В статье отражены позитивные результаты экспериментальной деятельности образовательного учреждения по реализации многопрофильного обучения в рамках ГЭП и сформулировано поле затруднений, выявленное в практической деятельности. Раскрыто содержание психолого - педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения школьников.
Свиридова Елена Михайловна,
к. п. н., доцент
научный руководитель проекта развития ОУ Онишко Светлана Владимировна, зам. директора Левушина Оксана Владимировна,
руководитель психологической службы ГОУ СОШ № 758 г. Москва
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, культурологическая основа образования, психологическая культура, предпрофильное обучение, профильное обучение, индивидуальный учебный план, психологическая служба, образовательный БУП.
В условиях перехода к постиндустриальному образованию XXI века и новой его парадигме (на основе компетентностного подхода) обострилась необходимость переосмысления понятия «качества образования», способного обеспечить выпускнику механизмы адаптации к постоянно изменяющемуся миру, умение жить в нем и успешно социализироваться. Доктор педагогических наук Александр Михайлович Новиков(Российская Академия Образования) в одной из своих статей [2, С.15], подчеркивает значимость компетентностного подхода как возможность «совершенно ... «иначе» строить цели и содержание образования». Автор статьи пишет «Одним из возможных решений этой проблемы
- отражение субъективных компонентов человеческой культуры в содержании образования - является, возможно, широко распространяющийся сегодня в образовательной среде так называемый компетентностный подход. ... Например, А.В. Баранников [1] ... формулирует содержание ... «ключевых компетенций»:
- учебные компетенции - организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования, решать учебные и самообразовательные проблемы, извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта;
- исследовательские компетенции - находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, работать с документами;
- коммуникативные компетенции - выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках, выступать публично, литературно выражать свои мысли
Точно также могут выстраиваться и профессиональные компетенции:
- анализ трудового и технологического процессов;
- создание профессионально значимой информации;
- прогнозирование развития технологических, производственных, кадровых и других событий:
- способность принятия ответственности. .». [2, С.16].
Разделяя позиции А.М. Новикова, акцентуируем внимание читателя на его тезис «Психолого - педагогическая проблема заключается в том, что для реализации культурологического подхода попытки выразить конкретные цели обучения, а вслед за этим и содержание обучения на языке развития личности, освоения основ человеческой культуры наталкиваются пока на определенные трудности».[2, С. 16].
К сожалению, в образовательной деятельности и педагогов и школьников в массовом масштабе и сейчас доминирует традиционное формулирование целей, выражаемое в понятиях ЗУН (знания, умения, навыки). С позиций же компетентностного подхода основой содержания является «культура» (как общечело-
веческая ценность), что обуславливает новые смыслы «качества образования», как результата процесса, которые содержательно заложены в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах (ФГОС) второго поколения:
- «интеллектуальная культура» (по А.М. Новикову), что предполагает развитие качеств мышления: философской, проектировочной, конструирующей и деятельностной его компонент [3, С.1], «стиль мышления» (по М.А. Холодной);
- «информационная культура» (по С.Кошевенко);
- «гуманитарная культура», «нравственная культура», «профессиональная культура», «эстетическая культура» (по А.М. Новикову).
Именно такой подход в определении целей образования определяет «личностный план» в его содержании, а не «технократический, отчужденный от человека» (по А.М. Новикову).
Актуальной является и одна из целей личностного развития - «психологическая культура». Это внутренний пласт «состояния развития» человека, характеризующий систему взаимодействия с внешним миром его «Я - концепции», следование определенным законам на любом его уровне:
- Первый психологический закон отношений -«Я» равно «Ты». Это значит - если «Я» имею право на что - то, значит и «Ты» имеешь право ( на слово, на поступок, на действие, на отрицание, на желание).
- Второй психологический закон - «Не навреди!». Этот закон исключает авторитарность на любом уровне взаимодействия и обуславливает осторожность в «выборе» категоричных суждений, перенос оценок на личность и т. д.
- Третий психологический закон - «Общайся конструктивно», а это значит «созидай, а не разрушай» в любой жизненной ситуации.
Именно культура во всем многообразии ее качеств (присвоенная на уровне ценности) должна обеспечить выпускнику, стремящемуся решить проблему самоопределения в жизни и желаемый успех в выбранной сфере деятельности. В описательной терминологии специалистов - психологов (на их языке) это определяется как «социальный интеллект», который способствует:
- установлению межличностных отношений;
- пониманию других людей, становлению самоконтроля;
- приобретению уверенности в себе;
- стремлению к самоутверждению в процессе достижения поставленных целей, успешной самореализации.
Органично такой культурологический подход составляет контекст в образовательной модели любого типа, ориентированный на реализацию индивидуализации обучения, столь актуальной в современном изменяющемся мире. Очевидно, что реализовать такой процесс можно только на основе создания и обеспечения условий развития единой социокультурной образовательной среды, включая информационное образовательное поле и его средства последнего поколения, всю его ресурсную, актуальную мощь. Если рас-
сматривать реализацию учебного процесса, ориентированного на индивидуализацию в масштабе одного образовательного учреждения, то это возможно:
- если на старшей ступени обучения (10 - 11 ый классы) - внедрить организацию профильного обучения;
- в основной школе (5 - 9ый классы) - использовать уже имеющиеся в науке модули обучения на основе учета данных индивидуально - типологических особенностей личности учащегося и на основе экспериментальной работы разработать вариативные образовательные модули, которых еще нет, но есть теоретические обоснования и посыл к общему образованию о необходимости их разработки;
- в начальной школе (1 - 4ый классы) - обеспечить экспериментальный развивающий режим обучения, например на базе УМК «Перспективная начальная школа», в которой вполне реально выстроить индивидуальную образовательную траекторию..
Такой стратегический курс адекватен инициативе президента ДА. Медведева в реализации модели образования «Наша Новая школа». Ключевые позиции этой стратегии органично вписываются в контекст индивидуализации обучения:
- ориентация на результат процесса, и результат достижений;
- обеспечение развития творческого, интеллектуального потенциала каждого ребенка, включая «зеленый свет» работе с детской популяцией « условно одаренных»;
- информатизация образовательной среды на основе создания единого информационного поля;
- вовлечение общественности в управление школой и создание систем партнерского взаимодействия;
- обеспечение качества образовательной услуги на основе использования современных образовательных технологий, включая разработку авторских и т. д.
Выбор данной стратегии развития обуславливает инновационный комплекс требований времени к профессиональным компетентностям педагогического сообщества, одно из которых - изменение индивидуального психологического вектора каждого учителя «на обучение через всю жизнь», что поспособствует его конкурентоспособности на рынке труда в современных условиях. В Образовательном Учреждении, коллектив которого реализует стратегию развития и разработки образовательной модели, ориентированной на индивидуализацию обучения, особо актуальной обозначена роль психолого-педагогической службы. Именно психологическая служба ( в лице ее сотрудников) способствует выстраиванию курса смены вектора взаимодействия в системе «учитель - ученик» на гуманистический, в котором управление развитием и социализацией являет сущность процесса воспитания постиндустриальной эпохи и определяет роль педагога как «адвоката детства» (по И.Д. Дема-
ковой). Такая служба содействует становлению личности ребенка как «субъекта собственной жизни и деятельности».
Педагогический коллектив с 2007 учебного года реализует экспериментальную деятельность на основе ГЭП (городской экспериментальной площадки) первого уровня по проблеме «Совершенствование форм образовательного процесса по индивидуальным учебным планам». Эксперимент первого уровня длился 3 года (2006 - 2007, 2007 - 2008, 2008 - 2009 г.г.) по специально разработанной программе. Основная направленность экспериментальной работы заключалась в реализации многопрофильной модели обучения. Сущность организации профильного обучения на основе субъектного запроса старшеклассника обусловила потребность реализации маркетинговых исследований (социальный опрос родителей и учащихся) и формирования банка данных, интерпретация результатов которого обосновала комплектование направлений профильного обучения, адекватных запросу учащихся и родителей: физико - математическое; социально
- экономическое; социально - гуманитарное; хими-ко - математическое; химико - биологическое. Интерпретация полученных результатов свидетельствует о том, что наиболее оптимальный вариант профильного обучения в общеобразовательном ОУ исчерпывается именно данным набором направлений. Такие же результаты отслеживаются на основе маркетингового изучения и в других образовательных учреждениях. Профессиональное самоопределение и профильное обучение - понятия неоднозначные. Между ними нельзя ставить знак равенства. Выбор профессии - это фактор социализации, а профильное обучение - это развитие мышления школьника на основе личностного самоопределения и субъектного запроса (это ближе к реализации принципа «природосообраз-ности»). Результатом достижений профильного обучения являются надпредметные компетенции развитие мышления «высокого уровня обобщений». Индивидуальный образовательный маршрут школьника формируется на основе создания ИУП, но являющегося органичным контекстом БУП ОУ, формирующегося на основе ФБУП, подкрепленного нормативно - правовым обеспечением. Каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует «свой» БУП и имеет «особенности и предпочтения» выбора предметов вариативной части.
Педагогический коллектив (ГОУ СОШ № 758) реализует программы всех ступеней обучения, рекомендованные департаментом образовательных программ и стандартов Министерства образования РФ. Базовый учебный план разработан на основе:
- Федерального БУП, утвержденного приказом Минобразования России от 09.марта 2004 г. № 1312 и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Минобразованием РФ;
- Положения «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» ( от 05 марта 2004 г. за № 1089), что обеспечивает преем-
ственность обучения, рекомендованным для использования в системе образования России;
- Решения Коллегии Минобразования России № 11/1 от 17 мая 2000 г.;
- Московского БУП и выполнения «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 февраля 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2. 1178 - 02».
Есть особенности построения образовательной программы::
- В НШ со 2го класса вводится в образовательный комплекс английский язык для изучения, а также «Информатику и ИКТ» интегративно;
- Гимназические классы с гуманитарным уклоном (включен в БУП английский и немецкий языки) формируются с 5го класса.;
- Изучение русского языка и математики осуществляется на основе деления детей на подгруппы;
- Информационные технологии, включая ИКТ, являются составной частью образовательной технологии, включены в БУП с пятого класса;
- Предметы «ОБЖ» и «Москвоведение» изучаются интегративно в 5 - 9х классах;
- Профориентационная и предпрофильная подготовка предусмотрена БУП ОУ с 8го класса.
Среднее (полное) общее образование в соответствии с «Рекомендациями по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов» от 20 апреля 2004 г. № 14 - 51 - 102/13 реализует многопрофильное обучение. Индивидуальный учебный план (ИУП) определяет индивидуальный образовательный маршрут на основе субъектного выбора будущего выпускника. Формируется он на основе Федерального БУП и выбора совокупности учебных предметов. Увеличено в ИУП только количество часов на изучение предметов по выбору (профильные предметы) На всех ступенях обучения предмет «Экология» интегрируется с предметной областью «Естествознание» В средней школе изучается как самостоятельный предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие»
Дополнительные часы на основе вариативной части БУП учитывают потребности социальной адаптации детей, их предстоящую профессиональную ориентацию и обеспечивают информационную поддержку:
- профориентационный курс «Человек и профессия» (8 - 9 класс) - 1 час в неделю;
- элективные курсы по выбору (9 класс - как предпрофильная подготовка) - 1 час в неделю;
- курс «История религий» (10 - 11 классы) - 1 час в неделю;
- остальные часы вариативной части используются на деление на подгруппы при освоении основных предметов (русский, математика 5 класс, химия, физика - 8 класс, русский язык и геометрия - 9 - 11 классы).
Коллективом разработаны, кроме образовательного программного комплекса БУП, специальные про-
граммы психологического сопровождения образовательного процесса, ориентированные на поддержку предпрофильного и профильного обучения (предметные курсы изложены выше). Разработан системный мониторинг, как сопутствующий управлению качеством обучения в профильных и предпрофильных классах. Группы (профильные) формируются на основе результатов маркетинга индивидуального запроса, данных психологического тестирования и отбора инструментария диагностики интеллектуального развития и других параметров, нужных для учета в профильном обучении..
По результатам завершения экспериментальной работы в рамках ГЭП (городской экспериментальной площадки) первого уровня диагностика педагогов, выявила следующее:
- 74% учителей от общего их количества имеют позитивную установку на реализацию многопрофильного обучения;
- 79% учителей от общего их количества испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные.
- 100% учителей имеют как мотивационную, так и информационную поддержку от администрации ОУ;
- 98% старшеклассников положительно оценивают профильное обучение,
- 72 % учащихся выбрали профиль обучения адекватно личностному самоопределению и не испытывают сомнений в правильности выбора.
Работа психологической службы сопровождения профильного обучения выстраивается на основе модели «Куратор», предложенной директором Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», кандидатом психологических наук, профессором МГППУ М.Р. Битяновой. Основной принцип организации работы - осуществление комплексного психологического и педагогического сопровождения определенной группы учащихся, в нашем случае это все экспериментальные классы, которые обучаются по ИУП.
В данной модели основными задачами определены функциональные процессы:
1. Обеспечение комплексного психологического и педагогического сопровождения каждого выпускника и классного коллектива.
2. Обеспечение конструктивного взаимодействия в различных его системах и на разных уровнях: «Учитель - ученик»; «ученик - класс»; «родители - дети»; «ученики - администрация ОУ»
3. Обеспечение организационной научно-
методической поддержки коллективов (8 - 11 классов), а также позитивного сотрудничества с педагогическим коллективом школы в решении образовательных задач.
Одним из наиболее важных компонентов профильного обучения является диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников.
Отбор в профильные группы не является разовым «замером» психологических особенностей ребенка, это средство формирования реального представления о себе будущего выпускника.
Мотивы учения старшеклассников существенно отличаются от мотивации младших подростков в процессе профессионального самоопределения. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им необходимы в процессе обеспечения собственной готовности к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиции настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиции будущего.
Предпрофильная подготовка как этап первый, предваряющий профильное обучение, начинается в 8м классе. Работа трудоемкая и плановая и включает ряд профессиональных направлений:
- уточнение специализации обучения на основе изучения интересов и особенностей мышления каждого школьника;
- включение родителей в процесс решения задач предпрофильного обучения в отношении их ребенка;
- выстраивание предпрофильного самоопре-
деления детей на основе учета возможного влияния заинтересованных родителей, т.к. в большинстве случаев именно родители оказывают наибольшее давление на подростка в выборе профессии, и, следовательно, направление, по которому будет обучаться их ребе-
нок.
- Определение состава учителей и классных руководителей по включению в экспериментальное поле деятельности предпрофильного направления.
В процессе реализации второго этапа используется многообразный арсенал методов и форм: классные часы, родительские собрания, семинары и педагогические советы, индивидуальные собеседования, психологические методики изучения детей, метод перекрестных характеристик и т. д..
Удачной является авторская программа кандидата психологических наук Г.В. Резапкиной, включающая разработку классных часов по теме «Дороги, которые мы выбираем». Учащимся предлагается просмотр фильмов по 10 минут «Человек и его дело», «Право на ошибку», «На порядок выше», «Стратегия выбора профессии», «Пути получения профессии» и др. с последующим обсуждением их содержания.. Третий этап включает анкетирование и тестирование, способствующее выявлению склонностей, интересов, актуальных возможностей, и даже личностных особенностей.
На четвертом этапе - анализируются результаты анкетирования, цель которого - выявление запроса учащихся на содержание элективных курсов в 9 классе.
Предпрофильная работа в 9-х классах включает вполне обоснованный комплекс этапов.
Первый - выбор элективных курсов каждым ребенком с последующей коррекцией в течение сентября месяца (Занятия начинаются с 1 октября), оказание необходимой и достаточной помощи, сопутствующей более реальному выбору курсов. Основная сложность заключается в том, что школьники еще не
очень ясно представляют себе действительную необходимость в посещении того или иного курса. Многие оперируют понятиями «нравится», «не нравится», «легче дается», «тяжелее дается», поэтому работа психологической службы продолжается и после их выбора. Школьник имеет возможность и право переходить с курса на курс, меняя траекторию своего образовательного маршрута.
Так, например, анализ результатов 2007-2008 учебного года показал, что 22 % учащихся 9-х классов от общего их количества поменяли курсы 1-2 раза.
Второй - осуществляется одновременно с выбором элективных курсов. Это - мониторинговые исследования, которые проводятся в течение всего первого полугодия и направлены на максимально возможное изучение личностных характеристик каждого подростка 9го класса, которые включают:
- диагностику интересов и склонностей (5 тестов);
- диагностику особенностей мышления (3-4 теста);
- диагностику состояния основных, интеллектуальных операций (6 субтестов).
По результатам мониторинга на каждого школьника составляется психолого-педагогическая характеристика, в которой отражается полная картина личностного банка данных ребенка. Информация эта конфиденциальна и для посторонних закрыта. Составление индивидуальной карты позволяет сделать определенны акценты:
- .ребенок имеет шанс узнать самого себя (склонности, интересы, возможности), оценить собственный ресурс и сопоставить информацию на адекватность выбора направления образовательного маршрута, а также выявить противоречия между мотивацией «хочу» и возможностями «могу».
- Банк данных, содержащихся в картах, позволяет организовать эффективные индивидуальные консультации с каждым ребенком.
- Составление карты позволяет сопоставить соответствие результатов диагностики и возможностей реализации выбранного профиля обучения. Позволяет выявить не определившихся или не совсем адекватно определившихся детей и начать с ними индивидуальную коррекционную работу.
- Длительность мониторинга 3 года - это возможность выпускника самоопределиться и найти свою нишу в социальной сфере деятельности, что и способствует успешности социализации личности.
Третий - психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки (9 класс), выбор индивидуального учебного плана. Формирование индивидуального учебного плана и распределение учащихся по профильным группам III ступени. обучения Существенная роль принадлежит работе с родителями, как показывает практика, именно они чаще всего являются последней инстанцией, определяющей выбор ребенка:
- это анкетирование; родительские собрания; индивидуальные консультации.
- Проведение родительских суббот (каждая 2-ая суббота месяца является таковой по циклограмме школы). В этот день в школе присутствуют педагоги-психологи, классные руководители, учителя-предметники, которым родители могут задать интересующие их вопросы.
- В декабре, марте и мае «Служба» совместно с администрацией, проводит индивидуальные собеседования с учащимися и их родителями по выбору индивидуального учебного плана.
- Проведенная работа позволяет к июню сформировать профильные группы 10 классов и с 1 сентября приступить к обучению по индивидуальным учебным планам.
Профильное обучение в 10ом классе будущих выпускников также предполагает решение комплекса профессиональных задач:
- изучение приоритетного выбора каждого юноши и девушки предметной области и определение степени познавательного интереса к ней;
- разработку рекомендаций учителям-предмет-никам, ориентированным на обеспечение индивидуализации профильного обучения по ИУП;
- организацию информационной поддержки на основе семинаров и педагогических советов по проблеме разработки и комплектования инструментария диагностики результатов достижений каждого выпускника профильной группы (всего многопрофильного комплекса)
- осуществление профилактики снятия тревожности будущих выпускников на основе создания условий успешности овладения содержанием предметного курса повышенного уровня сложности.
Именно разрешение данного проблемного поля на основе профессиональных действий «Службы», сопровождающей профильное обучение ориентировано на создание психологически комфортного климата сотрудничества в познавательной деятельности и успешной реализации индивидуального учебного плана.
В процессе работы с выпускниками «Служба» способствует:
- поиску осознанного выбора, как профессии, так и ВУЗ, который нужен выпускнику в будущем;
- адаптирует необходимость выбора выпускником экзаменов в формате ЕГЭ, адекватно целям поступления в ВУЗ;
- смягчает психологический дискомфорт осознания возможных трудностей итоговой аттестации в формате ЕГЭ, повышает стрессоустойчи-вость, способствует гибкости саморегуляции и самоконтроля ребенка (подростка, юноши) в ситуации экзамена.
- принимает участие в работе по составлению динамичного расписания с позиций его соответствия условиям здоровьесбережения выпускников.
Значимая роль принадлежит «Службе» и в работе со всеми соучастниками педагогического процесса.
Актуальность обусловлена наличием существующих противоречий:
- между возрастающими требованиями к профессионализму учителя с одной стороны и
слабым знанием психолого-педагогических особенностей ребенка с другой стороны;
- между уровнем притязаний ребенка с одной стороны и неумением самостоятельно выбирать методы наиболее подходящие для решения жизненных задач с другой стороны.
В процессе перехода к работе по ИУП выявилась проблема неготовности отдельных учителей к работе в новых условиях, обусловленная факторами:
• отсутствия или недостаточного понимания значимости перехода на профильное обучение;
• недостаточного владения или полного отсутствия понимания методологии личностноориентированного обучения;
• отсутствие полное или частичное сущности психологического мышления педагогов и неспособность оценки значимости знания данных психолого-педагогических особенностей личности ребенка (независимо от возрастной их периодизации)
• неприятием частью учителей самой идеи профильного обучения.
Выявление проблемного поля способствовало осознанию необходимости обеспечения информационной поддержки педагогического коллектива и созданию предпосылок более успешного включения в условиях перехода к профильному обучению, как инновационной форме обучения на основе:
- проведения научно - практических семинаров, педагогических советов и круглых столов по специально отобранной тематике: «Особенности обучения по ИУП», «Технологии модульного контроля», «Создание комфортных условий обучения», «Методы преодоления неуспешно-сти в обучении».
- Организации консалтинга групповых и индивидуальных консультаций учителей в рамках постоянно действующего семинара «Профильная школа».
- Осуществления курсовой подготовки ПК адекватно разрешению проблемного поля.
- Конструирования структуры взаимодействия триады «Учитель - родитель - ученик», способствующей социализация выпускника и его адаптивности к постоянно изменяющемуся миру.
- .Создания лаборатории личности конкурентоспособного выпускника, успешность деятельности которой зависит от работы с классными руководителями предпрофильных и профильных классов,
- Трансляция обмена позитивным опытом (в рамках месячника педагогического мастерства учителя), реализующих повышенный уровень сложности (открытые уроки мастер - классы), на которых осуществляется знакомство с педагогическими технологиями, формами и методами обучения, моделями взаимодействия в системах, способствующих успешному освоению ИУП профильного обучения..
- Формирование электронной продукции и видеотек авторского опыта - «Открытый урок».
В процессе 2-х летней работы выявился и комплекс организационных трудностей требующих разрешения:
- возможная смена профиля учащимися 10 класса (из 14 учащихся 2 изменили направление в октябре), результат экспериментальной деятельности в 2007-2008 г.
- выявление сложности адаптации учителей (особенности расписания, повышенные требования, возросшая нагрузка, 6-ти дневная учебная неделя).
- Отсутствие необходимого диагностического инструментария оценки эффективность новой формы обучения. Нужна разработка критериев.
Разрешение этих трудностей будет возможным, если:
- откорректировать механизмы реализации мониторинга адекватно выбранным индивидуальным учебным планом;
- найти механизмы профилактики состояния стресса выпускника с целью частичного и полного его снятия в разных ситуациях в адаптационный период;
- обеспечить информацией о психологопедагогических особенностях каждого ребенка (подростка, юноши) классных руководителей и учителей-предметников (соблюдая этические и психологические нормы) и рекомендациями по их учету в процессе деятельности в выпускных классах;
- осуществить разработку и использование диагностического инструментария оценки «качества обучения» в профильных группах, включая технологии модульного контроля, позволяющей оценить уровень достижений выпускника в процессе освоения «курсов» повышенного уровня сложности.
Кропотливая работа «Службы» позволяет отметить позитивные результаты:
- Снижается степень риска изменения ИУП учащимися в 10 классах.:
- Заметно легче проходит период адаптации,
- Растет уровень притязаний учащихся и их самооценка, а также социальная активность (результаты динамики индивидуальных приращений показывают)
- Разработанный выпускниками социальный проект «Школьные перемены» занял I место в округе и вышел в финал Московского городского конкурса социальных проектов;
- Школьники 10-ого класса вошли в команду «Школа безопасности» СВАО и в 2008 - 2009 учебном году, несмотря на дефицит времени, стали чемпионами города Москвы по пешему туризму, подтвердили высокие результаты достижений в период аттестации школы.
Безусловно, успех в условиях перехода на инновационную форму обучения (ИУП) оказался возможным только на основе обеспечения условий координации и согласованности взаимодействия всех подструктур ОУ: администрации, кафедр и методических объединений, Службы психолого-педагогического сопровождения.
С этого, 2009-2010 года ОУ реализует экспериментальную деятельность в рамках ГЭП второго уровня, основная стратегия, которой - разработка образовательных модулей профильного обучения на основе вариативной организации содержания и дифференцированного подхода к комплектованию групп учащихся по определенным признакам интеллектуального стиля деятельности.
Используемая литература
1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Ком-петентностный подход. - М., 2002.
2. Новиков А.М. К вопросу о построении содержания образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. АПК и ППРО. - 2009 - № 6. - С.12 - 21.
3. Свиридова Е.М. Теоретические основы индивидуализации обучения и варианты реализации. АПК и ППРО, М., -2009.
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников. Авторы анализируют причины затруднения формирования профессионального самоопределения старших школьников и делятся опытом, как правильно организовать профориентационную работу в общеобразовательном учреждении.
Деденко Наталия Ивановна,
начальник отдела общего образования департамента образования администрации Сургутского района Эргардт Ольга Игоревна,
заместитель директора МОУ «Солнечная СОШ №1» с.п. Солнечный Сургутский район
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Как помочь учащимся 9-х классов правильно выбрать профиль обучения и будущую профессию?
Ключевые слова: профильное обучение, профессиональное самоопределение, предпрофильная подготовка, профориентационная работа, качество образования.
Возникновение профильного школьного обучения в значительной степени изменило подход к образовательному процессу, в котором акцент перешел на самостоятельность школьников, развитие у них умений добывать информацию из разнообразных источников, формирование познавательной мотивации, умений и навыков работы в информационных средах. Результаты академических знаний становятся все менее и менее главными показателями качества образования. На смену им приходят такие прогрессивные и важные для будущего ребенка показатели, как сфор-мированность устойчивой мотивации познания, сфор-мированность надпредметных способов учебной деятельности с тем, чтобы ребенок мог самостоятельно учиться всю жизнь, что входит в такой показатель, как степень развитости личности.
Новым является и само толкование термина «качество образования», как соотношения цели и ре-
зультата, как меры достижения цели при условии, что цель поставлена и спрогнозирована в зоне ближайшего развития учащегося. Качество образования в профильной школе - соответствие результатов образования сформированным требованиям личности.
Актуальным вопросом остается мотивированность обучающихся на профессию. Возросло число школьников общеобразовательных школ, не имеющих устойчивого профнамерения (по оценкам специалистов, оно составляет сейчас около 50 %). В последнее время значительная часть выпускников школ (около 67 %) испытывает существенные затруднения при выборе будущей профессии по причине неполных знаний о содержании работы специалистов, своих личностных качеств.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики - обе-