УДК 324.5 ББК 67.7 Л-82
Лубков Евгений Александрович, кандидат юридических наук, начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Псковского филиала Академии ФСИН России, e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВНУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР
(рецензирована)
Статья посвящена актуальным вопросам оперативно-розыскной психологии, коммуникативной компетенции оперативного работника правоохранительных органов, использования метода внушения.
Ключевые слова: оперативно-розыскная психология, коммуникативная компетентность, эффективность профессиональной деятельности, внушение.
Lubkov Evgeny Alexandrovich, Candidate of Law, head of the Department of the Organization of the Mode and Operational Search Activity in Criminal and Executive System of Pskov branch of the Academy of FSEP of Russia, e-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE METHOD OF SUGGESTION IN THE ACTIVITY OF QUICK STAFF OF LAW-ENFORCEMENT STRUCTURES
(reviewed)
The article is devoted to topical issues of operational search psychology, communicative competence of the quick staff of law enforcement agencies, use of a method of suggestion.
Keywords: operational search psychology, communicative competence, efficiency of professional activity, suggestion.
«...внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на... действия и поступки...»
В.М. Бехтерев
Профессиональная деятельность сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов связана с ежедневной необходимостью воздействия на психологию людей с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности. Методы психологического воздействия, такие как метод передачи информации, метод убеждения, метод принуждения, метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач и другие редко применяются обособленно, а чаще используются в комплексе по причине более эффективного комплексного воздействия и применяются, исходя из целесообразности применения каждого из них в конкретной сложившейся ситуации, а результат воздействия заключается в достижении нужного психологического состояния у объекта оперативного воздействия. И метод внушения, занимающий особое место в системе методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности, по причине одного из наиболее эффективных и часто используемых, составляющий обязательный элемент практически любого комплексного оперативно-психологического воздействия, к удивлению, до настоящего времени недостаточно проработан в области оперативно-розыскного процесса с целью системного эффективного применения.
В ходе анализа литературы в области оперативно-розыскной психологии, можно сделать вывод, что внушение как неотъемлемую часть эффективной работы оперуполномоченного рассматривают такие авторы как Казак Б.Б [3, стр. 646], Чуфаровкий Ю.В. [9, стр. 173-176], Казак И.Б., Синилов Г.К. [6], Цветков В.Л. [8], но механизм его применения на практике не проработан и определение внушения, как части системы методов психологического воздействия именно с целью выполнения оперуполномоченным задач оперативно розыскной деятельности, не дано.
Оперативно-розыскная деятельность, представляющая собой процесс ежедневного общения с разными категориями лиц представляющих оперативный интерес, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что знание механизмов внушения, и умение применить их на практике очень важно для результативной деятельности сотрудника оперативных подразделений. В
результате интервьюирования сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов автором было установлено, что вопрос содержание внушения как метода психологического воздействия и возможности его применения на практике вызывают затруднение, что, по мнению автора, говорит о неудовлетворительной подготовке оперативных работников и необходимости более углубленно изучения методов и приемов психологического воздействия в образовательных учреждениях, подготавливающих будущих оперуполномоченных для правоохранительных структур в рамках курса оперативно-розыскной психологии, с обязательной практической отработкой всех приёмов с целью закрепления навыка для дальнейшего использования в оперативной работе.
В настоящее время ученые так и не пришли к единому определению термина внушения. Так, В.М. Бехтерев писал «Внушение, действует путем непосредственного прививания тех или иных психических состояний от одного лица к другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания». [2, стр. 98]. Внушение -это банальнейшее явление повседневной жизни. Если многие исследователи конца XIX - начала ХХ века полагали, что внушение является основным фактором душевной жизни людей и своего рода «неразложимым прафеноменом», то З. Фрейд исходил из того, что оно само должно быть объяснено и что человек имеет право на противовнушение. Попытка объяснения природы внушения была предпринята им в «Лекциях по введению в психоанализ», где он рассмотрел перенос через призму чрезмерной способности человека распространять либидозную привязанность на различные объекты. Однако психоаналитическое понимание природы внушения было дано им в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я», в которой устанавливалась непосредственная связь между либидозными, эмоциональными отношениями между людьми и внушением, между идентификацией и внушаемостью [7, стр. 43]. Ю.В. Чуфаровский определяет внушение как одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся [9, стр. 173]. Ряд других ученых предлагает другие термины, но, по мнению автора, всех их объединяет мысль, что внушение - это самый распространенный метод воздействия одного человека на другого.
C учетом специфики оперативно-розыскной работы и необходимости определения приемов, используемых оперуполномоченными оперативных подразделений, для верного понимания особенностей оперативно-розыскной работы и ее законности, автором предлагается для последующего использования в теории и законодательстве следующие термины:
- оперативно-розыскное внушение (суггестия) - это целенаправленный, запланированный процесс передачи психологического состояния или информации путем вербального или невербального воздействия, которая принимается без критической оценки или при пониженной критичности восприятия с целью получения объектом внушающего воздействия с дальнейшей реализацией внушающего воздействия (внушающих установок) в форме поведения, позволяющего оперативному сотруднику получать оперативно-значимую информацию и более эффективно решать задачи оперативно-розыскной деятельности;
- объект оперативно-розыскного внушения - лицо, обладающее сведениями, представляющими оперативный интерес, или способное своими действиями или бездействием в процессе общения с оперативным сотрудником способствовать эффективному решению задач оперативно-розыскной деятельности.
Правоприменительная практика показывает, что область применения оперативно-розыскного внушения может быть условно разделена на три блока:
- для блокировки нежелательного поведения или мышления объекта оперативно-розыскного воздействия;
- для склонения объекта оперативно-розыскного воздействия к желаемому действию;
- для быстрого распространения информации, необходимой оперуполномоченному, для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Как мы видим, из содержания вышеуказанных блоков оперативно-розыск-ное внушение может быть широко использовано в рамках всех задач, перечисленных в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 2005 года №144 «Об оперативно-розыскной деятельности» [1].
Как показывает практика, внушение возможно как в бодрствующем состоянии, так и в состоянии сна и в состоянии гипнотического сна. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования, как наиболее встречающегося в
работе оперативных подразделений, что не исключает применение на практике при определенной подготовке оперуполномоченного внушающего воздействия на фоне двух других состояний человека. Для внушения в состоянии бодрствования, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притуплённое сознание и снижение критичности у интересующего оперуполномоченного лица.
С целью получения набольшей эффективности, необходимо определить этапы реализации метода оперативно-розыскного внушения, а именно:
- подготовительный (планирующий) этап (определение цели, изучение объекта, выбор способа внушения, выбор обстановки);
- основной (подготовка к восприятию и информации, предъявление информации, проверка усвоения);
- заключительный (учет результатов внушения, оформление результатов).
Во время планирования также необходимо установить, какими видами внушения оперуполномоченный будет пользоваться:
- прямыми (внушающее наставление, приказ, команда);
- косвенными (намек, косвенное одобрение, осуждение).
Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики -внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того, чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости [5, стр. 87]. Этому надо учиться в образовательных учреждениях, подготавливающих специалистов для дальнейшей работы в оперативных подразделениях правоохранительных органов.
В качестве подготовки к непосредственному внушению, необходимо установить с объектом психологический контакт и идентификацию с объектом воздействия, что возможно, в случае если оперуполномоченный: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) относится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) вызывает у него положительные эмоции, и в свою очередь достигается использованием приемов «подстройки», «ведения», «отзеркаливания», «якорения», постоянная отработка которых должна быть приоритетной в саморазвитии оперуполномоченного в области оперативнорозыскной психологии. А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Необходимо создать условия для эффективного проведения оперативнорозыскного внушения, а именно, определить оперативно-розыскную направленность внушения: учет степени внушаемости объекта оперативно-розыскного внушения, строгий отбор внушаемой информации, владение техникой внушения, проработка личности оперуполномоченного, внешний вид, уверенность в собственных силах, отработанная речь сотрудника, знание приемов установления психологического контакта, способность к эмпатии.
Как показывает практика, благоприятным фоном для оперативно-розыск-ного внушения может быть как стрессовая ситуация так и состояние покоя совмещенное с относительной неподвижностью и отстраненностью объекта внушения от внешних раздражителей с направление фокуса внимания внутрь себя. В связи с этим самым распространенным способом погружения объекта внушения в такое состояние является создание благоприятной обстановки, нахождение объекта на удобном стуле с поддерживающей спинкой и создание воздействия монотонного раздражителя, такого как звуки спокойной музыки, громкий ход секундной стрелки и т.д. Вместе с тем, ряд признаков позволяют установить, что объект находится в необходимом для эффективного внушения состоянии, а именно: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т.д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем, «расслабленность и эмоциональная, напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость» [4, стр. 38-39]. И уже проанализировав состояние, в котором находится объект оперативно-розыскного внушения, придя к выводу, что объект находится в психологическом состоянии, пригодном для внушения, можно непосредственно переходить к самому процессу внушения, в том виде, в котором оно запланировано.
После проведения оперативно-розыскного внушения оперативный сотрудник может проверить результат проведенного мероприятия путем задавания вопроса на интересующую тему, отмечая позицию объекта, или наблюдая за поведением объекта с целью определения его психологического состояния и результата действия внушения.
Таким образом, эффективность профессиональной деятельности сотрудников оперативных аппаратов обусловлена уровнем профессионализма в использовании методов оперативно-розыскной психологии, а закрепление навыков использования психологических приемов это приоритетная задача,
стоящая перед ведомственными вузами в обучении сотрудников оперативных подразделений. Оперуполномоченный компетентный в вопросах о возможностях и методах внушения эффективно решает задачи требуемого психологического воздействия на необходимый объект, может профессионально противостоять направленному на него воздействию такого рода со стороны преступной среды, а так же использовать метод самовнушения, прочно вошедший в практику многих зарубежных силовых структур, как достаточно эффективное средство корректировки своего психического состояния, которое всегда находится «под рукой» и которое так необходимо в стрессовых условиях ежедневной работы оперуполномоченного любых подразделений правоохранительных органов, что требует проведения отдельных исследований. Полагаем, что рассмотренная нами проблема применения метода внушения при проведении оперативно-розыскной деятельности со всей очевидностью продемонстрировала необходимость изменения воззрений на сущность, содержание метода и его место и роль в профессиональной деятельности оперативных работников.
Литература:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 1995. 18 авг.
2. Бехтерев В.М. Гипноз. Внушение. Телепатия. СПб., 2011. 416 с.
3. Казак Б.Б., Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д., 2007. 688 с.
4. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М.: Гос. изд. мед. лит, 1962.
530 с.
5. Руководство по психиатрии / Под ред А.В. Снежневского. М.: Медицина, 1974. 320 с.
6. ^нилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: учеб. пособие. М.: Норма, 2008. 48 с.
7. Фрейд З. «Я» и «ОНО». М.: Просвещение, 1991. 29 с.
8. Цветков В.Л., Шевченко В. М., Шаматова Е. М. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 255 с.
9. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. М.: Проспект, ТК Велби, 2006. 208 с.
References:
1. About operational search activity: federal law of 12.08.1995 No. 144-FL (an edition of 28.12.2010)//Russian newspaper. 1995. August 18.
2. Bekhterev V. M. Hypnosis. Suggestion. Telepathy. SPb., 2011. 416p.
3. Casack B.B., Dmitriyev Yu.A. Penitentiary psychology. Rostov N / D., 2007. 688 p.
4. Platonov K.I. Word as physiological and medical factor. M., 1962.530 p.
5. Guide to psychiatry / Ed. by A.V. Snezhnevsky. M.: Medicine, 1974. 320 p.
6. Sinilov G. K. Introduction to operational search psychology. M., 2008. 48 p.
7. FreudS. “I” and “IT”. M.: Prosvetshchenie, 1991. 29p.
8. Tsveykov V. L., Shevchenko V.M., Shakhmatova E.M. Psychology of OSA. M.: UNITY- DANA, 2009. 255p.
9. Chufarovsky Yu.V. Psychology of operational search activity. M.: Prospect, Welby, 2006. 208 p.