что национальные законодательства, имея общие начала, в то же время существенно отличаются по отдельным, присущим им признакам. Думается, что это можно оценить как результат проявления исторического прошлого, национальных особенностей, территориального социально-экономического развития. Конечно, в целях совершенствования правовых норм об уголовной ответственности за преступления против собственности отдельные нормы могут быть весьма полезными и интересными с точки зрения имплементации их в УК Российской Федерации. Разумеется, научные исследования в этой части требуют своего продолжения.
Список литературы
1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные
правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988. 491 с.
2. Иванов М.Г. Проблемы законодательной регламентации служебно-экономических преступлений и коррупции // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 18.
3. Иванов М.Г., Иванова О.М. Проблемы квалификации и расследования служебно-экономических преступлений в сфере имущественных отношений. Чебоксары, 2013. 123 с.
4. Курс уголовного права. Особенная часть: учебник для вузов // под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. Чебоксары-Пермь. 2015. Т. 3. 467 с.
5. Противодействие преступности. Особенная часть: учебник для вузов. // под ред. М.А. Кириллова, В.И. Омигова. Чебоксары, 2015. 613 с.
ИВАНОВА Олеся Михайловна - старший следователь. Следственное управление УМВД России по г. Чебоксары. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
IVANOVA, Olesya Mikhaelovna - Senior Investigator. Management Directorate of the MOI of Russia for the city of Cheboksary. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 159.9:343.985
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ В РАБОТЕ СОТРУДНИКОВ
ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.Б. Казак, Е.А. Лубков
В статье проводится анализ современной ситуации в области всесторонней профессиональной компетенции оперуполномоченных силовых структур и роли психологической подготовки в деятельности оперативников. Рассматриваются вопросы установления психологического контакта оперативного работника и лица, обладающего оперативно значимой информацией, и вопросы обеспечения устойчивого психологического контакта с интересующим лицом.
Ключевые слова: оперативно-розыскная психология; психологический контакт; стадии психологического контакта.
I.B. Kazak, E.A. Lubkov. PSYCHOLOGICAL CONTACT IN WORK OF STAFF OF OPERATIONAL DIVISIONS: THEORETICAL AND PRACTICAL QUESTIONS OF THE SOLUTION OF TASKS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES
The paper deals with certain matters operational and investigative psychology from the standpoint of its impact on problem solving operational and investigative activities on establishing psychological contact operative worker and a person having significant operational information on the stages of its development and passage of psychological contact.
Keywords: operational-investigative psychology; psychological contact; stages of psychological contact.
«Самая главная форма успеха - знание, Специфика оперативно-розыскной дея-
как общаться с людьми» тельности подразумевает постоянные комму-Теодор Ру.звельт никации оперативных сотрудников с объектами оперативной заинтересованности, лицами,
112
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)
обладающими оперативно значимой информацией. Это можно определить как оперативное общение, эффективность которого напрямую зависит от качеств личности оперативного работника и профессионального владения им психологическими приемами, используемыми в коммуникациях с другими людьми. Оперативное общение подразумевает свои специфические закономерности, которые нам и предстоит рассмотреть в рамках настоящей статьи.
Профессиональное общение оперативных работников - это процесс взаимодействия между оперативными сотрудниками и другими людьми, порождаемый потребностями в обмене информацией, восприятии и понимании другого человека, приводящий к установлению психологического контакта и доверительных отношений [2]. Эффективность оперативного общения напрямую зависит от успешности и наличия у сотрудника профессиональных навыков установления психологического контакта, который, в свою очередь, определяет возможность или, в случае неустановления контакта, дальнейшую невозможность выполнения поставленных перед оперуполномоченным задач, достижения целей оперативно-розыскной деятельности.
Ситуация, складывающаяся в правоприменительной практике предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, на настоящий момент такова, что обратить внимание на уровень знаний оперативно-розыскной психологии специалистами в области оперативно-розыскной деятельности необходимо немедленно, о чем неоднократно высказывались авторитетные эксперты в данной отрасли. По признанию сотрудников оперативных подразделений, их знания в области психологии носят бессистемный характер. В частности, 331 из 815 опрошенных оперативников (более 40 %) признали свои знания по психологии неудовлетворительными и желали бы их дополнить. По словам опрошенных, в общении с людьми они, как правило, руководствовались и руководствуются собственным опытом, приобретенным ими методом «проб и ошибок» [1, с. 238]. К такому же выводу пришли В.Л. Цветков, В.М. Шевченко и Н.Е. Шаматова, которые пишут: «На практике мало внимания уделяется психологической стороне оперативно-розыскной деятельности, низок уровень знаний оперативных работников, недостаточна их психологическая подготовка в области оперативно-розыскной деятельности. Одним из ключевых средств совершенствования системы профессиональных кадров для ОВД является психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, нап-
равленное на создание оптимальных условий для эффективного обучения, развития и воспитания личностных качеств будущих специалистов оперативно-розыскной деятельности» [4, с. 4].
Так, установление доверительных отношений субъектов оперативно-розыскной деятельности с агентурой, а последней с лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, является результатом процесса психологического изучения восприятия личности, а также разработки приемов и методов воздействия на людей, что невозможно осуществить без знания соответствующих психических процессов [3]. Вместе с тем от этой работы (с использованием агентурного метода) в большинстве своем зависит решение задач оперативно-розыскной деятельности.
К сожалению, в настоящий момент в области оперативно-розыскной психологии вопрос профессионального установления психологического контакта и отработки его навыка оперативными сотрудниками остается недостаточно проработанным и изученным, несмотря на то, что значение его для эффективной оперативно-розыскной деятельности сложно переоценить. Зачастую, как показывает практика, а также срез знаний и практических навыков у курсантов образовательных организаций правоохранительной системы, приходит понимание того, что важность установления психологического контакта и наработки его навыков у будущих сотрудников оперативных подразделений недооценена. Это происходит в том числе по причине недостаточного отведения количества учебных часов, которые обязательно должны включать в себя практические занятия в рамках дисциплины «Оперативно-розыскная психология».
Причина, по которой значение навыка установления психологического контакта так велико, заключается в том, что проведение последующего оперативного воздействия или проведение запланированной оперативной комбинации без установления психологического контакта обречено в большинстве своем на провал, а неумение оперуполномоченного чувствовать и анализировать признаки его установления ставят под вопрос эффективность всей профессиональной деятельности оперуполномоченного, его коммуникативной компетенции и качества подготовки его в специализированном вузе.
Одной из причин недооценки рассматриваемых вопросов выступает то, что в настоящее время ученые в области оперативно-розыскной психологии не пришли к единому пониманию психологического контакта в рамках оперативно-розыскной психологии. Они определяют психологический контакт в оперативно-ро-
зыскной деятельности как проявление оперативным сотрудником и гражданином взаимного понимания и уважения целей, интересов, доводов, предложений, приводящее к взаимному доверию и содействию друг другу при решении профессиональной задачи [4]. Психологический контакт - это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц [5]. В результате анализа предлагаемых терминов, которые наиболее часто встречаются в процессе подготовки будущих специалистов, можно прийти к выводу, что, руководствуясь первым определением, как справедливо было отмечено А.Ю. Шумиловым [6], мы сужаем область профессиональной деятельности оперативных сотрудников, введя в определение слово «гражданин», забывая о деятельности оперативных сотрудников, работающих с другими категориями, и исключая установление психологического контакта с гражданами иностранных государств и лицами без гражданства. Что касается второго определения, то, по мнению автора, оно полностью раскрывает для понимания суть психологического контакта в рамках общей психологии общения, но недостаточно отражает суть психологического контакта именно в оперативной работе. С учетом специфики оперативно-розыскной работы и необходимости определения приемов, используемых сотрудником оперативных подразделений, автором предлагаются для последующего использования термины:
- психологический контакт - это запланированный процесс установления и поддержания у объекта желания и психологической готовности общаться, контролируемый оперуполномоченным либо лицом по его заданию, позволяющий при необходимости перевести его в доверительные отношения, дающие возможность оперативному сотруднику получать оперативно значимую информацию и более эффективно решать задачи оперативно-розыскной деятельности;
- объект психологического контакта - лицо, обладающее сведениями, представляющими оперативный интерес, или способное своими действиями или бездействием в процессе общения с оперативным сотрудником способствовать более эффективному решению задач оперативно-розыскной деятельности.
Следует обратить особое внимание на то, что в повседневной жизни в процессе общения с другими людьми мы неоднократно устанавливаем психологический контакт, часто не заботясь об его установлении, поддержании или развитии, сознательно этого не планируя, проходя все его стадии.
По мнению ряда авторов, психологический контакт состоит из трех стадий:
1) взаимное оценивание;
2) взаимная заинтересованность;
3) обособление в диаду [5].
Несомненно, именно эти стадии являются
основой психологического контакта. Первая стадия подразумевает взаимное оценивание, заключающееся в преодолении известной защитной системы «свой-чужой», в рамках которой каждый воспринимает любого встреченного человека в первые секунды. Именно на этом этапе оперативному сотруднику надо позаботиться, чтобы объект его интереса воспринял его как «своего», не забывая о том, что чаще всего человеку на бессознательном уровне симпатичен и наиболее безопасен тот, кто похож на него самого. Однако часто, встретив человека, многие чувствуют симпатию к нему, но только до момента начала общения, в процессе которого понимают, что ничего такого, что могло бы заинтересовать в этом человеке, нет. Вот тут-то и необходимо подойти к установлению психологического контакта профессионально и позаботиться, чтобы у интересующего оперуполномоченного объекта и оперативного работника был общий интерес, общая тема для разговора, общие взгляды на жизнь. Импровизация в этом случае хороша, но не следует забывать, что у оперативного сотрудника нет права полагаться на удачу, и лучшая импровизация в данном случае - это, несомненно, заготовленная и отработанная заблаговременно. Что касается третьей стадии, то тут важна наработка опыта установления психологического контакта оперативником, необходимо «чувствовать» возникновение третьей стадии, которая характеризуется доброжелательным отношением объекта и готовностью продолжать общение, на базе которой можно выстраивать необходимые для сотрудника отношения, основанные на доверительном общении; здесь важно не разрушить ее своими действиями, которые могут «закрыть» собеседника от дальнейших отношений.
В результате можно определить, что самая важная стадия, отличающая именно профессиональное общение сотрудника оперативных подразделений, заключается в предварительной стадии, а именно в подготовке к непосредственному установлению психологического контакта. Она включает в себя тщательное изучение объекта оперативного интереса и выбор приемов общения, используемых для установления и развития психологического контакта. Оперуполномоченному, выступающему в роли активного участника, необходимо профессионально
114
вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3(25)
управлять процессом взаимодействия и развития контакта, что невозможно без скрупулезной подготовки к установлению психологического контакта и при отсутствии соответствующего поведенческого навыка.
В ходе проведенных одним из соавторов настоящей статьи занятий с сотрудниками оперативных подразделений полиции и уголовно-исполнительной системы по тематике установления психологического контакта и отработке навыка его установления 80 % (из 20 человек) отметили повышение эффективности своего профессионального общения, 15 % не заметили разницу в эффективности общения до и после проведения занятий, 5 % затруднились ответить. Это свидетельствует о необходимости проведения курсов оперативно-розыскной психологии среди действующих сотрудников оперативных подразделений, что, несомненно, позволит повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности в целом.
Таким образом, эффективность установления психологического контакта и дальнейшего развития доверительных отношений обусловлена уровнем профессионализма в использовании методов и приемов оперативно-розыскной психологии, а закрепление навыков использования психологических приемов - приоритетная задача, стоящая перед ведомственными вузами в обучении сотрудников оперативных подразделений. Оперуполномоченный, компетентный в вопросах о возможностях и методах установления психологического контакта,
эффективно решает задачи оперативно-розыскной деятельности, используя свой самый главный инструмент психологического воздействия - профессиональное общение. Полагаем, что рассмотренная нами проблема установления психологического контакта при проведении оперативно-розыскной деятельности со всей очевидностью продемонстрировала необходимость изменения воззрений на сущность, содержание психологического контакта и его место и роль в структуре профессиональной деятельности оперуполномоченного.
Список литературы
1. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскные мероприятия в XXI веке. СПб., 2006.
2. Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / В.М. Шевченко [и др.]. М., 2013.
3. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: учеб. пособие. М., 2014.
4. Цветков В.Л., Шевченко В.М., Шаматаева Н.Е. Психология оперативно-розыскной деятельности. М., 2009.
5. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб.-практ. пособие. М., 2005.
6. Шумилов А.Ю. Двенадцать тезисов о возникновении сыскологии и криминосыскологии, а также становлении современной оперативно-разыскной науки / Научный портал МВД России. 2010. URL: http://uralfout.mvd.ru.
КАЗАК Игорь Брониславович - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. Россия. Рязань. Е-mail: [email protected].
ЛУБКОВ Евгений Александрович — кандидат юридических наук, начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Псковский филиал Академии ФСИН России. Россия. Псков. E-mail: [email protected].
KAZAK, Igor Bronislavovich - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Chief of Department of the Organization of Operational Search Activity of FSIN of Russia Academy. Russia. Ryazan. E-mail: [email protected].
LUBKOV, Evgeny Alexandrovich - Candidate of Legal Sciences, Chief of Department of the Organization of the Mode and Operational Search Activity in a Penal Correction System. Pskov branch of FSIN of Russia Academy. Russia. Pskov. E-mail: [email protected].