Научная статья на тему 'Рефлексивный подход к решению проблемы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения'

Рефлексивный подход к решению проблемы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Владимировна, Федорцева Марина Борисовна

В статье представлен опыт проектирования и проведения организационно-деятельностной игры «Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения как фактор профессионального здоровья будущего специалиста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Владимировна, Федорцева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный подход к решению проблемы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения»

УДК 371.2

Шелкунова Татьяна Владимировна

Проректор по учебно-методической работе МАОУ ДПО ИПК, старший преподаватель кафедры акмеологии и психологии развития, [email protected], Новокузнецк

Федорцева Марина Борисовна

Кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования МАОУ ДПО ИПК, [email protected], Новокузнецк

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Shelkunova Tatyana Vladimirovna

The pro-rector on training methodical work of Institute of improvement of professional skill (Novokuznetsk), the senior teacher of the department of akmeological and psychological development, [email protected], Novokuznetsk

Fedortseva Marina Borisovna

Candidate of pedagogical sciences, head of the department of preschool educational establishment of Institute of improvement of professional skill, [email protected], Novokuznetsk

THE REFLECTIVE APPROACH TO THE PROBLEM DECISION PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL AND HEALTH PROTECTIVE SUPPORT OF PREPROFILE PREPARATION AND PROFILE

TRAINING

Проблема психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения была поставлена перед городскими, районными и школьными центрами здоровья как значимая часть городского эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах города Новокузнецка. Однако разворачиваемая центрами здоровья работа по здоровьесберегающему сопровождению предпрофильной подготовки и профильного обучения оказалась недостаточно эффективной.

В этой связи были проанализированы все доступные материалы о деятельности городских, районных и школьных центров здоровья (статьи, доклады на научно-практических конференциях, планирование, отчеты и др.). Контент-анализ позволил констатировать однообразие содержания представляемого материала: диагностический инструментарий, опыт психолого-педагогического сопровождения. В материалах ощуща-

лась явная недостаточность, касающаяся здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Как с точки зрения концептуального основания такого рода деятельности, так и сточки зрения перспектив ее развития.

Было принято решение провести работу со специалистами городских, районных и школьных центров здоровья г. Новокузнецка по определению проблемного поля и необходимых изменений в деятельности центров здоровья города. Однако традиционная форма сменяющих друг друга выступлений, докладов об опыте работы не позволила бы решить поставленную задачу. Ведь важно было, чтобы специалисты сами определили проблематику психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, и на ее основании простроили планирование дальнейшей работы центров и сетевых и индивидуальных исследований в данной области.

По сути необходимо было вовлечение специалистов центров здоровья города в масштабную рефлексию как теоретических оснований так и сложившейся практики психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения С точки зрения рефлексивного подхода к анализу и планированию деятельности системы городских, районных и школьных центров здоровья. Оптимальной формой работы явилась организационно-деятельностная игра «Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения как фактор профессионального здоровья будущего специалиста».

Возможности организационно-деятельностной игры позволяют организовать тематическое профессиональное общение, обсуждение проблемных вопросов, выработать согласованную точку зрения, схему деятельности в конкретном аспекте. Жанр игры требует ограниченного количества участников (7-12 человек в группе, при оптимальном количестве групп - 3-5). В условиях игрового процесса, особенно в развивающих играх (организационно-деятельностная игра относится к этой категории игр) становится возможным более быстрый и легкий переход от регистрации практики к научным моделям, формирование и совершенствование высших форм мышления. При этом мы отчетливо понимали, что временные рамки секции не позволят реализовать все возможности игровой формы. Вместе с тем. было решено не изменять обязательную структуру организационно-деятельностной игры: установочный доклад, работа в группах, пленарная дискуссия (обмен результатами групповой работы), рефлексия результатов и хода работы, методологическая консультация. Последние два этапа могут разворачиваться только при наличии конструктивной критики в пленарной дискуссии.

Было важно организовать анализ типового содержания психологопедагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения, ситуационная реконструкция должна

была отразить деятельность специалистов городских, районных и школьных центров здоровья. Ключевым моментом анализа должны были стать проблемные точки деятельности, определяющие перспективы развития. Вышесказанное позволило сформулировать цель игры - создание содержательной схемы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

С другой стороны, ограниченность во времени (теоретически полный игровой цикл длится три дня - 24 часа) диктовала условия концентрации игрового процесса - быстрого прохождения от фазы регистрации опыта и первичной реконструкции к применению понятийно-категориаль-ных средств, позволяющих неслучайным образом определить проблемы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Предполагалось, что участники игры уже имеют профессиональный опыт ситуационного реконструирования, критериального рефлексивного анализа, исследовательской деятельности, но и в этом случае крайне сложным представлялся процесс фокусированной оценки и интерпретации результатов реконструкции. Мы предположили, что основными затруднениями участников игры будут следующие:

- недостаточность навыков критериального рефлексивного анализа, основными критериями в такой ситуации являются обычно собственное мнение и опыт, а не использование концептуальных (теоретических) и понятийно-категориальных средств;

- отсутствие опыта реконструкции и каузальной (причинно-следственной) схематизации систем деятельности (психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения является подсистемой в системе педагогической деятельности).

Однако такие предположения требовали подтверждения, поэтому в ходе подготовки к игре была поставлена еще одна цель, которая не объявлялась участникам работы секции: диагностика актуальных мыслительных навыков и понятийного аппарата.

Для задания темы и содержания групповой работы в рамках игры в установочном докладе должны были быть отражены специфика различных вариантов педагогического процесса психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения, но не заданы ответы на все проблемные вопросы такого сопровождения. Значимыми для проведения игры были и те средства, которые позволили бы удерживать участников в рамках тематического обсуждения и управлять содержанием и логикой рассуждений. Такими средствами могут выступать модельные тексты и диалоги, однако их использование затруднялось временными ограничениями (текст нужно успеть почитать, понять и «встроиться» в его логику) и отсутствием у предполагаемых игроков опыта такой работы (это могло вызвать неприятие и сопротивление).

Предварительная репетиция групповой работы позволила достаточно точно определить средство, организующее работу: участники игры должны будут заполнить таблицы «Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения на этапе предпрофильной подготовки» и «Психолого-пе-дагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения на этапе профильного обучения», имеющие единую форму.

Основным акцентом при заполнении последнего столбца таблицы должны были стать те условия и средства, которые еще недостаточно разработаны, или те причины, для устранения которых нет условий и средств психологопедагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Введение такого организующего вспомогательного средства, как таблица должно было облегчить согласовательные процессы между группами участников во время пленарной дискуссии.

Участниками игры стали представители администрации районных отделов образования, руководители и сотрудники городских, районных и школьных центров здоровья, руководители и педагоги образовательных учреждений.

В установочном докладе были даны основные характеристики процесса предпрофильной подготовки и профильного обучения в двух крайних его проявлениях - подготовка учащихся к поступлению в конкретный ВУЗ и организация профессионального самоопределения старшеклассников. Очевидно, что психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения в каждом случае будет специфичной. Группам было предложено проанализировать сложившуюся практику психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения и на основании результатов анализа построить его содержательную схему.

Работа в группах по заполнению предложенных таблиц проходила параллельно в течение 70 минут.

Группа № 1 работала по двум направлениям: 1) психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки, 2) психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение профильного обучения.,

Группа № 2 разрабатывала содержание психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в трех аспектах: физическое, психологическое и социальное здоровье школьника в условиях реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Группа № 3 рассматривала процесс психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения как единое целое.

Результаты работы были озвучены на пленарной дискуссии. Представители групп продемонстрировали свой вариант заполнения таблицы «Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», фокусируя внимание на проблемные вопросы психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В связи с тем, что участники секции - специально приглашенные руководители и сотрудники центров здоровья, образовательных учреждений, научных лабораторий, владеющие содержанием деятельности в данном направлении, то результаты работы секции можно экстраполировать на всю практику психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Содержательная схема психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения как результат работы секции представлена в таблице.

На наш взгляд, в практике работы педагогов и педагогов-психологов образовательных учреждений сложилась определенная система психо-лого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. Ее содержание примерно одинаково. Варьирование отдельных элементов системы связано со спецификой конкретного образовательного учреждения.

Анализ наработанных группами материалов и хода групповой работы позволяет утверждать следующее: наиболее успешно участники секции описывали содержание и проблемы психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, нацеленного на подготовку ученика к поступлению в вуз. Это объясняется наличием опыта подобной деятельности у образовательных учреждений города и центров здоровья.

Вместе с тем определение содержания психолого-педагогического сопровождения подготовки старшеклассников к самоопределению к профессиональной деятельности вызвало определенные затруднения у участников групп в связи с отсутствием как опыта работы в данном направлении, так и недостаточным уровнем сформированности понятийного аппарата. Например, отсутствуют понятийные представления о процессе самоопределения к деятельности, об условиях, способствующих самоопределению, типичных затруднениях, препятствующих сохранению и укреплению здоровья школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, и т. д.

Таблица 1 - Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения

Факторы риска, затруднения

Причины возникновения факторов риска, затруднений

Условия и средства, обеспечивающие нивелирование факторов риска, снятие затруднений

с;

з

"Э*

о

о.

с

о.

С

1. Переутомление.

2. Гиподинамия.

3. Низкий уровень здоровья.

4. Конфликты в семье и классе.

5. Стрессы.

6. Высокий уровень тревожности.

7. Дезадаптация.

1. Нарушение требований

СанПиНа к организации воспитательнообразовательного процесса.

2. Нездоровый образ жизни.

3. Низкий уровень культуры организации умственного труда.

4. Отсутствие коммуникативной культуры всех субъектов воспитательно -образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, узких специалистов).

5. Неумение делать осознанный выбор (эта причина является характерной для предпрофильной подготовки).

6. Недостаточно продуктивное

взаимодействие школы с родителями.

1. Соблюдение требований СанПиНа.

2.Формирование навыков здорового образа жизни.

3. Формирование высокой профессиональной (в первую очередь здоровьесберегающей) компетентности субъектов образовательного процесса.

4. Организация мониторинга с целью прогнозирования проблем и отслеживания динамики изменения состояния здоровья субъектов образовательного процесса.

5. Формирование у учащихся умения делать сознательный выбор.

6. Система работы с родителями, в том числе по вопросам здоровь-есбережения и профессионального выбора учащихся.

7. Введение системы школьной работы по организации профильной и профессиональной ориентации (самоопределения) учащихся.

8. Изменение содержания и форм обучения и психологического сопровождения. Основным аспектом предпрофильной подготовки становится ориентированность на формирование рефлексивной самоорганизации учащихся в образовательном процессе.

Окончание таблицы

1 2 3 4

Профильное обучение 1. Переутомление. 2. Низкий уровень здоровья. 3. Конфликты в семье и классе. 4. Стрессы. 5. Высокий уровень тревожности. 6. Дезадаптация. 7. Эмоциональная нестабильность. 8. Фрустрация (разочарование, в том числе в выбранной профессии). 9. Девиация. 1. Нарушение требований СанПиНа к организации воспитательно-образовательного процесса. 2. Нездоровый образ жизни. 3. Низкий уровень культуры организации умственного труда. 4. Отсутствие коммуникативной культуры всех субъектов воспитательнообразовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей, узких специалистов). 5. Ошибочный выбор профиля обучения (в дальнейшем возможно и профессии). 6. Слабая информированность школьников и их родителей об ограничениях выбора профессии по состоянию здоровья. 1. Соблюдение требований СанПиНа. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, организация спортивно-оздоровительной деятельности, здорового досуга школьников. 3. Формирование высокой профессиональной (в первую очередь здоровьесберегающей) компетентности субъектов образовательного процесса. 4. Организация мониторинга (педагогического, психологического, валеологического, медицинского) с целью прогнозирования проблем и отслеживания динамики изменения состояния здоровья субъектов образовательного процесса. 5. Формирование волевых качеств. 6. Система работы с родителями, в том числе по вопросам здоровьесбе-режения и профессионального выбора учащихся. 1. Введение системы школьной работы по организации профильной и профессиональной ориентации (самоопределения) учащихся. 2. Изменение содержания и форм обучения и психологического сопровождения, основным аспектом пред-профильной подготовки становится ориентированность на формирование рефлексивной самоорганизации учащихся в образовательном процессе. 3. Информирование и консультирование школьников и их родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Однако нельзя не отметить и серьезные проблемы, связанные с подтверждением предположений о недостаточном опыте рефлексивного критериального анализа и реконструкции специалистов, занимающихся психоло-го-педагогическим здоровьесберегающим сопровождением предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения. Кроме того, выявились и другие затруднения, например, слабое различение таких понятий, как факторы и причины проблем, критерии и параметры оценки и т. д., выстраивание каузальных зависимостей между факторами риска, их причинами и условиями устранения причин.

Тем не менее, несмотря на короткий период существования, отсутствие теоретических разработок и подготовки специалистов в этом направлении, практика психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения уже сегодня позволяет частично или полностью решать следующие проблемы;

- имеющие место быть: физическое переутомление; высокий уровень тревожности; коммуникативные трудности (затруднения в общении);

- прогнозируемые: ухудшение состояния здоровья; дезадаптация; девиация.

В то же время ни педагоги, ни специалисты не предлагают решения проблемы «усеченного» (одностороннего, однонаправленного) развития ученика в условиях подготовки к поступлению в вуз.

Участники секции в ходе пленарной дискуссии согласовали проблемное поле психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения:

1) проблемы взаимодействия школы с родителями;

2) слабая материально-техническая база;

3) низкий уровень кадрового и научно-методического обеспечения процессов психолого-педагогического и здоровьесберегающего сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

4) недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов и узких специалистов в данном направлении работы и др.

По результатам работы секции, можно утверждать, что такая форма организации научного события, как организационно-деятельностная игра возможна и продуктивна. Она позволила создать положительную мотивацию, активизировать деятельность участников, реализовать все поставленные цели, обозначить необходимость продолжения подобного рода профессионального общения на регулярной основе в рамках ежегодных городских Дней науки, научно-практических конференций, семинаров, выставок по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.