А. П. Коробейникова, канд. социол. наук, доцент, кафедра организации работы с молодежью, Т. Ю. Баландина, доцент,
кафедра управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКА ВУЗА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
на примере одной специальности
Проблема трудоустройства всегда являлась актуальной для молодого специалиста. Наличие диплома как будто позволяет выпускнику вуза приступить к профессиональной деятельности. Однако для успешного трудоустройства необходимы, как минимум, еще два условия: наличие вакансии (в том случае, если выпускник вуза на самом деле решил работать по полученной в вузе специальности); и наличие не только (иногда не столько) приобретенных в вузе знаний и навыков, но интеллекта, культуры, эрудиции, определенных психологических качеств. -
Анализ проблем, с которыми сталкиваются при трудоустройстве выпускники вузов, показывает, что зачастую не хватает именно вакансий, в равной мере удовлетворяющих амбиции работодателей и потенциальных молодых специалистов.
В статье мы попытаемся проанализировать данную ситуацию на примере специальности «Организация работы с молодежью», подготовка по которой осуществляется в УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, и профессионального рынка труда Свердловской области.
В 2003 г., согласно приказу Министерства образования и науки РФ, была открыта специальность «Организация рабо-
Сегодня в системе социальной защиты населения Свердловской области функционируют 158 учреждений, в которых работают 18 000 человек.
учебных заведений России был объявлен конкурс на право подготовки специалистов по этой специальности. В УрФУ (ранее УГТУ-УПИ) первые «студенты-молодеж-ники» появились в 2005 г. Сегодня в вузе по этой специальности обучаются более 100 студентов, осуществлено 3 выпуска специалистов по работе с молодежью.
Однако анализ баз практик студентов и мест трудоустройства выпускников обнаруживает серьезные проблемы. Основная из них — ограниченность возможности трудоустройства по специальности, удовлетво-- ряющего обе стороны — студента-выпускника и предприятие-работодателя.
Попытаемся дать объективный (с точки зрения потенций инфраструктуры сферы государственной молодежной политики) и субъективный (взгляд студентов и выпускников) анализ сложившейся ситуации.
Как известно, инфраструктура сферы государственной молодежной политики относится к числу наиболее интенсивно развивающихся современных ценностно--ориентированных социальных структур1.
С организационной точки зрения инфраструктуру сферы молодежной политики составляют:
1. Федеральные, региональные и муници-
ты с молодежью». В 2004 г. среди высших пальные органы по делам молодежи. К ним
№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012
относятся профильные министерства, агентства, департаменты, а также — на муниципальном уровне — управления, отделы, комитеты по делам молодежи.
В мае 2012 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ расформировано. Федеральное агентство по делам молодежи Министерства передано Министерству образования и науки РФ. Даже если всерьез полагать Росмолодежь одним из работодателей выпускников специальности «Организация работы с молодежью», то потенция этого работодателя чрезвычайно мала — всего в нем трудится 45 специалистов (по официальным источникам).
На основании имеющейся законодательной базы во всех субъектах РФ функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. В 2010 г. в субъектах Российской Федерации реализацию молодежной политики осуществляли: 31 министерство (из них 2 по молодежной политике, 29 совмещенных); 14 департаментов (из них 2 по молодежной политике,12 совмещенных); 22 комитета (из них 11 по молодежной политике, 11 совмещенных); 12 управлений (из них
3 по делам молодежи, 9 совмещенных);
4 агентства (из них 3 по делам молодежи, 1 совмещенное). Общее число работников 83 региональных органов по делам молодежи, ответственных за реализацию государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, составляло более 1 180 че-ловек2.
Оставляя без комментариев явную недостаточность такой инфраструктуры, отметим, что выпускникам специальности «Организация работы с молодежью» (а сегодня около 50 вузов по всей стране ведут подготовку специалистов этого профиля) не приходится рассматривать государственные и муниципальные органы по делам молодежи в качестве профильного трудоустройства.
Для примера: в Министерстве физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области вопросы региональной молодежной политики курируют 10 специалистов двух отделов: «Отдела молодежных программ» и «Отдела по взаимодействию с молодежными общественными объединениями».
Органы по делам молодежи муниципальных образований обеспечивают реализацию государственной молодежной политики на местах. В Свердловской области (как и в других регионах) на муниципальном уровне вопросами молодежной политики заняты специалисты отделов и комитетов по делам молодежи администраций муниципальных образований. Всего в области 29 муниципальных образований, включая сельские поселения, где специалиста по работе с молодежью нет.
2. Учреждения органов по делам молодежи (дворцы, дома молодежи, спортивные учреждения, клубы патриотического воспитания, клубы по месту жительства, учреждения дополнительного образования детей и молодежи, молодежные биржи труда, центры профессиональной ориентации и пр.). Анализ состояния инфраструктуры сферы молодежной политики в 2010 г. (более свежей официальной информации у ав-
торов нет) показал, что в 2010 г. в РФ насчитывалось всего 3 044 учреждений органов по делам молодежи, в том числе 291 региональных, 2 753 — муниципальных.
На территории Свердловской области в 2010 г. функционировало 428 региональных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи.
Рассмотрим квалификационно-должностной состав работников этих учреждений. Во-первых, он зависит от их вида и масштаба деятельности. Так, достаточно крупное учреждение в своем штате может содержать должности, напрямую относящиеся к содержанию подготовки специалиста по специальности «Организация работы с молодежью». Например, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Дом молодежи» имеет в штате специалиста по организации мероприятий и волонтерской деятельности, специалиста по работе с молодежными объединениями, специалиста по трудоустройству и временной занятости, специалиста по работе с детскими объединениями, специалиста по молодежному предпринимательству и работающей молодежи. Однако такие учреждения в меньшинстве.
Основную часть учреждений органов по делам молодежи составляют клубы по месту жительства. Так, в 2009 г. из 413 учреждений органов по делам молодежи Свердловской области 401 составляли клубы по месту жительства (1 605 штатных единиц, постоянный контингент — 74 967 детей и молодежи).
В клубах по месту жительства работают, в основном, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, трене -ры-преподаватели, социальные педагоги, методисты. Конечно, можно говорить об условной «подходимости» выпускников специальности «Организация работы с молодежью» для занятия и этих штатных единиц, но представляется, что с большим правом и большей пользой для дела они занимаются выпускниками соответствующих образовательных программ.
3. Общественный сектор сферы государственной молодежной политики составляют молодежные правительства, общественные молодежные палаты, молодежные парламенты, детские и молодежные общественные объединения, студенческие отряды.
В 2010 г. насчитывалось 14 053 детских и молодежных общественных объединений. Штатная структура детских и молодежных общественных объединений, как правило, немногочисленна. Она включает в себя руководителей и технический персонал. Специалисты, привлекаемые для реализации деятельности общественных объединений, зачастую трудятся на добровольной основе, поэтому в качестве институционального работодателя, в полном смысле этого слова, для выпускников по специальности «Организация работы с молодежью» они рассмотрены быть не могут.
4. Воспитательная инфраструктура образовательных учреждений — еще одна сфера применения сил и знаний выпускников по специальности «Организация работы с молодежью».
Рассмотрим ее на примере УрФУ (табл. 1).
Таблица 1 Система внеучебной деятельности со студентами УрФУ
Подразделения системы внеучебной деятельности УрФУ Количество ставок
Отдел организационно-методического обеспечения воспитательной деятельности 8,5
Центр личностного роста 4,5
Музейно-выстовочный комплекс 7,5
Центр по развитию партнерства с выпускниками 4
Центр социальной политики 9
Детский оздоровительный лагерь «Чайка» 45
Дворец культуры и творчества 41,5
Центр реализации молодежных проектов 4
Спортивно-оздоровительный комплекс «Песчаное» 8,5
Отдел по физкультурно-массовой и спортивной работе 3
Итого: 135,5
Как видим, должности, на которые могут претендовать выпускники специальности «Организация работы с молодежью» разнообразны: педагоги-организаторы, социологи, психологи, вожатые. Однако заработная плата так невелика, что делает эту перспективу развития профессиональной карьеры непривлекательной.
5. Специалисты по работе с молодежью промышленных предприятий и других коммерческих организаций.
№ 11 (29) НОЯБРЬ 2012
Контент-анализ официальных сайтов крупных промышленных предприятий3 показывает, что все они имеют в своей организационной структуре подразделения, занимающиеся социальной политикой, в том числе молодежной. Как правило, как таковых должностей специалистов по работе с молодежью в них нет, однако выпускники специально -сти «Организация работы с молодежью» могут быть востребованы как специалисты управлений и отделов по работе с персоналом, отделов корпоративной культуры, отделов по культурно-массовой работе и т. д.
На некоторых предприятиях молодежное направление курируется общественными молодежными организациями этих предприятий (Машиностроительная корпорация «Уралмаш» — http://www.uralmash.ru; ОАО «Уральское Производственное Предприятие «Вектор» — http://www.vektor.ru; группа «Синара» — http://www.sinara-group. com/about; ОАО «Уральский Трубный Завод» — http://www.trubprom.com; Уральская горно-металлургическая компания — http:// www.ugmk.com/ru).
6. Учреждения социального обслуживания семей, детей и подростков.
Как известно, система социальных учреждений включает и те, в чью клиенте-лу входит молодежь: центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи; центры экстренной психологической помощи по телефону; реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков); центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные.
В большей части указанных учреждений имеются должности специалиста по социальной работе с молодежью, которые могут быть заняты выпускниками специальности «Организация работы с молодежью». Однако опять встает вопрос их количества.
Сегодня в системе социальной защиты населения Свердловской области функционируют 158 учреждений, в которых работают 18 000 человек. Нам не удалось найти официальной статистики о количественных характеристиках квалифи-кационно-должностно-го состава работников этих учреждений, хотя позволительно предположить, что сегмент работающих с детьми и молодежью в части собственно социальной работы невелик. Если учесть, что заработная плата специалиста по социальной работе в г. Екатеринбурге составляет 10 000 руб., можно предположить, насколько непривлекательна эта карьера для выпускника вуза.
Подводя итог анализу инфраструктуры сферы государственной молодежной политики на предмет трудоустройства выпускников специальности «Организация работы с молодежью», можно сделать вывод: «трудоустройство по специальности» институционально так ограничено, что практически можно говорить об его отсутствии. Вакансии, которые могут предложить органы и учреждения сферы государственной молодежной политики, непрофильны для специальности «Организация работы с молодежью» с точки зрения квалификационно--должностных требований, заложенных в них положениями и штатными расписаниями этих органов и учреждений.
Заработная плата в отрасли — отдельный вопрос. Одна из основных особенностей молодежной политики в РФ связана с тем, что данная сфера не имеет четкой отраслевой привязки. Вызванные этим проблемы финансирования органов и учреждений инфраструктуры сферы государственной молодежной политики пагубно влияют, прежде всего, на уровень заработной платы сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью, работников негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи, активистов молодежных общественных объединений и т. д.
Если государственные и муниципальные служащие органов по молодежной по-
Выпускники считают не сформированными в вузе компетенции, связанные с государственным и муниципальным управлением, делопроизводством
и документооборотом, социальным программированием.
литике более-менее финансово защищены, то все прочие оказываются в положении энтузиастов и волонтеров, что еще более про-блематизирует трудоустройство по специальности для выпускни-ков-молодежников.
Мы рассмотрели предложения профессионального рынка труда, но, как известно, в немалой степени карьерная стратегия молодого человека — выпускника вуза — определяется его социальными, культурными и личными ориента-циями.
В феврале-апреле 2012 г. мы провели опрос студентов и выпускников специальности «Организация работы с молодежью» для того, чтобы выяснить, в числе прочего, каковы их профессиональные планы. В опросе приняли участие 58 студентов УрФУ, 15 выпускников специальности УрФУ (2010 и 2011 гг. выпуска) и 20 студентов-пятикурсников специальности Уральского государственного педагогического университета (выборка образована методом основного массива).
Оказалось, что за время обучения в вузе треть опрошенных разочаровалась в выборе специальности. Несмотря на то, что половина опрошенных (56 %) считает, что диплом поможет им в построении будущей профессиональной карьеры, только пятая часть (22 % в целом по массиву) планируют связать свою будущую работу с получаемой специальностью. Интересно, что почему-то те же 22 % опрошенных сообщают, что совмещают учебу с работой по специальности. Можно делать какие угодно выводы. Но факт — студенты в массе не собираются работать по специальности.
А что же выпускники? Выпуск двух лет составили 20 человек. Трудоустроены по специальности — 5 человек. И только один человек вполне доволен своим трудоустройством, остальные — в поиске другой работы, в большей степени удовлетворяющей их потребности, пусть даже она не будет связана с полученной в вузе специальностью.
Нам осталось рассмотреть вопрос о том, насколько выпускники соответствуют требованиям, предъявляемым пусть немногочисленными, но все же имеющимися
За время обучения в вузе треть опрошенных разочаровалась в выборе специальности.
должностями в сфере государственной молодежной политики.
Оказалось, что выпускники считают не сформированными в вузе компетенции, связанные с государственным и муниципальным управлением, делопроизводством и документооборотом, соци-
альным программированием. Здесь нужно учитывать одно существенное обстоятельство. Потребности в обучении в структурном отношении отражают особенности функционирования государственной молодежной политики. Специалисты нуждаются в тех предметах, которые обеспечат им карьеру или, по меньшей мере, профессиональное соответствие. Структура «недоформирования, недообразования» прямо указывает, что отрасль молодежной политики все более органично вливается в систему государственной и муниципальной службы и подчиняется общим правилам ее функционирования. Очевидно, что вузы и кафедры, организующие образовательный процесс по специальности «Организация работы с молодежью», должны двигаться в этом направлении, если они хотят обеспечить своим выпускникам максимальные возможности трудоустройства. 'jf
1. Глухова М. Ф. Детерминанты инфраструктуры сферы молодежной политики: социологический анализ // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 2 (15) июнь С. 153-161.
2. Справка о состоянии молодежной политики в субъектах Российской Федерации в 2010 году [Электронный ресурс] URL: http://www.fkcmp.ru (дата обращения: 03.02.2012).
3. Официальные сайты: Уральская горно-металлургическая компания — http://www.ugmk.com/ru; Машиностроительная корпорация «Уралмаш» — http://www.uralmash.ru; ОАО «Газпром» — http:// www.gazprom.ru; ОАО «УралТрансМаш» — http:// www.uraltransmash.com; производственное объединение «Вторчермет НЛМК»; корпорация «ВСМПО-АВИСМА» - http://vsmpo.ru/ru; ООО «Уральская трубная компания» — www.uraltk.ru; ОАО «Энер-гомашкорпорация» — http://www.emk-zmk.ru/; ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» — http://mmk.ru/about/about_the_company; ОАО «УралАсбест» — http://www.uralasbest.ru; ОАО «Завод АТИ» — http://www.zavodati.ru.