации деятельности детских и молодежных организаций; принципы создания, организации и участия в формальных и неформальных молодёжных объединениях.
Важная роль в подготовке будущих магистров отводится научно-исследовательской деятельности, включающей разработку и реализацию исследовательских программ и проведение их экспертной оценки, организации и проведения комплексных научных исследований по актуальным проблемам работы с молодежью, участия в подготовке и реализации социальных проектов. Неслучайно одной из актуальных задач подготовки магистров становится социально - проектная деятельность, направленная на осуществление консультационной и практической помощи молодым людям [6, 68].
Развитие глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в образовании. В современной социокультурной ситуации становится особенно важным определение основных эстетических, культурных и ценностных приоритетов современного общества, выделение основных векторов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с расширением потенциальных возможностей медиаобразования в плане воспитания и развития современного человека, живущего в медиатизированном пространстве.
По справедливому мнению А.В. Минбалеева, необходимость модернизационных процессов отечественного образования, «введения в ее систему медиаобразования подкреплена и сменой парадигмы общественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущего фактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностных ориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принципов информативности и дистанционного образования, обязательности использования новых информационно-телекоммуникативных технологий, снижения затратности образования за счет ускорения доступа к информации» [4, 267]. Динамичное развитие медиасферы и культурных процессов обусловило основные векторы профессиональной деятельности будущих организаторов работы с молодежью в Таганрогском институте имени А.П.Чехова и стало платформой для разработки магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», успешно аккредитованной в 2013 году.
Одним из ключевых моментов в организации обучения по данной магистерской программе выступает использование современных медиаобразовательных моделей. Включение медиа-педагогических идей в образовательный процесс обусловлено повсеместным усилением влияния воспитательного и образовательного воздействия медиакультуры на подрастающее поколение, которое по своим масштабам и сферам распространения может поспорить с влиянием традиционных социальных институтов. Здесь можно согласиться со справедливым мнением В.А. Возчикова об универсальной роли медиакультуры, ее онтологическом характере, являющейся в настоящее время «способом бытования деятельности традиционных и электронных средств массовой информации, воссоздающих социокультурную картину мира с помощью словесных, знаковых и визуальных образов»[1, 62].
К основным характеристикам культуры информационного общества, по мнению А.В.Соловьева, относятся: мозаично-прерывный характер медийных образов (клип-культура); «размывание» границ между официальной государственной культурой и культурой маргиналов (контркультурой), между массовой и элитарной культурой; формирование новых профессиональных групп с соответствующими профессиональными типами культуры и образами (стилями) жизни; наличие сетевых форм социальных отношений [6, 12]. Все эти характеристики присущи масс-медиа, которые с появлением и бурным развитием интернет становятся системой, объединяющей «традиционные средства массовой информации, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и сумму технологий работы с массовой аудиторией» [2, 10].
Представления современного человека о мире в целом, включая эстетические, нравственные, все более тесно взаимосвязаны с миром медиа. Если в реальности, создаваемой кинематографом и телевидением, конструировался мир зрительных образов, где фантазия существовала наряду с предлагаемыми изображаемыми объектами, в условиях постиндустриального общества человек получает возможность самостоятельно моделировать совершенно новые конструкты медиареальности, в которой у каждого есть право видеть и даже создавать собственную медиа-реальность. Именно поэтому комплексное использование социально-воспитательных функций медиакультуры представляет особую важность в современном образовательном процессе.
Так, например, образовательная функция медиакультуры, заключается не только в передаче информации, знаний, но и позволяет аудитории осуществлять оценку и интерпретацию сведений, полученных из многочисленных медиаисточников, ориентироваться в сложном потоке информации.
Не менее актуальной остается реализация воспитательной функции масс-медиа, заключающаяся в передаче образцов жизни, примеров поведения, в пропаганде ценностей, отношений к миру, людям, к самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества.
Кроме того, медиа становятся в современных условиях важным средством развития творческого потенциала, открывает студентам возможности креативного освоения социокультурного пространства. Здесь немаловажную роль играет многослойная природа медиакультуры, которая в широком смысле представляет собой обширный пласт общей культуры, связанный со средствами массовой коммуникации, включающий отражение социально-культурных явлений медиа-сферы посредством различных каналов передачи социокультурной информации (телевидения,
прессы, радио, кинематографа, Интернет); и в то же время - определяет характер взаимодействия человека с миром культуры, включая восприятие и творческое самовыражение через коммуникационные средства.
Данные факторы обуславливают обращение современных исследователей к проблеме реализации медиаобразовательного потенциала в современной профессиональной подготовке специалистов. Это отмечается целым рядом исследований отечественных и зарубежных медиапеда-гогов. Можно согласиться с мнением, что «призвано решить помимо собственно задач этого вида образования задачу определения обучающих возможностей признанных и принятых форм профессионального обучения в контексте новых возможностей информационной эпохи. Полагаем, что именно овладение этим синтезом позволит современному профессионалу оптимально использовать возможности современной медиакультуры для взаимодействия с миром» [5].
Научно-методологические и методические основы медиаобразовательного цикла учебных дисциплин образовательной программы магистратуры «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций» основаны на многолетних научных разработках функционирующей на выпускающей кафедре научной школы «Медиаобразование и медиаком-петентность» (руководитель - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров) и созданного на ее базе научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность». Научное и общественное признание научная школа получила еще в 2003 г., когда ей был присвоен официальный статус ведущей научной школы Российской Федерации в области гуманитарных наук. Научная школа имеет членство в таких международных организациях как Международная палата «Дети, молодежь и медиа», международная организация CIFEJ (Монреаль, Канада), «Международный исследовательский форум «Дети и медиа» IRFCAM (Сидней, Австралия) и является официальным партнером ООН («Альянс цивилизаций», Программа «Медиаобразова-ние и медиаграмотность»). Осуществляется международное сотрудничество с крупнейшими центрами медиакультуры и медиаобразования в Париже (CLEMI), Лондоне (Центр медиаобразования в Лондонском университете, Берлине (университет им. Гумбольдта), Канады и США [7, 8].
Коллектив научной школы работает над систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. Безусловно, одним из важных направлений деятельности научной школы выступает разработка и совершенствование научно-методического инструментария для профессиональной подготовки будущих магистров, включения медиаобразовательных компонентов в систему обучения студентов. По тематике научной школы опубликован ряд монографий, учебных пособий, учебных программ для студентов бакалавриата и магистратуры различных направлений подготовки.
Деятельность научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетент-ность» заключается в развитии инновационных направлений научно-исследовательских разработок в области медиаобразования и медиакомпетентности; интеграции учебного потенциала вуза и научно-образовательного центра в области медиаобразования; создании условий для интеграции в российское и международное научно-исследовательское пространство и установление партнерских отношений с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами в области медиаобразования.
Основной целью НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» выступает развитие медиакомпетентности личности, под которой понимается «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [7, 54]. Наиболее актуальные задачи научно-образовательного центра включают обеспечение профессиональной подготовки современных квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе инновационных педагогических технологий совместно с заинтересованными организациями; развитие новых, прогрессивных форм обучения студентов, сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, связанными с тематикой медиаобразования и медиакомпетентности; научными, образовательными организациями, фондами и другими структурами с целью совместного решения важнейших научных и образовательных задач и др.
Именно поэтому медиаобразовательные компоненты выступают важным сегментом подготовки магистров, профессиональная деятельность которых будет связана с исследованиями проблем и перспективных направлений реализации государственной молодежной политики и культуры. В процессе обучения будущие магистры изучают такие учебные дисциплины как «Основы медиакомпетентности», «Развитие критического мышления в процессе медиаобразова-ния», «Социально-педагогические технологии на материале медиакультуры», «Творческо-производственная деятельность на материале медиакультуры» и др.
Медиаобразовательные занятия со студентами строятся с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания. В результате изучения курсов медиаобразова-тельной тематики будущие педагоги и организаторы работы с молодежью не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся использовать эти знания в процессе учебной и производственной практики; разрабатывают и апробируют циклы занятий кино/видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов по медиаобразованию для молодежи, используя полный арсенал методов медиаобразования - словесных, наглядных, репродуктивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых.
В процессе изучения и анализа произведений медиакультуры различных видов и жанров студенты самостоятельно разрабатывают сценарии медиатекстов на материале телевидения, Интернет, кинематографа, прессы для молодежной аудитории; проводят анализ аудиовизуальных медиатекстов, участвуют в разработке и реализации социально-культурных проектов на материале медиакультуры и т.п.
Особое значение в подготовке современных студентов и магистрантов имеет развитие аналитических способностей, так как при взаимодействии с огромным количеством самой разной медийной информации подрастающему поколению необходимо не только осуществлять поиск нужной и необходимой, но и уметь анализировать ее на предмет достоверности. Поэтому в программы занятий органично включаются просмотры и коллективные обсуждения экранных медиатекстов (фильмов, телепередач, интернетных сайтов), создание собственных медиатекстов различных видов и жанров с последующим анализом медиаконтента и т.п. Как свидетельствует практика работы, такие виды занятий не только способствуют созданию творческой атмосферы на занятиях, развитию критического мышления и умению аргументировано оценивать медиаин-формацию, активизируют познавательный потенциал, но и отвечают задачам эстетического развития: позволяют констатировать и развивать эстетические и художественные медиапредпоч-тения, способствовать более полноценному медиавосприятию, формированию эстетического вкуса аудитории [9, 70].
Работа будущих организаторов работы с молодежью неразрывно связана с деятельностью учреждений образования и культуры - школами, учреждениями дополнительного образования, Дворцами культуры и спорта, молодежными СМИ, молодежными общественными организациями, социальными приютами, оздоровительными центрами, фондами и т.д. Поэтому их подготовка к осуществлению медиаобразовательной деятельности направлена на максимальное использование потенциальных возможностей произведений медиакультуры в организации различных досуговых и социально-педагогических мероприятий: акций, конкурсов, игровых программ, ролевых, импровизационных и сюжетных игр на медиаматериале.
Для организации дальнейшей продуктивной работы студенты и магистранты в процессе медиаобразовательных занятий занимаются разработкой занятий, накапливают методический материал, участвуют в тренинговых занятиях. Целью данной деятельности выступает развитие способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности каждого студента, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности специалиста любого уровня. Поэтому основные методические приемы медиаобразования с использованием индивидуальных, групповых и коллективных форм работы нацелены на активизацию разнообразной творческой деятельности на материале медиа.
Итак, среди наиболее важных тенденций дальнейшего внедрения медиаобразования в процесс профессиональной подготовки будущих магистрантов можно выделить: активизацию научно-исследовательской деятельности, направленной на развитие и совершенствование моделей, концепций, методик, принципов, средств, форм и методов медиапедагогики, разработку новых организационных форм медиаобразования - медиацентров, медиаклубов, медиастудий и т.д. Данные тенденции позволяют говорить о начале построения системного подхода к феномену медиаобразования в России. Складывается ситуация, характерная для общей теории систем: происходит «не беспредельно углубляющийся процесс декомпозиции, а именно интегральный подход, ориентированный на выявление наиболее общих закономерностей функционирования сложных систем» [3, 81], которой, конечном итоге и является медиаобразование.
Развитие медиатехнологий лишь создает основу для реализации творческих идей. Использование этих возможностей зависит от нравственных, социокультурных, духовных, эстетических приоритетов личности. Социализация и инкультурация человека, живущего в медиатизи-рованном пространстве, тесно связана с процессом со-творчества, вступления в диалог на личностном, культурном, социальном, эстетическом уровне.
Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, актуализируют проблемы взаимосвязи современного студента не только с миром информационных, цифровых технологий, но и с миром культуры и искусств, в том числе - и основанных на медиаформе. На современном этапе развития в России основные концепции медиаобразования наиболее тесно
взаимосвязаны с культурологическим, семиотическим эстетическим, социокультурным подходами, с развитием аналитического, критического мышления. Эти интеграционные процессы тесно связаны как с социокультурными факторами, так и с задачами современного образовании. Активизируется поиск новых образовательных моделей, подходов, концепций, направлений, форм и методов работы с произведениями медиакультуры, одним из перспективных направлений которого выступает медиаобразование.
Медиаобразование позволяет человеку овладевать приемами использования медиа в коммуникации; обеспечивать знание того, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять источники медиатекстов, их политические, социальные, культурные интересы, их контекст; интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; получить возможность свободного доступа к медиа.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Возчиков, В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества [Электронный ресурс] / В. А. Возчиков. http://www.dslib.net/soc-filosofia/filosofija-obrazovanija-i-mediakultura-informacionnogo-obwestva (дата обращения: 11.02.2017).
2. Калмыков, А.А., Коханова, Л.А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
3. Курносов, Ю.В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю.В. Курносов, П.Ю. Конотопов. М.: РУСАКИ, 2004. - 512 с.
4. Минбалеев, А.В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодежи // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики/ Под ред. Н.Б. Кирилловой, К.Э. Разлогова и др. М.-Екатеринбург: Уральский рабочий. 2006. - С. 265-270.
5. Семенова, Е.В., Семенов, В.И., Семенова, Н.И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10007 (дата обращения: 13.02.2017).
6. Соловьев, А.В. Культурная динамика информационного общества: от пост- к протокультуре. Автореф. дис.....д-ра
филос.наук: 24.00.01 / Санкт-Петербург, 2009. - 44 с.
7. Федоров, А.В., Левицкая, А.А., Челышева, И.В., Мурюкина, Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева, Г.В., Сердюков, Р.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность». М.: МОО «Информация для всех», 2012.- 614 с.
8. Федоров, А.В., Челышева, И.В., Мурюкина, Е.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / А.В. Федоров, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина; под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова - 2015. - 184 с.
9. Челышева, И. В. Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011) / И. В. Челышева. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. - 220 с.
Г.М. Четверикова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущего учителя музыки. Подчеркивается необходимость обобщить теоретические и эмпирические методы обучения с целью исследования ключевых теоретических концепций, в процессе становления современных тенденций организации учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова. Инструментальное обучение, фортепианная подготовка, музицирование, исполнительская деятельность, концертмейстерская деятельность, методика интенсивного обучения.
G. Chetverikova
INSTRUMENTAL TRAINING OF TEACHERS-MUSICIANS IN THE HISTORICAL RETROSPECTIVE
Abstract. Article is devoted to a problem of formation of professional competences of future music teacher. Need to generalize theoretical and empirical methods of training with a research objective of key theoretical concepts, in the course of formation of current trends of the organization of educational and extracurricular activities is emphasized.
Keywords: instrumental training, musical performing activities, leader of an orchestra activities, techniques training.
В связи c позиционированием музыкально-педагогического образования в системе единого европейского образовательного пространства, определяющего пути интеграции всех образовательных сфер, вырастает роль исследований, способствующих ускорению интеграционных процессов, и, прежде всего, во взаимообмене научной информацией по основополагающим по-
202