3. Романенкова, Д.Ф. Основные элементы модели дистанционного обучения инвалидов в вузе [Текст] / Д.Ф. Романенкова. // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 192 с.
Сячина Е.А.
к. психол. н.
РАНХиГС, Тамбовский филиал г. Тамбов, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ
Аннотация: Статья посвящена исследованию психологического тренинга развития нравственных ценностей специалистов-управленцев.
Ключевые слова: психологический тренинг, нравственные ценности, специалисты-управленцы.
Syachina Е.А.
Candidate of psychological Sciences RANEPA,Tambovbranch Tambov, Russia
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF PROFESSIONALS-MANAGERS
Abstract: The article investigates the psychological training of the moral values of specialists-managers.
Keywords: psychological training, moral values, managers, specialists.
В современных условиях особое значение в ценностной структуре специалиста-управленца приобретают нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности. Данные ценности, выражают этическое сознание, заслуживают пристального внимания как источник профессиональной адекватности, зрелости и эффективности профессиональной деятельности.
Итак, нравственные ценности специалистов-управленцев есть идеальные объекты, имеющие повышенную личностную значимость,
ассоциированные с созиданием добра, обладающие выраженным статусом социальной поддержки, ориентирующие личность на реализацию этических норм и определяющие ее нравственную направленность в управленческой деятельности [1].
Отметим, что реализация акмеологического подхода развития системы нравственных ценностей специалистов-управленцев заключается в движении нравственных ценностей.
Так, Лихачевой Е.А с целью развития у специалистов-управленцев нравственных ценностей, повышающих эффективность их профессиональной деятельности, был разработан психологический тренинг по развитию нравственных ценностей специалистов-управленцев, который проводился в течение 2007-2009 гг. [1].
Психологический тренинг - это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции [2].
Тренинговая работа используется для исследования психологических проблем участников группы и оказания помощи в их решении, улучшения субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья, изучения психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия, создания основы для более эффективного и гармоничного общения, развития самосознания и самоисследования участников, для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений, содействия процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха [3].
Основные задачи психологического тренинга были сформулированы так:
- расширить у участников представления о системе нравственных ценностей в своей профессиональной деятельности;
- осознание важности роли нравственных ценностей в работе специалиста-управленца;
- сформировать систему знаний о нравственных ценностях специалистов-управленцев в профессиональной деятельности;
- освоить способы реализации нравственных ценностей в управленческой деятельности;
- сформировать мотивацию к развитию нравственных ценностей;
- обеспечить функциональную связь нравственных ценностей и профессиональных компетенций;
- обеспечить самооценку, самоконтроль и саморегуляцию нравственных ценностей в деятельности специалистов-управленцев [1].
Психологический тренинг был построен с использованием элементов когнитивной психокоррекции, гуманистической психокоррекции, гештальт-терапии с актуализацией и свободным выражением переживаний и применением заданий проектного характера.
Тренинг был направлен на оптимизацию процесса развития нравственных ценностей у специалистов сферы управления путем работы в когнитивном (познавательном), эмоциональном (аффективном) и поведенческом (бихевиоральном) планах.
Обращение к познавательной сфере способствовало тому, что участники психологического тренинга получали более глубокие представления о нравственных ценностях и связях между ними; осознавали существующие рассогласования между знаемыми и реализуемыми нравственными ценностями; осознавали собственную роль, меру своего участия в формировании системы нравственных ценностей, а также то, каким путем можно совершенствовать систему нравственных ценностей в будущем; устанавливали связь между нравственными ценностями и профессиональными компетенциями управленческой деятельности; осознавали собственные профессиональные и личностные мотивы, потребности, стремления, отношения в нравственном аспекте, а также степень их адекватности, реалистичности, конструктивности [3].
В эмоциональной сфере тренинг помогал развитию более осознанного и дифференцированного отношения к нравственным ценностям, осознанию собственной ценности, росту нравственной активности; уверенности в себе; давал возможность воспроизвести те эмоциональные состояния, которые способствовали переживанию и реализации соответствующих ценностей.
В поведенческой сфере занятия развивали формы поведения, связанные с уверенностью в себе, ответственностью за свой моральный выбор и самостоятельностью; закрепляли новые формы поведения, способствующие реализации нравственных ценностей в управленческой деятельности, вырабатывали и закрепляли адекватные формы управленческих стратегий на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах [3].
В ходе проведения тренинга применялись такие формы работы как: мини-лекции, наблюдение, опрос, групповые дискуссии, ролевые
игры, анализ ситуаций, моделирование социальных ситуаций, проектирование.
Каждое занятие тренинга состояло из трех частей:
1. Разминка включала в себя упражнения, способствующие активизации и мобилизации сил участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы.
2. Основное содержание занятия состояло из следующих форм: мини-лекции, групповые дискуссии, психотехнические упражнения и задания, моделирование и анализ ситуаций.
3. Рефлексия занятия. В заключение каждого занятия участники обменивались своими чувствами, мнениями, впечатлениями. Кроме того, рефлексия занятий уточнялась вопросами ведущего, концентрирующими внимание испытуемых на их состоянии, например: «Что вы сейчас чувствуете?» «Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?», «Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?», «Что показалось вам наиболее важным, новым, интересным, неожиданным?»
Эффективность тренинга проверялась с помощью опроса, бесед и эмпирических методик: активизирующий профориентационный опросник «Самооценка нравственности и гражданственности» (СНГ), «Самоактуализационный тест» (Л.Я. Гозман), «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Опросник реализация нравственных ценностей в управленческой деятельности» (Е.А. Лихачева), «Опросник определения уровней развития нравственных ценностей специалистов-управленцев» (Е.А. Лихачева). Данные методики были выбраны с учетом специфики предмета исследования.
Так, психологический тренинг был рассчитан на 48 часов и включал в себя семь этапов: организационно-установочный (4 ч.), ознакомительно-ориентировочный (4 ч.), теоретико-обобщающий (8 ч.), ситуационно-аналитический (12 ч.), тренировочно-практический (12 ч.), рефлексивно-итоговый (4 ч.), развивающе-проективный (2 ч.).
На организационно-установочном этапе участники знакомились друг с другом, делились опытом профессиональной деятельности, обсуждали возникающие проблемы в деятельности специалистов-управленцев, намечали наиболее актуальные направления тренинга и конкретизировали свои ожидания от предстоящей работы.
На ознакомительно-ориентировочном этапе участникам тренинга также предлагалось ознакомиться с кейсом деятельности управленческих работников с целью выявить наиболее типичные проблемы, воз-
никающие в управленческой деятельности, разрешение которых затрагивало бы систему ценностных ориентаций.
Теоретико-обобщающий этап предполагал анализ нравственных ценностей на основе ознакомления со специально отобранными фрагментами из психологической и философской литературы.
На ситуационно-аналитическом этапе участники выделяли в своей деятельности наиболее типичные ситуации морального выбора, в которых проявлялись нравственные ценности, рассмотренные на предыдущем этапе.
На тренировочно-практическом этапе участники в игровой форме разыгрывали рабочие ситуации своей деятельности нравственно-ценностное содержание своих действий.
На рефлексивно-итоговом этапе участники обсуждали ход и результаты тренинга, делали выводы о влиянии проведенной работы на их профессиональное развитие и нравственно-ценностную ориентацию их профессиональной деятельности.
На развивающе-проективном этапе, который завершал тренинг, участники разрабатывали программу собственного профессионального развития, в основе которой лежал план расширения и укрепления ценностно-ориентированной деятельности работника сферы управления [1].
По итогам проведенного тренинга участники вместе с ведущим сформулировали основные принципы развития и реализации нравственных ценностей в своей профессиональной деятельности:
- создавать на работе условия, при которых возможно осуществить нравственный выбор в проблемной ситуации;
- показывать коллегам, что любой поступок представляет собой нравственный выбор, который формирует гармоничную, психологически устойчивую личность;
- развивать и стимулировать ответственность за свои поступки как перед своей собственной системой нравственных ценностей, так и перед системой оценок других (как руководителей, так и подчиненных);
- уважать мировоззренческие, религиозные, нравственные позиции сослуживцев, если они не противоречат общечеловеческим ценностям;
- показывать, что центральной ценностью организации является человек;
- стимулировать у каждого сотрудника развитие отношения к работе, основанного на осознанном анализе ситуаций, а не на готовых мнениях авторитетных источников;
- развивать отношение к коллегам, основанное на принципах добра, справедливости, милосердия;
- показывать преимущества ответственного, добросовестного отношения к своей профессиональной деятельности;
- показывать, что такие переживания, как вина, стыд, раскаяние являются ценностями в той мере, в какой они способны обеспечить личности импульс к дальнейшему нравственному развитию;
- объяснять, что развитие гармоничной системы нравственных ценностей, не препятствует существованию личности в сложных социальных, экономических, политических условиях, а напротив, способствует ее здоровому, гармоничному, устойчивому бытию.
Итак, участники психологического тренинга получили представления о системе нравственных ценностей в своей профессиональной деятельности, осознали важность роли нравственных ценностей в работе управленца, выработали умения определять и дифференцировать различные нравственные ценности управленческой деятельности в ходе социальной оценки и самооценки, выработали умения и навыки нравственной саморегуляции и самоконтроля в ситуациях морального выбора, научились реализовывать в профессиональной деятельности усвоенные нравственные ценности, сформировали эффективные управленческой стратегии, основанные на гармоничном взаимодействии с социальной средой и реализацией в ней своих нравственных ценностей.
Список литературы
1. Лихачева, Е.А. Акмеологическая модель развития нравственных ценностей специалистов-управленцев [Текст]: Монография / Е.А. Лихачева, Н.А. Коваль. - Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2011. - 164 с.
2. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. - 2-е ме-ждунар. изд. - СПб. Питер, 2007. - 384 с.
3. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии [Текст] / А.П. Ситников / под ред. А.А. Деркача, Е.А. Яблоковой. -М., 1996.