6. Красных, В.В. Свойсреди чужих: миф или реальность? [Текст] /
B.В. Красных. - М.: ИТДГК Гнозис, 2003. - 375 с.
7. Курганов, Е. «У нас была и есть устная литература...» [Текст] / Е. Курганов // Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века. -М.: Материк, 2003. - С. 6-8.
8. Шмелева, Е.Я., Шмелев, А.Д. Русский анекдот [Текст] / Е.Я. Шмелёва, А. Д. Шмелёв // Текст и речевой жанр. - М.: Языки славянской культуры, 2002.
9. Шмелева, Е.Я. Фольклорные жанры как источник цитат в средствах массовой информации [Текст] / Е.Я. Шмелёва // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы. Материалы международной научной конференции (Москва, 8-10 июня 2002 г.). - М.: ИРЯ РАН, 2003. - С. 247-249.
10. Шмелева, Е.Я. Материалы к «Словарю цитат и клише»: русский анекдот [Текст] / Е.Я. Шмелёва // Русский язык сегодня. - М.: ИРЯ РАН, 2004. -
C. 353-362.
11. Анекдоты [Электронный ресурс] / Русские анекдоты. - Режим доступа: www.anekdot.ru.
Маджет Худа Лафта Маджет
магистр наук в области компьютерных информационных систем аспирант
Тамбовского государственного технического университета Тамбов, Россия
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: Модели дистанционного обучения различаются используемыми технологиями и степенью управления и ответственности педагога и студентов. Учебное заведение и преподаватели, в отдельных моделях сохраняют функции управления процессом обучения, как и в случае традиционной системы классного обучения. Сегодня дистанционное обучение характеризуется процессом информатизации, глобального социального процесса, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, обработка, хранение, а также информационный обмен.
Ключевые слова: управление обучением, дистанционное обучение, самостоятельное обучение, информатизация обучения.
Huda Lafta Majeet
MSc in Computer Science, Post-graduate student of Tambov State Technical University Tambov, Russia
MODELS OF TRAINING IN DISTANCE EDUCATION
Abstract: Models of distance learning differ in the technologies used and the degree of control and responsibility of the teacher and students. Educational institutions and educators, with some models retain learning management functions, as in the case of traditional classroom learning system. Today, distance education is characterized by the process of informatization, the global social process, a feature of which is that the dominant activity in the sphere of social production is the collection, processing, storage, and exchange of information.
Keywords: Management training, distance learning, self-learning, informatization of education.
Совершенно ясно, что утопично всю жизнь провести за партой. А значит, необходимо регулярно прибегать к различного рода образовательным услугам, что, вероятнее всего, будет совершаться дистанционно, без отрыва от основной деятельности.
Понятие «дистанционное образование» значит разнообразные образовательные модели, общим для которых является то, что обучаемые и педагоги пространственно разделены. Различные модели дистанционного образования основываются на главных компонентах процесса обучения:
- изложение предметного содержания;
- выполнение практических заданий;
- взаимодействие с преподавателями.
Каждая модель использует технологии, воздействующие на эти компоненты. Разные модели дистанционного обучения различаются используемыми технологиями и степенью управления и ответственности педагога и студентов. Учебное заведение и преподаватели, в отдельных моделях сохраняют функции управления процессом обучения, как и в случае традиционной системы классного обучения. В прочих случаях управление обучением переходит к студентам. Модели дистанционного образования, отображающие два крайних случая и середину на континууме от управления обучением педагогом к управлению самим учащимся, приведены ниже.
а) Модель распределенного класса используется в случаях, когда телекоммуникационные интерактивные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, группы обучаемых, находящихся в разных точках характеризуется следующим:
- обучение включает синхронные коммуникации; педагоги и обучаемые должны находиться в определенном месте в определенное время (не реже одного раза в неделю);
- численность обучаемых составляет от одного и более. От количества зависят техническая, логическая и познавательная сложности;
- студентам комфортнее сформировать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении;
- учебные заведения могут обслужить небольшое количество обучаемых, находящихся в том или ином месте;
- мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе занятия, не имеет места.
б) Модель самостоятельного обучения избавляет студентов от нужды находиться в определенное время, в определенном месте. Обучаемые обеспечиваются комплектом материалов, включающим изложение курса, детальную программу и имеют возможность обращения к специалисту факультета, осуществляющего руководство, отвечающего на вопросы студентов и оценивающего работу.
Общение студента и методиста происходит посредством телефона, компьютерных конференций, электронной и обыкновенной почты. Характеристики:
- занятия в учебном заведении не проводятся: обучаемые занимаются самостоятельно, руководствуясь подробными предписаниями программы;
- обучающиеся взаимодействуют с педагогом и не редко с другими студентами;
- содержательная часть курса представляется посредством печатных изданий, электронных носителей, которые студенты могут осваивать во всякое подходящее время;
- материалы курса, являющиеся общими для методистов, это итог процесса разработки, в котором участвуют создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения.
в) «Открытое обучение + класс» - модель, включающая использование печатного изложения курса и других средств (электронных носителей), позволяющих обучаемому изучать курс с наиболее удобной скоростью в сочетании с телекоммуникационными технологиями для
организации работы студентов внутри дистанционной группы. Характеристики:
- содержательная часть курса представляется посредством печатных изданий, электронных носителей, которые студенты могут осваивать во всякое подходящее время в группе или индивидуально;
- материалы курса, отличающиеся для каждого педагога, используются более одного семестра (например, видеозапись его лекций);
- обучаемые регулярно встречаются для обсуждения и проведения занятий с участием педагога, с использованием интерактивных технологий (в соответствии с моделью распределенного класса);
- занятия в классе проводятся с целью обсуждения студентами и уточнения основных понятий, получения навыков выполнения лабораторных работ, групповой работы, моделирования, решения задач и других практических исследований.
Значительным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Сегодня дистанционное обучение характеризуется процессом информатизации, глобального социального процесса, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, хранение, обработка, а также на базе разнообразных средств информационный обмен [1].
Информатизация общества обеспечивает:
- активное применение постоянно увеличивающегося интеллектуального потенциала общества, находящегося в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
- объединение информационных технологий с научными, производственными, инициирующее развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
- значительный уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, значительность используемых данных.
Использование открытых информационных систем даёт возможность совершенствовать механизмы управления общественным устройством, содействует демократизации и гуманизации общества, поднимает уровень благосостояния людей. Происходящие в связи с информатизацией общества процессы, способствуют ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов деятельности,
основанию новой информационной среды общности, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Приоритетным направлением процесса информатизации общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:
- улучшение инструментов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных информационно-методических материалов, коммуникационных сетей, а также научно-педагогической информации;
- улучшение методологии и стратегии отбора методов и организационных форм обучения, содержания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации социума;
- основание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала студента, вырабатывание способностей самостоятельно получать и накапливать знания, осуществлять экспериментально-исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
- создание компьютерных диагностирующих, контролирующих и оценивающих, тестирующих, систем.
Использование потенциалов систем искусственного интеллекта создает убедительные предпосылки для организации процесса самообучения; способствует интеллектуализации учебной деятельности; инициирует формирование аналитико-синтетических видов мышления, вырабатывание элементов теоретического мышления. Все это является основой форсирования процессов развития личности обучаемого.
Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - С. 329.
2. Профессиональная подготовка экспертов в сфере образования. Программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) по подготовке ведущих консультантов по вопросам развития системы образования [Текст] / Утверждено решением Ученого совета ГОУ ДПО ЧИППКРО, протокол № 4/9 от 05 октября 2011 г.
3. Романенкова, Д.Ф. Основные элементы модели дистанционного обучения инвалидов в вузе [Текст] / Д.Ф. Романенкова. // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 192 с.
Сячина Е.А.
к. психол. н.
РАНХиГС, Тамбовский филиал г. Тамбов, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ
Аннотация: Статья посвящена исследованию психологического тренинга развития нравственных ценностей специалистов-управленцев.
Ключевые слова: психологический тренинг, нравственные ценности, специалисты-управленцы.
Syachina Е.А.
Candidate of psychological Sciences RANEPA,Tambovbranch Tambov, Russia
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A TECHNOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF PROFESSIONALS-MANAGERS
Abstract: The article investigates the psychological training of the moral values of specialists-managers.
Keywords: psychological training, moral values, managers, specialists.
В современных условиях особое значение в ценностной структуре специалиста-управленца приобретают нравственные ценности, образующие составную часть его профессиональной личности. Данные ценности, выражают этическое сознание, заслуживают пристального внимания как источник профессиональной адекватности, зрелости и эффективности профессиональной деятельности.
Итак, нравственные ценности специалистов-управленцев есть идеальные объекты, имеющие повышенную личностную значимость,